Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 21:17, курсовая работа
Цель работы – определить особенности дружеских межличностных отношений в подростковом возрасте и изучить гендерные различия в отношении к дружбе и подростков
Задачи работы:
Изучить литературу по следующим вопросам: особенности подросткового возраста, межличностные отношения, дружба в подростковом возрасте и
Введение……………………………………………………............2
Глава I Проблема межличностных отношений в подростковом возрасте……………………………………………………………3
1.1.Психологические особенности подросткового возраста..3
1.2.Понятие и виды межличностных отношений……………14
1.3.Дружба в подростковый период…………………………20
1.4.Выводы……………………………………………………31
Глава II Экспериментальное изучение отношения к дружбе в гендерном аспекте………………………………………………..32
2.1. Методы и методики исследования……………………..32
2.2. Характеристика выборки испытуемых………………..32
2.3. Результаты исследования……………………………….32
2.4. Выводы…………………………………………………..33
Заключение……………………………………………………….34
Литература……………………………………………………….36
Содержание
Введение……………………………………………………..
Глава I
Проблема межличностных отношений в подростковом
возрасте…………………………………………………………
1.1.Психологические особенности подросткового возраста..3
1.2.Понятие и виды межличностных отношений……………14
1.3.Дружба в подростковый период…………………………20
1.4.Выводы……………………………………………………
Глава II Экспериментальное изучение отношения к дружбе в гендерном аспекте………………………………………………..32
2.1. Методы и методики исследования……………………..32
2.2. Характеристика выборки испытуемых………………..32
2.3. Результаты исследования……………………………….32
2.4. Выводы…………………………………………………..33
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Тема моего реферата – «Роль межличностных отношении в период становления личности подростка». Этот вопрос охватывает обширную область изучения. Несмотря на то, что она достаточно хорошо изучена, в ней множество нюансов. Это меня и привлекло. Социализация – процесс, продолжающийся в течение всей жизни, невозможно в реферате рассмотреть все, поэтому я решила выбрать для исследования период подросткового возраста. Для меня актуально разобраться в этой теме, так как меня, как подростка, она, несомненно, касается. Её изучение даст мне возможность лучше понимать и научиться выстраивать отношения со своими сверстниками. Также выбору именно этой темы послужило то, что в будущем я хотела бы стать психологом, работающим с проблемными детьми подросткового возраста.
Цель работы – определить особенности дружеских межличностных отношений в подростковом возрасте и изучить гендерные различия в отношении к дружбе и подростков
Задачи работы:
Добиться объективности этого вопроса получится с помощью учеников 9-ых классов. Им нужно будет ответить на пять интересующих меня вопросов, указывая на листочке свой пол. Благодаря этому опросу я смогу выявить, как к понятию «дружба» относятся девочки, а как мальчики.
Глава I Проблема межличностных отношений в подростковом возрасте
1.1. Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст (англ. teenage period,
Подростковый возраст характеризуется резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития. Биологически он относится к предпубертатному и пубертатному периоду, т. е. этапу полового созревания и непосредственно предшествующему ему времени интенсивного, неравномерного развития и роста организма. Это определяет неравномерность и значительную индивидуальную вариативность темпов развития (временные различия у мальчиков и девочек, акселерация и ретардация), оказывает существенное влияние на психофизиологические особенности, функциональные состояния подростка (повышенная возбудимость, импульсивность),вызывает половое влечение (часто неосознанное) и связанные с этим новые переживания, потребности, интересы.С фактом полового созревания связано то, что Подростковый возраст является периодом начала ряда психических заболеваний.
Центральным фактором психологического развития в подростковом возрасте, его важнейшим новообразованием является становление нового уровня самосознания,изменение Я-концепции (Л. И. Божович,И. С. Кон, Э. Эриксон и др.), определяющиеся стремлением понять себя, свои возможности и особенности, как объединяющие подростка с др. людьми, группами людей, так и отличающие его от них, делающие его уникальным и неповторимым. С этим связаны резкие колебания в отношении к себе, неустойчивость самооценки.Указанное новообразование определяет ведущие потребности подросткового возраста — в самоутверждении и общении со сверстниками. Последнее рассматривается также как ведущая деятельность в подростковом возрасте (Д. Б. Эльконин).Согласно др. т. зр., ведущей в этот период является просоциальная деятельность, определяемая потребностью подростка занять определенное место в жизни общества, оценить самого себя в системе «я и мое участие в жизни общества» (Д. И. Фельдштейн).
Развитие познавательных процессов в подростковом возрасте характеризуется становлением сложных форм аналитико-синтетической деятельности, переходом к абстрактному, теоретическому мышлению,развитием гипотетико-дедуктивных форм рассуждения, возможностью строить умозаключения (стадия формальных операций,по теории Ж. Пиаже).Динамический характер этого развития, несформированность основных структур обусловливает ряд специфически подростковых трудностей, отражающихся как на учебной деятельности подростка, так и на др. сторонах его жизнедеятельности. В нравственном развитии с этим связаны, в частности, противоречие между некритическим усвоением групповых моральных норм и стремлением обсуждать простые, порой достаточно второстепенные правила, определенный максимализм требований, сдвиг оценки отдельного поступка на личность в целом.
