Шпаргалка по "Экологической психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 12:57, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на билеты по дисциплине "Экологическая психология".

Файлы: 1 файл

экологическая ответы точные.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 Экоий подход в психологии.

К 60-м годам XX в. в среде психологов возникло понимание того, что существующая лабораторная психология не может дать полного представления о поведении человека "в реальном мире", в силу отсутствия учета всех факторов, которые определяют его в естественных условиях. Остро встал вопрос о низкой "экоой валидности" получаемых в лабораторных экспериментах данных, выражающейся в их малой пригодности для описания поведения человека вне рамок искусственно созданной экспериментальной ситуации. В поисках выхода из этого тупика психологи обратили свое внимание на методологические подходы, разработанные в экологии. (Следует отметить, что в аналогичном направлении велись поиски и в других научных дисциплинах, поэтому экоий подход реализуется сейчас в самых разных науках: социологии, географии, политологии и т.д., а не только в психологии)

 Результатом методологических поисков в направлении "экологизации" психологии явилось возникновение так называемого экоого подхода.Центральной оппозицией для этого формирующегося методологического направления стала оппозиция "лаборатория — поле". Являясь попыткой преодолеть ограниченность лабораторного исследования, экоий подход провозгласил в качестве главного требования необходимость исследования психики человека в естественных, "реальных", "экоих" условиях, во всем многообразии оказывающих влияние на ее функционирование переменных. 

Добиться соответствия конкретного исследования данному требованию можно двумя путями: или проводя его непосредственно в "поле", или пытаясь моделировать в лаборатории все экои значимые переменные (или, по крайней мере, большинство из них), достигая тем самым экоой репрезентативности[1] условий, в которых протекает изучаемое явление.

 США с конца 60-х годов Дж. Гибсон методологические особенности экоого подхода 1) рассмотрение человека и окруж его среды (взятой в ее целостности) как единой системы; 2) представление о том, что среда самым существенным образом влияет на поведение человека: ее объективные свойства задают для всех людей более-менее универсальные "рамки", внутри которых разворачивается индивидуальное поведение каждой конкретной личности.

 11 Психология экоого сознания как предмет экоой психологии.

 Ключевой проблемой экоой психологии является исследование индивидуального и группового экоого сознания. Под эко сознанием понимается совокупность экоих представлений, существующего субъективного отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней.Таким образом, предметом исследования в психологии экоого сознания является индивидуальное и групповое эко сознание.

Задачей психологии экоого сознания является изучение развития экоого сознания в процессе социогенеза и онтогенеза, механизмов его формирования и функционирования, индивидуальной и групповой специфики, разработка типологии и методов диагностики.В психологии экоого сознания выделяется четыре основных направления исследований: 1) экоого сознания в целом, 2) подструктуры экоих представлений, 3) подструктуры субъективного отношения к природе и 4) подструктуры стратегий и технологий взаимодействия с ней.

Методологические особенности. Психология экоого сознания имеет несколько принципиальных различий с психологией окружающей среды и психологической экологией.Во-первых, в психологии экоого сознания анализируется взаимодействие человека только с природой, а в психологии окружающей среды — взаимодействие со всей средой, в том числе и с антропогенной (а в психологической экологии — воздействие факторов всей среды). Во-вторых, в психологии окружающей среды природа исследуется именно как "среда" (в психологической экологии как "факторы среды"), а в психологии экоого сознания — как "мир природы", иными словами, психология окружающей среды исследует те ситуации, в которых природа субъективно выступает как фон, на котором действует человек, а психология экоого сознания — те ситуации, в которых природа субъективно является тем, с чем человек взаимодействует.

 12 Параметры субъектив отношен к прир в эко психологии.

Субъективное отнош к природе Мб охарактеризовано с помощ целого ряда параметр. Они универсальны. Суб отнош к прир — это суб окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями природы, являющееся фактором, обусловливающим поведение.

