Шпаргалка по "Экологической психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 12:57, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на билеты по дисциплине "Экологическая психология".

Файлы: 1 файл

экологическая ответы точные.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

Интенсивность субъективного отношения к природе.- Одна из важнейших харк субъективного отношения к природе: интенсивность, как показатель того, в какой степени запечатлены в объектах отношения те или иные потребности личности и в каких сферах и в какой степени проявляется данное отношение. Поступочный компонент интенсивности отношения к природе хар-ет уровень активности личности направленной на изменение ее окружения в соответствии со своим субъективным отош к природе. е. Поступок – демонстрация личностью субъективного   отношения. практический    компонент — это «для себя», Поступочный — «для  других»Кормить свою собаку – практическое действие, принять брошенную – поступок.

Поступочный компонент принципиально отличается от практического: уход за аквариумными рыбками и активное участие в экоом движении, охране природы — это две разные модели взаимодействия с природой. “Единицей” первой является то или иное практическое действие, “единицей” второй — именно поступок, являющийся актом нравственного самоопределения человека. Поступок — это “демонстрация” личностью своего отношения. В практическом компоненте взаимодействие с объектом отношения самоценно, а изменения окружения — лишь непринципиальное следствие; в поступочном — такое изменение становится как раз целью деятельности. В конечном счете, практический компонент — это “для себя”, поступочный — “для других”. Кормить свою собаку — это практическое действие; покормить голодную дворняжку — поступок;

23 Сущность субъективного восприятия мира природы.

Одна из задач экоого образования - это формирование субъективного отношения к природе. Под сО понимается субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями мира. Его сущность можно представить с помощью следующей модели: I этап - потребность личности, II этап - объект или явление мира, III этап - та или иная объективная связь между ними. Затем объективная связь получает свое субъективное отражение во внутреннем мире, в результате этого приобретается характер субъективного отношения личности. В силу этого одни объекты безразличны для личности, другие стимулируют пристрастное отношение, т.е. в основе субъективного отношения лежит запечатленность в тех или иных ее объектах и явлениях потребностей личности.
СО характеризуют такие базовые параметры, как модальность, широта – любит деревья или природу вообще, интенсивность – суб. отнош к природе м б разной силы , осознанность –осознание своей привязанности к природе – эти параметры характеризуют запечатленность потребностей. а также параметры второго порядка: о эмоциональность, доминантность – значимость, обобщенность –частное - общее, когерентность – негармоничное - гармоничное, принципиальность зависимое-независимое –комплекс принципов личности, кот он готов отстаивать под давлением и сознательность –сформированность личности как общественного субъекта. Устойчивость –Стабильность. Эти параметры дают формально –колич характ-ку субъективного отнош по принципу больше - меньше

Центральными параметрами субъективного отношения к природе являются модальность, являющаяся его качественно содержательной характеристикой, и интенсивность, являющаяся показателем того, в какой степени запечатлены в объектах отношения те или иные потребности личности и в каких сферах и в какой степени проявляется данное отношение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24 Развитие общественного экоого сознания в процессе социогенеза.

В социогенезе  обеств эко сознан 2 тенден: антропоцентризм и экоцентризм Архаич созн -высокой психологической включенностью человека в мир природы, субъект-объектной неразделенностью с ней, доминированием прагматического характера взаимодействия Античное созн – психологическая противопоставленность человека и природы. античная эпоха, за­кре­пив психологическую отчужденность человека и мира природы, стала 1 качественным этапом в формировании современного экоого сознания .Средневекового экоого сознания характерна абсолютная психологическая противопоставленность человека и природы. Закрепив абсолютно объектное восприятие природы, СРЕДНЕВЕКявилось вторым качественным этапом в формировании современного экоого сознания. Для средневекового экоого сознания характерен прагматический характер взаимодействия природой. В экоом сознании Нового времени взаимодействие с природой носит абсолютно прагматический характер. Абсолютизировав прагматический характер взаимодействия с природой, Новое время стало третьим качественным этапом в формировании современного экоого сознания. Современный антропоцентрический тип экоого сознания – это система представлений о мире, для которой характерны: 1) противопоставленность человека как высшей ценности и природы как его собственности, 2) восприятие природы как объекта одностороннего воздействия человека, 3) прагматический характер мотивов и целей взаимодействия с ней.Новое экоцентрическое эко сознаниеТаким образом, экоцентрический тип экоого сознания – это система представлений о мире, для которой характерны: 1) ориентированность на экоую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы, 2) восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с че­ловеком, 3) баланс прагматического и не­прагматического взаимодействия с природой.

