Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 17:11, шпаргалка
Предмет ЮП и ее задачи
ЮП - изучает проявление и испол. психических закономерностей, психол-х знаний в сфере прав. регул. и юр. деятельности. ЮП иссл. проблемы повышения эфф-ти правотворчества, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности на основе учета психол -х факторов.
Задачи ЮП:
-осуществить научный синтез психол-х и юр. знаний;
-раскрыть психолого-юр. сущность базовых правовых категорий;
-обеспечить глубокое понимание юристами объекта своей деятельности – поведения человека
В период советского тоталитаризма многие юридические законы имели антиправовой, несправедливый характер и их исполнение требовало грубого принуждения. Многие из них были абсурдными (налоги на холостяков, фруктовые деревья и др.), нормативно-конфликтными – противоречили нравственным нормам. Систематическое извращение правовой сущности законов вело к резкому падению престижа законов, правовой десоциализации
В настоящее время наше общество стоит перед необходимостью социокультурной реформации. Первоочередной социальной задачей является легитимизация нашего общества – неукоснительное подчинение всей его жизнедеятельности требованиям закона.
Формирование правового
государства связано с
Переход нашего общества к
социально-рыночным отношениям сопряжен
с рядом новых экономических,
правовых и социально-психологических
трудностей. Общество должно адаптироваться
к принципиально новым для
него условиям жизнедеятельности, осуществить
не только экономическую, но и идеологическую
и социально-психологическую
Стартовым и системообразующим звеном правовой регуляции являются разработка и издание правовых норм – юридических законов. Общеобязательную силу может приобрести лишь та правовая норма, которая способна выполнять функцию социальной нормы, т.е. отвечать социальным потребностям общества и личности, соответствовать социально-психологическим механизмам человеческого поведения.
Стабильное правотворчество -эффективности норм права. Критерии эффективности норм закона неодинаковы в различных отраслях права. Так, для принятия уголовно-правовой нормы необходимо предварительное выяснение распространенности и причинной обусловленности запрещаемого деяния, объема социального вреда, наносимого этим деянием, возможности резкого сокращения распространенности этого деяния другими социорегулятивными средствами, подготовленности общественного сознания для принятия соответствующей нормы, возможности реализации вводимой нормы механизмом контроля над ее осуществлением.
Правосознание – сфера сознания, связанная с отражением правозначимых явлений, совокупность взглядов и идей, выражающих отношение людей, социальных групп к праву и законности, их представления о должном правопорядке, о правомерном и неправомерном.
Правосознание людей определяется правовыми устоями общества, практикой правоприменения, реальными условиями жизнедеятельности людей, нравственным опытом и традициями общества, системой распространенных оценочных отношений к правозначимым явлениям. Наиболее устойчивые нормативно-ценностные позиции личности образуют сферу ее правозначимых установок – вызывают стереотипную готовность к определенным действиям в правозначимых ситуациях.
Правосознание подразделяется на общественное, групповое и индивидуальное.
Общественное правосознание – сфера общественного сознания, отражающая правозначимые явления общественного бытия; общественное правосознание взаимодействует с правовой идеологией – системой господствующих правовых идей, взглядов и установок, определяет направленность правотворчества и механизмы праворегуляции.
Групповое правосознание стихийно, зависит от узкогрупповых интересов, которые нередко противостоят общественным интересам. Групповое сознание может быть и асоциальным.
Индивидуальное правосознание еще более разнообразно. Оно в значительной мере определяется правосознанием малых -социальных групп, в которые включена личность, условиями ее бытового формирования. Индивидуальное правосознание отличается различными уровнями развития.
На элементарном уровне индивидуальное правосознание выражается в согласовании конкретной правозначимой деятельности с эмпирическим представлением о нормах правомерного поведения. Более высокие уровни правосознания проявляются при осознании сложных правовых ситуаций, правовых институтов, правового статуса человека в обществе.
Высший уровень индивидуального правосознания характеризуется совокупностью взглядов на правовую систему, осознанием социальной значимости права, оценкой его сущности, овладением правовой идеологией. Это концептуальный уровень правосознания.
Индивидуальное правосознание проявляется в мотивах правозначимых поведенческих актов, особом структурно-личностном образовании – солидарности личности с правом или в правовом негативизме – отрицании правовых ценностей. Солидарность личности с правом означает, что правомерное поведение само по себе становится личностно принятой ценностью, самодовлеющим интересом личности.
