Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 17:11, шпаргалка
Предмет ЮП и ее задачи
ЮП - изучает проявление и испол. психических закономерностей, психол-х знаний в сфере прав. регул. и юр. деятельности. ЮП иссл. проблемы повышения эфф-ти правотворчества, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности на основе учета психол -х факторов.
Задачи ЮП:
-осуществить научный синтез психол-х и юр. знаний;
-раскрыть психолого-юр. сущность базовых правовых категорий;
-обеспечить глубокое понимание юристами объекта своей деятельности – поведения человека
ЮП - изучает проявление и испол. психических закономерностей, психол-х знаний в сфере прав. регул. и юр. деятельности. ЮП иссл. проблемы повышения эфф-ти правотворчества, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности на основе учета психол -х факторов.
Задачи ЮП:
-осуществить научный синтез психол-х и юр. знаний;
-раскрыть психолого-юр. сущность базовых правовых категорий;
-обеспечить глубокое понимание юристами объекта своей деятельности – поведения человека;
-раскрыть особенности психической деят-ти различных субъектов правоотношений, их психических состояний в различных ситуациях правоприменения и правоохранения;
-выработать рекомендации по усовершенствованию пр. регул-я жизни общества.
Психо-е знания необходимы юристу и для глубокого понимания сущности базовых уголовно-правовых категорий (таких, как вина, мотив, цель, личность преступника, и др.), и для решения отдельных юридических вопросов – назначение судебно-психологической экспертизы, квалификация состава преступления по ст. ст. 107 и 113 УК, реализация ст. 61 УК, требующих выявления состояния сильного душевного волнения как обстоятельства, смягчающего ответственность виновного.
Методы ЮП
Общепсихологические методы иссл. имеют определ. специфику, обусловленную особенностями объекта иссл.(методы структурного анализа, естественного эксперимента, включенного наблюдения, исследования документов, контент-анализ и интервьюирование)
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ по цели исследования:
1)Метод научного исследования – закономерности челов-х отношений, рег-ые нормами права (разработка рекомендаций, борьба с преступностью)
2)Метод психологического воздействия на личность - (ведут его должностные лица, в рамках борьбы с преступностью и ограниченные уголовно-процессуальными законодательством и этикой) (предупреждение преступных действий, раскрытие преступлений и выявление его причин, перевоспитание преступников и их адаптация к условиям нормального существования в нормальной соц. среде.
3)метод судебно-психологической экспертизы – наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертом-психологом (включает в себя методы: метод психологического анализа материалов уголовного дела; биографический метод; метод естественного эксперимента и наблюдения; инстументальный - изучение индивидуально психологических особенностей человека
Судебно-психологическая экспертиза – выявление возможных психических аномалий у проходящих по делу лиц. Она осуществляется высококвалифицированными специалистами по личностной диагностике
СПОСОБЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Система (структура) ЮП
ЮП имеет собственную систему категорий (тезаурус), соответствующую логике включенности человека в сферу правовой регуляции. Она состоит из пяти разделов, каждый из которых имеет соответствующую подструктуру.
1. Правовая психология:
-право как фактор социальной регуляции поведения,
-психологические аспекты эффективного правотворчества,
-правовая социализация личности,
-особенности психического отражения правозначимых явлений,
-психология правопонимания и правосознания,
-психология правоисполнительного поведения.
2. Криминальная психология:
-проблема роли психологических факторов в детерминации преступного поведения,
-роль биологических и социальных факторов в криминализации личности,
-понятие личности преступника,
-психологические типы преступников,
-психология совершения преступного деяния.
3. Психология уголовного
-Психология предварительного следствия:
(психология следственной деятельности,
психология личности следователя и других
участников уголовного процесса, познавательно-
-Психология судебной деятельности: психологические особенности судебной деятельности, психология подготовки и планирования судебного разбирательства, психологические особенности судебного следствия и его участников, психология допроса в судебном следствии, психология судебных прений, и т.д
4. Исправительная (пенитенциарная) психология: задачи исправительной (ресоциализирующей) психологии, психологические проблемы наказания и исправления преступников, психология осужденного на лишение свободы, психология жизнедеятельности в условиях исправительно-трудовых учреждений, психология ресоциализирующей деятельности, социальная реадаптация освобожденного.
5. Психология гражд.правового регулирования: психология гражданских правоотношений, позиции сторон гражданского процесса и их коммуникативная активность, психологические аспекты подготовки гражданских дел к судебному разбирательству, и т.д.
Как учебная дисциплина юридическая психология имеет вводный раздел «Методологические основы юридической психологии», в котором рассматриваются: предмет, методы, задачи и теоретические принципы юридической психологии, ее место в системе смежных наук, роль и значение в повышении эффективности правового регулирования, историческое развитие юридической психологии.
Развитие ЮП исторически первоначально осущ-сь как развитие правовой психологии – прав. мировоззрения (совок-ть взглядов, идей, выражающих отношение людей к праву, законности, правосудию, формировались общечелов. представления о справедливости и правомерности)
Основы теорет. осмысливания сущности права и правосознания- заложены древнегреч. философ. (эффективность закона связывалась с естественными (психологическими) законами поведения людей).
