Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 17:11, шпаргалка
Предмет ЮП и ее задачи
ЮП - изучает проявление и испол. психических закономерностей, психол-х знаний в сфере прав. регул. и юр. деятельности. ЮП иссл. проблемы повышения эфф-ти правотворчества, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности на основе учета психол -х факторов.
Задачи ЮП:
-осуществить научный синтез психол-х и юр. знаний;
-раскрыть психолого-юр. сущность базовых правовых категорий;
-обеспечить глубокое понимание юристами объекта своей деятельности – поведения человека
50. Психология
личности, отбывающей наказание
Лишение человека свободы, его социальная
изоляция – мощный фактор модификации
человеческого поведения. Психика каждого
человека по-разному реагирует на этот
фактор. Но можно выделить основные психологические
симптомы поведения человека в этих, по
существу крайне напряженных, а иногда
и стрессовых условиях. Тюрьма, колония
– ломка привычного уклада жизни, отрыв
индивида от родных, близких людей, годы
тяжелого обреченного существования.
Тюрьма – повышенные трудности адаптации:
частые межличностные конфликты, недоброжелательность
окружения, грубость обращения, скудные
бытовые условия, криминальная субкультура,
постоянное давление со стороны персонала,
криминализированных групповых лидеров.
У заключенного при этом обостряются его
личностные дефекты.
Тюрьмы предварительного заключения,
следственные изоляторы (СИЗО) – скорбное
обиталище людей, суд над которыми еще
не состоялся и которые могут быть еще
признаны невиновными. Но их уже карают
тяжелым тюремным режимом, тяжелым настолько,
что, длительно пребывая в этих невыносимых
условиях, человек становится способным
даже на самооговор, чтобы скорее попасть
в более приемлемые условия стационарного
заключения. Но и там его ожидает стрессогенная
обстановка.
Первые 2–3 месяца – период первичной
адаптации – отличается наиболее напряженным
психическим состоянием осужденного.
В этот период происходит болезненная
ломка ранее сформированных жизненных
стереотипов, резко ограничивается удовлетворение
привычных потребностей, остро переживается
враждебность новой микросреды, часто
возникают конфликтные эмоциональные
состояния. Чувство безнадежности, обреченности
становится постоянным негативным фоном
самосознания личности.
Следующий период связан с ценностной
переориентацией осужденного, принятием
им некоторых норм и ценностей микросреды,
выработкой стратегии и тактики поведения
в новых условиях. Изыскиваются возможности
выживания. Рано или поздно осужденный
подчиняется «законам тюрьмы».
«Законы» эти просты и жестоки, санкции
их примитивны и однообразны – увечье,
побои, а иногда и лишение жизни.
Личность новичка проверяется жестоким
и примитивным ритуалом «прописки». Индивид
оказывается перед выбором: принять или
не принять навязываемый ему статус. Решение
должно быть быстрым, а действия чрезвычайно
интенсивными. Реакция личностного самосохранения
часто бывает бурной, аффективной.
В чем же причина такого жестоко-ритуального
поведения заключенных? Суровые тюремные
законы исходят из жестоких условий тюремного
существования. Эти законы примерно одинаковы
в тюрьмах всего мира. Система тюремных
запретов и ограничений сама по себе направляет
социально-психологическую организацию
тюремной микросреды по определенному
руслу. И чем суровее условия тюремного
режима, тем суровее законы жизни ее обитателей.
Унизительный повсеместный контроль,
строгая регламентация всех отправлений
жизнедеятельности, нарочито жестокое
обращение, ярлык третьесортности, невозможность
самоутвердиться социально выработанными
способами, утрата всяческой возможности
к персонификации принуждают «зека» искать
самореализации в сфере тюремного зазеркалья.
Страстным желанием к восстановлению
самоценности обуреваемы почти все заключенные.
