Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 17:11, шпаргалка
Предмет ЮП и ее задачи
ЮП - изучает проявление и испол. психических закономерностей, психол-х знаний в сфере прав. регул. и юр. деятельности. ЮП иссл. проблемы повышения эфф-ти правотворчества, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности на основе учета психол -х факторов.
Задачи ЮП:
-осуществить научный синтез психол-х и юр. знаний;
-раскрыть психолого-юр. сущность базовых правовых категорий;
-обеспечить глубокое понимание юристами объекта своей деятельности – поведения человека
Различные заболевания, соматическая (телесная) ослабленность в результате перенесенных болезней могут оказать существенное влияние на протекание психических процессов и состояние психики.
В таких случаях целесообразно назначение КСМПЭ с постановкой на разрешение экспертов следующих вопросов:
– какие особенности психики могут быть обусловлены данным видом соматического заболевания?
– могло ли данное лицо правильно воспринимать события и правильно их воспроизводить?
– могло ли данное лицо в результате
соответствующей болезни
44 Комплексная СМПЭ.
Одной из комплексных экспертиз, развившейся
в результате взаимодействия наук по
предмету исследования, является комплексная
медико-психологическая
В данном случае объекты изучения в базовых
науках соотносятся как часть и целое;
в психологии — это психика человека,
в медицине — здоровье человека. На стыке
медицины и психоло¬гии возникла и развивается
пограничная наука — медицинская психология.
Она изучает психологические особенности
больных, психические проявления болезней,
роль психики в возникновении и течении
болезней, в их лечении и предупреждении,
а также в укреплении здоровья. Специалистов
в данной области науки пока еще немного,
поэтому если предмет экспертного ис¬следования
требует и медицинских, и психологических
знаний, то назначается комплексная медико-психологическая
экспертиза с привлечением специалистов-психологов
и медиков по профилю того заболевания,
которым страдает интересующий суд и следст¬вие
человек. Наиболее часто в подобных случаях
привлекаются медики-психиатры, так как
и для психологии, и для психиатрии объектом
изучения является психика человека.
С предметом комплексной медико-психологической
экспер¬тизы тесно связана ее компетенция. Под компетенцией КМПЭ следует понимать
совокупность задач, которые ставятся
перед экспертами, их возможностей и полномочий.
Нормативные акты, регулирующие назначение
и производство экспертизы, рассчитаны
на большое число случаев и являются универсальными.
К тому же многие действующие сегодня
в этой области нормы приняты двадцать
— тридцать лет тому на¬зад. Понятно, что
они не учитывают возможностей современной
науки, в частности психологии, отдельные
отрасли которой зародились совсем недавно.
В этом плане представляет интерес работа
П.А. Колмакова.
В юрисдикции действуют общие условия,
характерные для назначения экспертизы,
однако здесь имеется и определенная специфика:
экспертиза не должна касаться специальных
позна¬ний в области юриспруденции.
Единоличная экспертиза высококвалифицированного
врача-специалиста бывает недостаточной,
если имеется потребность « глубоком узконаправленном
исследовании объекта. Усложнение объектов
исследования, растущая специализация
медицинских знаний нередко делают необходимым
обращение к специали¬стам различных
областей знаний или одной отрасли знания,
но разных научных школ и течений. Это
дает возможность разно¬образить формы
и методы экспертизы, разрабатывать четкие
варианты решений, минимизировать затраты
времени и средств, обеспечить коллегиальность
высказываемых мнений.
К примеру, существенное влияние на психическую
деятельность индивида могут оказать
эндокринные и другие заболевания. Для экспертного исследования этих лиц
необходимо назначение КМПЭ, перед которой
могут быть поставлены следующие вопросы.
• Какие особенности психики могут
быть обусловлены дан¬ным видом заболевания?
• Могло ли данное лицо правильно воспринимать
события или правильно их воспроизводить?