Рационалистические идеи о природе чел. поведения были высказаны Сократом (469–399 гг. до н. э.). Его идеи о необходимости совпадения справедливого и законного были развиты Платоном и Аристотелем.
В период средневек., во время формир. абсолютных монархий сложилось этатическое понимание права- приравнивание его к гос. власти (жестко регламентировалось поведение подданных, возникновение цензуры над жизнедеят. чел-ка, жесткая система ограничений жизненной активности).
Прогрессивные мыслители
начинали понимать, что оздоровление
общества может произойти лишь на
основе освобождения жизнедеятельности
людей. В XVIII в. прогрессивные мыслители
и общественные деятели (Кант, Руссо,
Вольтер, Дидро, Монтескье и др.) формируют
современную концепцию
Руссо, Монтескье, Вольтер и другие идеологи Просвещения убедительно показали, что если право является возведенной в закон волей правителя, то такое право ничуть не лучше, чем полное бесправие.
Одним из революционизирующих
принципов правового
Формировалось новое правовое мировоззрение. Право стало трактоваться как осознаваемая обществом мера социальной справедливости, социально допустимой свободы личности.
Формировались фундаментальные идеи современного общества – идеи свободы и социальной справедливости, гражданские основы демократического права.
В 1789 году была принята Декларация прав человека и гражданина - люди рождаются и остаются свободными и равными в правах: свобода состоит в возможности любой жизнедеятельной активности, не приносящей вреда другому. Границы свободы лимитируются законом. Все, что не запрещено законом, – дозволено. Новые правовые воззрения формировались на основе просветительной, гуманистической философии. Утверждалась новая правомировоззренческая парадигма: отношения в обществе могут урегулироваться только таким законом, который основан на «природе человека».
Новая правовая идеология раскрепощала человеческую активность, поощряла предприимчивость, инициативность. Расширялась массовая правовая компетентность.
Принятый в 1791 году
Учредительным собранием
Прогрессивное общественное развитие нового времени обусловило существенные сдвиги и в гражданском судопроизводстве- выдвинулась идея свободы коммерческих и личных отношений, признавалась свобода договорных отношений.
В договорном праве в качестве основания действительности договоров признается встречная выгода, встречное удовлетворение. На смену усложненным формальным договорам вводятся простые договоры как средство установления любой формы обязательственных отношений. Заведомый обман контрагента становится основанием для расторжения договора. Правовое государство, гражданское общество возникали на фундаменте свободного экономического развития.
Итак, право – исторически обусловленное социальное и социально-психологическое явление. Его содержание и функционирование определяются условиями экономической и духовной жизни общества. Право определяет меру свободы и социальной справедливости, меру допустимого поведения людей в данном обществе.
В XVIII-XIX вв. на основе новой правовой идеологии зарождается специализированная отрасль психолого-юридических знаний – криминальная, а затем и более широко – судебная психология.
В рамках криминальной психологии стал осуществляться эмпирический синтез фактов, касающихся психологии преступного доведения и психологии личности преступника. Начинает осознаваться необходимость психологических знаний в судопроизводстве, во всей системе правовой регуляции. Во второй половине XIX в. зарождается антропологическая школа права, повышается интерес юристов к «человеческому фактору». В конце XIX в. в связи с формированием криминалистики и экспериментальной психологии интенсивно формируется и судебная психология.
Основоположник криминалистики Ганс Гросс создает фундаментальный труд «Криминальная психология». Г. Гросс рассматривал судебную психологию как прикладную отрасль общей психологии. Первые крупные исследования по судебной психологии были Осуществлены в Германии еще в начале XIX в.2 Но только во второй половине XIX в. с развитием экспериментальной психологии и зарождением криминалистики эти исследования приобщают систематический характер.
В «Криминальной психологии» Г. Гросса (1898 г.) содержится большой раздел по психологии свидетелей. В этом разделе Г. Гросс использовал обширный материал из области экспериментальной психологии (исследования В. Вундта, Г. Эббингауза, Т. Рибо, А. Вине и др.) и показал ее значение для криминалистики.
Известный французский психолог Э. Клапаред, читавший курс лекций по судебной психологии в Женевском университете, значительно расширил круг судебно-психологических проблем и уже во второй половине XIX в. ввел понятие «юридическая психология».
В начале XX в. в связи с
общим кризисом психологии произошел
спад и в развитии судебной психологии.
Однако в 20-х, а затем в 60-х годах
вновь активизируется интерес к
проблемам юридической
Авторами наиболее крупных работ в области зарубежной юридической психологии являются Г. Тох (Правовая и криминальная психология. Нью-Йорк, 1961), М. Липмман (Основы психологии для юристов. Лейпциг, 1914), Д. Абрахамсен (Криминальная психология. Нью-Йорк, 1961), бельгийский криминалист и психиатр Р. Луваж (Психология и преступность. Гамбург, 1956) и др. В этих работах широко используются социально-психологические и криминологические идеи французских социологов Габриэля Тарда (1843–1904)3 и Эмиля Дюркгейма (1858–1917)4.