25.              Методы диагностики экоого сознания.

Опросник «Натурафил» /авторы В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо, / направл на диагн интенсивности субъективного отношения к природе непрагматической модальности и его структуры. (с 10-11 лет).Опросник включает 4 основные шкалы, соответствующие четырем компонентам интенсивности: когнитивному, перцептивно-аффктивному, практическому и поступочному, а также дополнительную шкалу натуралистической эрудиции. Каждая шкала состоит из 10 дихотомических пунктов («да-нет»), всего – 50 пунктов.Методика диагностирует отношения к трем условным классам природных объектов: животным, растениям и биоценозам, «природе в целом».Методика диагн-ки субъектификации природных объектов (СПО) /авторы: С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин,./предназначена для диагностики способности к субъектификации природных объектов. (с 10-11 лет). Природный объект может открыться личности как субъект, если он осуществит три специфически субъектные функции: 1.обеспечит переживания личности ее динамики на основе установления параллелизма характеристик природного объекта со своими собственными; 2 выступи в качестве фактора, опосредствующего построение личностью ее отношений к миру; 3 откроется в качестве субъекта (партнера) совместной деятельности и общения. Соответственно трем аспектам субъектификации методика состоит из трех субтестов, каждый из которых направлен на диагностику соответствующего аспекта.

Методика «Доминанта» /авторы: В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо, г./Экспресс-методика диагностики доминантности субъективного отношения к природе.Методика базируется на классификации отношений личности, разработанной А.Ф. Лазурским, который выделял 15 групп отношений к различным явлениям природы, общества, к себе и т.д. В данной методике группы объединены в девять категорий: материальные ценности, природа, окружающие люди, секс, государство, труд, нравственность, наука и искусство, я сам. Методика может применяться в основном варианте (одна серия) с испытуемыми в возрасте, начиная с 10-11 лет и в модифицированном (три серии) – с 13-14 лет.  Вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП»/авторы: В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо, г./ направлена на исследование типа доминирующей установки в отношении природы.Выделяют четыре типа таких установок:

- личность воспринимает природу как объект красоты («эстетическая» установка); -как объект изучения, знаний («когнитивная»); - как объект охраны («этическая»); -как объект пользы («прагматическая»). Методика состоит из 12 пунктов, каждый пункт содержит стимульное слово и пять слов для ассоциаций. Методика проводится в устной форме. (с 6-7 лет).

Методика «Альтернатива» /В.А. Ясвин, 1989 г. направлена на диагностику ведущего типа мотивации взаимодействия с природными объектами: эстетического, когнитивного, практического и прагматического.Обследуемому предлагается выбрать «более подходящий для него» вариант вида деятельности, что позволяет судить о характере мотивации взаимодействия с природой.

26 Развитие субъективного отношения к природе в онтогенезе.

Дерябо выделят два больших этапа в онтогенезе субъективного отношения к природе: 

1.Преобладание субъективного восприятия природных объектов, дошкольного, младшего школьного, младшего и среднего подросткового возраста.В соответствии с преобладанием тех или иных аспектов субъективного восприятия выделяют два этапа:Эпоха антропоморфизма: доминирование гносеологического и установочного аспектов субъективного восприятия и антропоморфизма как способа осмысления мира и механизма возникновения субъективной модальности отношения к природе /дошкольный возраст и, в определенной мере, младший школьный.Эпоха субъектификации: доминирование функционального аспекта и установочного аспектов субъектного восприятия и субъектификации как механизма возникновения субъектной модальности отношения к природе /младший школьный возраст и младший и средний подростковый возраст/.К концу каждой эпохи или эры снижается степень выраженности свойственных ей характеристик и постепенно нарастает значение характеристик, которые будут уже свойственный следующей эпохе или эре.

