Шпаргалка по "Юридической психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 17:11, шпаргалка

Краткое описание

Предмет ЮП и ее задачи
ЮП - изучает проявление и испол. психических закономерностей, психол-х знаний в сфере прав. регул. и юр. деятельности. ЮП иссл. проблемы повышения эфф-ти правотворчества, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности на основе учета психол -х факторов.
Задачи ЮП:
-осуществить научный синтез психол-х и юр. знаний;
-раскрыть психолого-юр. сущность базовых правовых категорий;
-обеспечить глубокое понимание юристами объекта своей деятельности – поведения человека

Файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ ЮРП.docx

— 349.25 Кб (Скачать)

Тактический прием, избранный  стороной, – показатель ее реальной позиции.

Конструктивное обсуждение вопроса начинается не с того, что  разделяет стороны, а с поиска возможных направлений сближения  позиций. Решению проблемы не содействуют  упреки в адрес партнера об ошибочности  его позиции. Хорошо воспринимается тот, кто разделяет наши сомнения и обращает наше внимание лишь на то, что не следует упускать из виду.

Исходная позиция «играющей» стороны обычно бывает крайне завышенной, многочисленные претензии увязываются  в один пакет требований («все или  ничего»). Эта позиция должна блокироваться  убеждением в ее бесперспективности.

Обычно позиция торга  вызывает резкое снижение чувствительности к информации об истинном положении  дел. Возникает необходимость расширения канала прохождения информации. Образ  врага может поколебать лишь авторитетная нейтральная сторона.

Формирование объективного образа партнера – одна из основных задач организатора переговоров. При  резко отрицательном отношении  партнеров друг к другу нужны  некоторые превентивные меры по смягчению  отрицательных эмоций. Образ партнера в некоторых случаях может  неадекватно трактоваться и как  образ бескорыстного простофили. Своевременно не скорректированная, эта  позиция может столкнуться с  твердой позицией другой стороны  и привести к конфликту. Неадекватно  и гипертрофированное доверие к  партнеру – проявление заниженного  уровня притязаний. (При заключении договора об открытии в Санкт-Петербурге ресторана «Шанхай» российская сторона  уступила китайской стороне всю  инициативу по подготовке договора, в  результате чего весь контроль над  ключевыми постами оказался в  руках китайской стороны.)

Судья, организующий взаимодействие сторон, должен отличаться рациональностью, объективностью и способностью нейтрализовать необъективную информацию, избегая  менторства и дидактизма. Он должен быть максимально открытым в общении с той и другой стороной, но наряду с этим обладать рефлексивностью – способностью предвидеть поведение сторон и адекватной интерпретации их тактических действий. Главное же достоинство судьи состоит в его способности принимать законные, обоснованные и справедливые решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

57/58. Психологические особенности личности правонарушителя 
ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА – совокупность типологических качеств индивида, обусловивших совершенное им преступное деяние.

В структуре личности преступника выделяется ряд подструктур:

  • социально-демографические признаки: социальное происхождение и положение, семейное и должностное положение, национальная и профессиональная принадлежность, а также уровень материальной обеспеченности;
  • уровень умственного развития, культурно-образовательный уровень, знания, умения и навыки;
  • нравственные качества, ценностные ориентации и стремления личности, ее социальные позиции и интересы, потребности, наклонности, привычки;
  • образуют психические процессы, свойства и состояния личности;
  • биофизиологические признаки: пол, возраст, состояние здоровья, особенности физической конституции и т.д. (причем имеются социальные проявления этих признаков).

ВАРИАНТЫ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА.

-социально-демографические и уголовно-правовые  признаки;

-социальные проявления в различных  сферах общ-ной жизни;

-нравственные свойства;

-психические особенности.

Направленность - ведущий элемент в психологической  структуре личности. Она оказывает определяющее влияние на др.ее элементы - объем знаний, характер проявления биологически обусловленных свойств (темперамент, задатки). Направленность имеет решающее значение для определения социального типа личности.

Личность правонарушителя представляет собой совокупность взаимосвязанных  личностных черт и образований, ядром  которых являются негативные свойства, образовавшиеся в результате смены  образа жизни, социальных ролей и  характера контактов с другими  людьми.

