Шпаргалка по "Юридической психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 17:11, шпаргалка

Краткое описание

Предмет ЮП и ее задачи
ЮП - изучает проявление и испол. психических закономерностей, психол-х знаний в сфере прав. регул. и юр. деятельности. ЮП иссл. проблемы повышения эфф-ти правотворчества, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности на основе учета психол -х факторов.
Задачи ЮП:
-осуществить научный синтез психол-х и юр. знаний;
-раскрыть психолого-юр. сущность базовых правовых категорий;
-обеспечить глубокое понимание юристами объекта своей деятельности – поведения человека

Файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ ЮРП.docx

— 349.25 Кб (Скачать)

· демонстрация возможностей объективного установления скрываемых обстоятельств независимо от показаний подследственного.

Большое психологическое воздействие  на подследственного оказывает предъявление ему вещественных доказательств  и раскрытие их разоблачающего значения, возможностей судебной экспертизы.

Следователю также необходимо учитывать  и использовать эмоциональные реакции  обвиняемого на те вещественные доказательства, которые значимы лишь для него и нейтральны сами по себе.

 

 

26. Допрос  как получение и закрепление  личных доказательств. Учет и  использование психологических  закономерностей в тактике допроса.

Являясь способом получения личных доказательств, допрос имеет свою специфику. Полнота и достоверность получаемой на допросе информации зависит не только от соблюдения установленных  процессуальным законом правил, но и от осведомленности следователя  в психологических механизмах формирования образных представлений и их реконструкции. Предварительное следствие по психологической  сущности – процесс реконструкции  прошедших событий по следам, сохранившимся  в материальной среде и в психике  людей, причастных к этим событиям. Многие существенные для расследования  обстоятельства могут быть установлены  только на основе личных доказательств. Такие существенные для расследования  стороны механизма совершения преступления, как формирование преступного умысла, мотивы и цели преступления и многое другое, можно установить лишь в  результате квалифицированного допроса.

Проводя допрос, следователь работает с психическими следами, сформированными  в прошлом. Эти следы не статичны, они изменчивы, подвержены личностной реконструкции, подвергаются «стиранию», испытывают на себе влияние других следов от многочисленных воздействий.

Память о прошлом актуализируется  в сознании допрашиваемых лиц  под влиянием воздействия следователя, системы его вопросов, что также  влияет на особенности реконструктивной деятельности этих лиц.

Следователь при допросе сталкивается с обилием разрозненной информации. Его задача – систематизировать  эту информацию, найти ее ключевые, системообразующие элементы, выдвинуть  систему вопросов, восстанавливающих  «каркас» расследуемого события, по части события восстановить событие  в целом, дать отдельным фрагментам события адекватную интерпретацию.

Допрос – наиболее психологизированное следственное действие, связанное с личностными особенностями допрашиваемого и допрашивающего, психическим взаимодействием между ними. Центральными психологическими проблемами допроса являются оценка показаний, система приемов правомерного психического воздействия в целях получения правдивых показаний. способы изобличения ложных показаний. Отражение действительности в сознании человека обусловлено различными моделирующими механизмами личности — национально-культурными и возрастными факторами, профессиональным и жизненным опытом, общекультурным уровнем. В юридической литературе распространены термины "формирование показаний", "стадии формирования показаний". Эти термины не бесспорны, поскольку только в момент допроса воспроизводимые человеком образы памяти осознаются им как показания. В повседневной жизни человека формируются не "показания", а образы восприятия, памяти и воображения. Несостоятельно и сведение "стадий формирования показаний" к психическим процессам — восприятию, сохранению и воспроизведению.

Материал, извлекаемый человеком  из памяти, избирательно актуализируется  и реконструируется в зависимости  от той задачи, которая возникает  перед ним в данный момент. Восприятие обусловлено опытом человека, содержанием  и целью его деятельности. Цель текущей деятельности организует поле восприятия: одни объекты приобретают  существенное значение, другие отходят  на задний план, становятся фоном деятельности. При сохранении материала в долговременной памяти происходят его определенная личностная реконструкция, обобщение, фрагментаризация. Своеобразие сохранности материала зависит от его значения и личностного смысла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27. Мнемическая помощь и оценка показаний

