Самооценка как фактор психического развития или здоровья детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучить влияние самооценки на психическое здоровье детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1) Проанализировать и обобщить теоретические источники по данной теме;
2) Сформулировать теоретическое обоснование того, что самооценка влияет на психическое здоровье;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА САМООЦЕНКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста 6
1.2. Понятие психического здоровья и самооценки личности в психологии и педагогике 11
1.3. Развитие самооценки в младшем школьном возрасте 14
Выводы по I главе 23
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 24
2.1. Оранизация и методы экспериментального исследования уровня самооценки у детей в младшем школьном возрасте 24
2.2. Анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования уровня самооценки у детей младшего школьного возраста 35
Выводы по II главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 47

Файлы: 1 файл

курсовая (2).doc

— 288.00 Кб (Скачать)

После того как  школьники справятся с заданием, экспериментатор дает инструкцию 2: «Ребята! Сейчас каждый из вас нарисовал  свое состояние цветом, а теперь подумайте, на что похоже ваше состояние, в виде какого образа вы могли бы его представить и нарисовать. Это могут быть окружающие вас предметы: парта, доска, наш класс, а могут быть и предметы, которых здесь нет, но на которые похоже ваше состояние. Например: цветок, мяч, солнце, дождь и т.д. Если вы затрудняетесь нарисовать свое состояние одним предметов или образом, то нарисуйте целую композицию (рисунок). Рисовать нужно на правой стороне листа».

Время для проверки теста не должно ограничиваться.

 

Ключ  к обработке результатов:

Цвет (в квадрате)

Рисунок

Состояние

Красный

Тетрадь

Парта

Класс

Доска и др.

Школьные атрибуты

Активность (активация)

Красный, сочетание красного и желтого

Радуга

Новый год, елка

Торт, мороженое

Конфеты

Подарок

Горка

«5»

Солнце

Воздушные шары

Радость

Зеленый

Светофор

Машина 

Телевизор

Беговая дорожка

Жонглер в цирке

Классная доска

Внимание

Сосредоточение 

Розовый

Робот

Компьютер

Машина

Принцесса

Кукла

Мечтание

Фантазирование

Черный

Дождь

Клякса

Ребенок сидит за партой

Утомление

Усталость

Оранжевый

Цветы

Дети играют

Животные

Ребенок помогает

Дружелюбие

Доброжелательность

Желтый

Разбитая ваза

Ребенок с учительницей, мамой

Искренность

Голубой

Душ

Бассейн

Море

Бодрость 

Синий

Скакалка

Волейбол 

Футбол

Поднятая рука

Азарт

Синий

Дети с учительницей, со старшими

Уважение

коричневый

Поле

Скорая помощь

Могилка

Ребенок упал

Мама гладит ребенка  по голове

Сочувствие

Сострадание


Примечание: В таблице  представлены не все, а только основные психические состояние детей  младшего школьного возраста, отмеченные как наиболее часто встречающиеся в учебной деятельности.

При обработке  результатов нужно также учитывать  особенности изображения. Наличие  сильной штриховки, маленькие размеры  рисунка часто свидетельствуют  о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, напряженности, скованности и т.п., тогда как используются большие размеры часто говорят об обратном.

Пользуюсь данной методикой, экспериментатор должен помнить, что динамическая структура  психического состояния может и  не иметь «монохарактеристики», так как доминирующее значение на какое-то время может приобрести не один, а несколько компонентов психики. Например, в 1-ом классе состояние интереса, активации, радости и внимания чаще всего объединены в одно «полисостояние», где ведущим является состояние интереса. Поэтому дети изображают эти состояния одним цветом – красным.

Методика определения  самооценки (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн)

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) испытуемыми ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их.. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Инструкция: “Каждый  человек, живущий на Земле, оценивает  свои способности, возможности, характер и др. Ниже нарисованы лесенки, обозначающие здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Если условно на этих лесенках расположить людей, то на верхней ступени первой лестницы расположатся "самые здоровые", а на нижней - "самые больные", по аналогичному принципу расположатся люди и на остальных лесенках. Укажите свое место на ступеньках всех лестниц, а также то место, на котором вы бы почувствовали себя полноценным и довольным:

Здоровье:

Ум:

1. самые здоровые

1. самые умные

2. очень здоровые

2. очень умные

3. здоровые

3. умные

4. более или менее здоровые

4. более или менее  умные

5. среднего здоровья

5. среднего ума

6. более или менее  больные

6. более или менее  неумные

7. больные

7. неумные

8. очень больные

8. глупые

9. самые больные

9. самые глупые

   

Характер:

Счастье:

1. с прекрасным характером 

1. чрезмерно счастливы

2. с хорошим характером

2. очень счастливы

3. с более или менее  хорошим характером

3. счастливы

4. с неплохим характером

4. более или менее  счастливы

5. с обычным характером

5. не очень счастливы

6. с неважным характером

6. мало счастливы

7. с плохим характером

7. несчастливы

8. с очень плохим  характером

8. очень несчастливы

9. с тяжелым характером

9. самые несчастные


После разметки испытуемым шкал начинается следующий этап опыта - экспериментально спроецированная  беседа, начиная со шкалы "счастье". Ее последовательность и план примерно таковы:

1. Каким образом Вы  оцениваете себя "по счастью"?