Человек в тюрьме не может улучшить свое
положение активной деятельностью. Дополнительные
блага здесь можно добыть лишь грубым
захватом, насильственным дележом – и
всегда за счет другого. Личность, не утвердившаяся
в социуме, стремится к самоутверждению
в асоциальном мире. Будучи не социализированной,
не охваченной культурой общества, она
особенно быстро попадает в сферу асоциальной
субкультуры.
Однако и здесь личность сталкивается
с социальной иерархизацией, социальным
клеймением, жестокой борьбой за самоутверждение.
Личностный статус в криминализированной
среде зависит от физической силы индивида,
его криминальной «бывалости», толерантности
(устойчивости к трудностям) в адаптационный
период, жестокости и цинизма в обращении
с «низами».
Одно из явлений криминальной субкультуры
– стратификация (от латинского «stratum»
– слой) – социально-групповое расслоение
криминализированной общности. Каждый
слой преступного мира имеет, по существу,
собственную субкультуру.
Психика осужденного ищет выход из унылой,
тягостной и однообразной повседневности.
Возникают замещающие феномены, образно
переживается прошлое, возникает «жизнь
в воображении», гипертрофируется былая
самореализация, возникают суррогаты
самоутверждения – личность стремится
к гиперкомпенсации. Отсюда особая экспрессивность,
демонстративность, взвинченность поведения.
Весь уклад жизни осужденного определяется
режимом соответствующего типа ИУ. Реализуя
комплекс определенных правоограничений,
режим ИУ создает осужденному все положенные
для него тяготы, страдания и лишения.
Каждому виду заключения соответствует
свой режим.
На стороне администрации ИУ – право осуществлять
принудительное воздействие. На стороне
осужденного – проблематичное право находиться
под защитой закона, добиваться осуществления
своих законных прав.
Режим ИУ – режим жизни осужденного, строгий
распорядок его ежедневной жизнедеятельности
– это и средство реализации наказания,
и средство исправления и перевоспитания.
Все другие средства воздействия на осужденного
соотносятся с режимом.
Режим ИУ призван формировать у осужденных
навыки положительного поведения. Однако
в большинстве случаев режим сводится
лишь к комплексу правоограничений, в
нем нет тренинга личностного самосозидания.
Возложение на режим основной воспитательной
задачи ИУ – порочная теоретическая концепция.
Установлено, что пребывание в суровых
тюремных условиях свыше пяти лет вызывает
необратимые изменения в психике человека.
У лиц, отбывших длительное наказание,
механизмы социальной адаптации оказываются
настолько нарушенными, что каждый третий
из них нуждается в помощи психотерапевта
и даже психиатра[4].
Замкнутость тюремной среды, крайне ограниченные
возможности удовлетворения насущных
потребностей, изнуряющая регламентация
поведения, однообразная убогость обстановки,
насилие и издевательства сокамерников,
а в ряде случаев и тюремного персонала
неизбежно формируют устойчивые негативные
черты личности. Личностные деформации
во многих случаях становятся необратимыми.
Наказание по уголовному закону, являясь
карой за совершенное преступление, осуществляется
для исправления и перевоспитания осужденных
и не имеет целью причинение физических
страданий или унижение человеческого
достоинства. Такова догма права. А какова
правда жизни? Пребывание в местах лишения
свободы, нечеловеческие условия жизни
рушат последнюю надежду на примирение
осужденного с социумом. Восприятие среды
как чужой, опасной и ненавистной переходит
на подсознательный уровень. Окончательно
закрепляется антисоциальная установка.
Понятие стыда, совести, которые следовало
бы реанимировать, окончательно исчезает
из сознания осужденного. Мука вынужденного
пребывания в стадных условиях ведет к
примитивизации личности, ее крайнему
огрублению, резкому снижению уровня критической
самооценки личности, к утрате ее самоуважения
и остатков социальной идентификации.
Низкий уровень материального благополучия
в нашем обществе доводится в местах лишения
свободы до крайней нищеты. Каждый седьмой
осужденный обречен на заболевание туберкулезом
и на другие хронические недуги. Медицинское
обслуживание ничтожно. Но бедность материальная
неизмеримо усугубляется бедностью духовной,
нищетой межлюдских отношений, повседневным
унижением достоинства человека.