СО характеризуют такие базовые параметры, как модальность, широта – любит деревья или природу вообще, интенсивность – суб. отнош к природе м б разной силы , осознанность –осознание своей привязанности к природе – эти параметры характеризуют запечатленность потребностей. а также параметры второго порядка: о эмоциональность, доминантность – значимость, обобщенность –частное - общее, когерентность – негармоничное - гармоничное, принципиальность зависимое-независимое –комплекс принципов личности, кот он готов отстаивать под давлением и сознательность –сформированность личности как общественного субъекта. Устойчивость –Стабильность. Эти параметры дают формально –колич характ-ку субъективного отнош по принципу больше – меньше Центральными параметрами субъективного отношения к природе являются модальность, являющаяся его качественно содержательной характеристикой, и интенсивность, являющаяся показателем того, в какой степени запечатлены в объектах отношения те или иные потребности личности и в каких сферах и в какой степени проявляется данное отношение.

13 Модальность субъективного отношения к природе.

Субъективное отношение к природе — это субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями природы, являющееся фактором, обусловливающим поведение. Одним из центральных параметров субъективного отношения к природе является модальность, являющаяся его качественно содержательной характеристикой. На основе параметров модальности и интенсивности в экоой психологии разработана собственно психологическая типология субъективного отношения к природе.

Модальность суб отн к природе определяется двумя факторами. 1х, в какой роли: объекта или же субъекта субъективно для личности выступают в процессе взаимодействия природные объект. если природные объекты наделяются личностью способностью выполнять функции субъекта, они начинают восприниматься ею уже не как объекты, а как субъекты - - термином субъектификация . 2 Модальность отношения к природе определяется характером преобладающих целей взаимодействия личности с ней: прагматическим (когда природа служит средством удовлетворения прагматических потребностей человека: пищевых, производственных и т.д.) или непрагматическим (когда не ставится цели получить такого рода "полезный продукт"), иными словами, "зачем" разворачивается это взаимодействие. Таким образом, Модальность субъективного отношения к природе может быть охарактеризована, во-первых, по оси "объектная субъектная", а во-вторых, по оси "прагматическая непрагматическая". Соответственно выделяются четыре типа Модальности: 1) объектно-прагматический, 2) объектно-непрагматический, 3) субъектно-прагматический, 4) субъектно-непрагматический.

14. Объектно- прагматич тип модальности отнош к природе.

Центральными параметрами субъективного отношения к природе являются Модальность, являющаяся его качественно содержательной характеристикой, , являющаяся показателем того, какие отношения те или иные потребности личности и в каких сферах и в какой степени проявляется данное отношение.
Пример объектно-прагматического типа модальность – собака, которая только охраняет или курица для еды. Курица воспринимается как объект и цель взаимодействия хозяина с ней носит сугубо прагматически характер. Кормит – чтобы была лучше.

15 Объектно- непрагматич тип модальности отнош к природе Центральными параметрами субъективного отношения к природе являются Модальность, являющаяся его качественно содержательной характеристикой, , являющаяся показателем того, какие отношения те или иные потребности личности и в каких сферах и в какой степени проявляется данное отношение.
Пример объектно непрагматического типа модальность:  например взаимодействие девушки – лаборантки и испытуемой собаки: собя явл оъектом исследования, но отношение к ней девушки носит непрагматич хар.

16 Субъектно- прагматич тип модальности отнош к природе Центральными параметрами субъективного отношения к природе являются М, являющаяся его качественно содержательной характеристикой, , являющаяся показателем того, какие отношения те или иные потребности личности и в каких сферах и в какой степени проявляется данное отношение.
Пример субъектно прагматического типа М: отношение владельца к породистой собаке, которую он готовит к выставке: он общается с ней, сопереживает искренне заботится, т.е. собака является субъектом, но он преследует прагматич цели: победа в выставке.

17 Субъектно- непрагматич тип модальности отнош к природе Центральными параметрами субъективного отношения к природе являются М, являющаяся его качественно содержательной характеристикой, , являющаяся показателем того, какие отношения те или иные потребности личности и в каких сферах и в какой степени проявляется данное отношение.
Пример С непрагматич типа модальность: отношения пенсионерки и собаки.  Субъектно –непрагматич модель отношения к природе является наиболее желательной.

18 Интенсивность субъективного отношения к природе.