Основное содержание подросткового возраста рассматривается либо как время перехода к взрослости (с этим связано, напр., представление Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой о «чувстве взрослости» как основном новообразовании подросткового возраста), либо как самостоятельная фаза, относительно независимая от других. Последняя т. зр. в настоящее время преобладает. Подростковый возраст (часто вместе с ранним юношеским) рассматривается как особая социально-психологическая и демографическая группа, имеющая свои установки, специфические нормы поведения и т. п., которые образуют особую подростковую субкультуру. Чувство принадлежности к особой «подростковой» общности и к определенной группе внутри этой общности, которая часто отличается не только интересами и формами проведения досуга, но и одеждой, языком и т. п., имеет существенное значение для развития личности подростка. Нормы и ценности группы выступают для него как его собственные, влияя на нравственное развитие. Определенное расхождение между нормами группы и нормами «мира взрослых» выражает важнейшую потребность подростка — в самостоятельности, личностнойавтономии.Вместе с тем в подростковом возрасте важна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства подростка со взрослым с т. зр. прав. При этом подростки продолжают ждать от взрослых помощи, защиты и т. п. Указанная противоречивость, подчиненность нормам группы делает подростковый возраст особо опасным из-за возможности возникновения различных форм делинквентного (противоправного) и девиантного поведения.(А. М. Прихожан.)
Одна из особенностей юношеского возраста заключается в том, что широта интеллектуальных интересов часто сочетается в ранней юности с разбросанностью, отсутствием систематизированности взглядов и подходов, а также адекватной оценки своих возможностей. Многие юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний и особенно умственных возможностей.
Вместе с тем в этом возрасте появляется немалое число безразличных, скучающих юношей и девушек, которым учеба кажется совершенно неинтересной по сравнению с воображаемой «подлинной» жизнью. Подобное явление отчасти может быть объяснено рутинностью и монотонностью учебного процесса в школе, не дающего простора индивидуальным способностям и инициативе учащихся. Кроме того, вероятно, некоторым ребятам не под силу сложная учебная программа, они не хотят учиться, а лишь формально «отсиживают» уроки.
В подростковом и юношеском возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование личности. В результате этого изменяются интересы ребенка, становясь более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения.
Развитие познавательных процессов и особенно интеллекта в подростковом и юношеском возрасте имеет две стороны — количественную (подросток решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, ! чем младший школьник) и качественную (сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает). Поэтому наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов у лиц, достигших подросткового возраста, наблюдаются именно в интеллектуальной сфере.
В этот период происходит формирование навыков логического мышления, а затем и теоретического мышления, развивается логическая память. Активно развиваются творческие способности подростка и формируется индивидуальный стиль деятельности, который находит свое выражение в стиле мышления.
Следует отметить, что в старших классах школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы делаются более совершенными и гибкими, причем развитие средств познания очень часто опережает собственно личностное развитие детей.
Резко выраженные психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Он включает в себя перепады настроения — от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Причем достаточных, значимых причин для подобной смены настроения подростка, по существу, просто может и не быть.
Так, зачастую чувствительность подростков к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается у них с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами — с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование — с сухим мудрствованием (Личко А. Е., 1983).
Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование, как в этом возрасте. Они могут страстно любить и оборвать эти отношения так же внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь общества, а с другой — охвачены страстью к одиночеству. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом (Фрейд А., 1993).
При переходе от подросткового к юношескому возрасту самопознание молодого человека теряет свою эмоциональную напряженность и существует уже на спокойном эмоциональном фоне.
Общая направленность юношей и девушек на будущее создает благоприятные психологические основы для большей открытости подростков разнообразным переживаниям. Эстетические чувства, переживания, связанные с появлением новых видов деятельности, чувство влюбленности, радость творчества, большой интерес к миру чувств другого человека, особенно сверстника — все это обусловливает большую эмоциональную восприимчивость молодых людей, свойственную данному возрасту. Кроме того, в этом возрасте у подростков развиваются способности отдаваться переживаниям, рожденным новыми, прежде не испытанными впечатлениями.
В этом возрасте у юношей и девушек возникает и более точное регулирование чувств, в частности, более совершенное владение выражением своих чувств и настроений. Если подросток может скрывать свои переживания под личиной безразличия, то юноша умеет не только скрывать испытываемые им чувства, но и маскировать их. Так, взволнованность от встречи с небезразличным человеком он может маскировать ироническим смехом, застенчивость — развязными манерами и самоуверенным тоном, грусть — напускной веселостью (Якобсон П. М., 1976).
Для ранней юности типична идеализация друзей и самой дружбы. Нуждаясь в сильных эмоциональных привязанностях, молодые люди подчас не замечают реальных свойств партнера. Юношеская потребность в самораскрытии часто перевешивает интерес к раскрытию внутреннего мира другого, побуждая не столько выбирать друга, сколько придумывать его (Кон И. С, 1987).
Эмоциональное голодание в период юности столь же реальное явление, как и голодание мускульное. Оно имеет форму скуки и тоски.
Потребность человека в эмоциональном насыщении удовлетворяется главным образом в процессе достижения самых разных целей, которые индивид перед собой ставит.
Информация о работе Роль межличностных отношении в период становления личности подростка