Шпаргалка по "Юридической психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 17:11, шпаргалка

Краткое описание

Предмет ЮП и ее задачи
ЮП - изучает проявление и испол. психических закономерностей, психол-х знаний в сфере прав. регул. и юр. деятельности. ЮП иссл. проблемы повышения эфф-ти правотворчества, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности на основе учета психол -х факторов.
Задачи ЮП:
-осуществить научный синтез психол-х и юр. знаний;
-раскрыть психолого-юр. сущность базовых правовых категорий;
-обеспечить глубокое понимание юристами объекта своей деятельности – поведения человека

Файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ ЮРП.docx

— 349.25 Кб (Скачать)

Принципы реализации юридической ответственности – законность, справедливость, целесообразность, неотвратимость и быстрота реализации.

Справедливость юридической  ответственности расчленяется на ряд требований: нельзя использовать меры наказания, унижающие человеческое достоинство; нельзя придавать закону обратную силу. При обратимом характере причиненного правонарушителем вреда ответственность состоит в его возмещении; если причиненный вред необратим, наказание виновного должно соответствовать тяжести совершенного правонарушения; за одно правонарушение возможно лишь одно наказание.

Целесообразность юридической  ответственности – соответствие избираемой меры воздействия целям юридической ответственности, строгая индивидуализация наказания.

Справедливость и целесообразность обусловлены главенствующим принципом  реализации юридической ответственности  – законностью и обоснованностью. Законным основанием возникновения  юридической ответственности является вина, виновность дееспособного правонарушителя.

В праве и юридической  доктрине принято следующее определение  вины: «Вина – психическое отношение  лица к своему противоправному поведению (действию или бездействию) и его  последствиям. Означает осознание (понимание) лицом недопустимости (противоправности) своего поведения и связанных  с ним результатов2.

Понятие вины является базовой  категорией уголовного права. Однако в  вышеприведенном определении вины на передний план выдвигается понимание  лицом противоправности своего поведения. И это имплицитно (скрытно) исключает  из категории вины всю сферу подсознательно, импульсивно совершаемых преступлений. В существующем определений вины не просматривается личностная причастность лица к совершенному социально вредному деянию. Непонимание лицом недопустимости, противоправности своего поведения  как бы делает его невиновным.

Существующее аморфное определение  вины требует кардинального пересмотра3.

В конструкцию понятия  вины вместо терминов «осознание», «понимание»  следовало бы включить понятие «личностная  причастность к противоправной сущности деяния» – отношение всей личностной сферы (сознания и подсознания) к  совершенному деянию. Формы вины должны быть соотнесены со структурой противоправного  деяния.

Умышленная форма вины – вина, характеризующаяся преступной целью, способами и результатом противоправного деяния.

Неосторожная форма вины – вина, характеризующаяся преступным способом и результатом противоправного деяния. Юридически и психологически корректным можно признать следующее определение вины:

Вина - личностная причастность дееспособного лица к совершенному им социально вредному, противоправному  деянию и его последствиям, выраженная в несоответствии цели, способов и  результатов этого деяния нормам права. Уголовная ответственность – один из видов юридической ответственности, правовое последствие совершенного преступления, заключающееся в применении к виновному государственного принуждения в форме наказания. Привлечение к уголовной ответственности означает возбуждение уголовного дела, последующие расследование и судебное разбирательство.

Совершение преступления является юридическим фактом, влекущим возникновение специфических правовых отношений между виновным и государством, осуществляющим правосудие. Со стороны  государства, его судебных органов  это правоотношение воплощается  в обязанность этих органов обеспечить объективное, полное и всестороннее расследование события, по которому возбуждено уголовное дело, а виновного  лица – нести уголовную ответственность  и право на ограничение этой ответственности  пределами, установленными законом  для данного рода деяний.

Уголовная ответственность  наступает как за совершение противоправного  деяния, так и за приготовление  к нему, за покушение на преступление и за соучастие в его совершении.

