Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 12:57, шпаргалка
Работа содержит ответы на билеты по дисциплине "Экологическая психология".
1. Актуальность формирования экологического сознания.
ЭС - индивид и коллектив способность понимания неразрывной связи человека человечества с природой, зависим благополуч людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды обитания человека и использования этого понимания в практической деятельности, совокупность экоих представлений, существующего субъективного отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней.В 20 веке в связи с усиливающимся воздействием человека на природу экоая психология приобрела особое значении. Деятельность людей принимает глобальные масштабы. Промышленность и энергетика больше диоксида серы, чем все вулканы и горячие..Экоий кризис вызывается не только техническим прогрессом, но и господствующим антропоцентрическим эко сознанием. Для его преодоления необходимо сформировать эко сознание экоцентрического типа.С 70-х годов ХХ века складывается экология человека или изучя закономерности взаимод общества и окр среды, а также практич проблемы е охраны. Экоий кризис ставит жизнь человечества под угрозу, требует выполнения многочисленных природоохранных мероприятий и изменения характера деятельности людей во всех сферах. Главную роль в глобальном решении экоих проблем играет не только работа специалистов по охране окружающей среды, но и специальная сис экоого образования. Экоцентрический тип сознания представляет собой кардинальную смену образа мира, которую можно, пожалуй, Для него характерны следующие особенности:1) Высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы. 2) Отказ от иерархической картины мира. 3) Воздействие на природу сменяется взаимодействием.4) Характер взаимодействия с природой определяется своего рода “эко императивом” – правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе эко равновесие.
2. Предмет и задачи экоой психологии.
1термин "эко психология" обобщающее понятие для обозначения 4 близких, но не тождественных областей исследований: психологической экологии, экоого подхода в психологии, психологии окружающей среды и психологии экоого сознания (или собственно экоой психологии), которые имеют самостоятельные предметы исследований, свои задачи и методологические особенности. 2. Предметом исследования в ЭП является эко сознание, рассматриваемое в социогенетическом, онтогенетическом и функциональном аспектах. 3. ЭП харся 2 основными методологич особенностями: 1 в ней рассматривается взаимодействие человека только с природой, а не со всей окружающей его средой, 2, объектом исследований является не “природная среда”, а "мир природы".4. В ЭП существуют 4 основных направления исследований: эко сознания в целом, а также трех его подструктур — эко представлений, субъективного отношения к природе, стратегий и технологий взаимодействия с ней. 5. задачи ЭП: создание типологии, анализ развития в процессе социогенеза и онтогенеза, изучение механизмов формирования и функционирования, индивидуальной и групповой специфики, разработка принципов и методов диагностики,— которые решаются в рамках каждого из четырех направлений исследований. также задача изучения функций, которые может осуществлять взаимодействие человека с миром природы.
3 Эко кризис и психология.
По оценкам специалистов степень антропогенного изменения биосферы в 70-е, 80-е годы в 10 раз превысило способность биосферы к самовосстановлению.
Количество грунта, перемешиваемого в строительстве и сельском хозяйстве сопоставимо с действием ветров и селевых потоков. В течение ХХ века добыча нефти увеличилась в 1000 раз, многократно увечилось также извлечение всех других полезных ископаемых. Население земли в ХХ веке выросло в 4 раза, но количество отходов увеличилось в 25-30 раз, в расчете на душу населения. Изменилась геохимия почв, появились многие неизвестные в природе вещества. Значительно превышены концентрации тяжелых металлов. Серьезной стала опасность радиоактивного загрязнения. Эко кризис вызывается не только техническим прогрессом, но и господствующим антропоцентрическим эко сознанием. Для его преодоления необходимо сформировать эко сознание экоцентрического типа.Взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе экоого образования, что позволяет ему стать фактором общего формирования и развития личности. Глобальном решении экоих проблем играет не только работа специалистов по охране окружающей среды, но и специальная система экоого образования. Эко образование имеет универсальный, междисциплинарный характер, поэтому оно должно войти в содержание всех форм общего образования.. Если в центре внимания находится человек и его потребности, антропоцентризмом. Это мировоззрение-Все для человека.Экоцентризм подразумевает постановку интересов природы в центр относительно интересов человека.-Для сторонников ЭЦ идея дикой природы заключается в защите дикой природы ради нее самой Самые перспективные технологии могут оказаться бесполезными, если их будут осваивать и эксплуатировать безответственные и малограмотные люди. Сопротивление новому – это обычно в любой Постепенно в исследованиях экологов, в которых традиционно рассматривалось химическое, физическое и биологическое влияние на человека среды его обитания, все большее внимание стало уделяться психологическому аспекту. Это привело к формированию специального раздела экологии — психологической экологии (Psychological Ecology).
4 Причины экоого кризиса.