51. Психологические
основы ресоциализирующей деятельности
исправительных учреждений
Деятельность исправительных учреждений
направлена на решение двух основных задач
– исполнение уголовно-правового наказания
и ресоциализация личности осужденного
– формирование у нее качеств, необходимых
для адаптированного поведения в обществе.
Основная особенность воспитательной
деятельности ИУ – трудновоспитуемость
осужденных. Сам факт определения индивида
в ИУ свидетельствует о наличии у него
глубоких социально-психологических дефектов,
личностных аномалий. Для ресоциализации
личности сотрудники ИУ должны знать личностные
особенности каждого осужденного. Задача
эта сложна и трудоемка. Ее решение требует
специальных психологических познаний,
ориентации в структуре личности, динамике
ее поведения, в релевантных (значимых)
для нее средствах воздействия.
Без индивидуально направленной системы
воспитательных воздействий ИУ не могут
решать поставленных перед ними задач.
Успех индивидуально-воспитательной работы
зависит от педагогической и психологической
компетентности воспитателя. Здесь же
мы можем дать лишь краткий обзор основных
проблем воспитательной работы в ИУ.
Источники получения информации о личности
и методы ее изучения:
· Изучение материалов личного дела осужденного
и иных документов – ознакомление с автобиографией
и характеристикой, данной различными
учреждениями и следователем, с содержанием
приговора и другими материалами личного
дела, выявление ценностно-ориентационных
и поведенческих особенностей осужденного,
его ролевого статуса в преступном сообществе,
поведение в процессе предварительного
следствия и судебного разбирательства,
анализ публикаций, переписки, социальных
связей.
· Объективное и включенное наблюдение
– получение и анализ данных о непосредственно
проявляемых осужденным личностных качествах
в различных условиях жизнедеятельности
– особенности взаимоотношений с людьми
в зависимости от их группового статуса,
предпочитаемый стиль поведения, объекты
повышенной ориентации, деформированность
отдельных социальных качеств, референтные
группы, «уязвимые места» психики, зоны
повышенной чувствительности.
· Изучающая беседа (метод опроса) – получение
сведений от осужденного по определенной
программе с целью выявления личностных
позиций, системы его отношений к различным
социально значимым явлениям, жизненного
пути личности, возможностей опоры на
положительные качества личности. Общаясь
с осужденным, воспитатель должен знать,
где и когда родился осужденный, наиболее
яркие его впечатления в различные периоды
жизни, уклад семейной жизни, особенности
семейных отношений, этнические обычаи
и традиции, взаимодействие с микросредой;
наиболее существенные психотравмирующие
жизненные обстоятельства; в каком возрасте
и при каких обстоятельствах совершил
первые деликты (проступки) и первое преступление
и т.д.
· Анализ данных медицинского (соматического
и психотерапевтического) обследования
– ознакомление с состоянием физического
и психического здоровья осужденного,
с рекомендациями по организации его труда
и быта в связи с возможными личностными
акцентуациями, психопатическими проявлениями.
· Анализ данных о психических особенностях
личности – интеллектуальных особенностях
(уровень интеллектуальных возможностей,
широта кругозора, глубина и обоснованность
суждений), особенностях волевой и эмоциональной
сферы (особенности принятия решений,
их транзитивность или нетранзитивность,
самостоятельность и настойчивость реализации,
сфера импульсивных проявлений, преобладающие
эмоциональные состояния, склонность
к аффективному поведению).
· Анализ результатов различных воспитательных
воздействий (разработка системы средств
эффективного ресоциализирующего воздействия
на данную личность, коррекция системы
воспитательных воздействий).
Эффективность воспитательного воздействия
в значительной мере зависит от установления
психологического контакта с осужденным.
Такой контакт возможен лишь на основе
знания его индивидуальных особенностей,
предпочтительных ориентаций и актуализированных
интересов. Существенна также адекватная
диагностика личностных психологических
барьеров, системы психологической защиты
индивида.
