Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 17:11, шпаргалка
Предмет ЮП и ее задачи
ЮП - изучает проявление и испол. психических закономерностей, психол-х знаний в сфере прав. регул. и юр. деятельности. ЮП иссл. проблемы повышения эфф-ти правотворчества, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности на основе учета психол -х факторов.
Задачи ЮП:
-осуществить научный синтез психол-х и юр. знаний;
-раскрыть психолого-юр. сущность базовых правовых категорий;
-обеспечить глубокое понимание юристами объекта своей деятельности – поведения человека
психология Подсудимого
Обвиняемый с момента его
предания суду и до вступления приговора
в законную силу или оправдания.
Психологические особенности
Поведение обвиняемого один на один со следователем иное, чем в суде, где присутствует публика, которая или сковывает его действия и поведение, или заставляет держаться более развязно, чтобы скрыть робость, подчеркнуть свою независимость. Аудитория не всегда подавляюще действуют на подсудимого. В ряде случаев она поддерживает, если подсудимый ощущает, что аудитория относится к нему сочувственно. Определенную уверенность подсудимому придает участие в деле адвоката, который оказывает своему подзащитному существенную помощь в определении избираемой защитительной позиции, учете возможных негативных обстоятельств, возникающих в процессе судебного разбирательства.
По мнению Еникеева М.И., в душе большинства подсудимых, происходит интенсивная ценностная акцентуация. В отдельных случаях это искреннее, чистосердечное раскаяние, а в некоторых случаях - укрепление озлобления против всего общества. Однако, в обеих случаях, у подсудимого очень сильна надежда на снисхождение. Его самооправдательная тенденция взывает к резкому смягчению наказания.
47.психологические
аспекты справедливости и
Психологические аспекты справедливости и законности уголовно-правового наказания.
В ходе судебного следствия суд
должен проанализировать и учесть все
обстоятельства, послужившие совершению
преступления конкретным подсудимым с
оценкой его личностных качеств,
которые в конечном итоге определили
социально значимые особенности
его поведения. Все негативные характерологические
качества индивида, обусловившие преступное
деяние, должны быть проанализированы
и учтены судом. (гипертрофированное
корыстолюбие, злобность, агрессивность,
развращенность). + Аморальность (социально
значимое негативное качество индивида)
– система взглядов и поведенческих
стереотипов индивида, основанная на
непринятии им норм нравственности, нигилистическом
отношении к социальным требованиям.
При индивидуализации наказания суд должен
учитывать:
--форму вины, цели и мотивы преступления;
--психическое состояние подсудимого особенности
его личности.
Для назначения судом наказания большое
значение имеет повторность. неоднократность
совершения преступления. Как отягчающие,
так и смягчающие вину обстоятельства
характеризуют личность подсудимого.
Смягчающими обстоятельствами являются
чистосердечное признание, явка с повинной,
публичное раскаяние, готовность возместить
причинный ущерб и т п.
Психология постановления
приговора.
Постановление приговора является завершающей
стадией судебного разбирательства. Для
той цели суд удаляется в совещательную
комнату, где решает весь перечень вопросов,
поставленных на разрешение суда. Закон
гласит, что каждый вопрос, поставленный
на разрешение суда, должен быть в такой
форме, чтобы на него возможно было дать
либо утвердительный, либо отрицательный
ответ.
Приговор должен быть составлен в понятных
и доступных выражениях, а описание преступного
деяния должно соответствовать фактам,
установленным судом. Обоснование самого
судебного решения должно содержать доводы,
анализ исследуемых доказательств, по
которым суд принял одни из них и отвергнул
другие.
Все сомнения, которые не представляется
возможным устранить, толкуются в пользу
подсудимого. Признание подсудимым своей
вины может быть положено в основу обвинительного
приговора лишь при его подтверждении
совокупностью других установленных в
судебном заседании доказательств.
Решение о виде наказания должно быть
сформулировано таким образом, чтобы при
исполнении приговора не возникало также
никаких сомнений. Объективная всестороння
оценка доказательств – основа правильного
судебного решения.