Субъективное отношение к природе— это субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями природы, являющееся фактором, обусловливающим поведение. Одна из важнейших харк субъективного отношения к природе: интенсивность, как показатель того, в какой степени запечатлены в объектах отношения те или иные потребности личности и в каких сферах и в какой степени проявляется данное отношение. Базовые параметры, характеризующие собственно запечатленность потребностей, задают своего рода объем, т.е. "субъективное пространство" данного конкретного отношения. Параметр интенсивности – субъективное отношение проявляется с различной силой "приближения" к природным объектам. (Один фанат природы, другому просто приятно бывать на природе). Соответственно структуре параметра интенсивности выделяют 4 компонента: перцептивно- - аффективный, Когнитивный Практический Поступочный компонент интенсивности отношения к природе.

19 Перцептивно- аффективный компонент интенсивности отношения к природе.

Интенсивность субъективного отношения к природе - Одна из важнейших харк субъективного отношения к природе: интенсивность, как показатель того, в какой степени запечатлены в объектах отношения те или иные потребности личности и в каких сферах и в какой степени проявляется данное отношение. Перцептивно- аффективный компонент интенсивности отношения к природе характеризует уровень.    Эстетическое освоение объектов природы - восприимчивость, понимание и творческая трансформация в деятельности чувственно-выразительных элементов природных объектов, к которым относятся: форма,) цвет; симметрия;) величина, осязаемые свойства поверхности; Но высокий уровень развития перцептивно-аффективного компонента характеризуется не только повышенной восприимчивостью к чувственно-выразительным сигналам, получаемым от природных объектов, но и стремлением их получать — своеобразный “сенсорно-эстетический голод”.
 Этическое освоение природных объектов - способность воспринимать мир природ сквозь призму человеческих этических норм. (неприязнь к кукушке – бросает детей)

20 Когнитивный компонент интенсивности отношения к природе.

Интенсивность субъективного отношения к природе.- Одна из важнейших харк субъективного отношения к природе: интенсивность, как показатель того, в какой степени запечатлены в объектах отношения те или иные потребности личности и в каких сферах и в какой степени проявляется данное отношение. Когнитивный компонент интенсивности отношения к природе характеризует уровень изменений в мотивации и направленности познавательной активности, связанной с природой, которые проявляются в готовности (более низкий уровень) и стремлении (более высокий) получать, искать и перерабатывать информацию об объектах природы, в особой “информационной сенситивности” к ним. При низком Ур сформированности когнитивного компонента интенсивности отношения к природе человек готов лишь перерабатывать поступающую о ней информацию, хотя он является к этой информации восприимчивым, “неравнодушным”. При высоком— человек сам стремится искать информацию, его активность в этом направлении является над ситуативной, он сам организует познавательную деятельность.

21 Практич компонент интенсивности отношения к природе.

Интенсивность субъективного отношения к природе.- Одна из важнейших харк субъективного отношения к природе: интенсивность, как показатель того, в какой степени запечатлены в объектах отношения те или иные потребности личности и в каких сферах и в какой степени проявляется данное отношение. Практический компонент интенсивности отношения к природе характеризует уровень готовности и стремления к практич взаимод с объект природы, осваивать необход д/этого технологии, навыки и проч. В зависимости от этого человек способен включаться в практич деятельность с природным объектом. Оно может быть самого различного характера по содержанию системы "мотив-цель" в зависимости от модальности субъективного отношения. Например, человек может стремиться получить от природы объекта "полезный продукт", скажем, бобровую шубу,Как правило, мотив данной деят-ти -удовлетворение каких-либо прагматических потребностей. Другой может стремиться к такому характеру взаимодействия с природным объектом,когда оно само по себе становится самоценным. В этом слу-чае говорят об "общении с природой". Примером тому служит практическая деятельность многих владельцев собак

В практическом компоненте взаимодействие с объектом отношения самоценно, а изменения окружения — лишь непринципиальное следствие; в поступочном — такое изменение становится как раз целью деятельности. В конечном счете, практический компонент — это “для себя”, поступочный — “для других”.

22 Поступоч компонент интенсивности отношения к природе.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологической психологии"