2. Чего Вам не хватает,  чтобы быть самым счастливым?

3. Что нужно изменить, чтобы достичь этого состояния?

4. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые счастливые и почему?

5. Какие люди, с Вашей  точки зрения, самые несчастные  и почему? 

Если испытуемый дает низкую оценку по этой шкале, необходимо уточнить: "Кто виноват в сложившейся  ситуации?". Важно понять, кого испытуемый обвиняет в причине несчастья - себя или окружающий мир, необходимо при этом определить, какие свойства мира имеет в виду испытуемый.

Аналогичная процедура  беседы проводится и при наличии  очень высокой отметки на шкале.

Вслед за беседой по поводу шкалы "счастье" переходят к обсуждению показателей других основных шкал: характеристике ума, здоровья и характера. В целом план беседы по каждой шкале всегда строится примерно в следующей последовательности.

1. Выяснение содержания  актуальной оценки.

2. Выяснение полюсов шкалы.

3. Выяснение содержания  желаемой оценки, способа ее достижения.

Дети с адекватной самооценкой, как правило, отмечают "свое место" на 4-5 ступеньках лесенки. Завышенная самооценка проявляется  в выборе "своего места" на 1-2 ступеньках, дети с заниженной самооценкой отводят себе место на последних, 7-9 ступеньках лесенки. Сравнение самооценок ребенка по разным шкалам дает возможность определить сферу, в которой он чувствует себя достаточно уверенно, психологически комфортно (адекватная самооценка), и сферы, вызывающие у ребенка напряжение и проблемы (неадекватная самооценка).

Методика может проводиться  как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10—12 мин.

Обработка и  интерпретация результатов

Каждый ответ выражается в баллах. Длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).

По каждой из шести  шкал определить:

  • уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;
  • высоту самооценки — от «о» до знака «—»;
  • значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень  притязаний, характеризует результат  от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая»  самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика самооценки личности (Будасси)

Стимульный  материал:

Слова, обозначающие отдельные качества личности: аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, гордость, грубость, доброта, жадность, жизнерадостность, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, капризность, легковерие, мечтательность, нежность, непринужденность, нерешительность, несдержанность, обидчивость, осторожность, педантичность, подозрительность, принципиальность, высокомерие, радушие, развязность рассудочность, решительность, сдержанность, стыдливость, терпеливость, трудолюбие, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, упрямство, черствость, честность, чуткость, эгоизм.

ИНСТРУКЦИЯ 

1 этап: «Ребята.  Перед каждым из вас лежит  листочек (приложение №3), на котором  написано 43 качества людей. Ваша  задача выбрать из этого списка  слов 20 качеств, которыми, по вашему мнению, обладает идеальный человек. Напротив выбранных вами качеств поставьте галочку (во 2 колонке)».

2 этап: «Из выбранных  20 слов выберите наиболее неприятное  для вас. Поставьте напротив  этого слова (в колонке «идеал»)  цифру 1 . Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наиболее неприятное качество и поставьте напротив этого слова цифру 2 . И так далее… Качество, которое вам менее неприятно должно носить цифру 20».

3 этап: «Из этих  же 20 слов выберите качество, наименее характерное для вас. Поставьте напротив этого качества в колонке «Реальное Я» цифру 1 . Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наименее характерное для Вас качество и поставьте напротив этого слова цифру 2 . И так далее… Качество, которое чрезмерно характерно для вас должно носить цифру 20».

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ  МЕТОДИКИ САМООЦЕНКИ

1. Найти значения d, d2, S d2

где d - разность номеров рангов. Внести в таблицу:

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

d

                                       

d2

                                       

 

S d2 =

2 . По формуле  Роджерса подсчитать коэффициент  корреляции рангов:

r =1 - (6 S d2 /(n 3 -n)) ,

где d - разность номеров рангов, n - число рассматриваемых  свойств (20)

Нормативы:

Если r стремится  к +1, то это указывает на завышенную самооценку;

Информация о работе Самооценка как фактор психического развития или здоровья детей младшего школьного возраста