Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 21:17, курсовая работа
Цель работы – определить особенности дружеских межличностных отношений в подростковом возрасте и изучить гендерные различия в отношении к дружбе и подростков
Задачи работы:
Изучить литературу по следующим вопросам: особенности подросткового возраста, межличностные отношения, дружба в подростковом возрасте и
Введение……………………………………………………............2
Глава I Проблема межличностных отношений в подростковом возрасте……………………………………………………………3
1.1.Психологические особенности подросткового возраста..3
1.2.Понятие и виды межличностных отношений……………14
1.3.Дружба в подростковый период…………………………20
1.4.Выводы……………………………………………………31
Глава II Экспериментальное изучение отношения к дружбе в гендерном аспекте………………………………………………..32
2.1. Методы и методики исследования……………………..32
2.2. Характеристика выборки испытуемых………………..32
2.3. Результаты исследования……………………………….32
2.4. Выводы…………………………………………………..33
Заключение……………………………………………………….34
Литература……………………………………………………….36
Юношеская мечта о любви выражает прежде всего потребность молодого человека в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости. Потребность в самораскрытии, интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разных партнеров. По образному выражению одного ученого, мальчик не любит женщину, к которой его влечет, и его не влечет к женщине, которую он любит. Появление любимой девушки снижает эмоциональный накал однополой дружбы, и друг становится скорее добрым товарищем. С другой стороны, любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу (Кон И. С, 1982).[8, с. 326-330]
Процесс социализации
В оглавлении реферата прозвучало два термина, значение которых пришлось уточнить: межличностные отношения и процесс социализации.
Процесс социализации – это процесс приобщения индивида к социуму, включения в общественную жизнь, обучения поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению социальных ролей. Слово «социализация» по смыслу близко к русскому слову «воспитание», но воспитание подразумевает
черты и свойства, тогда как социализация, наряду с воспитанием и обучением, включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным и полноценным членом общества.
Процесс социализации можно разделить на 8 стадий.
Признанием этого, является концепция Э.Эриксона о наличии восьми возрастов человека (младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость).
На стадии младенчества (1 стадии) главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать (не кричит, не зовет, ребенок как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нужно). Динамика развития доверия зависит от матери. Здесь важно не количество пищи, а качество ухода за ребенком, важна уверенность матери в своих действиях. Если мать тревожна, невротична, если обстановка в семье напряженная, если ребенку уделяют мало внимания (например, ребенок в доме сирот), то формируется базовое недоверие к миру, устойчивый пессимизм, замедление психического развития ребенка.
2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя, общество и родители приучают ребенка к аккуратности, начинают стыдить за "мокрые штанишки". Социальное неодобрение открывает глаза ребенка внутрь, он чувствует возможность наказания, формируется чувство стыда. В конце стадии должно быть равновесие "автономии" и "стыда". Это соотношение будет положительно благоприятным для развития ребенка, если родители не будут подавлять желания ребенка, не будут бить за провинности.
В возрасте 3-5 лет, на 3-ей стадии, ребенок уже убежден, что он личность, т.к. он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре ребенка. Игра очень важна для развития ребенка, т.е.
которое закладывается в игре ребенка. Игра очень важна для его развития, т.е. формирует инициативу, творчество, малыш осваивает отношения между
людьми посредством игры, развивает свои психические возможности: волю, память, мышление и прочее. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно влияет на его развитие, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.
В младшем школьном возрасте (4 стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает его к знаниям о будущей деятельности. Если он успешно овладевает знаниями, новыми навыками, то верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе. При неполноценности ребенок как бы снова возвращается в семью, она для него убежище, если родители с пониманием стараются помочь ему преодолеть трудности в учебе. В случае, если родители лишь ругают и наказывают за плохие оценки, чувство неполноценности у ребенка закрепляется порой на всю его жизнь.