• Имеется ли у обследуемого лица сенсорная
недостаточ¬ность?
• Могло ли подэкспертное лицо в результате
определенной болезни сознавать значение
своих действий и руководить ими?
Комплексная медико-психологическая экспертиза
назначается постановлением следователя,
судьи, другого полномочного органа или
мотивированным определением суда. В этих
процес¬суальных документах указываются:
основания для назначения данного вида
экспертизы; фамилии экспертов или наименова¬ние
учреждения, где должна быть проведена
экспертиза; вопро¬сы, подлежащие экспертному
исследованию, а также материалы, предоставляемые
в распоряжение экспертов. Указывается
также лицо, подлежащее экспертному исследованию,
описываются его процессуальный статус
и обстоятельства дела. В отношении ли¬ца,
совершившего правонарушение, КМПЭ в уголовном
процессе целесообразно проводить после
предъявления обвинения или перед составлением
обвинительного заключения.
Если комплексную медико-психологическую
экспертизу проводят в специальном экспертном
учреждении, то дознаватель, следователь
или суд направляют постановление или
опре¬деление о назначении экспертизы
и необходимые для этого ма¬териалы руководителю
учреждения, который поручает проведе¬ние
данной экспертизы нескольким своим сотрудникам.
Он разъясняет экспертам их права, обязанности
и ответственность, берет у них об этом
подписку, которую вместе с заключением
экспертов направляет следователю.
В соответствии с уголовно-процессуальным
законодательст¬вом следователь может
присутствовать при производстве любой
назначенной им экспертизы, в том числе
и медико-психоло¬гической.
Хотя в любом из видов юрисдикции следователь,
судья или другое полномочное лицо должны
иметь возможность присутст¬вовать при
проведении медико-психологической экспертизы,
но пользоваться этим правом они должны
лишь в исключительных случаях. Присутствие
следователя, судьи, другого лица, особенно
на стадии экспериментального обследования,
не только нежела¬тельно, но в большинстве
случаев вредно. Как показывает опыт, эти
лица, как правило, вмешиваются в ход эксперимента,
под¬сказывают испытуемым решения, а в
тех случаях, когда они за¬нимают наблюдательную
позицию, уже своим присутствием от¬рицательно
влияют на испытуемых, нарушая атмосферу
довери¬тельности, необходимую для проведения
медико-психологичес¬кой экспертизы.
Важным моментом в назначении КМПЭ является
выбор экспертов. Экспертизу должна проводить
экспертная комиссия в составе не менее
двух-трех специалистов. Предпочтение
в при¬влечении в качестве экспертов следует
отдавать научным и пе¬дагогическим работникам,
имеющим ученые степени, и круп¬ным специалистам-практикам.
Важно правильно выбрать экс¬перта —
специалиста узкого профиля. В экспертной
комиссии необходимо участие специалистов
по общей медицине, меди-цинской судебной
психологии, патопсихологии и врачей —
спе¬циалистов по профилю болезни испытуемого.
Все члены комис¬сии обладают равными
правами, обязанностями и несут равную
уголовную ответственность.
Все назначенные эксперты на координационном
совещании определяют такую оптимальную
последовательность исследования объекта,
которая гарантирует сохранение информации
на каждом последующем этапе. Экспертиза
может проводиться как амбулаторно, так
и стационарно. Преимущества последней
со¬стоят в том, что она позволяет проводить
наиболее полные и неоднократные обследования.
Время проведения экспертизы не имеет
жестоких ограничений.
Результаты КМПЭ оформляются актом (заключением).
Если мнения экспертов совпадают, то составляется
общее заключе¬ние. Высказывается точка
зрения, согласно которой по результа¬там
лично проведенных исследований каждый
специалист дол¬жен составить самостоятельное
заключение. Такой порядок нам представляется
наиболее целесообразным и юридически
пра¬вильным, поскольку, подписывая общее
заключение, эксперт невольно подтверждает
результаты не только своих исследова-ний,
но и исследований, проведенных другими
специалистами, для оценки которых он
не имеет необходимых знаний. Однако закон
указывает, что при расхождении мнений
каждый эксперт оформляет отдельное заключение
с обоснованием своей точки зрения (ст.