Одна из основных задач допроса  — выявить объективную чувственную  первооснову по субъективным свидетельским  описаниям. Для этого необходимы активное взаимодействие следователя  с допрашиваемым лицом, оказание ему мнемической помощи. Мнемическая помощь — содействие восстановлению в памяти допрашиваемого лица забытого им материала — сложная деятельность, требующая психологической квалифицированности следователя. Мнемическая помощь может легко перейти грань процессуальной дозволенности и оказаться средством внушения, средством запрещенного законом вымогательства показаний. Квалифицированная же мнемическая помощь допрашиваемому лицу может стать решающим средством получения достоверной информации. Она основана на оживлении смысловых и пространственно-временных связей, ассоциаций. Актуализация ассоциаций по смежности, сходству, контрасту, логическим связям явлений, по структурно-функциональной объединенности — основные приемы мнемической помощи. Для адекватного воспроизведения событий существенна мобилизация мнемической деятельности допрашиваемого лица на воспроизведение событий в той последовательности, в которой они происходили. События воспроизводятся более точно при их привязке к значительным эпизодам жизнедеятельности допрашиваемого лица. Для уточнения пространственных представлений возможно использование фотографий, схем, выезд на место происшествия с целью реконструкции реального поведения лица в соответствующих пространственных условиях. Мобилизации памяти допрашиваемого содействуют: предоставление возможности свободного рассказа, повторение рассказа с различных стадий повествования (с середины, конца событий, изложения отдельных эпизодов) допрос о фактах, сопутствующих преступлению (ассоциации по смежности, сходству, контрасту, причинно-следственные ассоциации); предъявление вещественных доказательств, находящихся в прямой или косвенной связи с забытым фактом; допрос на месте происшествия; ознакомление допрашиваемого с показаниями других лиц; применение на допросе планов, схем, рисунков, фотоснимков, моделей, макетов.

Оценивая показания свидетелей и других участвующих в деле лиц, следователь должен учитывать, что  воспроизведение связано с реконструкцией ранее воспринятого. Вспоминая отдельные  события, люди обычно выделяют прежде всего те стороны, которые соответствуют  их эмоциональным состояниям и личностной направленности. Например, при испуге преувеличивается степень угрожающих обстоятельств, чувство ненависти  содействует воспроизведению прежде всего негативных качеств другого  человека и т. д.

В следственной практике необходимо также учитывать и возрастные особенности психики индивида. Чем  меньше возраст ребенка, тем больший  удельный вес в его памяти имеют  элементы непосредственной образности, недостаточен понятийный охват явлений. При этом возможна слишком расширенная  или крайне ограниченная трактовка  явлений. Значительны дефекты памяти у лиц, злоупотребляющих алкоголем. У отдельных людей возможны временные  и устойчивые нарушения памяти —  амнезия (провал памяти), обманы памяти — контаминация и конфабуляция1. Все следы памяти (энграммы) имеют тенденцию к угасанию, затормаживанию. Поэтому общее правило допроса — необходимость его воспроизводства при минимальном истечении времени, прошедшего после расследуемого события. 1 Контаминация (от латинского "contaminatio" — смешение) — ошибочное воспроизведение материала, состоящее в неправильном объединении различных следов памяти. Конфабуляция (от латинского "con" — вместе и "fabula" — выдумка) — полный или частичный вымысел, отождествленный с Действительностью Следует учитывать, что в зависимости от типа высшей нервной деятельности у допрашиваемого лица могут возникать, различные временные затруднения в припоминании. Если допрашиваемое лицо находится в состоянии перевозбуждения, допрос следует прервать или отложить, учитывая возможность возникновения в последующем явления реминисценции1 — более полное и точное воспроизведение после снятия возбуждения, утомления или интерференции (противодействия) какой-либо другой текущей деятельности. В памяти человека всегда хранится неизмеримо больше информации, чем он может воспроизвести в данный момент. Сообщения допрашиваемых лиц становятся показаниями, доказательствами лишь после их объективной оценки. Центральная проблема допроса — оценка показаний, определение их истинности. При этом особое внимание обращается на: 1) логическую связь сообщаемых сведений, их непротиворечивость или противоречивость; 2) соответствие или несоответствие сообщаемых сведений другим доказательствам; 3) общие прихофизиологические возможности данного индивида. Практика допроса изобилует так называемыми добросовестными заблуждениями. Так, при показаниях о временных интервалах между событиями небольшие временные интервалы между событиями обычно преувеличиваются, а большие — преуменьшаются. Наиболее правильно оценивается продолжительность времени от 5 до 15 мин. Время, насыщенное событиями, при воспоминании о нем преувеличивается. Для правильной оценки показаний о продолжительности сложных событий необходимо расчленять их на отдельные части, самостоятельные эпизоды, выявить продолжительность каждого из них и затем определить общую

продолжительность всего события. Соответствующие психологические  закономерности учитываются и при  оценке показаний о пространственных особенностях объектов — их величине, удаленности, взаиморасположении. Большие  расстояния недооцениваются, а малые  — переоцениваются. Недооценивается  протяженность поверхностей с однообразной структурой (на пример, водные, заснеженные, степные, пустынные, полевые пространства). Объекты, расположенные на таких  пространствах, кажутся приближенными. Субъективно приближаются крупные, ярко окрашенные и ярко освещенные объекты. Наиболее вероятны искажения  восприятия пространственных качеств  объектов при краткосрочности их наблюдения, восприятия их в движении, низкой освещенности. Показания, касающиеся размеров, цвета, формы объектов, их взаиморасположения, требуют тщательной перепроверки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28. Психологические  аспекты подготовки следователя  к допросу.

