Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 17:11, шпаргалка
Предмет ЮП и ее задачи
ЮП - изучает проявление и испол. психических закономерностей, психол-х знаний в сфере прав. регул. и юр. деятельности. ЮП иссл. проблемы повышения эфф-ти правотворчества, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности на основе учета психол -х факторов.
Задачи ЮП:
-осуществить научный синтез психол-х и юр. знаний;
-раскрыть психолого-юр. сущность базовых правовых категорий;
-обеспечить глубокое понимание юристами объекта своей деятельности – поведения человека
Принципы реализации юридической ответственности – законность, справедливость, целесообразность, неотвратимость и быстрота реализации.
Справедливость юридической ответственности расчленяется на ряд требований: нельзя использовать меры наказания, унижающие человеческое достоинство; нельзя придавать закону обратную силу. При обратимом характере причиненного правонарушителем вреда ответственность состоит в его возмещении; если причиненный вред необратим, наказание виновного должно соответствовать тяжести совершенного правонарушения; за одно правонарушение возможно лишь одно наказание.
Целесообразность юридической ответственности – соответствие избираемой меры воздействия целям юридической ответственности, строгая индивидуализация наказания.
Справедливость и
В праве и юридической доктрине принято следующее определение вины: «Вина – психическое отношение лица к своему противоправному поведению (действию или бездействию) и его последствиям. Означает осознание (понимание) лицом недопустимости (противоправности) своего поведения и связанных с ним результатов2.
Понятие вины является базовой
категорией уголовного права. Однако в
вышеприведенном определении
Существующее аморфное определение
вины требует кардинального
В конструкцию понятия вины вместо терминов «осознание», «понимание» следовало бы включить понятие «личностная причастность к противоправной сущности деяния» – отношение всей личностной сферы (сознания и подсознания) к совершенному деянию. Формы вины должны быть соотнесены со структурой противоправного деяния.
Умышленная форма вины – вина, характеризующаяся преступной целью, способами и результатом противоправного деяния.
Неосторожная форма вины – вина, характеризующаяся преступным способом и результатом противоправного деяния. Юридически и психологически корректным можно признать следующее определение вины:
Вина - личностная причастность дееспособного лица к совершенному им социально вредному, противоправному деянию и его последствиям, выраженная в несоответствии цели, способов и результатов этого деяния нормам права. Уголовная ответственность – один из видов юридической ответственности, правовое последствие совершенного преступления, заключающееся в применении к виновному государственного принуждения в форме наказания. Привлечение к уголовной ответственности означает возбуждение уголовного дела, последующие расследование и судебное разбирательство.
Совершение преступления
является юридическим фактом, влекущим
возникновение специфических
Уголовная ответственность наступает как за совершение противоправного деяния, так и за приготовление к нему, за покушение на преступление и за соучастие в его совершении.
Обвиняемый (подсудимый) считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке (презумпция невиновности). Никто не может быть привлечен в качестве обвиняемого не иначе как на основании и в порядке, установленных законом. Предание обвиняемого суду не предрешает его виновности. Доказывать виновность лица обязаны судебные органы.
Необходимые условия уголовной ответственности – вменяемость лица – его способность сознавать значение своих действий и руководить ими, т.е. психически здоровый индивид, а также достижение лицом установленного законом возраста уголовной ответственности (14–16 лет).
Правосудие по уголовным делам осуществляется только судом. Но для всестороннего, полного и объективного исследования судом обстоятельств дела требуется подготовительная работа – предварительное следствие.
Задачами предварительного
следствия являются раскрытие преступления
– обнаружение события
Цель следственной деятельности
– установление истины по уголовному
делу. Эта цель достигается в процессе
познавательно-
Деятельность следователя характеризуется следующими особенностями: процессуальной регламентированностью средств и сроков следствия, высокой формализованностью социально-ролевой функции следователя; недостаточностью в ряде случаев исходной информации в начальной стадии расследования; практической оперативностью – практические результаты одного действия предопределяют выбор другого действия; преодолением возможного противодействия заинтересованных лиц; наличием властных полномочий; широкой социальной коммуникативностью; повышенной социальной ответственностью принимаемых решений.
Наличие властных полномочий
может создать иллюзию
Обеспечивая объективность расследования, закон специально предусматривает меры предотвращения психического насилия, прямого и скрытого давления со стороны следователя на лиц, привлеченных к уголовному делу. Закон прямо запрещает следователю домогаться показаний обвиняемого путем насилия, угроз и иных незаконных мер.