80 УПК РСФСР).
В заключении КМПЭ приводятся сведения
в отношении подэкспертного и указываются
данные, послужившие основанием для назначения
экспертизы. В анамнестической части содержат¬ся
сведения (субъективные и объективные,
в том числе почерп¬нутые из материалов
истории болезни) о прошлой жизни и ис¬тории
настоящего заболевания (если таковое
имеется), описание физического, неврологического
и психического состояния, уста¬новленного
в ходе обследования подэкспертного. Заключитель¬ная
часть состоит из выводов экспертов и
их обоснований. Вы¬воды экспертов должны
быть даны в категорической форме, предположительные
заключения не допускаются. Поскольку
экспертное заключение предназначено
для судебно-следственных органов, оно
должно быть понятно не только врачам-психологам
и врачам общей медицины, но и неспециалистам.
Поэтому по возможности в заключении следует
избегать специ¬альных терминов, а там,
где их использование необходимо, —
давать пояснения.
Экспертная информация должна быть прежде
всего научно достоверной, полученной
в результате применения апробиро¬ванных
методов исследования.
Заключение комплексной медико-психологической
экспер¬тизы подлежит оценке следователем
и судом. Экспертное за¬ключение не является
обязательным для судебно-следственных
органов, однако несогласие с экспертными
выводами должно быть мотивировано.
Медицина и психология оказывают взаимное
влияние друг на друга. Специфичность
материала медико-психологи¬ческого исследования
требует использования медициной зна¬ний
психологии. Возникает необходимость
внесения в меди¬цину ряда новых для психологии
и ценных для нее фактов, понятий и методов,
вновь выявленных закономерностей. Та¬ким
образом, объединяясь, медицина и психология
взаимообогащаются.
Заключение комплексной медико-психологической
экспер¬тизы подписывается всеми экспертами,
проводившими иссле¬дование.
45 Психологическая хар-ка участников уголовного процесса
Стадийность является существенной особенностью психологической структуры судебной деятельности.
Судебная деятельность развивается в
определенной, строго регламентируемой процессуальным законом последовательности,
которая создает соответствующие стадии
развития общей судебной деятельности,
что призвано обеспечить наиболее
целесообразные условия исследования
доказательств, способствовать установлению
истины и осуществлению правосудия.
Наличие стадий, четкое различие задач,
условий деятельности на каждой стадии
— все это создает наиболее оптимальные психологические предпосылки для
правильного и полного осуществления
правосудия судом. Усиление этих предпосылок
достигается практической возможностью
внутри регламентированных процессуальным
законодательством стадий провести дополнительное
их деление на определенные этапы,
что также обосновывается выявлением
различий в психологической
структуре, в задачах деятельности.
Уголовный процесс определяет следующие стадии развития судебной деятельности: предание
суду, судебное рассмотрение,
вынесение и исполнение приговора и другие.
1. В стадии предания суду решаются вопросы
познания предварительного расследования
и планирование собственной деятельности.
2. Непосредственное восприятие всех
источников доказательств и познание
обстоятельств дела осуществляется при проведении судебного следствия.
3. Заслушивание словесных сообщений о
результатах познавательной деятельности,
проведенной участниками судопроизводства
(прокурором, адвокатом и т. д.).
4. Реализация основной конструктивной
деятельности (вынесение приговора).
5. Осуществление действий, связанных с принятым конструктивным решением
(исполнение приговора).
На каждой из перечисленных стадий суд
не только решает самостоятельные задачи;
деятельность суда проходит в различных
внешних условиях, по-разному складываются
психические отношения, различно осуществляются
компоненты общей психологической
структуры судебной деятельности.
