Шпаргалка по "Юридической психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 17:11, шпаргалка

Краткое описание

Предмет ЮП и ее задачи
ЮП - изучает проявление и испол. психических закономерностей, психол-х знаний в сфере прав. регул. и юр. деятельности. ЮП иссл. проблемы повышения эфф-ти правотворчества, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности на основе учета психол -х факторов.
Задачи ЮП:
-осуществить научный синтез психол-х и юр. знаний;
-раскрыть психолого-юр. сущность базовых правовых категорий;
-обеспечить глубокое понимание юристами объекта своей деятельности – поведения человека

Файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ ЮРП.docx

— 349.25 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22. Психология  обвиняемого

Психология обвиняемого Обвиняемый в совершении преступления – это  участник уголовного процесса на предварительном  следствии, которому предъявлено обвинение. Психология подозреваемого определяется: 1) процессуальным положением обвиняемого (отсутствие ответственности за дачу ложных показаний и пр.); 2) характером совершенного преступления (тяжесть, социальный резонанс и пр.); 3) личностными характеристиками (направленность личности, мотивация, ценностная сфера, установки и т.д.); 4) отношением обвиняемого к совершенному преступлению; 5) в ситуации лишения свободы – дезадаптацией (вплоть до суицидальных проявлений); 6) конфликтной ситуацией общения (как явной, так и латентной) с лицом, производящим следствие; 7) формированием защитной доминанты, противодействие расследованию (как активное, так и пассивное); 8) постоянной психологической напряженностью, активной мыслительной деятельностью.

Психологические особенности конкретного  обвиняемого определяют и наиболее эффективные меры по его изобличению, получению правдивых показаний, достижению целей и задач расследования. Наиболее полно это реализуется  в ходе допроса, который чаще всего  происходит в условиях конфликтной  ситуации, что предполагает наличие  психологической борьбы. Это предъявляет  высокие требования к личности и  психологической подготовке следователя  при ее ведении: владение способами  психологической защиты и психологического воздействия, в том числе жесткого.

В качестве основных мер, предпринимаемых  следователем, следует выделить: 1) диагностику  конфликтной ситуации допроса, психологический  анализ формы психологической защиты лица и используемых им методов, предварительное  планирование тактики допроса; 2) психологический  анализ и оценку отношений лица к  событию преступления, его последствиям, своей роли в нем, потерпевшему, следователю; 3) психологический анализ и оценку основных личностных характеристик: общей  и социальной направленности, ценностных ориентаций, установок, мотивов, взглядов, убеждений; 4) выбор линии поведения, коммуникативной позиции, средств  и методов психологического воздействия, нейтрализации психологического противодействия; 5) оперативный анализ и оценка невербальных реакций; 6) использование специальных  психологических приемов для  диагностики и преодоления лжи, запирательства, попыток ввести в  заблуждение; 7) использование специальных  психологических приемов для  переформирование на позитивные установок, взглядов, ценностных ориентаций, жизненных  целей; 8) использование тактико-психологические  приемов склонения к признанию; 9) применение тактико-психологических  приемов и методов предъявления доказательств; 10) использование специальных  приемов и методов допроса  и склонения к признанию в  от

сутствии доказательств.

 

23. психология  потерпевшего

Психология потерпевшего изучает  факторы формирования его личности, поведение до совершения преступления, в момент совершения и после совершения преступления, а также разрабатывает  практические рекомендации, касающиеся допроса потерпевшего. Психология потерпевшего связана с уголовным правом, криминологией, уголовным процессом, психологией  личности. Следует отметить, что  чем значительнее роль поведения  потерпевшего в происхождении преступления, тем менее интенсивна антисоциальная ориентация личности преступника. В преступлениях против личности такая зависимость выступает наиболее ярко, потому что в психологическом механизме совершения преступления большое значение приобретают эмоции преступника, возрастающие иногда до степени аффекта, так как воздействие потерпевшего воспринимается им сквозь призму личной значимости. Надо иметь в виду, что около 75—80% преступлений против личности совершается лицами, которые связаны с потерпевшим родственными, служебными, интимными и другими близкими отношениями, и преступление, как правило, является конечной фазой конфликта, возникшего в результате этих отношений. Глубокие психологические исследования личности потерпевшего и преступника дают возможность выявить причины и условия возникновения конфликтной ситуации и наметить пути их преодоления. Потерпевший — это одна из центральных фигур предварительного следствия и рассмотрения дела в суде, особенно если речь идет о преступлении против личности. Конкретные обстоятельства, причины и условия преступления не могут быть раскрыты полностью, если во внимание не принимается личность потерпевшего, так как очень часто преступные действия обвиняемого вызываются неправомерными, неосмотрительными или просто легкомысленными действиями потерпевшего. Его поведение, относящееся к объективным признакам состава преступления, может влиять на вину обвиняемою, а иногда (необходимая оборона) и исключать ее. От структуры личности потерпевшего и от его поведения, которое тесно связано с личностью и является ее функцией, зависит осуществление преступных намерений, активная оборона от преступных посягательств, оборона общественных интересов и т. д.