Экоий кризис возник именно тогда, когда человек более миллиона лет назад вырвался из экоой ниши, овладев огнем и орудия труда. В природных экосистемах существует определенная система сопротивления окружающей среды росту численности вида, лимитирующие факторы, ограничивающие численность и способность человека мыслить и создавать орудия позволила хотя бы временно преодолеть действие этих факторов. Несколько причин, экол катастрофе. Цивилизация людей основана не на равновесии, а на непрерывно ускоряющейся эксплуатации всех видов ресурсов. Особенно резко возросло потребление в период НТР. Суть экоого кризиса в том, что в настоящее время потребности и технические возможности превысили возможности и ресурсы биосферы, что создало реальную опасность ее необратимого разрушения, а следовательно и гибели человечества как составной части этой биосферы1Первая – загрязнение, отравление среды обитания, обеднение атмосферы кислородом, озоновые провалы и т.д. Не переработанные отходы производств и деятельности человека. Дефицит инвестиций не позволяет производить смену устар оборудования в промышленности. 2Вторая – гонка вооружения .оружие массового поражения,ядерное. 3 – быстрое истощение доступных природных ресурсов, традиционных 4стремительный, нерегулируемый рост населения. при таком бурном
увеличен негатив послед антропогенной деятельности усиливаются. Не только сам по себе рост населения, усиливающий нагрузку на природуно и необходимость добычи исходных продуктов природы, с вытекающим из увеличения их переработки,
накоплением производс отходов и, соответственно, пагубного воздействия на биосферу. Одной из причин экоого кризиса современном этапе, возможно, главнейшей, является кризис экоого сознания. Стереотип антропоцентрического на экоцентрический
5 Возможные сценарии преодоления экоого кризиса.
Сущ многочисленные пути преод экологич кризис - переход к очистит и энергосберег технологиям – переориент от борьбы со следств на борьбу с причин неблагоприятн воздейств на прир – анализ всех видов деят и производств в полном жизнен цикле – рассморт в единстве пробл развития технологий и охраны природы
1. Все улавливать и обезвреживать. борьба со следствиями, а не с причинами. стоимость велика, нереально. Но именно очистку рассматривают как единственный способ охраны природы.2. Ограничение использования научно-технических средств, возврат к природе. большая часть населения земли окажется «лишней» поскольку ресурсов окажется недостаточно, к3. Принципиальное изменение характера деятельности людей. Перейти к системе устойчивого развития, предполагающей создание стабильных условий жизни для этого и последующих поколений людей. При этом необходимо признать ограниченность природных ресурсов и подчинить деятельность людей принципам равновесия с природными экосистемами. Это не предполагает отказ от достижений науки и техники и их развития. Наука и техника увеличивают силы и возможности человечества проблема лишь в том, чтобы осознать и разумно использовать эти возможности. Решение любых экоих проблем на каждом уровне: 1. научные разработки и проектирование. 2. Выбор решений и их кредитование, 3. Управление строительством. 4. Освоение и эксплуатация, на любом из уровней необходимо учитывать экоую обстановку. Простое использование новой техники и новой продукции требует перестройки мышления людей, воспитания у них чувства личной ответственности за решение этих проблем, формирование внутренней потребности в создании ресурсосберегающих, безотходных видов деятельности.
6 Направления перехода к экои чистым и ресурсосберегающим технологиям.
Для любых видов деятельности существует несколько принципиально возможных направлений перехода к экои чистым, ресурсосберегающим безотходным технологиям. Повышение культуры труда. низкая культура производства и нарушение норм эксплуатации и технологической дисциплины. За счет нормального, скрупулезного ведения любой деятельности можно было бы уменьшить на 30-50% и более. При это на 10-20% уменьшается расход сырья и энергии, количества твердых отходов, улучшается качество продукции. Рециркуляции продуктов и сред и утилизация отходов. Воздействие на окружающую среду уменьшается, если в технологическом процессе замкнуты в цикле вода, воздух, технологические продукты, теплота. При этом сокращается потребление ресурсов и непосредственное воздействие на окружающую среду. При утилизации отходов отпадает необходимость в их уничтожении или захоронении, удешевляется основная продукция, уменьшается потребность в первичном сырье. Создание и применение новых ресурсосберегающих безотходных процессов. Технологии применения нестандартных инженерных решений, основанных на глубоком анализе существа технологического процесса вскрытий и разрешений противоречий, препятствующих достижению оптимального с экономических и экоих позиций результата, удается сократить потребление ресурсов и существенно уменьшить образование отходов, выбросов, побочных продуктов.
При этом улучшается качество продукции, сокращаются затраты, экоий эффект оказывается бесплатным приложением к большому экономическому эффекту, достигающемуся за счет использования более совершенных технологий. Производство экои эффективной продукции. Это направление предполагает выпуск продукции, производство которой требует расходования меньшего количества сырья,Во всех случаях применения экои чистых технологий необходим глубокий и всесторонний анализ ситуации, выяснение действительных причин экоих затруднений и степени экоого риска, поиск новых решений с учетом их возможных долгосрочных последствий, с учетом их экономической, экоой и социальной значимости.