В подростковом возрасте (5 стадия) происходит формирование личности, становление индивидуальностью. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения – вот вопросы, которые встают перед подростком. На этой стадии заново встают все критические прошедшие моменты. Если на ранних стадиях у ребенка сформировалась автономия, инициатива, доверие к миру, то подросток успешно находит свое "Я", признание себя со стороны окружающих. В противном случае он не может найти свое "Я", не осознает своих целей и желаний, происходит возврат к инфантильным, детским, иждивенческим реакциям, появляется смутное, но устойчивое чувство тревоги, чувство одиночества, опустошенности, появляется постоянное ожидание чего-то такого, что может изменить жизнь, но сам человек активно ничего не предпринимает. Появляется страх и неспособность эмоционально воздействовать на лиц противоположного пола, враждебность, презрение к окружающему обществу, чувство "не признания себя" со стороны окружающих людей. Если человек нашел себя, то идентификация облегчается.
На 6-ой стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со своей социальной группой, человек не боится обезличивания, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми.
7-я - центральная стадия – взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей, они подтверждают, что ты им нужен. Положительные
симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью. Если не на кого излить свое "Я" (нет любимой работы, семьи, детей), то человек опустошается,
намечается
застой, косность, психологический и физиологический
регресс.
После 50 лет (8-я стадия) человек достигает
периода, когда он переосмысливает всю
свою жизнь, осознается свое "Я" в
духовных раздумьях о прожитых годах.
Человек должен понять, что его жизнь –
это неповторимая судьба, которую не надо
переделывать, человек "принимает"
себя и свою жизнь, осознается необходимость
в логическом завершении жизни, проявляется
мудрость, отстраненный интерес к жизни
перед лицом смерти. Если "принятия
себя и жизни" не произошло, то человек
чувствует разочарование, теряет вкус
к жизни, чувствует, что жизнь прошла неверно,
зря.
Переход от одного периода к другому – это изменение сознания и отношений человека окружающей действительности и ведущей деятельности, это критические, переходные возрасты, когда происходит ломка прежних социальных взаимоотношений человека и окружающих. В период критической фазы дети трудновоспитуемы, проявляют упрямство, негативизм, непослушание, строптивость. Негативизм – это когда ребенок может отказаться делать то, что ему даже очень хочется, но если взрослые требуют этого, т.е. реакция ребенка обусловлена не содержанием требования взрослого, а его отношением к взрослым. Упрямство – реакция ребенка, когда он настаивает не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал. Строптивость – бунт против всего образа жизни, против норм воспитания, против всех взрослых. Если взрослые не изменяют своего поведения, то строптивость может долго удерживаться в характере.
Выделяют большие кризисы (новорожденности, кризисы 3-х лет, подростковый кризис 13-14 лет) и малые кризисы (кризис 1 года, 7 лет, 17-18 лет). При больших кризисах перестраиваются отношения ребенка и общества. Малые кризисы внешне спокойно проходят, связаны с нарастанием умений, самостоятельности.
Позитивное значение критических возрастов – в переходе к новому, высшему периоду развития личности. Пожалуй, нет семьи, где бы не возникали хотя бы кратковременные конфликты между родителями и детьми. Часто повинны в этом сами родители, если они не понимают особенностей психики детей, не знают их типичных поведенческих реакций. Если стремиться во что бы то ни стало "переломить" малыша, он вырастет робким, зависимым, слабовольным, не сможет отстаивать свои интересы. С другой стороны, нельзя безоговорочно во всем ему уступать. Оптимальная "золотая середина": в каких-то случаях уступать, в каких-то настаивать на подчинении приказу, не забывая, однако, что и для ребенка важно чувство собственного достоинства. Многие психологи и педагоги указывают, что люди, лишенные в детстве игр со сверстниками, остаются часто
малоконтактными, нелюдимыми, в результате потом несчастными.
Особенности современной социализации.
1)
В традиционном обществе жизненный путь
человека во многом предопределен тем,
к какой социальной группе принадлежат
его родители.
От
рождения до смерти человек последовательно
проходит несколько возрастных ступеней
и на каждом этапе подвергается «предварительной
социализации». В современном обществе
социальная мобильность носит вероятностный
характер – с каждой стартовой позиции
человек может попасть на множество других.
Поэтому заранее его невозможно подготовить
к деятельности во всех значимых группах;
в результате он сначала попадает в какую-либо
группу, а затем начинает к ней адаптироваться
(социализироваться).
2)
Вторая особенность социализации в современном
обществе, по сравнению с традиционным,
– множественность и взаимонезависимость
агентов социализации. В традиционном
обществе нормы, действующие в разных
агентах социализации, более согласованы.