Правосознание нельзя рассматривать
как некое обособленное психическое
образование. Правосознание человека
определяется его общей ценностной
ориентацией в отношении
Дефекты правосознания –
не столько «правовые пробелы», сколько
негативное отношение к праву, противопоставление
ему узкоэгоистических, своекорыстных
интересов и устремлений
Поведение, регулируемое правовыми нормами, называется правоприменительным поведением. Его можно подразделить на три группы:
-правоисполнительное– потребности личности, цели и средства их достижения совпадают с правовыми требованиями;
-правопослушное– цели и средства их достижения совпадают с общественными требованиями не в силу внутреннего убеждения личности, а в силу ее конформности;
-законопослушное– потребности, желания, интересы личности не совпадают с общественным требованием, но личность в силу боязни наказания подчиняется требованиям закона.
Степень социальной адаптации может быть различной, но четкая грань между социально адаптированным и неадаптированным поведением определяется законом. Все разновидности преступлений – проявления социально неадаптированного поведения.
Правосознание личности в правовом обществе обусловлено господствующими в обществе идеями прав личности, пониманием сущности права как основного социального блага, обеспечивающего свободу и благополучие людей.
Правосознание членов общества
определяется их правовой культурой, знанием
их прав и обязанностей, правовой просвещенностью.
Эффективность же судопроизводства
зависит от правосознания
Криминальная психология
– область юридической
-социальные, психологические и биологические факторы детерминации преступления;
-критерии понятия «личность преступника»;
-психологическая характеристика преступников различных категорий;
-психологический анализ структуры индивидуального преступного деяния, групповой и организованной преступной деятельности;
-психологические аспекты вины и юридической ответственности.
Поведение человека – сложное многофакторное явление. Сущность каждого поведенческого акта определяется его местом в общей структуре поведения личности
Поведение человека детерминировано,
закономерно обусловлено
Говоря о детерминации криминального поведения, укажем на основные исходные принципы анализа проблемы.
1. Криминальное поведение, как и поведение в норме, многофакторно, оно не является следствием одной или даже нескольких причин.
Социальные и биологические факторы становятся детерминантами криминального поведения не сами по себе, а интегрируясь в личностно-психологических качествах преступника.
2. Криминальное поведение
отличается от социально-
Для поведения большинства преступников характерны социально-ценностная дезадаптация и дефекты саморегуляции
3. Преступное поведение
осуществляется на основе
Преступное поведение – поведение конфликтное, оно всегда основано на противоречиях, существующих в обществе, в социальных группах, между личностью и социальной группой, между отдельными личностями и, наконец, в самой личности.
Итак, преступное поведение не бывает прямым следствием только непосредственно воздействующих факторов. В поведении человека система внешних обстоятельств преломляется через систему сформированных у него внутренних условий. К ним относятся: система ценностных ориентаций, особенности целеполагания и целедостижения, обобщенные способы поведения, психодинамические особенности саморегуляции.
И чем менее социализирована личность (что, как правило, и служит характерной особенностью личности преступника), тем дольше возможность автономизации биологических факторов. Чем ограниченнее психическое развитие человека, тем большую роль в его поведении играют иерархически низшие уровни мотивации. (Среди обследованных рецидивистов установлено, что последнее преступление многих из них в значительной мере обусловлено генетически, структурно низшими психическими свойствами: эксцессами темперамента, патологией психики, подсознательными влечениями.)
Биологически унаследованные качества человека должны быть поняты как подсистема развития определенных психических качеств.
Психические аномалии – это так называемые пограничные психические состояния – непатологические психические расстройства, не достигшие степени психоза (психического заболевания, характеризующегося кардинальными психическими нарушениями, обусловливающими невменяемость). К психическим аномалиям относятся: психопатии, акцентуации характера, олигофрения (умственная отсталость), неврозы, сексуальные перверзии (половые извращения).
Психопатия– врожденная или развившаяся в ранние годы аномалия личности, аномальность высшей нервной деятельности, обусловливающая психическую неполноценность личности.
Олигофрения (малоумие) – врожденное или рано приобретенное (в первые 3 года жизни) недоразвитие психики, в основном – интеллекта, в сочетании с разнообразными дефектами физического развития; возникает в результате поражения зачатка плода, а также вследствие заболеваний, механических травм в раннем детстве. По степени умственного недоразвития олигофрения делится на дебильность, имбицильность и идиотию
Анализ личностных особенностей лица, совершившего преступление, необходим для ответа на вопросы: каким образом и почему совершено деяние данной личностью? какую ответственность должен нести конкретный преступник? какой должна быть система мер по его ресоциализации? каковы меры предупреждения формирования личности преступника?
Законодатель обязывает выявить особенности личности, проявившиеся в совершаемом деянии. Индивидуальные особенности личности виновного учитываются и при конструкции конкретных составов преступления, и при индивидуализации уголовной ответственности и наказания.