При подготовке к допросу следователь  определяет цель и задачи допроса, учитывает  обстоятельства (в том числе и  психологического характера), определяющие его эффективность. Основная задача следователя при подготовке к  допросу — создать информационную базу допроса.

При предварительном изучении личности допрашиваемого следователь выявляет социальный статус лица, выполняемые  им социальные роли, социально значимые личностные качества, психические возможности  индивида в ситуациях, имеющих значение для расследования.

Предварительное изучение личности допрашиваемого направлено на определение наиболее эффективных приемов психического взаимодействия с данным лицом, построение моделей наиболее вероятностного поведения  лица на допросе. Поскольку исходные данные о личности допрашиваемого часто  бывают очень скудными, возможно построение и нескольких наиболее вероятных  моделей поведения допрашиваемого и соответствующих тактик взаимодействия с ним.

Основная часть подготовки следователя  к допросу — систематизация исходной информации и определение критериев  оценки показаний. Подготовка к допросу, его планирование — моделирование  предстоящей деятельности, формирование ее ориентировочной основы.

Следователь критически оценивает  весь материал уголовного дела, выявляет взаимосвязи фактов, обстоятельства расследуемого происшествия, определяет место каждого факта в системе  событий, классифицирует имеющиеся  доказательства на «сильные» и «слабые».

План допроса может быть развернутым  или кратким, письменным или зафиксированным  только мысленно. Но план должен содержать  систему вопросов, обусловленных  общими задачами расследования.

«Отметим наиболее существенные в  правовом и психологическом отношениях вопросы, подлежащие включению в  план допроса:

Ø  обстоятельства, условия совершения деяния, участвовавшие в нем лица, их взаимоотношения и взаимодействия; поведение потерпевшего;

Ø  мотивация и личностная детерминация деяния, условия, способствовавшие его совершению;

Ø  способ совершения деяния, система использованных приемов и операций, индивидуализированных стереотипов поведения — навыков и привычек, орудий и приспособлений; действия, характеризующие устойчивые психические качества личности;

Ø  способ сокрытия преступления, условия, содействующие его сокрытию;

Ø  отношение обвиняемого (подозреваемого) к результатам совершенного деяния.»[9]

Предвидя возможность противодействия  обвиняемого (подозреваемого), следователь  тщательно продумывает систему  уточняющих, напоминающих и контрольных  вопросов; получение объяснений по имеющимся доказательствам, доводов, выдвигаемых обвиняемым в свою защиту; получение новых сведений о фактах, имеющих значение для расследования, ликвидирующих разрывы в имеющейся  системе доказательств; устранение противоречий в имеющихся доказательствах; проверку правдивости показаний  посредством контрольных вопросов; использование противоречий для  изобличения ложности показаний.

Вопросы, которые следователь планирует  задать на допросе, должны отвечать ряду требований — быть понятными для  допрашиваемого, конкретными и в  то же время стимулирующими развернутый  ответ, не содержать тактически проигрышной  информации. Необходимо учитывать, что  сама по себе постановка вопросов передает определённую информацию допрашиваемому. Система вопросов может создать  впечатление о мере информированности  следователя по расследуемому делу. Первоначально целесообразно задавать вопросы по таким фактам, которые  не могут быть опровергнуты допрашиваемым. Следует предвидеть, на какие факты  может сделать ставку противодействующее лицо. Особенно тщательно продумываются  так называемые «косвенные» вопросы  — двойные вопросы, в которых  главный вопрос замаскирован нейтральным.

Следователю необходимо владеть примерной  общей программой допроса по делам  конкретных категорий.

Так, при расследовании дел по незаконному пересечению Государственной  границы РФ выявляются, прежде всего, свидетели, могущие дать показания  об обстоятельствах пересечения, о  лицах организовавших или оказывавших  пособничество преступнику в  незаконном пересечении Государственной  границы, их внешность и местонахождение, маршрут следования нарушителя границы, наличие соучастников преступления.

Информация о работе Шпаргалка по "Юридической психологии"