Психология рассмотрения уголовного
дела в суде исследует закономерности,
связанные с психической деятельностью
всех лиц, участвующих в рассмотрении дела,
а также воспитательное воздействие судебного процесса и приговора на
подсудимого и других лиц, роль общественного
мнения как фактора, влияющего на судебный процесс.
Судебное следствие и вынесение приговора по делу являются логически неизбежной
стадией, следующей за событием преступления
и предварительным следствием. Деятельность
суда, участников судебного процесса
весьма многообразна.
Правосудие, которое в большей степени,
чем многие другие виды деятельности,
выступает как сфера общения между людьми,
связано с целым рядом социально-психологических
явлений, например эффективностью
деятельности социальных групп, особенностями
оценочных суждений в группе, восприятием и пониманием
людьми друг друга, внушением, авторитетностью,
с социально-психологической
ролью личности и т. д. При этом в сфере
судопроизводства закономерности социальной
психологии могут служить и улучшению
и ухудшению результатов деятельности.
Коллегиальное и состязательное начала при осуществлении правосудия отвечают
закономерностям социальной психологии.
Согласно этим закономерностям, решению
сложных задач, к таким относится большинство уголовных дел, благоприятствует взаимодействие при принятии решения группой лиц.
В ходе совместной деятельности смягчаются
крайности показателей психических процессов всех членов группы, повышается
эффективность мышления, сковывается
действие тех субъективных факторов, которые
могут привести к ошибочному
результату. Коллективная оценка доказательств
является максимально объективной, особенно
в суде присяжных.
Довольно редко в судебной практике
встречаются случаи разногласия в судейской
коллегии. Вынесение приговора по
единогласному мнению состава суда можно
рассматривать как дополнительную гарантию
законности и обоснованности приговора, поскольку
внутреннее убеждение всех членов судейской
коллегии совпадает, что делает его несомненным.
Такое единогласие, однако, встречается
и при вынесении приговора, отмененного
впоследствии вышестоящим судом, что может
свидетельствовать о давлении неправильного
мнения большинства в судейской коллегии
на формирование собственного убеждения
каждого члена суда. Поэтому все члены
суда должны постоянно помнить о тех опасностях,
которые подстерегают их при формировании
коллективного мнения при разрешении уголовных дел. Они должны подвергать
внутреннему самоконтролю свои выводы
по данному уголовному делу,
чтобы лишний раз проверить, не формируют
ли они их таким образом под влиянием большинства.
Следует учитывать и то, что состав суда
действует при такой внутренней
обстановке, которая может усилить проявление
конформизма. Эта обстановка характеризуется
тем, что судья среди членов судейской
коллегии находится в особом положении.
Он более всех членов суда владеет информацией,
связанной с рассмотрением дела,
являясь как бы лидером в группе совместно
действующих лиц. В судейской коллегии,
кроме того, существует неравный социальный
статус взаимодействующих лиц. Такой неравный
социальный, а не правовой статус выражается
в том, что судья выполняет свою профессиональную
деятельность, остальные члены суда являются
непрофессиональными судьями.
Согласно закону председательствующий
судья подает свой голос в процессе совещания
судей последним, имеет своей целью ограничить
возможность влияния мнения судьи на мнение
других членов суда*.
Для судьи в его реконструктивной деятельности
важны следующие моменты: предварительное
изучение и оценка всех обстоятельств дела и квалификации, сопоставление
полученной в ходе судебного процесса
информации с материалами предварительного
следствия, нормами закона, окончательный
синтез всей информации при вынесении приговора.
Наличие исходной модели прошлого
события в материалах дела создает
возможность познавательной деятельности
суда по четкому заранее определенному плану.
Собранные следствием данные вновь изучаются,
планируется анализ и синтез отдельных фактов,
выдвигаются и разрабатываются возможные
версии, другие модели того же события,
действия. Важно при этом построение
версий о личности подсудимых, об их участии
в событии, о причинах определенного поведения, об условиях
действий и т. д. Состояние готовности
предполагает предельную концентрацию
мыслительных процессов судей
именно на всех обстоятельствах данного уголовного дела.