Для современного общества характерны
ролевые конфликты как следствие «мозаичного»
характера социализации.
Агенты социализации – это люди, группы, институты, которые осуществляют социализацию. Основные агенты социализации: семья, школа, друзья, сверстники, средства массовой информации другие.
В семье ребенок принимается, безусловно, он ценен фактом своего существования. Семья обеспечивает не только опеку, защиту и социальную безопасность, но и эмоциональную поддержку отца и матери в тот период жизни, когда никто другой подобной защиты и поддержки им не предлагает. Ключевая роль в социализации ребенка принадлежит маме. Главная задача матери - привить малышу желание принимать другого человека, слушать его и делать ему приятное. По сравнению с другими институтами общества семья обладает максимальными возможностями в процессе приобщения детей к социальным ценностям и ролям.
В школе
ребенок получает навыки общения с посторонними
людьми, основы понимания социальной системы
и жизни в обществе.
Взаимодействие должно составлять суть
отношений учитель-ученик. Именно оно
может дать ребенку ощущение партнерства
при участии в процессе обучения и вызвать
интерес к учебе и желание продолжить
его после школы.
Результаты образовательного процесса
должны рассматривать не только уровень
образованности личности, но и ее социальную
зрелость и приспособленность к жизни.
Современная школа должна способствовать
осмыслению учащимися мира социальных
отношений, основ конституционного строя,
прав, свобод и ответственности человека
и гражданина, закономерностей экономической
системы, роли семьи в жизни общества,
обеспечивать проигрывание социальных
ролей, а так же помочь ребенку выработать
навыки сотрудничества, терпимости и преодоления
трудных ситуаций.
То образование, которое дает школа, делится на две части. Первая – предметные знания языка, математики, естественных наук и т. п. Вторая –
жизненный опыт, необходимый для жизни в сегодняшнем мире. Жизненный опыт включает в себя и то, что человек хорошо осознает и помнит, и то, что его мозг содержит в недоступном для сознания месте. Последняя часть опыта проявляется в стереотипах поведения, эмоций, желаниях, ценностях. И если что-то в этой части не соответствует с осознанными установленными нормами, то это, обычно, вызывает психологическую проблему. Для детей очень важно позитивное внимание, особенно со стороны взрослого. И основано оно должно быть на уважении. Дети чрезвычайно чутки к невниманию и не всегда могут заявить о себе. Отсутствие взаимопонимания в отношениях учитель-ученик приводит к возникновению проблем у ребенка.
Кроме учителя, на ребенка оказывает влияние и сам детский коллектив. В процессе деятельности и общения спонтанно возникают малые группы. Именно в группировании ребенок может найти удовлетворяющее его положение, через группы он приобретает опыт общения, возможно на всю жизнь. Влияние малых групп на развитие отдельных личностей велико. Наличие таких групп объясняется избирательностью человеческого общения. Педагог, зная неофициальную систему взаимоотношений, может управлять развитием коллектива. Необходимо так же знать каково положение каждого ребенка в коллективе. Обладая этими знаниями надо создать ситуации, в которых полностью раскрывается натура ребенка перед одноклассниками.
1.2 Понятие и виды межличностных отношений
Межличностные отношения – специфическое явление, которое обусловлено как социальными, так и психологическими факторами.
Межличностные
отношения – это именно те непосредственные
связи и отношения, которые складываются
в реальной жизни между живыми, мыслящими
и чувствующими индивидами. Межличностные отношения
очень важны, так как именно в их сфере
происходит первичная социализация человека,
да и позднее они всюду окружают человека.
Межличностные отношения, будучи определенным
видом социальной деятельности, являются
разновидностью общественных отношений.
Но содержание межличностных отличается
от содержания общественных: их важнейшая
особенность – эмоциональная основа.
Эмоциональная основа межличностных отношений
означает, что появление таких отношений
зависит от определенных чувств, имеющихся
у людей друг к другу, симпатии между ними,
личностных отношений и оценок. Основой
для оценки эмоциональной структуры личности
являются чувства, аффекты и эмоции.
Межличностные
отношения более индивидуальны, так как
предполагают прямой контакт с другими
индивидами и собственную оценку их поведения,
отсюда следует, что в межличностных отношениях
наиболее
Информация о работе Роль межличностных отношении в период становления личности подростка