В оправдательном приговоре не должны
допускаться формулировки, ставящие под
сомнение невиновность оправданного.
48. Исправительная психология (или пенитенциарная — от лат- poenitentiarius — исправляемый, покаянный) изучает психологические основы ресоциализации — восстановления ранее нарушенных качеств личности, необходимых для полноценной ее жизнедеятельности в обществе. Пенитенциарная психология исследует проблемы эффективности наказания, динамику личности осужденного в процессе исполнения наказания, формирование ее поведенческих особенностей в различных условиях лагерного и тюремного режима, особенности ценностных ориентации и стереотипов поведения малой группы в условиях социальной изоляции, соответствие текущего исправительного законодательства задачам исправления и перевоспитания осужденных.
Исправительная (пенитенциарная – от лат. “poenitentiarius” – покаянный, исправляемый) психология изучает психологические основы ресоциализации – восстановления утраченных социальных связей и качеств личности, необходимых для нормальной жизнедеятельности в обществе.
задачами являются:
1) исследование индивидуально-психологических особенностей личности осужденного, подлежащего исправлению.
2) исследование с психологических позиций самого процесса исправления и перевоспитания осужденного, т.е. изучение закономерностей и механизмов изменения психики осужденного, развития его личностных качеств и мотивов поведения на основе психологического анализа влияния уголовного наказания и жизненных условий в процессе отбывания наказания. С этой целью исследуется влияние на сознание осужденного, например, таких факторов, как:
- установленный в ИТУ режим и средства его обеспечения (охрана, надзор, воздействие коллектива осужденных и его самостоятельных организаций, меры взысканий и поощрений и т.п.),
- необходимость беспрекословного выполнения требований администрации и воспитателей,
- особенности и трудности быта,
- моральные переживания, связанные с физической изоляцией от общества, прекращением обычных связей, оторванностью от дома, родных и друзей.
3) изучение особенностей психических состояний осужденных, вызванных сознанием вины или убеждением в несправедливости приговора.
Результаты такого изучения
помогают обосновать пути наиболее эффективного
использования морально осуждающего,
порицающего и позорящего свойства
наказания в интересах частного
предупреждения, создания душевного
перелома и положительной
4) изучение особенностей поведения осужденного в связи с различными его перемещениями. Психологическое изучение поведения человека в условиях лишения свободы, его способности адаптироваться к новым условиям жизни и быта помогает правильно организовывать предварительную психологическую подготовку осужденных, направляемых:
- из следственных изоляторов после вступления приговора в законную силу для отбывания наказания в ИТУ различных видов;
- из ИТУ одного режима в ИТУ другого режима (по принципу прогрессивной системы);
- из воспитательно-трудовой колонии по достижении совершеннолетия в колонии для взрослых;
- в связи с освобождением из мест лишения свободы по истечении срока наказания досрочно или условно-досрочно.
5) разработка психологических основ применения средств исправления и перевоспитания осужденных: режима, общественно полезного труда, воспитательной работы, общеобразовательного и профессионально-технического обучения.
6) исследование психологических основ закрепления результатов исправительно-трудового воздействия на осужденных после освобождения их из ИТУ. Сюда входят процессы адаптации человека к условиям свободы, семье, новым условиям труда, психологическое влияние административного надзора и общественного наблюдения за освобожденными и т.д.
7) изучение особенностей осужденных, обусловленных их возрастом, жизненным опытом, профессией, национальной принадлежностью, а главное – видом преступной деятельности и тяжестью совершенного преступления, и определение психологической тактики в работе с ними.
8) изучение явления самоисправления, самовоспитания правонарушителей, сложную психологическую природу которых необходимо исследовать и обосновать пути и способы руководства самовоспитанием осужденных.