46. Психологические
особенности деятельности и
Психология судебной речи в гражданском процессе
Речь, произносимая в суде, – средство
судопроизводства, орудие профессиональной
деятельности юриста. И это орудие
должно быть профессионально эффективным.
Развернутые речи произносятся в
суде прокурором и адвокатом. Все
участники судопроизводства реализуют
свое коммуникативное взаимодействие
посредством речи.
Речь включает процесс порождения и восприятия
сообщений. Структура речевой деятельности
состоит из стадии ориентировки, целеполагания,
программирования, реализации, текущей
корректировки и контроля.
Общие требования, предъявляемые
к речи, подразделяются на логические,
культурологические и психологические.
Все эти требования имеют существенное
значение применительно к судебной речи.
Как доказательственная, судебная речь
должна отличаться строгой логичностью,
соответствием требованиям формальной
логики, достаточности и непротиворечивости.
Недопустимо смешение понятий, их многозначное
толкование. Значительный порок судебной
речи – избыточность, велеречивость.
Культура речи юриста должна быть безукоризненной.
В психологическом отношении речь юриста
должна быть простой, понятной присутствующим
и достаточно экспрессивной, убедительной.
Отдельные фразы должны быть не слишком
сложными и длинными (5–7 слов), легко воспринимаемыми
на слух, терминологически раскрытыми.
Судебная речь должна быть структурно
организованной. Вводная часть должна
вызвать повышенную ориентировочную реакцию
слушателей. В основной части должны быть
четко сформулированы основные тезисы,
приведены аргументы. В заключительной
части – сделаны четкие выводы.
Речи крупных судебных ораторов отличаются
четкой структурой, лексическим разнообразием,
убедительностью аргументов и неопровержимостью
выводов. Манерность, вычурность, искусственная
красивость и затянутость судебной речи
резко снижают ее профессиональное качество.
Категорически противопоказаны вульгаризмы,
бытовизмы, неоправданные неологизмы.
Резко снижает качество судебной речи
употребление речевых штампов, казенных
выражений. Речь юриста должна быть этически
сдержанной. Трудности и несчастья
людей не должны усугубляться пошлым публичным
осмеянием.
В гражданском процессе речь прокурора
(его заключение) и речь адвокатов (представителя
истца и представителя ответчика) имеют
ряд особенностей, обусловленных предметной
направленностью: на разрешение гражданского
спора. Прокурор не обвиняет, а дает заключение
по делу, адвокаты не защищают, а в качестве
представителей сторон оказывают юридическую
помощь этим сторонам.
В отличие от речей в уголовном процессе,
речи юриста в гражданском суде более
лаконичны, в них, как правило, отсутствуют
развернутые личностные характеристики,
подробный анализ причин и условий возникновения
деликта. Обыденность анализируемых явлений
обязывает ораторов в гражданском суде
к использованию речевых приемов, направленных
на поддержание устойчивого внимания
аудитории. Однако эти речевые приемы
не могут быть искусственными – они должны
органически вытекать из цели судебной
речи.
^ К речам, произносимым в судебных
прениях гражданского процесса, предъявляются
следующие основные требования: изложение
фактов должно быть объективным и соответствовать
истине; закон должен толковаться в точном
соответствии с его содержанием и смыслом;
речи судебных ораторов должны отличаться
простотой, ясностью, деловитостью, отсутствием
излишних ораторских приемов; характеристики
истца и ответчика должны быть сведены
к минимуму.
Поскольку в гражданском процессе предмет
доказывания в каждом деле определяется
по-разному, в речи каждого оратора с самого
начала должны быть определены факты,
образующие предмет доказывания.