Психологическое исследование личности потерпевшего и его деятельности в стадии предварительного следствия  и суда представляется весьма актуальным, потому что способствует решению  целого ряда вопросов: более правильной квалификации преступления, глубокому  исследованию причин и условий, более  всестороннему и полному расследованию  уголовных дел, обнаружению новых  доказательств и т. д. Исследование личности потерпевшего можно рассматривать  в двух аспектах:

1) «статическая область» — это  возраст, пол, национальность, служебное  положение и т.д.; ряд этих признаков  требуется выяснить по непосредственному  требованию закона, причем некоторые  из них могут прямо влиять  на квалификацию преступления (например, возраст при половых преступлениях)  и т. д.;

2) «динамическая область», т. е.  поведение потерпевшего в период, непосредственно предшествовавший  событию преступления, и в период  события преступления, и связь  этого поведения с поведением  преступника.

К специальным методам исследования личности и поведения потерпевшего относятся анализ следственной и  судебной статистики, изучение материалов судебно-психологической и судебно-психиатрической  экспертиз, социально-психологические  и судебно-психологические ис-следования конфликтных ситуаций.

Поведение потерпевшего в момент совершения преступления зависит от:

1) влияния внешней среды, в  данном случае преступного нападения  или иного воздействия, и 

2) индивидуальных особенностей  личности.

Эти особенности личности характеризуются  типом высшей нервной деятельности потерпевшего, чертами его характера  и т. д. Жизненный опыт имеет большое  значение в поведении потерпевшего по делам о половых преступлениях, преступлениях на транспорте, в области  нарушений правил техники безопасности. На поведение потерпевшего оказывает  существенное влияние правосознание: знание закона, своих прав дает дополнительные возможности при отражении преступного  нападения, создает убежденность в  правоте действий, препятствующих преступному  посягательству.

При изучении преступления на уровне индивидуального преступного поведения  потерпевший представляет интерес  в той мере, в которой его  поведение вписывается в событие  преступления и несет в себе заряд  криминогенности. Таким свойством обладает отрицательно оцениваемое обществом причинно связанное с преступлением поведение потерпевшего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24. психология  свидетелей

Психология свидетеля Свидетель  в уголовном процессе – это  лицо, располагающее информацией  о преступлении и его участниках. Свидетель может лично воспринимать событие преступления (очевидец) либо получить информацию от других лиц. Расширительное толкование понятия «свидетель»  предполагает, что в качестве источника  информации может выступать любое  осведомленное лицо, в том числе  и не являющееся участником процесса (например, в оперативно-розыскной  деятельности). При этом психологические  особенности таких свидетелей в  основном совпадают. Психология свидетеля (осведомленного лица) определяется следующими основными моментами. 1) Физиологическим  и психофизиологическими особенностями, состоянием психики (норма или патология), половыми и возрастными характеристиками, свойствами второй сигнальной системы, т.к. связано с восприятием, запоминанием и воспроизведением информации. 2) Эмоциональным фоном до и эмоциональным реагированием в период преступления. 3) Особенностями личности (социальным положением, направленностью личности, мотивационной и ценностной сферой, профессиональной принадлежностью и т.д.). 4) Значительной долей оценочной информации, требующей тщательного анализа. 5) Внушаемостью и самовнушаемостью. 6) Процессуальным положением на предварительном следствии. 7) Психологической ролью в совершенном преступлении. 8) Характером взаимодействия с лицом, проводящим расследование.

Описанные психологические особенности  учитываются в процессе получения  значимой информации от свидетеля (как  в уголовном процессе, так и  в оперативно-розыскной деятельности). Осуществляется: 1) диагностика и  оценка состояния психофизиологических, познавательных процессов, памяти, уровня и характерных особенностей мышления; 2) диагностика и оценка личностных характеристик свидетеля; 3) выбор  и применение психологических способов активизации памяти, мышления, стимулирование восстановления ассоциативных связей (в том числе с помощью гипноза); 4) анализ психологической роли свидетеля  в совершенном преступлении; 5) оперативный  анализ и оценка невербальных реакций  свидетеля, особенно при диалоговом этапе допроса; 6) оперативное изменение  тактики допроса на основании  вышеперечисленных факторов; ) применение специальных психологических приемов  распознавания и преодоления  умышленного либо непроизвольного  искажения фактов.

