Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 17:11, шпаргалка
Предмет ЮП и ее задачи
ЮП - изучает проявление и испол. психических закономерностей, психол-х знаний в сфере прав. регул. и юр. деятельности. ЮП иссл. проблемы повышения эфф-ти правотворчества, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности на основе учета психол -х факторов.
Задачи ЮП:
-осуществить научный синтез психол-х и юр. знаний;
-раскрыть психолого-юр. сущность базовых правовых категорий;
-обеспечить глубокое понимание юристами объекта своей деятельности – поведения человека
Тактический прием, избранный стороной, – показатель ее реальной позиции.
Конструктивное обсуждение
вопроса начинается не с того, что
разделяет стороны, а с поиска
возможных направлений
Исходная позиция «играющей» стороны обычно бывает крайне завышенной, многочисленные претензии увязываются в один пакет требований («все или ничего»). Эта позиция должна блокироваться убеждением в ее бесперспективности.
Обычно позиция торга
вызывает резкое снижение чувствительности
к информации об истинном положении
дел. Возникает необходимость
Формирование объективного
образа партнера – одна из основных
задач организатора переговоров. При
резко отрицательном отношении
партнеров друг к другу нужны
некоторые превентивные меры по смягчению
отрицательных эмоций. Образ партнера
в некоторых случаях может
неадекватно трактоваться и как
образ бескорыстного
Судья, организующий взаимодействие сторон, должен отличаться рациональностью, объективностью и способностью нейтрализовать необъективную информацию, избегая менторства и дидактизма. Он должен быть максимально открытым в общении с той и другой стороной, но наряду с этим обладать рефлексивностью – способностью предвидеть поведение сторон и адекватной интерпретации их тактических действий. Главное же достоинство судьи состоит в его способности принимать законные, обоснованные и справедливые решения.
57/58. Психологические
особенности личности правонарушителя
ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА – совокупность типологических качеств
индивида, обусловивших совершенное им
преступное деяние.
В структуре личности преступника выделяется ряд подструктур:
ВАРИАНТЫ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА.
-социально-демографические и
-социальные проявления в
-нравственные свойства;
-психические особенности.
Направленность
- ведущий элемент в
Личность правонарушителя
Преступник - это личность
со значительно более высоким уровнем
тревожности и как следствие неуверенности
в себе, импульсивности и агрессивности,
значительной отчужденности от общественных
ценностей и социально полезного общения.
Высокая чувствительность ведет к тому,
что эти лица в межличностных отношениях
склонны решать все конфликты силовым
путем. Для преступников характерным является
низкий уровень социальной адаптированности,
и, наоборот, высокая степень отчуждения
от важных малых социальных групп /семья,
профессиональный коллектив, друзья и
т.п./. Необходимо также отметить деформацию
правосознания у правонарушителей. Среди
них является допустимым нарушение уголовно-правового
или иного правового запрета. Негативное
отношение к нормативно-правовым запретам
и правоохраняемым ценностям коррелирует
с установкой на их нарушение.
Деформации в ценностно-мотивационной
сфере отражают, с одной стороны, отсутствие
интереса к обучению или производительному
труду, с другой стороны, демонстрирует
гипервлечение к отдыху, проведению досуга,
обладанию модной одеждой и т.п. Совершение
преступлений как раз имеет своей целью
удовлетворение гипертрофированных досуговых
потребностей и интересов. Проведение
досуга правонарушителями связано с употреблением
алкогольных напитков, наркотиков, вступлением
в сексуальные связи и т.п.
У многих правонарушителей значительно
деформирована эмоциональная сфера, наблюдается
эмоциональная "тупость", нечувствительность
к страданиям других, агрессивность. Одновременно
отмечается эмоциональная неуравновешенность,
аффективность, склонность к неадекватным
ситуации реакциям. Часто отмечаются отрицательные
изменения воли и волевых качеств.
Анализ мотивационной сферы правонарушителей
позволяет обнаружить различные формы
регуляции ими поведения. Односторонность,
незрелость их мотивационной сферы часто
заключается в узкой временной ориентации
мотивации, выражающейся в стремлении
"жить сегодняшним днем", "плыть
по течению", пользоваться тем, что "попадает
в руки" и т.д. Подобная ориентация демобилизует
личность, не создает установок на преодоление
жизненных трудностей, долговременных
жизненных планов, а ведет к ситуативности,
импульсивности в действиях и поступках.