 Преступник - это личность со значительно более высоким уровнем тревожности и как следствие неуверенности в себе, импульсивности и агрессивности, значительной отчужденности от общественных ценностей и социально полезного общения. Высокая чувствительность ведет к тому, что эти лица в межличностных отношениях склонны решать все конфликты силовым путем. Для преступников характерным является низкий уровень социальной адаптированности, и, наоборот, высокая степень отчуждения от важных малых социальных групп /семья, профессиональный коллектив, друзья и т.п./. Необходимо также отметить деформацию правосознания у правонарушителей. Среди них является допустимым нарушение уголовно-правового или иного правового запрета. Негативное отношение к нормативно-правовым запретам и правоохраняемым ценностям коррелирует с установкой на их нарушение.  
Деформации в ценностно-мотивационной сфере отражают, с одной стороны, отсутствие интереса к обучению или производительному труду, с другой стороны, демонстрирует гипервлечение к отдыху, проведению досуга, обладанию модной одеждой и т.п. Совершение преступлений как раз имеет своей целью удовлетворение гипертрофированных досуговых потребностей и интересов. Проведение досуга правонарушителями связано с употреблением алкогольных напитков, наркотиков, вступлением в сексуальные связи и т.п.  
У многих правонарушителей значительно деформирована эмоциональная сфера, наблюдается эмоциональная "тупость", нечувствительность к страданиям других, агрессивность. Одновременно отмечается эмоциональная неуравновешенность, аффективность, склонность к неадекватным ситуации реакциям. Часто отмечаются отрицательные изменения воли и волевых качеств.  
Анализ мотивационной сферы правонарушителей позволяет обнаружить различные формы регуляции ими поведения. Односторонность, незрелость их мотивационной сферы часто заключается в узкой временной ориентации мотивации, выражающейся в стремлении "жить сегодняшним днем", "плыть по течению", пользоваться тем, что "попадает в руки" и т.д. Подобная ориентация демобилизует личность, не создает установок на преодоление жизненных трудностей, долговременных жизненных планов, а ведет к ситуативности, импульсивности в действиях и поступках.  
Свойства, характеризующие познавательную сферу правонарушителя, принимают порой разновидность неадекватных познавательных стереотипов и ригидных стандартов восприятия других людей, социальных ситуаций. Прежде всего это проявляется в ригидности, малоподвижности восприятия, его негибкости, в приписывании другому человеку свойств, которыми он не обладает или, наоборот, "обеднение" содержания личности другого человека. Своеобразно восприятие правонарушителями работников правоохранительных органов, которых они поголовно относят к категории "Они", то есть лиц, специально поставленных, чтобы карать, судить, наказывать притеснять и т.д.  
 
Имеющиеся факты показывают, что насильственным преступникам присущи такие качества, как пренебрежение интересами личности, неуважение к чести, достоинству и здоровью другого человека. Корыстные преступники проявляют лживость, лицемерие, корысть и стяжательство, стремление уклониться от производительного труда. Хулиганы проявляют черты моральной распущенности, пренебрежения правилами поведения в обществе и несдержанности. Среди характерологических качеств правонарушителей часто называют недисциплинированность, неорганизованность, недоверчивость, замкнутость, лень и др.  
В зависимости от преобладания тех или иных личностных свойств, степени выраженности асоциальных установок, уровня криминальной зараженности, криминального опыта и квалификации и других оснований может быть проведена психологическая классификация правонарушителей (преступников). Любопытна в этом смысле классификация В.М. Бехтерева, который подчеркивал, что в одних случаях в основе преступления лежат особенности эмоциональной сферы, необычайная раздражительность, импульсивность. Таких лиц он называет "преступники по страсти". В других случаях преступность имеет причиной недоразвитость нравственной сферы, стремление удовлетворить свои потребности без особого труда. Такие преступники обычно совершают противоправные действия с обдуманным намерением и умыслом. В.М. Бехтерев называет их "преступниками, лишенными нравственного чувства" или "врожденными преступниками". Третья категория - это слабоумные преступники, которые вследствие недостатков в интеллектуальной сфере не могут оценить значение прав собственности и различий между добром и злом. Четвертая категория - "преступники с ослабленной волей", отличающиеся ленью и неспособностью к систематическому труду. Известна классификация преступников, проведенная профессором С.В. Познышевым. Прежде всего он разделял преступников на эндогенных (совершивших преступления в силу внутренних, личностных факторов, сознательно вставших на преступный путь ) и экзогенных (вставших на преступный путь в силу влияния внешних обстоятельств, сложившейся жизнен- ной ситуации, других людей). Затем в этой классификации выделяются профессиональные преступники (профессионалы) и криминолоиды. В заключение даются 4 категории преступников:  
а)эмоциональные;  
б)нравственно ослабленные;  
в) эмоциональные и одновременно нравственно ослабленные;  
г) совершившие преступление в состоянии возбуждения под влиянием наркотиков и алкоголя.  
Проф. А.Г. Ковалев выделяет в своей классификации:  
1) глобальный преступный тип, характеризующийся полной преступной зараженностью и большой степенью общественной опасности;  
2) парциальный преступный тип, характеризующийся внутренней "раздвоенностью", сочетанием в себе черт нормального социального типа поведения и черт преступника;  
3) предкриминальный тип, отражающий потенциальную возможность лица стать преступником, попав в определенную ситуацию, так как у него снижена нравственная и психологическая устойчивость.