По гражданским делам искового характера
предмет доказывания формируется из двух
источников: основания иска или возражения
против иска и нормы материального права,
подлежащей применению в данном случае.
Все доказательства исследуются с позиции
их относимости и допустимости. (По некоторым
делам не допускается использование показаний
свидетелей.) Особое внимание обращается
на правильность оформления письменных
доказательств (документы должны исходить
из компетентного органа, обладать необходимыми
реквизитами). Принятое судом признание
стороной определенных фактов освобождает
противную сторону от доказывания этих
фактов. Но каждая сторона обязана доказывать
обстоятельства, на которые ссылается.
Судебные ораторы в гражданском процессе
должны обладать большим полемическим
мастерством при обсуждении спорных правоотношений,
умело использовать аналогию закона и
аналогию права, учитывать доказательственные
презумпции.
^
§ 7. Психологические аспекты деятельности адвоката
Выступая по гражданскому делу, адвокат
оказывает своей стороне
В речи адвоката должны быть
оценены обстоятельства дела, доказательства,
обосновано применение соответствующей
правовой нормы, даны предложения о решении
дела в пользу доверителя.
Речь адвоката по гражданскому делу состоит
из следующих структурных элементов:
вступление, установление коммуникативного
контакта с судебной аудиторией;
определение исходной позиции по рассматриваемому
делу;
утверждение и обоснование фактических
обстоятельств дела;
анализ доказательств, их систематизация
и оценка;
определение правовой нормы, подлежащей
применению для разрешения дела;
предложение о разрешении дела;
предложение о вынесении частного
определения;
заключительное обращение к
Начальная часть речи, как и заключительная
ее часть, должны отличаться категоричностью
и лаконизмом («Глубокоуважаемые
граждане судьи! Прошу удовлетворить
иск моего доверителя на основании
такой-то статьи Гражданского кодекса,
так как я располагаю всеми
необходимыми и достаточными доказательствами
для вынесения этого
Обосновывая притязания представляемой
им стороны, адвокат должен раскрыть недоказанность
утверждений противной стороны. В некоторых
случаях структурным элементом речи адвоката
могут быть личностная характеристика
сторон и причины возникновения спора.
Возможна также специальная часть речи,
раскрывающая социальное значение рассматриваемого
дела (например, по семейным делам). Предлагая
возможное решение по делу, адвокат может
просить суд удовлетворить иск (заявление
или жалобу) полностью или частично, отказать
в его удовлетворении, прекратить производство
по делу, приостановить его или оставить
заявление без рассмотрения. При обосновании
просьбы о полном удовлетворении иска
выдвигается также просьба о взыскании
с противной стороны расходов за вознаграждение
представителя.
Гражданские дела обычно изобилуют большим
количеством разнородных фактов. В речи
адвоката эти факты должны быть систематизированы
– выделены факты первого и всех последующих
порядков.
Полемические элементы в судебных речах,
произносимых в гражданском суде, могут
возникать по поводу достоверности доказательств
и приводимых фактов, правильности правовой
оценки фактов. Критические доводы должны
быть достаточно аргументированными.
Если доверитель сам желает участвовать
в судебных прениях (в этом случае он выступает
до своего адвоката), то адвокат должен
помочь ему тактически правильно и юридически
грамотно организовать выступление. В
ряде случаев выступление доверителя
на суде тактически нецелесообразно.
Речь доверителя и речь адвоката
в суде должны быть нравственно выдержанными.
Адвокат должен акцентировать справедливость
занимаемой им правовой позиции по рассматриваемому
делу, ее полную обоснованность.
Какие трудности встречаются в деятельности
адвоката, каковы его типичные психические
состояния? Лучше всего об этом расскажет
он сам. Просмотрим дневник адвоката-цивилиста
В. Л. Черткова1. Зададим ему несколько
вопросов. – Какова Ваша манера приема
посетителей? – К нам обычно идут без подготовки,
т.е. с сумбурным изложением дела и «выкладыванием
души», с беспорядочным ворохом бумаг.