Свойства, характеризующие познавательную
сферу правонарушителя, принимают порой
разновидность неадекватных познавательных
стереотипов и ригидных стандартов восприятия
других людей, социальных ситуаций. Прежде
всего это проявляется в ригидности, малоподвижности
восприятия, его негибкости, в приписывании
другому человеку свойств, которыми он
не обладает или, наоборот, "обеднение"
содержания личности другого человека.
Своеобразно восприятие правонарушителями
работников правоохранительных органов,
которых они поголовно относят к категории
"Они", то есть лиц, специально поставленных,
чтобы карать, судить, наказывать притеснять
и т.д.
Имеющиеся факты показывают, что насильственным
преступникам присущи такие качества,
как пренебрежение интересами личности,
неуважение к чести, достоинству и здоровью
другого человека. Корыстные преступники
проявляют лживость, лицемерие, корысть
и стяжательство, стремление уклониться
от производительного труда. Хулиганы
проявляют черты моральной распущенности,
пренебрежения правилами поведения в
обществе и несдержанности. Среди характерологических
качеств правонарушителей часто называют
недисциплинированность, неорганизованность,
недоверчивость, замкнутость, лень и др.
В зависимости от преобладания тех или
иных личностных свойств, степени выраженности
асоциальных установок, уровня криминальной
зараженности, криминального опыта и квалификации
и других оснований может быть проведена психологическая классификация правонарушителей
(преступников). Любопытна в этом смысле классификация В.М. Бехтерева, который
подчеркивал, что в одних случаях в основе
преступления лежат особенности эмоциональной
сферы, необычайная раздражительность,
импульсивность. Таких лиц он называет "преступники по страсти". В
других случаях преступность имеет причиной
недоразвитость нравственной сферы, стремление
удовлетворить свои потребности без особого
труда. Такие преступники обычно совершают
противоправные действия с обдуманным
намерением и умыслом. В.М. Бехтерев называет
их "преступниками, лишенными
нравственного чувства" или "врожденными
преступниками". Третья категория
- это слабоумные преступники, которые
вследствие недостатков в интеллектуальной
сфере не могут оценить значение прав
собственности и различий между добром
и злом. Четвертая категория
- "преступники с ослабленной волей",
отличающиеся ленью и неспособностью
к систематическому труду. Известна классификация
преступников, проведенная профессором
С.В. Познышевым. Прежде всего он разделял
преступников на эндогенных
(совершивших преступления в силу внутренних,
личностных факторов, сознательно вставших
на преступный путь ) и экзогенных (вставших
на преступный путь в силу влияния внешних
обстоятельств, сложившейся жизнен- ной
ситуации, других людей). Затем в этой классификации
выделяются профессиональные преступники
(профессионалы) и криминолоиды. В заключение
даются 4 категории преступников:
а)эмоциональные;
б)нравственно ослабленные;
в) эмоциональные и одновременно нравственно
ослабленные;
г) совершившие преступление в состоянии
возбуждения под влиянием наркотиков
и алкоголя.
Проф. А.Г. Ковалев выделяет
в своей классификации:
1) глобальный преступный тип, характеризующийся
полной преступной зараженностью и большой
степенью общественной опасности;
2) парциальный преступный тип, характеризующийся
внутренней "раздвоенностью", сочетанием
в себе черт нормального социального типа
поведения и черт преступника;
3) предкриминальный тип, отражающий потенциальную
возможность лица стать преступником,
попав в определенную ситуацию, так как
у него снижена нравственная и психологическая
устойчивость.
59.Современные
требования к подготовке юрид. |
|
С усложнением различных
сторон юридической деятельности посто¬янно
растут требования, предъявляемые к личности
человека, который избрал профессию юриста
в качестве своей основной жизненной цели.
Все большее значение при этом приобретают
психологические факторы: наличие у абитуриентов
соответствующих личностных качеств и
задат¬ков, которые в ходе обучения в юридическом
вузе должны быть приве¬дены в системы
навыков, умений и знаний, обеспечивающих
их успех в практической работе. |