59.Современные  требования к подготовке юрид.психологов, следователей, дознователей.

С усложнением различных  сторон юридической деятельности посто¬янно растут требования, предъявляемые к личности человека, который избрал профессию юриста в качестве своей основной жизненной цели. Все большее значение при этом приобретают психологические факторы: наличие у абитуриентов соответствующих личностных качеств и задат¬ков, которые в ходе обучения в юридическом вузе должны быть приве¬дены в системы навыков, умений и знаний, обеспечивающих их успех в практической работе. 
Процесс подготовки человека к юридической деятельности состоит из следующих последовательных этапов: профориентации, профотбора, профессионального воспитания, обучения и усовершенствования. Крат¬ко остановимся на характеристике этих этапов. 
Профориентация — это знание особенностей профессии юриста, а также профессионально необходимых и противопоказанных для нее качеств и свойств личности специалиста. Умело поставленная работа по профессиональной ориентации школьников приводит к тому, что молодежь начинает свое обучение в вузе с интересом к своему будущему труду, с пониманием его общественной значимости, что является важ¬ной предпосылкой к будущей высокой активности специалиста. В профориентационной работе с молодежью должны использоваться все формы: лекции, беседы, экскурсии, встречи с ведущими юристами и т. п. Существенную роль может сыграть профессиональная консуль¬тация абитуриента прокурором, следователем, судьей, 
Профессиональный отбор предполагает целенаправленную деятель¬ность вузов, органов прокуратуры и МВД по отбору абитуриентов и рас¬пределению студентов по специализации на основе и с учетом необходи¬мых и противопоказанных для определенной юридической профессии качеств и свойств личности. На завершающем этапе профотбора с абитуриентами рекомендуется проводить собеседование, в процессе которого анализируются и оцениваются различные стороны личности аби¬туриента и оказывается помощь в правильном выборе специальности. 
При проведении собеседования изучаются склонности, способности и направленность личности поступающего, его готовность к овладению юридической профессией. 
Способности поступающего в юридический вуз к будущей професси¬ональной деятельности целесообразно изучать, руководствуясь систе¬мой профессионально значимых качеств личности юриста (см. подроб¬нее параграфы 1 и 2 настоящей главы). 
В области социальной деятельности от будущего юриста требуется стремление к истине, торжеству справедливости, гуманизм, честность, принципиальность. 
В поисковой деятельности необходимо обращать внимание на наблю¬дательность и концентрацию внимания на профессионально значимых объектах, на устойчивости наблюдения. 
В коммуникативной деятельности следует обратить внимание на об¬щительность, эмоциональную устойчивость, выдержку, такт, умение отстаивать свою точку зрения, способность ясно излагать свои мысли. 
В области удостоверительной деятельности наряду с развитой пись¬менной речью необходимо отметить способность быстрого обобщения информации, навыки перевода устной речи в письменную, умение дать письменное описание события преступления. 
В организаторской деятельности требуется обращать внимание на настойчивость, целеустремленность, организованность и т. п. 
В области конструктивной и реконструктивной деятельности необ¬ходимо обращать внимание на способность анализировать получаемую информацию, формирование гипотез, творческий, оригинальный под¬ход к решению задач, проницательность. 
Одной из важных задач органов прокуратуры, юстиции и вузов явля¬ется координация своих действий по отбору абитуриентов, а также организация их обучения и воспитания. 
Потребность в самовоспитании органически входит в общую струк¬туру отношений личности к окружающему миру, людям, к себе, своей деятельности и является одним из внутренних мотивов, побуждающих человека к высоконравственному поведению. Стремление к знаниям, к трудовой и общественной деятельности побуждает человека к дальней¬шему совершенствованию своих способностей, к активным действиям во имя долга как осознанной необходимости выполнения своих обязан¬ностей перед обществом, коллективом, самим собой. 
Велика и ответственна в процессе обучения и воспитания роль юри¬дического вуза, который должен в ходе отбора абитуриента его задатки развить в систему качеств, навыков и умений, необходимых личности будущего следователя или прокурора. Качество профессиональной под¬готовки юристов в большей степени определяет эффективность деятель-ности по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений, поэтому организация системы подготовки кадров нуждаемся в самом пристальном внимании и постоянном совершенствовании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Юридической психологии"