Взаимодействуя с личностью, необходимо
рассматривать ее в системе групповых
связей. Личность всегда представляет
определенную малую группу. Группа, сообщество
заключенных определяет поведение своих
членов. Фундаментальный принцип пенитенциарности:реализуя
карательную функцию, ИУ должны формировать
способность осужденных к жизнедеятельности
в условиях самоорганизации. Длительное
существование индивида в условиях глобального
надзора и регламентации подавляет механизм
психической саморегуляции и, по существу,
делает человека неспособным к последующей
жизни на свободе. В этих условиях возникает
почти необратимый процесс регресса личности.
Опасно длительное содержание человека
в условиях толпы – социально неорганизованной
общности. В таких условиях формируется
и прочно закрепляется анемический, нигилистический
тип поведения – укрепляется социальная
отчужденность, поведение переходит на
эмоционально-импульсивный уровень регуляции.
Гуманность наказания следует понимать
не как снижение его карательной функции,
а как такую его организацию, при которой
наказание не вытравляло бы в наказуемом
его человеческие качества, не подавляло
бы в нем веру и надежду в возможность
быть полноценным членом общества.
Опыт некоторых ИУ показывает, что даже
при существующей правовой регламентации
режима возможны некоторые его улучшения:
оборудование локальных зон и изолированных
участков для небольших групп осужденных,
улучшение санитарно-бытовых условий,
повышение трудовой мотивации, поощрение
трудовой инициативы, эстетическое оформление
бытового окружения, интеллектуальное
насыщение досуга, укрепление социальных
связей с внешней средой.
Как отмечают исследователи, количество
общих и производственных правонарушений
резко снижается по мере создания современной
промышленно-производственной базы ИУ,
разнообразия трудовых процессов и повышения
материальной заинтересованности в результатах
труда.
Общество не должно уповать лишь на жесткие
условия содержания осужденных в местах
лишения свободы. Не менее важна его попечительская
деятельность. Добро и милосердие всегда
берут верх над мстительностью и жестокостью.
Нельзя злом победить зло. Воссоздать
в человеке человеческое можно лишь человеческими
способами.
Завершающим и наиболее ответственным
периодом ресоциализации является реадаптация
освобожденного к жизни на свободе, в новых,
как правило, трудных жизненных условиях,
требующих значительных усилий. Бытовая
неустроенность, нарушенность прежних
социальных связей, отсутствие жилья,
настороженность родных и знакомых, холодный
взгляд в отделах кадров по найму рабочей
силы, тяжелый гнет социального отвержения
– ситуация, особенно опасная для тех,
у кого за плечами уже был острый конфликт
с обществом. И в этой ситуации существенна
не только психологическая установка
на новый образ жизни, необходим комплекс
социальных условий для реализации этой
установки.
Наибольшая вероятность «срыва» – совершение
повторного преступления – приходится
на первый год после освобождения. Этот
год должен быть годом социальной реабилитаций
освобожденного с соответствующим социально-правовым
его обеспечением, созданием условий для
начала его новой жизни. Нужны, конечно,
и социальный контроль, проверка соответствия
поведения реабилитируемого лица социальным
ожиданиям. Но социальный контроль должен
сопровождаться содействием патронажных
органов упрочению положительных связей
реабилитируемого лица с социальной средой.
Помочь оступившемуся человеку вновь
обрести свою человеческую сущность –
одно из предназначений социума.
52. Функциональная
и структурная организация
Создание коллектива осужденных является
важным фактором в перевоспитании.
Коллектив осужденных не представляет
однообразную массу. Он состоит из отдельных
ячеек — индивидуальностей, личностей,
которые в свою оче¬редь образуют
группы и другие категории. При создании
групп должна учитываться интенсивность
прошлой преступной деятельности, вид
ее, отбывание наказания в прошлом, проявляющиеся
отношения к мерам воздействия, труду,
режиму и т. д.
