Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 17:11, шпаргалка
Предмет ЮП и ее задачи
ЮП - изучает проявление и испол. психических закономерностей, психол-х знаний в сфере прав. регул. и юр. деятельности. ЮП иссл. проблемы повышения эфф-ти правотворчества, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности на основе учета психол -х факторов.
Задачи ЮП:
-осуществить научный синтез психол-х и юр. знаний;
-раскрыть психолого-юр. сущность базовых правовых категорий;
-обеспечить глубокое понимание юристами объекта своей деятельности – поведения человека
Интерес к судебно-психологическим проблемам в России особенно возрос после судебной реформы 1864 года.
В 1874 году в Казани публикуется первая монография по судебной психологии – «Очерки судебной психологии», автор – психиатр А. А. Фрезе считал, что предмет судебной психологии – «применение к юридическим вопросам наших сведений о нормальном и ненормальном проявлении душевной жизни». В 1877 году юрист Л. Е. Владимиров выступил со статьей «Психологические особенности преступников по новейшим исследованиям», в которой отмечал, что социальные причины преступности находят почву в индивидуальных характерах, изучение которых обязательно для юристов.
В конце XIX в. в связи с
развитием экспериментальной
В 80-х годах - юрис А. Ф. Кони, читал курс лекций «О преступных типах», написал ряд содержательных работ по судебной психологии. Так, в работе «Память и внимание» А. Ф. Кони писал: «... Судебные деятели по предварительному исследованию преступлений и рассмотрению уголовных дел на суде должны иметь твердую почву сознательного отношения к доказательствам среди которых главнейшее, а в большинстве случаев и исключительное, место занимают показания свидетелей, для чего в круг преподавания на юридическом факультете должны быть введены психология и психопатология»6.
В 80-х годах XIX в. начинается научная деятельность выдающихся русских психиатров и психологов В. М. Бехтерева С. С. Корсакова и В. П. Сербского.
В. М. Бехтерев разрабатывал конкретные судебно-психологические проблемы, а С. С. Корсаков и В. П. Сербский выдвинули ряд плодотворных концепций, пограничных между психиатрией и судебной психологией.
В это же время к вопросам криминальной психологии обращаются и профессиональные психологи – Н. Я. Грот, А. В. Завадский, А. Ф. Лазурский7.
На рубеже XIX и XX вв. в России остро ставятся вопросы о психологическом исследовании (экспертизе) участников уголовного процесса8. В ряде случаев преступность рассматривалась как психопатология9. Однако идеи Ч. Ломброзо о врожденной преступности не имели широкого распространения в России и были подвергнуты резкой критике передовыми юристами и психологами (А. Ф. Кони, В. М. Бехтеревым и др.).
В конце XIX в. и в начале XX в. в России формируется психологическая школа права, родоначальником которой стал юрист и социолог Л. И. Петражицкий, в 1898–1918 гг. руководивший кафедрой истории философии права в Петербургском университете. Л. Петражицкий полагал, что науки о праве и государстве должны базироваться на анализе психических явлений. Однако социальную обусловленность права Петражицкий подменил психологической обусловленностью. Петражицкий утверждал, что реально существуют только психические процессы, а социально-исторические образования – их внешние проекции.
Идеи Петражицкого оказали значительное влияние на развитие судебной психологии в начале XX в.
В 1902–1903 гг. выходит двухтомное исследование Г. С. Фельдштейна «Психологические основы учения о виновности». Известный юрист М. Н. Гернет в свой учебник «Уголовное право» (1913 г.) ввел параграфы «Психология преступника» и «Психология заключенного». Однако во всех работах по судебной психологии до начала XX в. психологические положения лишь механически применялись к отдельным правовым явлениям.
В 1908 году по инициативе В. М. Бехтерева и Д. А. Дриля был создан научно-учебный Психоневрологический институт, в программу которого входила и разработка курса «Судебной психологии». А в 1909 году в рамках Психоневрологического института был создан Криминологический институт. Судебной психологией начали заниматься профессиональные психологи, и с этого времени она стала развиваться как самостоятельная прикладная отрасль психологии.
В судебной психологии наметился круг основных проблем – изучение психики преступников, свидетелей и других участников уголовного процесса, диагностика лжи и др.
В разработке судебно-психологических
проблем активно участвовал В. М.
Бехтерев. Итоги его работы были
обобщены им в труде «Объективно-
В первые годы после революции
началось широкое изучение психологии
различных групп преступников, психологических
предпосылок преступности, психологии
отдельных участников судопроизводства,
проблем судебно-
Судебная (криминальная) психология становится общепризнанной и авторитетной отраслью знаний. Уже в 1923 году на 1 Всероссийском съезде по психоневрологии работала секция криминальной психологии (под руководством криминалиста С. В. Познышева). Съезд отметил необходимость подготовки криминалистов-психологов, а также целесообразность открытия кабинетов для криминально-психологических исследований. Однако многие судебно-психологические исследования того времени испытывали влияние рефлексологии, антропологизма и социологизма. Во многих случаях гипертрофировалась роль отдельных факторов формирования личности преступника. В 1925 году в Москве был создан первый в мире Государственный институт по изучению преступности и преступника. К работе в биопсихологической секции института были привлечены крупные психологи. За время существования (до 1929 года) институт опубликовал около 300 работ, в том числе и по проблемам судебной психологии.13
Из наиболее значительных работ по судебной психологии 20-х годов следует отметить работы К. Сотони, С. В. Познышева, А. Р. Лурии, А. Е. Брусиловского, 14 Были осуществлены массовые психологические обследования различных групп преступников – убийц, хулиганов, сексуальных правонарушителей и др.15 Широко исследовались проблемы исправительной психологии.16 Экспериментальное исследование свидетельских показаний было включено в план работ Московского института психологии.
