Роль межличностных отношении в период становления личности подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 21:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – определить особенности дружеских межличностных отношений в подростковом возрасте и изучить гендерные различия в отношении к дружбе и подростков
Задачи работы:
Изучить литературу по следующим вопросам: особенности подросткового возраста, межличностные отношения, дружба в подростковом возрасте и

Оглавление

Введение……………………………………………………............2

Глава I Проблема межличностных отношений в подростковом возрасте……………………………………………………………3
1.1.Психологические особенности подросткового возраста..3
1.2.Понятие и виды межличностных отношений……………14
1.3.Дружба в подростковый период…………………………20
1.4.Выводы……………………………………………………31

Глава II Экспериментальное изучение отношения к дружбе в гендерном аспекте………………………………………………..32
2.1. Методы и методики исследования……………………..32
2.2. Характеристика выборки испытуемых………………..32
2.3. Результаты исследования……………………………….32
2.4. Выводы…………………………………………………..33
Заключение……………………………………………………….34
Литература……………………………………………………….36

Файлы: 1 файл

Сам реферат.docx

— 82.09 Кб (Скачать)

У мальчиков многие проявления подросткового возраста имеют свои особенности. Основная забота почти всех мальчиков-подростков - это убедить весь мир (главное - самого себя) в том, что он мужчина.

Потребность доказать свою мужественность особенно сильна в юношеском возрасте. Развитие ребенка произошло достаточно быстро, его еще смущает близость детства, огорчает тот факт, что в глазах родителей и учителей он все еще «малолетний». У него еще нет возможности, кроме спорта, убедительно продемонстрировать свою удаль. Особенно большое значение для юноши приобретает физическая сила. С ее помощью он может привлечь внимание девушек, показать им свою смелость, даже не опасаясь риска нарушить закон. Курение у мальчиков чаще всего выглядит утверждением собственной мужественности и, возможно, демонстративным нарушением родительских требований [7].

Разговоры и занятия младших подростков-мальчиков часто перемежаются баловством и возней, борьбой и дружескими потасовками. Более старшие подростки тоже бывают не прочь поразвлечься подобным образом.  Все это обычно проходит без обид, доставляет только удовольствие.

В общении девочек-подростков значительно большее место, чем у мальчиков,  занимают разговоры об отношениях с мальчиками, а также связанные с заботой о собственной внешности, – о  моде, одежде, прическах, о покупках и т.п. Девочки в дружбе более сентиментальны: расставшись на несколько часов, они встречаются, как после долгой разлуки, обнимаются, целуются, не могут наговориться.

  Симпатии и привязанности

 

Не приходится лишний раз объяснять, какие существенные изменения претерпевают в подростковом возрасте отношения между мальчиками и девочками. Появляется интерес одних к другим, желание нравится, а в связи

 

с этим – внимание к собственной внешности, забота о привлекательности. Интерес к другому полу у девочек может возникать раньше, чем у их однолеток-мальчиков. Вообще же интерес к другому полу может ярко проявляться еще до начала полового созревания, если он пробуждается извне – вниманием представителей другого пола или особыми обстоятельствами жизни в семье.

  Младшие подростки часто бывают недовольны друг другом и теми отношениями, которые сложились в классе. Они с интересом относятся к разговорам о дружбе, о том, какими отношения должны быть. Многие готовы поговорить об этом со взрослым, испытывая необходимость  в его помощи.  Но нуждается он в помощи только близкого взрослого, который его понимает и которому он верит. И в этом отношении подростков ничуть не отличается от взрослого. Для него дружба важна не менее, чем для взрослого человека., поэтому он требует уважения к ней. Он не позволяет неуважительно вмешиваться в свои дела. И в этом подросток прав, взрослый ведь тоже может ошибаться. Он может сломать дружбу «на всю жизнь». Единственный путь, позволяющий взрослому понять подростка и его отношения с товарищами и дать правильный совет – это стать его другом. Друг-взрослый подростку чрезвычайно необходим.

Интерес к сверстникам противоположного пола немаловажен для развития личности подростка. Этот интерес находит выход в стремлении к постоянному общению с тем, кто нравится, в возбужденной оживленности, или, напротив, в скованности, но так или иначе – в большом внимании к объекту симпатии. Отсюда повышенная чуткость ко всяким, даже незначительным проявлениям ответного внимания, избирательная наблюдательность, позволяющая замечать тонких изменения в поведении симпатичного сверстника, его поступках и внутреннем состоянии, в настроении и переживаниях. Отсюда же и внимание к собственным психическим состояниям, возникающим в общении с представителями другого пола. Разговоры с близким товарищем или другом, а также чтение литературы позволяют подростку лучше осознать и словесно выразить собственные переживания. Во внутренней жизни подростка появляется совершенно новый эмоциональный пласт. Изменения в отношениях с девочкой или мальчиком, которая(ый) нравится, влияют на настроение и поведение: у подростка возникает то непонятное для окружающих радостное возбуждение и оживление, то задумчивость и внутренняя сосредоточенность, то раздраженное состояние, мрачность (но это у старших подростков).