Этот принцип должен соблюдаться применительно
к различным группам осужденных, находящихся
в колониях разного режима. Но и в колонии
каждого типа продолжается процесс распределения
осуж¬денных на более мелкие группы, соответствующие
индивидуальным особенностям личности.
Здесь, как правило, учитываются личные
симпатии и антипатии, конкретные связи
и общие интересы по профессиональной
деятельности, бригадные принципы и т.
д. Существенную помощь в создании коллектива
осужденных оказывает и сам режим ИТУ,
который формирует одинаковые привычки
в действиях, навыках, поведении: а это
в свою очередь способствует возникновению
традиций, скрепляющих коллектив*.
Процесс создания коллектива сопровождается
постоянным изучением каждого из членов,
продолжением отбора и изменением этих
групп.
Для того чтобы правильно воздействовать
на коллектив заключенных каждому воспитателю
необходимо иметь ясное представление
о его структуре, об удельном весе каждой
входящей в него группировки и о месте
личности в данном коллективе. Главное
место в этой структуре занимает актив.
Это группа осужденных, которые твердо
встали на путь исправления, принимают
активное участие в трудовом процессе
и об¬щественной жизни, и что самое главное,
активными действиями спо¬собствуют перевоспитанию
других осужденных. Чем больше группа
активистов, тем, естественно, легче вести
воспитательную работу и тем, как правило,
выше оценивается потенциал коллектива
в целом.
Группа резерва — это осужденные,
которые твердо встали на путь исправления,
принимают активное участие в трудовой
деятельности, но по собственной инициативе
не оказывают помощи в перевоспитании
других лиц.
Группа пассива — осужденные,
колеблющиеся в выборе стратегии своего
поведения. Поступки их в значительной
степени зависят от создавшейся ситуации.
Последней является группа трудновоспитуемых,
к которым относятся лица, не только не
вставшие на путь исправления, но и уклоняющиеся
от участия в трудовом процессе, стремящиеся
активно противодейство¬вать положительному
воспитательному воздействию администрации
и активной части осужденных. Эта группа
в союзе с осужденными из группы пассива
может разлагающе действовать на весь
коллектив. Если нельзя положительно воздействовать
на отдельных членов этой группы, целесообразно
бывает прибегнуть к переводу их в другие,
более сильные подразделения и коллективы.
Воспитатель и коллектив контактируют
с осужденным не только прямо и непосредственно,
но и через малую группу.
И от того, на чьей стороне она находится,
во многом зависит успех воздействия на
кон¬кретную личность. Малые группы возникают
самостоятельно, незави¬симо от администрации,
как правило, стихийно. Практически в любом
коллективе осужденных на любой стадии
его развития имеются малые группы. В исправлении
и перевоспитании осужденных они играют
особую роль: в них создается тот «микроклимат»,
который оказывает нередко решающее влияние
на поведение осужденных, со всей силой
здесь действуют механизмы подражания,
соперничества и самоутверж¬дения. В малой
группе воспитателю приходится иметь
дело с групповой убежденностью, групповыми
интересами, повседневными традициями.
Между воспитателем и осужденным, как
и между коллективом и лич¬ностью осужденного,
всегда стоит малая группа. Возникнув,
она про¬ходит свой путь развития, внутри
группы создается определенная структура,
выражающаяся в установлении иерархии
отношений членов группы. Любой член каждой
из этих групп выполняет обязанности в
соответствии с отведенной ему ролью.
В такой группе всегда имеется лидер, вожак,
вторые, третьи и т. д. В малой группе с
положительной направленностью обычно
складываются товарищеские, дружеские
отношения, проявляются взаимные симпатии.
В процессе организации и становления
отрицательно направленной малой группы
часто воз¬никает нездоровое соперничество,
а порой и борьба между отдельными лидерами.
Побеждает тот, кто сумеет подчинить себе
остальных осужденных. Захватив лидерство,
вожак перестает сам лично творить суд
и расправу. Всю черную работу он поручает
другим осужденным, оставляя за собой
функцию организатора. Ни о какой истинной
дружбе между членами отрицательно направленной
малой группы не может быть и речи.
