Самооценка как фактор психического развития или здоровья детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучить влияние самооценки на психическое здоровье детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1) Проанализировать и обобщить теоретические источники по данной теме;
2) Сформулировать теоретическое обоснование того, что самооценка влияет на психическое здоровье;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА САМООЦЕНКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста 6
1.2. Понятие психического здоровья и самооценки личности в психологии и педагогике 11
1.3. Развитие самооценки в младшем школьном возрасте 14
Выводы по I главе 23
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 24
2.1. Оранизация и методы экспериментального исследования уровня самооценки у детей в младшем школьном возрасте 24
2.2. Анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования уровня самооценки у детей младшего школьного возраста 35
Выводы по II главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 47

Файлы: 1 файл

курсовая (2).doc

— 288.00 Кб (Скачать)

Если r стремится  к -1, то это указывает на заниженную самооценку;

При -0,5 < r< +0 ,5 - самооценка нормальная

 

 

 

2.2. Анализ и интерпретация  результатов экспериментального  исследования уровня самооценки  у детей младшего школьного возраста

Результаты по методике цвето-рисуночного теста 

Полученные результаты позволяют сделать следующий  количественный анализ:

Распределение психических состояний в экспериментальной группе

Таблица №1

состояние

активность

радость

мечтание

утомление

дружелюбие

азарт

Кол-во учащихся

чел.

4

5

2

4

1

1

%

23,5%

29,4%

11,8%

23,5%

5,9%

5,9%


 

В итоге получилось, что в момент проведения методики в психическом состоянии детей  преобладали такие чувства как  радость, активность, утомление и  мечтание. И это говорит о том, что больше половины учащихся класса не готовы к образовательному процессу и не чувствуют интереса к учебной деятельности в данный момент. Это может быть связано с наличием у каждого учащегося каких-то определенных ситуаций, которые мешают и отвлекают от образовательного процесса. В общем, это считается нормальным. Также такие состояния как усталость и утомление тоже вполне осознанны. У каждого учащегося свой режим и распорядок дня. Поэтому «совам» намного сложней приходиться вставать по утрам и идти на занятия.

К счастью, такие  проблемы не сложно решить. Это не только задача родителей – разбудить  ребенка утром и настроить  на учебу, но и также задача учителя  – привлечь весь класс к работе. Существует огромное количество способов, как разбудить ребенка на уроке. В первую очередь, это физкультминутки.  Мало, кто в настоящее время из родителей следит, чтоб их ребенок утро делал зарядку. А физическая нагрузка поможет взбодриться. А забавные и разнообразные стишки, которые можно приговаривать во время упражнений снимут напряжение. После физкультминутки не стоит сразу углубляться в сложные задачки. Для начала нужно начать с более легких упражнений, как повторение предыдущей темы. Для разнообразия урока можно устроить задания на скорость. Это еще лучше взбодрит детей, а также повысит стимул, желание. Также необходимо менять различные виды деятельности, а то так могут уснуть те, кто был в хорошем расположении духа. В особенности это зависит от интонации и речи учителя. Если учитель объясняет монотонно, сухо и без эмоций, то к концу урока весь класс будет спать.

Такие приемы помогут  им отвлечься от собственных проблем, поднимет интерес к учебному процессу. Теперь уж ребенок точно будет  готов к образовательному процессу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты по методике Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейна

Полученные результаты позволяют сделать следующий  количественный анализ:

Распределение уровня самооценки и уровня притязаний в экспериментальной группе

Таблица №2

Параметр

Количественная характеристика

низкий

средний

высокий

Очень высокий

Уровень притязаний

%

23,4%

11,8%

17,6%

47,2%

чел.

4

2

3

8

Уровень самооценки

%

11,8%

23,4%

53%

11,8%

чел.