Обвиняемый (подсудимый) считается  невиновным, пока его вина не будет  доказана в установленном законом  порядке (презумпция невиновности). Никто  не может быть привлечен в качестве обвиняемого не иначе как на основании  и в порядке, установленных законом. Предание обвиняемого суду не предрешает его виновности. Доказывать виновность лица обязаны судебные органы.

Необходимые условия уголовной  ответственности – вменяемость  лица – его способность сознавать  значение своих действий и руководить ими, т.е. психически здоровый индивид, а также достижение лицом установленного законом возраста уголовной ответственности (14–16 лет).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. Психологические особенности личности следователя

Правосудие по уголовным  делам осуществляется только судом. Но для всестороннего, полного и  объективного исследования судом обстоятельств  дела требуется подготовительная работа – предварительное следствие.

Задачами предварительного следствия являются раскрытие преступления – обнаружение события преступления и установление личности преступника, закрепление, проверка и предварительная  оценка доказательств с тем, чтобы  предание виновного суду было, с  одной стороны, неизбежным, а с  другой – имело достаточные основания.

Цель следственной деятельности – установление истины по уголовному делу. Эта цель достигается в процессе познавательно-удостоверительной деятельности следователя.

Деятельность следователя  характеризуется следующими особенностями: процессуальной регламентированностью средств и сроков следствия, высокой формализованностью социально-ролевой функции следователя; недостаточностью в ряде случаев исходной информации в начальной стадии расследования; практической оперативностью – практические результаты одного действия предопределяют выбор другого действия; преодолением возможного противодействия заинтересованных лиц; наличием властных полномочий; широкой социальной коммуникативностью; повышенной социальной ответственностью принимаемых решений.

Наличие властных полномочий может создать иллюзию обвинительной  направленности деятельности следователя, а в некоторых случаях –  вызвать его соответствующую  профессиональную деформацию. Между  тем функции следователя –  не обвинение и не защита, а поиск истины в процессе расследования посредством полного, объективного и всестороннего исследования обстоятельств дела.

Обеспечивая объективность  расследования, закон специально предусматривает  меры предотвращения психического насилия, прямого и скрытого давления со стороны  следователя на лиц, привлеченных к  уголовному делу. Закон прямо запрещает  следователю домогаться показаний  обвиняемого путем насилия, угроз  и иных незаконных мер.

Повышенная психическая  напряженность работы следователя, необходимость постоянной оперативной  реактивности предъявляют особые требования к его нейрофизиологической организации и качествам его психики.

К нервно-психическим качествам, значимым в профессии следователя, следует отнести:

-сензитивность– повышенную нервно-психическую чувствительность к внешним воздействиям;

-эмоциональную устойчивость;

-пониженный уровень тревожности– умеренная эмоциональная возбудимость в опасных ситуациях;

-резистентность– сопротивляемость внешним и внутренним психотравмирующим условиям;

\-толерантность– устойчивость к нервно-психическим перенапряжениям.

Среди личностных качеств  следователя первостепенную значимость имеют интеллектуальные, волевые  и коммуникативные качества.

Интеллектуальные качества следователя должны отвечать требованиям  развитого практического ума.

Особенностью практического  ума следователя является тонкая наблюдательность, внимание к отдельным  деталям события, умение использовать для разрешения частной задачи то особенное и единичное, что не входит полностью в теоретическое  обобщение, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно.

Интеллектуальные качества следователя должны сочетаться с  рядом других профессионально-характериологических качеств. Среди них первостепенную значимость имеет система ценностной ориентации следователя – его социальная, нравственная позиция, высоко развитое чувство гражданского и служебного долга.

Процессуальная независимость  и служебная самостоятельность  следователя требуют от него высокой  инициативности, организованности и  социальной ответственности.