9) исследование социально-психологических проблем, связанных с исполнением уголовного наказания и исправлением осужденных. Одной из них является психология групп и коллективов осужденных. Сюда входит исследование групповых и коллективных взаимоотношений и настроений, закономерностей формирования неофициальных групп, изучение общественного и группового мнения, традиций, конфликтов и их влияния на личность. На основе такого изучения должны быть обоснованы психологические пути и средства борьбы с массовидными отрицательными психологическими явлениями среди осужденных:
- с отрицательными малыми группами и преступными группировками,
- традициями преступного мира;
- жаргоном;
- двойной жизнью в коллективе;
- с воровской ухищренностью и т.п.
10) социально-психологический анализ деятельности работников пенитенциарной системы и их психологическая подготовка к работе с осужденными, профессиональная ориентация и формирование качеств воспитателя.
Воспитатели ИТУ не работают
в одиночку. Сила их влияния на осужденных
во многом зависит от коллектива воспитателей,
традиций и настроений. Поэтом пенитенциарная
психология должна исследовать психологические
особенности педагогического
11) исследование психологических условий эффективности влияния складывающихся взаимоотношений на исправление и перевоспитание осужденных, а также путей и способов воспитания у сотрудников ИТУ и личного состава войсковых подразделений невосприимчивости к отрицательным влияниям преступной среды (проблема профессиональной деформации тюремных работников).
12) научный анализ и использование передовых взглядов современной зарубежной пенитенциарной психологии.
49. Психологические основы эффективного наказания и исправления осужденных.
Психологические аспекты проблемы
наказания и
В правовой доктрине наказанием именуется
назначенная судом от имени государства
лицам, совершившим преступление, принудительная
мера, выражающаяся в каре (совокупности
установленных законом правоограничений,
соответствующих каждому виду этой меры),
преследующая цели исправления и перевоспитания
осужденных, предупреждения совершения
новых преступлений как осужденными, так
и другими лицами и способствующая искоренению
преступления[1].
В психологическом плане под исправлением
осужденного следует понимать личностно-психологическую
коррекцию – исправление отдельных психорегуляционных
дефектов личности осужденного, коренное
изменение системы ценностных ориентаций
криминализированной личности.
В правовой доктрине кара считается синонимом
наказания[2]. Однако с нравственной и пенитенциарной[3]
точки зрения трактовка наказания как
возмездия необоснованна. Безнравственно
наказание и как средство устрашения будущих
преступников, ибо преступник в этом случае
рассматривается в отрыве от совершенного
им преступления. Исторический опыт свидетельствует
о том, что ужесточение наказания, усиление
его карательного воздействия не приводило
к желаемым результатам.
Исправить и перевоспитать преступника
– значит осуществить глубинную личностную
его перестройку, изменить его личностную
направленность, сформировать новый социально
адаптированный стиль его жизнедеятельности.
Но возможно ли достижение этих задач
только методом наказания? Человека нельзя
сформировать и тем более исправить методом
устрашения, кары, прямого грубого принуждения.
Одно и то же наказание по-разному действует
на разных людей.
Исправление провинившейся личности не
может быть достигнуто только внешними
воздействиями. Для этого необходимо покаяние–
самоснятие вины преступником посредством
ее признания и чистосердечного самоосуждения
– раскаяния.
Исправить провинившуюся личность – значит
осуществить ее ценностную переориентацию,
включить в сферу ее стыда и совести нарушенную
социальную ценность.
Пенитенциарное воздействие – воздействие
духовное. Личность может самоизменяться
только изнутри. Внешние же побуждения
– лишь условие для принятия ею своих
решений.
И лишь та кара имеет значение, которая
данному индивиду представляется справедливой.
Невозможно поэтому классифицировать
кару по степени жестокости. Человек может
пренебречь даже потерей своей жизни.
Большинство осужденных оценивает назначенное
им наказание как чрезмерно суровое, несправедливое,
незаслуженное. Кровавые убийцы, насильники,
грабители не проявляют обычно и тени
нравственного самоупрека; единственный
их самоукор – обвинение себя за то, что
«попался».
Барьер нравственного самоанализа преступника
– основной барьер на пути его ресоциализации.