Конечно, нужно терпеливо выслушивать.
Но ведь не исповедь, а дело. Лучше прервать
и направить в деловое, лаконичное русло,
задав вопросы, характерные для данной
категории дел.
– С какими организационными неувязками
Вы постоянно встречаетесь?
– Тут еще проблема: пойдет ли дело. Это
значит, явятся ли стороны, свидетели,
эксперты, адвокаты. Кто-то не пришел, и
дело откладывается, «не пошло». А значит,
перенесено на другой день, хорошо, если
он свободен, а если стык – нервотрепка.
Как с этим бороться? Да никак. Закон разрешает
слушать дело в отсутствие не явившегося
истца или ответчика, если они расписались
на повестке, т.е. извещены, но не явились
по неуважительной причине. Иногда слушают.
Но чаще судьи боятся, что потом по жалобе
не явившегося отменят решение. Предпочитают
откладывать дело, повторяя вызовы. А мы,
бедные, ходим и ходим, нервничаем и нервничаем.
За рубежом существует правило, что неявка
стороны рассматривается как позиция
по делу. Не явился истец – отказ от иска.
Не явился ответчик – признание иска.
Не явился свидетель или эксперт – оскорбление
суда с наказанием за это. – А какова психология
эксперта?
– По закону экспертиза как доказательство
не имеет преимуществ, в действительности
на экспертов смотрят в суде как на оракулов...
– Каковы типичные ситуации примирения
сторон, как достигаются в суде мировые
соглашения?
– ...Дело о разделе наследства между дочерью
и мачехой. Обычная схема. Делили пай в
кооперативе, автомашину, вещи. Покойный,
генерал, жил богато. Злоба неуемная...
Пришли союзники и свидетели обоих кланов.
Все хорошо одеты, благополучные. Злобно
шипящие.
А нам, адвокатам, судья предлагает добиться
от своих клиентов мирового соглашения.
Добились...
Здесь проблема мировых соглашений. До
революции судьи назывались «мировыми»,
так как их первейшей задачей было мирить.
Задача их, а не адвокатов. И мирили, властно
вмешиваясь в спор, обуздывали страсти,
предлагая поступиться. Теперь не так.
Судьи редко сами мирят. В этих случаях
эффективнее все же власть. Но обычно,
как сегодня, судья просит адвокатов все
сделать, получает готовенькое мировое
соглашение и утверждает его составом
суда.
– Что вы можете сказать о профессионализме
адвоката? – Тут еще специфика гражданских
дел. Уголовные приходят в суд (и к адвокату
соответственно) уже разработанными. А
гражданские начинаются с нуля. Их особенно
адвокат может напортить. Позиция, сбор
доказательств, все это на адвокате. Большая
ответственность.
Помню один случай. Пришла плачущая женщина
и рассказала следующее. Она решила продать
свою дорогую шубу. Близкая знакомая привела
ее к своей приятельнице. Той шуба понравилась,
но она попросила ее оставить, чтобы показать
мужу. Цена устраивала. Так и договорились.
Но потом та по телефону заявила, что шубу
берет, а деньги уже заплатила. Клиентка
в слезах, как ей получить деньги. Конечно,
никак. Передачу или непередачу денег
никто не видел. Но вот получить обратно
шубу можно, есть доказательства, чья она.
Тогда пусть та доказывает, что уплатила.
Так и было: после предъявления иска о
возврате та сразу же вернула шубу. А ведь
адвокат мог и напортить предъявлением
иска о деньгах. – Какие трудности?
– Много у нас трудностей. По закону мы
вправе запрашивать документы, но нет
обязанности их нам давать. Запрос адвоката
всегда настораживает. Всякое бывает.
Не лучше со свидетелями. Не запрещено
с ними беседовать заранее, но адвокаты
опасаются, что их потом обвинят в подговоре.