Романтическая симпатия ценна не только сама по себе, но и тем, что мобилизирует возможности личности, вызывает желание и стремление быть лучше, побуждает сделать приятное, помочь, защитить.

Новое во взаимоотношениях старших подростков – это возникновение теплой дружбы между мальчиком и девочкой, у которых нет романтической симпатии друг к другу. Такая дружба основана только на высокой оценке

 

личностных достоинств друг друга. Она нередко сосуществует с романтическими привязанностями, которые могут быть у каждого из них. Товарищ другого пола становится советчиком и помощником не только в самых разных вопросах, но и в романтических отношениях.

Младшие подростки-мальчики свой интерес к девочкам проявляют своеобразно – они задирают их; девочки нередко жалуются на это, но, в общем, правильно понимают мотивы таких действий и поэтому всерьез не обижаются. Позже все изменяется:  непосредственность в отношениях теряется, на смену ей приходят скованность, робость, стеснительность.  У одних это проявляется прямо, у других все скрыто под напускным равнодушием, «презрением» к другому полу. Обособленность мальчиков и девочек не мешает интересу друг к другу.

Некоторые пытаются использовать дружбу с девочками ради своей выгоды, чтобы им позавидовали сверстники, увидев, что товарищ уже встречается с девочкой. Поэтому они обращают внимание на красивых, ну, или чем-то выдающихся девочек. Они хотят от девочек всего и сразу: внешность, покорный характер, чтобы хорошо общались с  друзьями парней. Статус девочки в компании друзей парня очень важен. Поэтому мальчик с тщательностью выбирает подружку, стараясь удовлетворить и свои требования, и показаться старше и круче на фоне своих одноклассников[3]. И только более старшие подростки-мальчики понимают, что главное – уважать человека. Мальчики принимают девочек такими, какие они есть, им неважно мнение друзей. Бывает, мальчику хочется изменить что-то: например, избавить девочку от вредной привычки. Но ведь это как раз хорошо. Отношения очень сильно влияют на обоих людей: в равной степени он или она могут избавить от вредных привычек, но, к сожалению, также в равной степени каждый из них может и привить какую-нибудь нездоровую привычку.

  В VI-VII  классах многих, особенно девочек, занимает вопрос о том, кто кому нравится. Хотя о собственных симпатиях подростки обычно рассказывают только другу или близкому товарищу, но знают об этом, как привило, многие одноклассники: наблюдательности им не занимать; ребята часто замечают то, на что взрослые не обращают внимания. К этому времени, т.е. середине  подросткового возраста, возникающие у мальчиков и девочек симпатии и отношения, связанные с ними (их самих и их товарищей), - это, по сути, особая часть жизни класса, в которой появляются новые оттенки и которая становится достаточно сложной (особенно это касается девочек).

  Обычно  в классе есть девочки, к которым  питают симпатию многие мальчики. Такое внимание, во-первых, ставит  девочку в особое положение  в кругу сверстников и нередко  вызывает зависть у других  девочек, а во-вторых, часто побуждает  девочку больше заботиться о  своей внешности  и привлекательности, формирует высокую самооценку, уверенность  в себе и претензии на особое  отношение с мальчиками (свидания, прогулки). Между

 

некоторыми девочками уже существует соперничество и более или менее скрытая недоброжелательность. В VII – VIII классах есть девочки, которые ведут себя с мальчиками с изрядной долей кокетства, как «маленькие женщины», уверенные в себе и в хорошем отношении мужской половины класса. Они очень выделяются на фоне других девочек, которые чувствуют себя в общении с мальчиками скованно.

Взрослеющих девочек нередко раздражают и сердят сохранившиеся у некоторых мальчиков «детские», как они говорят, проявления симпатии.

Многие девочки ведут свои личные дневники, в которые записывают самое важное, волнующее и никому не рассказанное. В дневнике подростка обычно еще отсутствует то, что характерно для юношеского возраста, - размышления о жизни вообще, о человеческих отношениях, детальный самоанализ, размышления о будущем, планы самосовершенствования (некоторые из этих проблем только затрагиваются, намечаются).