2

4

9

2


 

В результате получилось, что у большинства школьников очень высокий уровень притязания. Уровень притязаний характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется ему привлекательным и возможным. На уровень притязаний оказывает влияние динамика удач и неудач на жизненном пути, динамика успеха в конкретной деятельности. У 23,4% учащихся низкий уровень притязания, это значит, что они выбирают легкие и упрощенные цели, хотя способны на большее. 11,8% ребят имеет средний (адекватный) уровень притязания, то есть они ставят перед собой те цели, которых реально может достичь, которые соответствуют его способностям и возможностям. Остальные 64,8% учеников (это более половины класса) имеют завышенный уровень притязания, что свидетельствует о желании того, чего не может достичь. Чем адекватнее самооценка личности, тем адекватнее уровень притязаний.

Лица с нереалистично  завышенным уровнем притязаний, переоценивая свои способности и возможности, берутся за непосильные для них  задачи и часто терпят неудачи. Люди с высоким, но реалистичным уровнем  притязаний стремятся постоянно  к улучшению своих достижений, к самосовершенствованию, к решению все более и более сложных задач, к достижению трудных целей. Лица с умеренным уровнем притязаний стабильно и успешно решают круг задач средней сложности, не стремясь улучшить свои достижения и способности и перейти к более трудным целям. Лица с низким или нереалистично заниженным уровнем притязаний выбирают слишком легкие и простые цели, что может объясняться: а) заниженной самооценкой, неверием в свои силы, «комплексом неполноценности», либо б) «социальной хитростью», когда, наряду с высокой самооценкой и самоуважением, человек избегает социальной активности и трудных, ответственных дел и целей.

Проведенная методика позволила выявить, что у 11,8% учащихся 1 «В» класса заниженная самооценка. Основная особенность таких детей - неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неуспеха. Ученики с пониженной самооценкой склонны переоценивать достижения товарищей.

У 23,4% детей адекватная (средняя) самооценка. Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры, с интересом и самостоятельно ищут свои ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. После успеха в решении задачи выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или берут задачу менее трудную.

У 53% учащихся высокая  оценка. После разговора с учителем, я узнала, что у большинства  детей, имеющих высокую самооценку, она является оправданной, то есть адекватной. У этих детей большие способности, они стремятся за своей целью. Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в учебной деятельности. Это основывается на правильной самооценке своих возможностей и способностей.

У оставшихся 11,8% детей  самооценка невероятно завышена. Такие  ребята переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности. Трудно сказать, что такие ребята обладают какими-то определенными талантами или знаниями. Есть ситуации, где они блещут, но также бывают и такие, где им лучше было остаться в стороне. По моему мнению, уровень у этих учащихся чуть выше среднего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты по методике самооценки личности Будасси

Полученные результаты позволяют сделать следующий количественный анализ:

Распределение уровня самооценки в экспериментальной группе

Таблица №3

Состояние самооценки

завышенная

нормальная

заниженная

Кол-во учащихся

%

47%

35,4%

17,6%

чел

8

6

3


 

В результате получились схожие результаты, что и в методике Дембо и Рубинштейна. У 17,6% учащихся 1 «В» класса заниженная самооценка. Такими учащимися являются Кирилл М., Исрафил А. и Артем П. Это свидетельствует о том, что эти ребята не верят в себя, в свои возможности. Они не ставят перед собой больших целей, они не пытаются выделиться из толпы. Эти ребята никогда не выкрикивают, предпочитают тихие, малочисленные компании. Такие дети считают себя незаметными, они ни на что не претендуют. Они активно не участвуют ни в какой деятельности, не пытаются показать себя. У них есть способности, есть таланты, но они предпочитают не использовать их или использовать не в полной мере. Их устраивает уровень среднего ученика. Также хочется отметить, что все учащиеся 1 «В» с низкой самооценкой – это мальчики.

Рекомендации учителю по работе с детьми с низким уровнем самооценки:

  • Не предъявлять к ребенку завышенных требований;
  • Не использовать слова, унижающий достоинство человека, т.е. оценивать результат деятельности, а не личность;
  • Вовлекать учащихся в коллективную работу;
  • При организации внеклассных мероприятий назначать учащихся на ответственные должности;
  • Предлагать в учебной деятельности задания творческого характера.