Поэтому через клиента передаем, кто и
что должен подтвердить. Потом получаются
нелепости...
– Что Вы можете сказать о технике судебной
речи? – Никогда ее, речь, заранее не напишешь.
Всегда импровизация. Но готовишь мысли
в записях обязательно. Иначе будут повторы,
путаница, упущения. Речь – это деловое
объяснение со ссылками на законы, разъяснения
Верховного Суда, на материалы дела и,
конечно, на его житейскую, моральную сторону.
Но без дешевых ораторских приемов, хотя
это нередко практикуется, но никогда
не действует на суд. Ведь судьи – тоже
деловые люди.
– Что привлекает Вас в опыте зарубежного
гражданского судопроизводства?
– В Англии иск предъявляет адвокатская
контора, истца адвокатской конторе ответчика.
Последняя готовит возражения. Первая
готовит объяснения на эти возражения.
Все это с приложением документов, показаний
и пр. Когда материал готов, он передается
в суд. Это не волокита, а добросовестная
подготовка дела. Суду же легче. А у нас
готовит дело судья. Адвокаты почти не
помогают, так как нет таких возможностей.
А у судьи текучка. В результате только
при рассмотрении дела в заседании всплывают
пробелы подготовки.
– Что Вы можете сказать о престиже гражданского
права?
– Постижение права начинается с гражданского,
а уголовное право постигнуть проще. Наполеон
считал своей заслугой перед историей
не преходящие военные успехи, а гражданский
кодекс, который был создан под его руководством
и действует по сей день.
Таковы дела гражданские... Такова психология
адвоката, определяемая этими делами.
Психология деятельности
прокурора в гражданском
Прокурор – должностное лицо
органов прокуратуры. Он наделен
полномочиями надзора за точным и
единообразным исполнением
Специфика деятельности прокурора в гражданском
процессе определяется предметом его
деятельности, ее направленностью. Прокурор
может выступать или как предъявитель
иска (обращаться в суд за защитой прав
и интересов других лиц), или вступать
в дело для дачи заключения. В первом случае
прокурор участвует в судебных прениях,
подчиняется требованию равенства сторон.
Во втором случае речь прокурора носит
итоговый, обобщающий характер, его оценки
даются от лица государства. Эти оценки
должны быть всесторонне обоснованными
и убедительными, иметь общесоциальное
значение, давать основание для частных
определений.
В случаях, когда иск предъявлен прокурором,
в судебных прениях он выступает первым.
Поддерживая иск, прокурор обосновывает
необходимость его удовлетворения. В заключении
он оценивает доказательства, приводит
установленные, по его мнению, факты, делает
вывод о необходимости применения соответствующей
правовой нормы.
Если же прокурор не возбуждает иска, а
вступает в дело лишь для дачи заключения,
то он не участвует в прениях. В заключении
прокурора в этом случае даются итоговые
оценки, формулируется возможное и необходимое
решение, обусловленное позицией государственного
представителя. Прокурор акцентирует
внимание суда на информации, являющейся
основой для вынесения частного определения,
анализирует причины данного гражданского
правонарушения.
Заключение прокурора должно отличаться
убедительностью аргументации, объективностью,
полнотой и всесторонностью. Речь прокурора
в гражданском суде должна содействовать
установлению объективной истины по делу.
Она должна быть образцом судебно-профессиональной
этики, правовой и общей культуры. Все
поведение прокурора как представителя
государства должно быть подчинено строгой
нравственной самодисциплине. Всем должно
быть очевидно, что его интересы – интересы
общества. Категорически недопустимы
пренебрежительное, насмешливое, а тем
более издевательское отношение к кому
бы то ни было, пререкание с членами суда
или адвокатами. Сверхзадача прокурора
– укреплять престиж суда, всех судебных
институтов.
Социальная ответственность выступления
прокурора исключительно высока. Под ее
впечатлением суд удаляется в совещательную
комнату для вынесения решения.