В 1930 году состоялся 1 съезд по изучению поведения человека, на котором работала секция судебной психологии. На секции были заслушаны и обсуждены доклады А. С. Тагера «Об итогах и перспективах изучения судебной психологии» и А. Е. Брусиловского «Основные проблемы психологии подсудимого в уголовном процессе».
Однако в то время были допущены и крупные биологизаторские ошибки. Так, С. В. Познышев в работе «Криминальная психология. Преступные типы» подразделял преступников на два типа – экзогенных и эндогенных (внешне обусловленных и внутренне обусловленных).
Резкая критика этих ошибок
в начале 30-х годов, а также
последующий правовой волюнтаризм
привели к неоправданному прекращению
судебно-психологических
В советском правоведении
утвердилось деформированное
До середины 60-х годов проблемы юридической психологии были преданы забвению.
Некоторые сдвиги в развитии юридической психологии произошли после того, когда в 1966 году в юридических вузах страны было введено преподавание общей и судебной психологии.
Появляется ряд исследований по судебной психологии17, психологии допроса18, исправительной психологии19. Создаются новые учебные пособия по судебной психологии20.
В структуре Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности был создан сектор психологии.
В составе Академии МВД СССР была организована кафедра психологии. Во ВНИИ общей и судебной психиатрии им. В. П. Сербского была создана лаборатория психологии. В отдельных юридических вузах начались исследования различных проблем судебной психологии. Однако связь психологии и права осуществлялась в основном лишь в сфере уголовного судопроизводства.
Многие направления
В стране пока еще нет специализированного научного учреждения по проблемам юридической психологии, по производству судебно-психологической экспертизы, отсутствует система подготовки специалистов по юридической психологии.
Правовая психология - (раздел ЮП) – это психологические аспекты правопонимания, правотворчества, формирования индивидуального, группового и общественного правового сознания, правовой социализации личности и ее правосоотнесенного поведения.
Регуляция социальных процессов – направленность поведения социальных общностей и отдельных индивидов на их оптимальное функционирование и социальное развитие.
Сущность соц. регулирования: обеспечивает упорядоченность жизнедеятельности общества; формирует систему ценностей, путем уровня общественного сознания.
Исторические предпосылки: первобытная община – развитие системы дозволений и строгих запретов, сначала к конкретным ситуациям, затем более обобщенно.
Право возникло в связи с развитием производства, свободного товарообмена, когда поведение отдельного человека высвободилось от традиционных общинных устоев, приобретало все большую автономию, регулируемую правилами, в последующем соответствующими законами., вместе с которыми возникали и органы которым было поручено его соблюдение – публичная власть государство. Возникла и развивалась социально-регулятивная культура человечества, которая и является основным признаком цивилизации.
Социальное расслоение общества было первопричиной возникновения права, правового регулирования, регулирующее наиболее сложные, во многих случаях конфликтные, сферы взаимодействия людей.
Вот как мотивировалась необходимость права уже в первом своде законов: «Для того, чтобы дать сиять справедливости в стране, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильному не притеснять слабого» (Сборник законов царя Хаммурапи, XVIII в. до н. э.). Та же исходная позиция права просматривается и в древнеиндийских законах Ману: «Если бы царь не налагал неустанно наказание на заслуживающих его, более сильные изжарили бы слабых, как рыбу на вертеле». В Древнем Риме сущность права была сформулирована более лапидарно: «Право – искусство правды и справедливости».
Право – многогранное системное явление, обеспечивающее саморазвитие общества. В теоретическом плане право должно быть охвачено всеми обществоведческими науками – философией, социологией, психологией, теорией информации и др.
Личностная автономия, утверждаемая современным правом, стала возможной лишь на определенном историческом этапе психического и социального развития человека, когда внешние социальные регуляторы трансформировались в социально адаптированные внутриличностные регуляционные механизмы.
Основой правового регулирования является правопонимания - трактовка сущности права зависит реализация права. Современное понимание права – понимание его как основного средства реализации социальной целесообразности и справедливости( с представлениями людей о должных отношениях между ними, о соответствии между их деяниями и возданием им, между трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, между заслугами людей и их общественным признанием). Справедливость – условие нормального развития социума. Справедливо все нравственное. Несправедливы безнравственность, произвол, беззаконие. Поступки людей, результаты их поведения подлежат социальной оценке через категорию справедливости. Справедливое – есть сущность права. Отсюда возникновение эры цивилизацторнных отношений между людьми.
ПРАВО - система правоприменения являются показателем уровня социального развития общества, показателем уровня дозволений человеческой активности, а вся правовая система – механизмом, обеспечивающим функционирование общества как самоорганизующейся системы, механизмом непрерывного наращивания самоценности человека. Нацеленность права на стабильную целесообразность человеческого поведения характеризует его неразрывную связь с психологией общественного поведения человека. И там, где нет законодательной гарантии активного гражданского поведения, нет личной свободы граждан, там нет правового государства.
Право - формирование цивилизации на идеалах свободы и гуманизма, его развитие сопровождалось все большим «связыванием» государства в интересах личности.
Правовое регулирование = правовое воздействие на поведение членов общества осуществляется по информационному и ценностно-ориентационному каналам.
Объект правового регулирования - волевое поведение людей, зависящее от социально-психологического состояния среды, уровня социальных притязаний в обществе, социально-культурного наследия общества.
Эффективность правового
регулирования зависит не только
от его «жесткости», но и от соотнесенности
со свойствами объекта этой регуляции.
Уровень развитости правовой системы
в значительной мере определяется ее
соотнесенностью с насущными
потребностями общества, психологическими
особенностями человеческого