Длительная профессиональная деятельность при недостаточной  самокритичности следователя может  привести к его профессиональной деформации. Властные полномочия следователя  могут вызвать и закрепить  такие негативные личностные качества, как высокомерие, чванливость, грубость, душевную черствость. Постоянное подчинение деятельности следователя процессуальной регламентации может содействовать  ригидности, негибкости, приверженности к шаблонным решениям, формализму; постоянное соприкосновение с асоциальными проявлениями – сформировать устойчивую подозрительность, предвзятость, склонность к обвинительному уклону в своей  деятельности. Часто возникающий  дефицит времени может привести к торопливости, поверхностности, пренебрежительности  к отдельным процессуальным требованиям. Эти возможные проявления личностно-профессиональной деформации должны быть сняты развитым устойчивым самоконтролем следователя.

Постоянно находясь в эмоциогенных условиях, следователь должен проявлять эмоциональную устойчивость, хладнокровие, рационализм, широко использовать приемы самоуспокоения, самоубеждения, самоприказов. Предвидя эмоционально экстремальные ситуации, следователю целесообразно заранее сформировать установку на повышенную устойчивость в данной ситуации, преодолевать «страх неудачи». И всегда он должен помнить: его задача – не борьба с человеком, а борьба за человека.

Познавательно-удостоверительная  деятельность следователя 

Деятельность следователя  направлена не только на установление истины по делу, но и на ее удостоверение.

Деятельность следователя  по раскрытию и расследованию  преступления – восстановление истинной картины событий по их прямым и косвенным признакам – доказательствам. Сущность доказательств, свидетельств одинакова во всех сферах человеческой деятельности.

Различаются два вида свидетельств (доказательств) – прямые и косвенные. Если человек видел убийство и описывает, как оно произошло, – это прямое свидетельство (доказательство). По прямым и косвенным доказательствам следователь воссоздает, реконструирует событие преступления, объективную и субъективную стороны состава преступления. При этом косвенные доказательства имеют не меньшую доказательственную ценность, чем доказательства прямые.

Материальные следы (например, следы орудий взлома) позволяют в  ряде случаев судить о профессии  преступника, его возрасте, росте, физической силе и др. Каждое событие преступления отображается в материальной среде  и психике людей.

Выявление психических следов, так называемых «личных доказательств», имеет познавательную специфику  – они могут быть успешно осуществлены лишь на основе учета факторов, влияющих на образование психических образов  и их воспроизведение.

Исследуя «психические источники» доказательств, анализируя показания, следователь должен оценить эти  показания, определить их истинность.

Следователь должен учитывать, что люди воспринимают события субъективно  – под влиянием личностной и ситуативной  апперцепции, личностных особенностей реконструкции материала в процессе его сохранения и воспроизведения.

Итак, профессионально направленная наблюдательность, способность к  систематизированному сопоставлению  фактов, реконструкции явлений по их косвенным признакам, критичность  и рефлексивность – таковы особенности следственного мышления.

Наиболее сложные виды следственных ситуаций отличаются крайне информационной недостаточностью. В  этих ситуациях значительную роль играют эвристические – познавательно-поисковые способности следователя.

Учет доказательственной значимости исходных фактов, их экстраполяция  в реальные жизненные условия, вероятностно-модельный  охват расследуемого события, видение  «разрывов» в цепи расследуемого  события, творческое изыскание новых  способов получения недостающей  информации, проверка достоверности  фактов и информационных источников – таковы основные характеристики следственного познания Следственное познание – познание доказательственное – верифицируемое: оно характеризуется  проверяемостью всех выводов следователя. Развиваясь на базе вероятностно-информационного моделирования, следственное познание имеет целью получение достоверного знания о расследуемом событии.

Один из основных способов получения доказательств следователем – идентификация Следователь ориентируется на те устойчивые признаки объектов, которые информативны для расследования, т.е. несут идентификационную информацию.

. В связи с этим ведущими  приемами мыслительной деятельности  следователя становятся сравнение,  классификация и систематизация.

Мышление следователя  при решении сложных познавательно-поисковых  задач развертывается на основе гипотезы, версии. Выдвижение обоснованной версии дает высоковероятностную информацию о возможном наличии существенных связей в определенной исходной ситуации, указывает путь познания при данной исходной информативной базе.

Информация о работе Шпаргалка по "Юридической психологии"