Содержание дневника подростка ограничено, скорее, сиюминутными интересами, сегодняшними событиями переживаниями по поводу романтических отношений. Нередко дневник становится самым интимным собеседником подростка. Если его дневник оказывается найденным и прочитанным кем-то другим – взрослым или любопытствующими товарищами, это переживается как бесцеремонное вмешательство в личную жизнь, право на которую подросток начинает защищать и отстаивать в таких случаях очень эмоционально. Нарушение этого права переживается как оскорбление [4, с. 164-165].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Выводы 

В период от 11 до 19 лет происходит бурное развитие эмоций человека.        Для подросткового возраста (от 11 до 14 лет) характерны резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. В этом возрасте у детей наблюдается наличие «подросткового комплекса», который демонстрирует перепады настроения подростков — порой от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Причем следует отметить, что видимых, значимых причин для резкой смены настроений в подростковом возрасте может и не быть. Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками — все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний подростка, таких, как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т. д.

При переходе от подросткового к юношескому возрасту самопознание теряет эмоциональную напряженность и существует на спокойном эмоциональном фоне.

Юность — возраст специфической эмоциональной сенситивности. Для эмоциональной жизни юности характерно не только переживание предметных чувств (направленных на определенное событие, лицо, явление), но и формирование у молодых людей чувств обобщенных (чувства прекрасного, чувства трагического, чувства юмора и т. д.). Эти чувства выражают уже общие, более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности.

Юность — возраст формирования у молодых людей общей эмоциональной направленности, основ эмоциональной культуры.[8, с.343-344]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II Экспериментальное изучение отношения к дружбе в гендерном аспекте

2.1. Методы и методики исследования

Для определения отношения к дружбе подростков были составлены и заданы  следующие вопросы:

1. Что такое  для тебя «дружба»?

2. Сколько  у тебя товарищей?

3. Сколько  у тебя близких друзей, с которыми  ты можешь поговорить обо всем, и о которых ты многое знаешь?

4. Что ты  ценишь в своем друге (друзьях)?

5. Что бы  ты никогда не простил своему  другу?

С помощью ответов на данные вопросы я смогу наглядно увидеть гендерные различия мальчиков и девочек.

  2.2. Характеристика выборки испытуемых

Отвечали на эти вопросы мои сверстники, подростки, учащиеся 9-ых классов нашей школы, на листках с вопросами они подписали только совой пол.

  2.3. Результаты исследования

При анализировании ответов было получено следующее: к 1 вопросу мальчики и девочки отнеслись по-разному. Практически каждая девочка для описания дружбы употребила слова с частичкой «взаимо-» : взаимоподдержка, взаимовыручка, взаимопонимание. Взаимность – это ответное чувство любви, симпатии. Для дружбы очень важной является самоотдача, когда человек отдает не меньше, чем берет взамен. Вот тогда появляются все эти «взаимо-» и дружба начинает свое существование. Без взаимности дружбу не построить. Можно построить только видимость дружбы, но при малейшем недопонимании она рухнет.

Мальчики отнеслись к этому опросу с меньшей ответственностью: кто-то ставил прочерк, но были и те, кто также написал эти «взаимо-».

Каково было мое удивление, когда на последний вопрос и у девчонок, и у мальчишек были одинаковые ответы! 90 процентов опрашиваемых не простили бы другу предательства! Остальные 10 написали, что смогли бы простить другу все. Знаете, перед тем, как прочесть ответы других ребят, я мысленно сама ответила на эти же самые вопросы, и последний мой ответ не отличался от ответов большей части девятиклассников. Вот тогда я задумалась, а что вообще значит предательство для подростков. Лично я, когда отвечала на этот вопрос, подразумевала под предательством неумение хранить секреты. То есть, если бы я доверила свою сокровенную тайну кому-то близкому мне, и он бы рассказал об этом другим людям, то вряд ли я бы смогла доверить ему что-либо еще. Конечно, может обида бы в скором времени прошла, но доверие вернуть было бы очень сложно.

 

Я спросила: «А что же для вас предательство»? у моей подруги и у друга. Над ответом подруги я долго не думала, просто согласилась и все. Она сказала: «Предательство для меня, когда за моей спиной говорят обо мне что-то плохое, а в лицо мило улыбаются». А вот над ответом мальчика этого же возраста пришлось задуматься. Он сказал: « Если мой друг меня подставит или сдаст». Я не очень поняла, что он имел ввиду, он попытался объяснить.

 

2.4. Выводы

   Мной был сделан такой вывод: девочки не прощают слов, а мальчики действий. А ведь мальчики-то правы. Что эти слова? Поступки более точно характеризуют человека, чем какие-то слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подытожив все вышеперечисленное, можно сказать, что дружба подростка со сверстниками занимает чуть ли не главное место в его жизни. Иногда даже она мешает ему учиться, отодвигая учебу на второй план, отдаляет от дома. Общение с родителями выглядит не таким уж привлекательным. Он хочет равенства, прав, которые получает при общении со сверстниками. Подросток весьма чуток к своему положению в отношениях с ними.

Информация о работе Роль межличностных отношении в период становления личности подростка