Формы проявления конфликтов в ИТУ чрезвычайно
многообразны: от скрытых состояний неудовлетворенности,
которые могут быть очень длительными,
до открытых столкновений интересов, до
групповых аффективных действий.
Гуманизация исправительно-трудовой системы,
очевидно, будет осуществляться через
разработку и внедрение более мягких мер
наказания, сокращение сроков наказания,
введение альтернативных лишению свободы
мер по отношению к лицам, совершившим
преступление. Все это потребует более
серьезных и всесторонних психологических
исследований по разработке и внедрению
широкого спектра психолого-педагогических
методов воздействия на личность, группу,
коллектив осужденных. Перспективным
является исправление правонарушителя
через исповедь, покаяние, примирение
с потерпевшим, что создает предпосылки
для подлинной перестройки личности, ее
ресоциализации и создания перспективы
для социальной адаптации.
В ряде ИТУ достигаются заметные успехи
в ресоциализирующей деятельности, особенно
там, где администрация и персонал приобща¬ются
к опыту и теоретическому наследию известных
педагогов и психологов, где образуется
сплоченный коллектив квалифицированных
сотрудников, формируются механизмы социально
адаптированной групповой интеграции
в среде заключенных, создаются перспективы
личностного самоутверждения, определяются
перспективы исправления, сопровождающиеся
получением определенных льгот, создается
перспектива будущего.
53. Социальная реадаптация освобожденного
Завершающим и наиболее ответственным этапом ресоциализации бывшего осужденного является его приспособление к жизни на свободе, как правило, в новых, порой трудных условиях, при бытовой неустроенности, разрушенности прежних социальных связей, отсутствии жилья, больших сложностях в трудоустройстве и т. д. Все это требует от освобожденного значительных душевных усилий, терпения, выносливости, что под силу далеко не каждому. В результате нередко лица, вышедшие из исправительного учреждения, вновь совершают преступления. Сказанное обусловливает необходимость проведения в условиях исправительного учреждения специальной работы по психологической подготовке освобождающихся к жизни в новых условиях. В последнее время было выявлено, что только нравственной и практической подготовки осужденных к жизни в нормальных условиях недостаточно. Необходима еще их психологическая подготовка, которая состоит в активизации психики, формировании установки на соответствующее поведение в условиях свободы. В результате таких целенаправленных воздействий у освобождаемого формируется психологическая готовность жить в новых условиях, которая обеспечивает безболезненное вхождение в новую социальную среду и деятельность в ней без дополнительной затраты энергии на преодоление внутреннего сопротивления и напряжения.
"Важнее всего, - отмечает В.
Л. Васильев, - активизировать положительные
качества личности в процессе
психологической подготовки
Наиболее распространенной формой психологического воздействия является психотерапевтическая беседа с освобождаемым, куда включаются следующие вопросы: информация о порядке освобождения и соблюдении в дальнейшем правил административного надзора; ознакомление с правилами прописки; консультации по трудоустройству; рекомендации по восстановлению контактов в семье; советы, где и как продолжить учебу; как вести себя при недоверии и настороженном отношении к освобожденному со стороны свободных граждан и т. п.
Психотерапевтические беседы проводятся
индивидуально или в группах
осужденных, хорошо знающих друг друга,
близких по психологическому складу.
В таких группах легче
Процесс адаптации, приспособления к условиям жизни на свободе в нормальной социальной среде после длительного срока лишения свободы сложен, он требует от личности мобилизации всех ее лучших качеств. Человеку необходимо в короткий срок восстановить или приобрести целый ряд навыков: научиться расходовать заработанные за период нахождения в местах лишения свободы деньги, обеспечивать себя питанием, одеждой, жильем, мобильно перемещаться в пределах довольно значительных расстояний и т. д.
Социальная адаптация в
Основная масса новых
"Таким образом, - констатирует
В. Л. Васильев, - процесс адаптации
освобожденных из ИТУ