Повышенная психическая напряженность работы следователя, необходимость постоянной оперативной реактивности предъявляют особые требования к его нейрофизиологической организации и качествам его психики.
К нервно-психическим качествам, значимым в профессии следователя, следует отнести:
-сензитивность– повышенную нервно-психическую чувствительность к внешним воздействиям;
-эмоциональную устойчивость;
-пониженный уровень тревожности– умеренная эмоциональная возбудимость в опасных ситуациях;
-резистентность– сопротивляемость внешним и внутренним психотравмирующим условиям;
\-толерантность– устойчивость к нервно-психическим перенапряжениям.
Среди личностных качеств следователя первостепенную значимость имеют интеллектуальные, волевые и коммуникативные качества.
Интеллектуальные качества следователя должны отвечать требованиям развитого практического ума.
Особенностью практического ума следователя является тонкая наблюдательность, внимание к отдельным деталям события, умение использовать для разрешения частной задачи то особенное и единичное, что не входит полностью в теоретическое обобщение, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно.
Интеллектуальные качества
следователя должны сочетаться с
рядом других профессионально-
Процессуальная независимость и служебная самостоятельность следователя требуют от него высокой инициативности, организованности и социальной ответственности.
Длительная профессиональная
деятельность при недостаточной
самокритичности следователя
Постоянно находясь в эмоциогенных условиях, следователь должен проявлять эмоциональную устойчивость, хладнокровие, рационализм, широко использовать приемы самоуспокоения, самоубеждения, самоприказов. Предвидя эмоционально экстремальные ситуации, следователю целесообразно заранее сформировать установку на повышенную устойчивость в данной ситуации, преодолевать «страх неудачи». И всегда он должен помнить: его задача – не борьба с человеком, а борьба за человека.
Деятельность следователя направлена не только на установление истины по делу, но и на ее удостоверение.
Деятельность следователя по раскрытию и расследованию преступления – восстановление истинной картины событий по их прямым и косвенным признакам – доказательствам. Сущность доказательств, свидетельств одинакова во всех сферах человеческой деятельности.
Различаются два вида свидетельств (доказательств) – прямые и косвенные. Если человек видел убийство и описывает, как оно произошло, – это прямое свидетельство (доказательство). По прямым и косвенным доказательствам следователь воссоздает, реконструирует событие преступления, объективную и субъективную стороны состава преступления. При этом косвенные доказательства имеют не меньшую доказательственную ценность, чем доказательства прямые.
Материальные следы (например, следы орудий взлома) позволяют в ряде случаев судить о профессии преступника, его возрасте, росте, физической силе и др. Каждое событие преступления отображается в материальной среде и психике людей.
Выявление психических следов,
так называемых «личных доказательств»,
имеет познавательную специфику
– они могут быть успешно осуществлены
лишь на основе учета факторов, влияющих
на образование психических
Исследуя «психические источники» доказательств, анализируя показания, следователь должен оценить эти показания, определить их истинность.
Следователь должен учитывать,
что люди воспринимают события субъективно
– под влиянием личностной и ситуативной
апперцепции, личностных особенностей
реконструкции материала в
Итак, профессионально направленная наблюдательность, способность к систематизированному сопоставлению фактов, реконструкции явлений по их косвенным признакам, критичность и рефлексивность – таковы особенности следственного мышления.
Наиболее сложные виды следственных ситуаций отличаются крайне информационной недостаточностью. В этих ситуациях значительную роль играют эвристические – познавательно-поисковые способности следователя.
Учет доказательственной значимости исходных фактов, их экстраполяция в реальные жизненные условия, вероятностно-модельный охват расследуемого события, видение «разрывов» в цепи расследуемого события, творческое изыскание новых способов получения недостающей информации, проверка достоверности фактов и информационных источников – таковы основные характеристики следственного познания Следственное познание – познание доказательственное – верифицируемое: оно характеризуется проверяемостью всех выводов следователя. Развиваясь на базе вероятностно-информационного моделирования, следственное познание имеет целью получение достоверного знания о расследуемом событии.
Один из основных способов
получения доказательств
. В связи с этим ведущими
приемами мыслительной
Мышление следователя
при решении сложных