Закоренелый преступник – индивид с кризисом
нравственного самоанализа, индивид с
атрофированным нравственным самосознанием.
Кризис нравственного самоанализа – не
только индивидуальный порок. Эта психическая
деформированность личности имеет широкую,
социальную базу. Прошедшие десятилетия
нашей истории были малочувствительны
к душевным проблемам личности, нравственные
категории были переведены в разряд второстепенных
по сравнению с «политической грамотностью».
В силу определенных социально-исторических
условий наше общество стало криминализироваться.
Социальная дестабилизация отразилась
и на деятельности тюрьмы. Исправительные
учреждения (ИУ) перестали решать свою
основную задачу – оторвать преступника
от условий его криминализации, разрушить
преступные связи и установки, сформировать
у осужденного систему социально-положительных
связей.
Более того, развращающее влияние криминализированной
среды здесь не только не преодолевается,
но и получает дополнительные стимулы:
скученность, бесконтрольность досуга,
неискореняемое господство преступной
субкультуры, принуждение среды к асоциальному
поведению, тюремные обычаи и традиции
– все это в большинстве случаев превалирует
над требованиями администрации ИУ.
Иерархия тюремного сообщества, его «законы»,
конечно, хорошо известны тюремной администрации.
Нередко механизмы криминальной среды
используются ею для «эффективности»
тюремного управления. Отсюда негативное
отношение тюремной администрации к дифференцированному
содержанию заключенных. О нравственной
ресоциализации, как и о других тонкостях
человеческой психики, военизированная
администрация в большинстве случаев
просто не задумывается.
«Работа делает человека хорошим» – таков
простой тоталитарный принцип всей деятельности
нашей исправительно-трудовой системы.
Как отмечают исследователи, сотрудники
ИУ почти не располагают информацией о
личности осужденных. Они не обучены получать
и анализировать эту информацию. Более
того, они чуждаются доверительных отношений
с осужденным. Сокровенные стороны его
души, интимных переживаний им неведомы.
Идет невидимая война между администрацией
ИУ и осужденными.
В таких «боевых» условиях в большинстве
ИУ никто не намерен заниматься совершенствованием
правонарушителей. Наоборот – личность
стремится быть грубой, жестокой и боеспособной.
А что касается душевных драм и трагедий
прошлой жизни – их лучше вытеснить, самооправдать
и забыть.
Так закрепляются, консервируются все
психологические структуры, характерные
для личности преступника. Идет отбывание
срока, идет процесс приобщения к тюремной
субкультуре, но не процесс ресоциализации
личности преступника. Более того, личность
еще больше криминализируется. В этом
и состоит основной парадокс нашей тюрьмы.
Для того чтобы современные ИУ, стали учреждениями
ре-социализации осужденных, они сами
должны быть ресоциализированы. Необходимы
принципиальная их реорганизация, насыщение
психолого-педагогически грамотным персоналом.
Не исключены и ритуал церковного покаяния
(равно как и аналогичные ритуалы других
конфессий), система религиозного душеизлечения.
В качестве общих направлений ресоциализирующей
деятельности ИУ можно указать следующие:
психологическая диагностика личностных
особенностей каждого осужденного, выявление
конкретных дефектов его общей социализации,
правовой социализации, дефектов психической
саморегуляции; разработка долгосрочной
программы индивидуально-личностной психолого-педагогической
коррекции, поэтапной ее реализации; осуществление
необходимых мер психотерапии, релаксации
личностных акцентуаций, психопатий; всемерное
восстановление нарушенных социальных
связей личности, мобилизация ее социально-положительной
психической активности, формирование
социально-положительной сферы ее текущего
и перспективного целеполагания на основе
восстановления социально-положительных
ценностных ориентаций; разработка и внедрение
новых принципов режима, его коренная
гуманитаризация; организация социально-положительной
микросреды на основе положительных созидательных
интересов, создание условий для нравственного
самопроявления личности во внутригрупповых
межличностных отношениях; широкое использование
метода поощрений социально адаптированного
поведения.