Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:18, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить влияние самооценки на психическое здоровье детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1) Проанализировать и обобщить теоретические источники по данной теме;
2) Сформулировать теоретическое обоснование того, что самооценка влияет на психическое здоровье;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА САМООЦЕНКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста 6
1.2. Понятие психического здоровья и самооценки личности в психологии и педагогике 11
1.3. Развитие самооценки в младшем школьном возрасте 14
Выводы по I главе 23
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 24
2.1. Оранизация и методы экспериментального исследования уровня самооценки у детей в младшем школьном возрасте 24
2.2. Анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования уровня самооценки у детей младшего школьного возраста 35
Выводы по II главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 47
Учащиеся со средней самооценкой занимают менее трети класса. С такими детьми приятно работать. Они реально оценивают свои возможности и способности, ставят перед собой вполне выполнимые цели.
Учащихся с низкой самооценкой очень мало в классе. Эти учащиеся неуверенны в себе, они не пытаются выделиться, работают не в меру своих способностей.
Самооценки с неадекватным уровнем необходимо корректировать, и делать это должны не только родители, но и педагоги, чтобы не нанести непоправимый урон ребенку в будущем.
Анализируя психолого-
Основными факторами , влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочные воздействия учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности.
В опытно- практической работе проведено диагностическое исследование в 1 «В» классе школы №45 с использованием следующих методик:
1. Методика цвето-рисуночного теста.
2. Методика определения самооценки Т.В. Дембо и С. Я. Рубинштейна.
3. Методика самооценки личности Будасси.
Результаты показали, что из 17 учащихся данного класса: у 2 учащихся низкий уровень самооценки, у 4 – средний, у 9 высокий и у 2 очень высокий.
Высокий уровень самооценки является возрастной нормой для детей младшего школьного возраста. И как показали исследования, высокой самооценкой чаще всего обладают девочки.
Так как учебная деятельность является важным фактором, влияющим на формирование самооценки, то учитель должен знать индивидуальные особенности самооценки и учитывать их в учебном процессе.
Самооценка является значительным фактором, влияющим на состояние психического здоровья ребенка младшего школьного возраста. Если у ученика неадекватная и неоправданная самооценка, это может нанести непоправимый урон ребенку и в данный момент, и в будущем. Чтобы такого не произошло, педагогам, психологам и родителям необходимо корректировать ее.
Выдвинутая гипотеза подтвердилась. Действительно, самооценка влияет на такие критерии психического здоровья как успешность обучения, на отношения со сверстниками и взрослыми и т.д.
Приложение №1
Список детей, участвующих в экспериментальной работе:
Приложение №2
Бланк для цвето-рисуночного теста
Приложение №3
Бланк для методики Рубинштейна, Дембо
Здоровье: |
Ум: |
1. самые здоровые |
1. самые умные |
2. очень здоровые |
2. очень умные |
3. здоровые |
3. умные |
4. более или менее здоровые |
4. более или менее умные |
5. среднего здоровья |
5. среднего ума |
6. более или менее больные |
6. более или менее неумные |
7. больные |
7. неумные |
8. очень больные |
8. глупые |
9. самые больные |
9. самые глупые |
Характер: |
Счастье: |
1. с прекрасным характером |
1. чрезмерно счастливы |
2. с хорошим характером |
2. очень счастливы |
3. с более или менее хорошим характером |
3. счастливы |
4. с неплохим характером |
4. более или менее счастливы |
5. с обычным характером |
5. не очень счастливы |
6. с неважным характером |
6. мало счастливы |
7. с плохим характером |
7. несчастливы |
8. с очень плохим характером |
8. очень несчастливы |
9. с тяжелым характером |
9. самые несчастные |
Приложение №4
Бланк для методики определения самооценки Будасси
Идеал |
Качества |
Реальное Я |
Аккуратность |
||
Беспечность |
||
Вдумчивость |
||
Вспыльчивость |
||
Гордость |
||
Грубость |
||
Доброта |
||
Жадность |
||
Жизнерадостность |
||
Завистливость |
||
Застенчивость |
||
Злопамятность |
||
Искренность |
||
Капризность |
||
Легковерие |
||
Мечтательность |
||
Нежность |
||
Непринужденность |
||
Нерешительность |
||
Несдержанность |
||
Обидчивость |
||
Осторожность |
||
Педантичность |
||
Подозрительность |
||
Принципиальность |
||
Высокомерие |
||
Радушие |
||
Развязность |
||
Рассудочность |
||
Решительность |
||
Сдержанность |
||
Стыдливость |
||
Терпеливость |
||
Трудолюбие |
||
Трусость |
||
Увлекаемость |
||
Упорство |
||
Уступчивость |
||
Упрямство |
||
Черствость |
||
Честность |
||
Чуткость |
||
Эгоизм |