У трети класса остается средняя самооценка. Это  Екатерина А., Валерия Б., Демид  Д., Рустам П., Сергей М. и Михаил Н. Ребятам с таким типом самооценки свойственно реальное видение своих возможностей и способностей. Они ставят перед собой вполне реальные цели. Такая самооценка стимулирует активность личности, поощряет на новые свершения. Адекватная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение. Если верить учителю, то работать с такими ребятами очень приятно. Они отзывчивы и ответственны, всегда готовы помочь. В учебной деятельности эти учащиеся преуспевают, стараются, им нравятся дополнительные задания. В отношениях со сверстниками нет места стереотипам или предвзятости. Они благосклонны почти что ко всем, им нравится общаться со всеми. Ко взрослым они относятся с уважением. Также хочется отметить, что 4 из 6 человек со средней самооценкой – мальчики.

У большинства  учащихся завышенная самооценка, а  именно 47%. Это Дмитрий В., София  Е., Александра К., Павел Л., Валерия  М., Александр О., Татьяна П. и Виктория Ш.  Слишком высокая самооценка приводит к тому, что ребенок переоценивает себя и свои возможности. В результате этого у него возникают необоснованные претензии, зачастую не поддерживаемые окружающими. Имея опыт подобного «отвержения», индивид может замкнуться в себе, озлобиться, часто это проявляется в еще большем высокомерии по отношению к окружающим. Таким образом, происходит разрушение межличностных отношений, и возникают внешние конфликты. От людей с очень высокой самооценкой можно услышать высказывания о том, что их никто не понимает, не может по достоинству оценить их качества и достижения, при этом может проявляться мнительность и подозрительность.

С такими ребятами тяжело работать. Они постоянно выкрикивают, пытаются показать себя. Эти учащиеся могут поднять руку на вопрос, ответ  на который они не знают. По большей  части учатся они хорошо, но есть пробелы в некоторых областях. Трудно общаться со сверстниками. Выбор их друзей зависит от их социального статуса в классе, от материальных средств и пр. Очень трудные взаимоотношения у них друг с другом. Такие ребята видят вокруг сплошных соперников, поэтому драки и ссоры между ними неизбежны. Часто на таких учащихся нельзя положиться. Когда идет разделение деятельности, многие из них выпрыгивают из-под парты, но когда дело доходит до результата, их сразу нет. Когда у них что-то не получается, они сваливают всю вину на других или на какие-то обстоятельства. Причем, большинство детей с неадекватно завышенной самооценкой – это девочки.

Были разработаны рекомендации учителю по работе с детьми с высоким  уровнем самооценки. При организации внеклассных мероприятий включать учащихся в групповую работу;

  • Учить слушать других;
  • Воспитывать чувство сопереживания;
  • Оценивая работы, показывать как положительные, так и отрицательные моменты;
  • Аргументировать оценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по II главе

Для проведения экспериментальной части курсовой работы, были выбраны 3 методики: методика цвето-рисуночного теста, методика определения самооценки Дембо Т.В., Рубинштейна С.Я, а также методика самооценки личности Будасси.

При изучении психического состояния детей 1 «В» класса школы №45 г.о. Тольятти, получились следующие выводы:  около половины класса чувствует в себе сосредоточенность, активность и бодрость, то есть готовность к образовательному процессу. Совсем другая ситуация возникает у другой половины класса. Кто-то чувствует утомление, а кто-то «летает в облаках». У этих учащихся голова забита своими личными проблемами. Таких детей нужно сначала подготовить к образовательному процессу с помощью различных физкультминуток и интересных необыкновенных заданий.

Методика  Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейна и методика Будасси позволила выяснить, что больше половины учащихся класса имеют неадекватно завышенную самооценку. В общем, такой результат вполне приемлем для их возраста. С такими детьми очень трудно работать. Поэтому были разработаны рекомендации для учителя по работе с такими детьми. Также хочется отметить, что большая часть учащихся  с неадекватно завышенной самооценкой – это девочки.

Информация о работе Самооценка как фактор психического развития или здоровья детей младшего школьного возраста