2.  Эра объективной модальности отношения к природе, Этот период охватывает старший подростковый, юношеский возраст и более поздние периоды.Переходными периодами являются младший школьный и старших подростковый возраста. Это «кризисные периоды», в которых происходят переходы между эпохами и эрами в развитии  объектного-субъектного характера модальности.

Онтогенетическая цепочка ведущих компонентов интенсивности отношения к природе непрагматической модальности выстраивается следующим образом: когнитивный компонент (дошкольный возраст) – переструктурирование (младший школьный) – поступочный и на второй позиции практический (младший  и средний подростковый) – переструктурирование (старший подростковый) – перцептивно-аффективный (юношеский возраст и взрослые).Для дошкольного возраста характерен когнитивный субъектно-прагматический тип субъективного отношения к природе. Для младшего школьного возраста характерен когнитивный субъектно-непрагматический тип субъективного отношения к природе.Для младшего и среднего подросткового возраста, в целом, характерен поступочный субъектно-непрагматический тип субъективного отношения к природе.Для старшего подросткового возраста характерен практический объектно-прагматический тип субъективного отношения к природе. Для юношеского возраста, в целом, характерен перцептивный субъектно-непрагматический тип субъективного отношения к природе. Выделяются два “кризисных периода”: младший школьный возраст и старший подростковый возраст. В них происходят переходы между эпохами и эрами в развитии объектно-субъектного характера модальности. Они сопровождаются также переходами между прагматической и непрагматической модальностью. Именно в эти периоды “нестабильности” происходит и переструктурирование компонентов интенсивности.

27 Эко образование в условиях экоого кризиса.

Экологический кризис вызывается не только техническим прогрессом, но и господствующим антропоцентрическим экологическим сознанием. Для его преодоления необходимо сформировать экологическое сознание экоцентрического типа. Взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе экологического образования, что позволяет ему стать фактором общего формирования и развития личности. Главную роль в глобальном решении экологических проблем играет не только работа специалистов по охране окружающей среды, но и специальная система экологического образования. Экологическое образование имеет универсальный, междисциплинарный характер, поэтому оно должно войти в содержание всех форм общего образования. Основной методологический принцип экоой психопедагогики заключается в строгом соответствии педагогического процесса экоого образования психологическому процессу формирования экоого сознания.
Процесс формирования экоого сознания личности проходит три этапа: а) лабилизации, б) освоения адекватных экоих технологий и в) субъектификации природных объектов.
 

28 Характеристика основных категорий экоой психологии (мир природы, природная среда, биосфера, социогенез, антропоцентризм, экоцентризм, эко сознание).

Формирование психологии экоого сознания как самостоятельной отрасли было обусловлено тем, что "мир природы" занимает, в определенном смысле, промежуточное положение между "миром вещей" и "миром людей". С одной стороны, взаимодействию с природными объектами (особенно с животными) свойственны такие особенности и закономерности, которые не могут проявляться, когда человек сталкивается с "вещами", а с другой — это взаимодействие все-таки не может быть полностью отождествлено с человеческим общением.

Природная среда - часть окружающей среды; природная составляющая среды обитания и производственной деятельности человечества. совокупность абиотических и биотических факторов, естественных и измененных в результате деятельности человеческого общества, оказывающих влияние на человека и другие организмы.самоподдержания и саморегуляции

Биосфе́ра — совокупность частей земной оболочки (лито-, гидро- и атмосфера), которая заселена живыми организмами, находится под их воздействием и занята продуктами их жизнедеятельности. Биосфера включают в себя живые организмы и среду их обитания. Биосфера - самая крупная экосистема земного шара, которая делится на экосистемы более низкого иерархического уровня.

Социогенез (от лат soci(etas) — общество и греч genos —происхождение) —происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических формациях. НЕ абстрактный человеком, а с человеком определенной страны и эпохи, взаимодействующим в социокультурном контексте с людьми.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологической психологии"