 

 

25. психологический  контакт в следственной деятельности. Система приемов правомерного  психического воздействия на  лиц противодействующих расследованию.

Следует заметить, что профессиональным качеством любого следователя является его умение установить психологический  контакт со всеми участниками  уголовного процесса. При проведении любого следственного действия следователь  должен оценить психическое состояние  допрашиваемого лица, используя при  этом коммуникативные действия нейтрального содержания. Психическое поведение  следователя при производстве следственных действий должно стронться с учетом психического состояния допрашиваемого, который может быть либо резко возбужден и отрицательно настроен по отношению к преступнику, либо, наоборот, находиться в состоянии депрессии и быть подавленным. В такой ситуации следователь должен быть подчеркнуто внимателен, он не может быть небрежным и наигранно веселым, только установление между сторонами соответствующего контакта может содействовать повышению уровня психической активности допрашиваемых лиц.

Именно поэтому задачей следователя  является установление у допрашиваемого лица положительных, социальных, связей, такие связи усиливают и побуждают  к гражданским мотивам в поведении  допрашиваемого. Это не означает, что  следователь должен заигрывать с  допрашиваемым, последний должен увидеть  в процессе допроса профессионала, принципиального и грамотного специалиста, в совершенстве знающего свое дело. Вся система коммуникативных  контактов должна состоять из положительных  качеств личности и грамотного разъяснения  следователем процессуальных прав и  обязанностей допрашиваемого лица. Особенного внимания требуют обвиняемые, в отношении  которых избрана такая мера пресечения, как содержание под стражей, поэтому  при первой встрече в следственном изоляторе следователь должен избежать конфликтного взаимодействия с таким  обвиняемым. Необходимо заметить, что  при производстве допроса или  других следственных действий следователь  может столкнуться с упорным  нежеланием обвиняемого давать показания, тогда следователь должен прибегнуть к такому правомерному приему, как  психическое принуждение, суть которого заключается в том, что следователь  воздействует на противодействие обвиняемого  созданием такси ситуации, при  которой обнаруживается скрываемая обвиняемым информация даже против его  воли. Так например, тактически целенаправленная систематизация задаваемых следователем вопросов может выявить против воли допрашиваемого факта и обстоятельства, которые могли быть известны только ему, что и дает установить истину по делу.

Психическое принуждение, таким образом, не является каким-то приемом насилия  следователя в отношении допрашиваемого лица, т.к. его целью является преодоление  отрицательных установок на противодействие, и убеждение допрашиваемого в  необходимости дачи правдивых показаний. Следовательно, психическое принуждение  — это основа тактического мастерства следователя. Ведь приемы правомерного психического воздействия создают  необходимые психологические условия, которые облегчают противодействующему  допрашиваемому лицу переход от лживых показаний к правдивым.

Особо стоит подчеркнуть, что все  способы психического воздействия  на проходящих по уголовному делу лиц  должны быть только правомерными, использование  противоправных приемов психического насилия являются уголовно наказуемым. Это значит, что не должно быть нарушено ни одно из следующих требований:психический прием не может основываться на неосведомленности обвиняемого или других участников уголовного процесса в правовых вопросах;проводящиеся следственные действия не должны унижать чести и достоинства участников процесса;нельзя насильственным путем влиять на позицию обвиняемого и побуждать его к признанию несуществующей вины и оговору невиновных;гарантия прав личности, которая в дальнейшем будет и гарантией достижения истины по делу.

Система приемов правомерного психического воздействия на лиц, противодействующих расследованию

Судебная психология предлагает ряд  приемов правомерного психического воздействия в ситуациях противодействия:

· ознакомление противодействующего лица с системой имеющихся доказательств, раскрытие их юридического значения, убеждение в бесполезности противодействия следователю, разъяснение преимуществ чистосердечного признания;

· создание у подследственного лица субъективных представлений об объеме доказательств, оставление его в неведении относительно фактически имеющихся доказательств;

· исправление ошибочных представлений о неосведомленности следователя;

· создание условий для действий подследственного лица, ведущих к его разоблачению, временное попустительство уловкам, совокупность которых может иметь разоблачающее значение;

· система предъявления улик по возрастающей их значимости, внезапное предъявление наиболее значимых, изобличающих доказательств;

· использование внезапности, дефицита времени и информации для продуманных контрдействий противодействующего лица;

· совершение следователем действий, допускающих их многозначное толкование подследственным лицом;

Информация о работе Шпаргалка по "Юридической психологии"