7 .Основные направления исследований в экоой психологии.
«экоая психология" – общее название для обозначения етырех направлений исследований: психологической экологии, экоого подхода в психологии, психологии окружающей среды и психологии экоого сознанияПредмет. ЭП как отдельная отрасль сформировалась под влиянием идей экоого подхода. Но если в экоом подходе в целом взаимодействие человека со средой рассматривается как переменная, которую обязательно необходимо учитывать при анализе различных проблем (начиная от восприятия и заканчивая социальной организацией общества), то эко психология сделала это взаимодействие предметом исследований. Методологические особенности. Поскольку эко психология наиболее полно впитала идеи экоого подхода, то его методологические особенности, в той или иной мере, присущи и ей. Можно выделить две такие особенности в качестве важнейших: 1) рассмотрение человека и окружающей его среды (взятой в ее целостности) как единой системы; 2) представление о том, что среда самым существенным образом влияет на поведение человека: ее объективные свойства задают для всех людей более-менее универсальные "рамки", внутри которых разворачивается индивидуальное поведение каждой конкретной личности. Эко психология принципиально отличается от психологической экологии, несмотря на то, что они обе изучают проблемы, связанные со средой. 1, в психологической экологии взаимодействие человека со средой рассматривается, в основном, с психофизиологической точки зрения, а в эко психологии— в первую очередь, именно с собственно психологической. 2, в психологической экологии (по крайней мере, в реальной практике исследований, й), изучается влияние на психику отдельных экоих факторов, а эко психология стремится рассматривать среду как систему, с учетом всех факторов (в частности, пространственных: скученность людей, замкнутость помещения и т.п., которым не уделяется внимания в психологической экологии).
Задачей эко психологии является изучение взаимосвязей между переменными среды и различными психологическими характеристиками человека, его поведением.
8 Методологические особенности подхода Дж. Гибсона в экоой психологии.
В рамках экоого подхода в психологии как общего методологического направления возникло много различных моделей его реализации. Одной из наиболее известных в США с конца 60-х годов Дж. Гибсон (в западной психологии есть даже тенденция отождествлять гибсоновскую модель с эко подходом в психологии вообще). Методологические особенности экоого подхода Дж. Гибсона. Исходная для экоого подхода в психологии оппозиция "лаборатория — поле" трансформируется у Гибсона в оппозицию "физический мир — экоий мир": с его точки зрения, человек реально живет не в "физическом", а в "экоом мире". Физический мир — это мир как он существует безотносительно к взаимодействующему с ним субъекту (физика и тп). Экоий мир — это мир, представляющий собой совокупность жизненно значимых связей субъекта со своим окружением; поскольку экоий мир субъекта зависит от характеристик самого субъекта, то они всегда взаимодополнителены и друг без друга немыслимы,— по Гибсону, взаимодействие человека именно с эко, а не физическим миром должно исследоваться и описываться психологией. для подхода Дж. Гибсона характерны две важнейшие методологические особенности: 1) исследователь абстрагируется от тех свойств и качеств объектов, которые не являются значимыми для жизнедеятельности данного организма, и рассматривает только те из них, взаимодействие которых и создает реальную, "экоую" (а не "физическую") среду его обитания, 2) функционирование психики изучается в естественных, "экоих" условиях.- высоты двух объектов, находящихся на разном удалении от него. Но когда эксперимент был проведен на реальной земле, в которую были вбиты два колышка, оказалось, что испытуемые достаточно успешно справляются с этой задачей.- Задачей экоого подхода Дж. Гибсона является разработка психологии "человека в экоом мире", дополняющей существующую сейчас психологию "человека в физическом мире".
9 Психологическая экология как область исследования в психологии. Или 7
Предмет. Экология зародилась в рамках биологии и развивалась как ее раздел, исследующий взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и с окружающей средой. В дальнейшем в список изучаемых объектов был включен и человек, в результате чего в 20-х годах нашего века возникла такая научная дисциплина как экология человека.Постепенно в исследованиях экологов, в которых традиционно рассматривалось химическое, физическое и биологическое влияние на человека среды его обитания, все большее внимание стало уделяться психологическому аспекту. Это привело к формированию специального раздела экологии — психологической экологии (Psychological Ecology).Предметом исследования в психологической экологии является воздействие экоих факторов (факторов окружающей среды) на психику человека.Методологические особенности. Исследования по психологической экологии, как правило, проводятся с использованием именно экоого, а не психологического методологического и методического аппарата. Отнесение таких исследований к психологической экологии как специальной отрасли экологии понятно на таком контрастном примере: в них изучается влияние радиационного фона на психику человека, а не радиационная фобия, что является уже предметом собственно психологических дисциплин. Задачей психологической экологии является выделение наиболее значимых для психики человека экоих факторов, изучение с психофизиологической точки зрения их влияния на психическое здоровье и поведение человека, разработка методик оптимальной организации этих факторов.