Роль межличностных отношении в период становления личности подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 21:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – определить особенности дружеских межличностных отношений в подростковом возрасте и изучить гендерные различия в отношении к дружбе и подростков
Задачи работы:
Изучить литературу по следующим вопросам: особенности подросткового возраста, межличностные отношения, дружба в подростковом возрасте и

Оглавление

Введение……………………………………………………............2

Глава I Проблема межличностных отношений в подростковом возрасте……………………………………………………………3
1.1.Психологические особенности подросткового возраста..3
1.2.Понятие и виды межличностных отношений……………14
1.3.Дружба в подростковый период…………………………20
1.4.Выводы……………………………………………………31

Глава II Экспериментальное изучение отношения к дружбе в гендерном аспекте………………………………………………..32
2.1. Методы и методики исследования……………………..32
2.2. Характеристика выборки испытуемых………………..32
2.3. Результаты исследования……………………………….32
2.4. Выводы…………………………………………………..33
Заключение……………………………………………………….34
Литература……………………………………………………….36

Файлы: 1 файл

Сам реферат.docx

— 82.09 Кб (Скачать)

Для сближения ребят важно сходство интересов и любимых занятий. Обычно каждый старается приобщить другого к своим занятиям. Подросток легко заражается интересами симпатичного ему сверстника. Иногда общение с товарищем настолько привлекательно, что подросток вместе с ним начинает заниматься делом, которое раньше его не интересовало, да и сейчас тоже, в общем, не занимает. Однако со временем он может увлечься этим делом всерьез. Поэтому общение с товарищами – источник возникновения новых интересов у подростка.  Ребята стремятся к сотрудничеству в разных делах, поручения, которые даны одному, часто выполняют вместе.

Очень сближают ребят разговоры,  в общении близких товарищей они занимают большое место: пронизывают различные занятия, сопровождают прогулки, мешают вместе готовить уроки. Часто подростки делают что-то одно, а разговаривают о другом. Бывает, что именно разговоры заполняют все время, которое ребята проводят вместе, и ничто другое их, по существу, не связывает. Такая «дружба в разговорах» возникает впервые в подростковом возрасте. Ребята обмениваются интересными сведениями, обсуждают события из жизни класса, выясняют, кто как к кому относится,

разговаривают о сугубо личных вопросах, которые не подлежат разглашению: о мечтах, планах, совместных замыслах, романтических

симпатиях. «Тайны» подростков касаются именно этих тем, а также и более интимных, связанных с половым созреванием[1, c.112].

У близких товарищей есть немало тем, которые в разговорах с другими людьми не затрагиваются. Нередко подростков стесняет присутствие взрослых: они тихо говорят о чем-то своем, уединяются. Старшие хотели бы иметь свою собственную комнату, где им никто не мешал бы. А младшие мечтают о шалаше или отыскивают какое-нибудь потаенное место. Нередко оно намеренно окутывается тайной.

Развитие внутренней жизни подростка рождает у него потребность  в личном друге, с которым можно всем поделиться и обо всем посоветоваться, у которого можно найти поддержку и помощь. Поэтому возникают особые требования к дружеским отношениям. От друга ждут откровенности и понимания, чуткости и отзывчивости, умения сопереживать и умения хранить тайну. Общение, в котором один открывает другому все самое важное и сокровенное, обогащает обоих, позволяет лучше осознать то, что происходит в собственной душе. Старшие подростки чрезвычайно высоко ценят доверие, искренность и сердечность, умение не разболтать важное для одного или обоих. Если этого нет, дружбу лихорадит, она разрушается. Очень ценится великодушие, отходчивость, умение простить необдуманный поступок или промах. Эти качества цементируют дружеские отношения.

Найти настоящего друга и быть для него единственным другом – мечта каждого подростка. Они чрезвычайно ревниво относятся к симпатиям близкого товарища к другим ребятам, старательно охраняют дружбу от проникновения в нее «посторонних». Однако чем шире круг интересов и увлечений подростка, чем богаче и содержательнее его внутренняя жизнь, тем труднее ему найти друга, общение с которым удовлетворяло бы во всем. У старших подростков эта проблема приобретает значительную остроту. У многих общение как бы многослойно: с одними товарищами, скорее, поверхностное, с другими – более глубокое; с одними затрагивает одни интересы, с другими – другие. Подростку трудно предпочесть общение только с кем-то одним; это может порождать ревность, обиду друга.

У каждого есть более или менее близкие товарищи, с которыми он преимущественно общается. Так в коллективе складываются обособленные группы, и между этими группами нередко возникают сложные и напряженные отношения. Некоторые старшие подростки предпочитают общаться только со «своими».

  Идеал дружбы подростков – «всегда все вместе, все пополам!». Под этим разумеется не только то, что нормы товарищеских и дружеских отношений соблюдается абсолютно, без каких бы то ни было изъятий, но и то, что один как бы проникается жизнью другого, содействует ему во всем и во всем сотрудничает с ним. Подросток стремится к общности жизни с

 

другом.

И действительно, настоящую дружбу подростков можно назвать общей жизнью. Жизнь другого каждый знает до деталей, бывает сотоварищем в радости и в горести, утешает и поддерживает в разных неприятностях, советует, как поступить.

У многих друзей-подростков общие не только интересы и занятия, но и мечтания, планы на будущее, задачи самовоспитания или самообразования. С возрастом все важнее становится «родство душ» - общность внутренней жизни, взаимное понимание, совпадение личных ценностей, стремлений, точек зрения по важным вопросам. Становлению и укреплению такой дружбы сопутствуют обсуждение всевозможных жизненных, этических и эстетических проблем и споры – нередко долгие, очень горячие. Подростки любят поспорить, находят в этом удовольствие. Каждый старается убедить другого во что бы то ни стало. Споры эти очень важны для нравственного развития: в них подросток учится не только доказывать и защищать собственное мнение, если оно правильное, но и видеть в других случаях его ошибочность, признавать это. И в ходе таких споров, и в последующем их обдумывании у подростка складывается точка зрения, которую он осознает как свою собственную, личную. Иначе говоря, у него формируются убеждения. 

Общность во взглядах – основа внутренней близости друзей. Нередко они вырабатывают единую линию поведения в важных ситуациях: договариваются, что будут вести себя именно так, а не иначе. Отступление от договоренности резко осуждается; верность договоренности, верность товарищу оказывается мерилом дружбы. Настоящий друг в представлении подростков – это прежде всего верный друг, который никогда не изменит, никогда не подведет.

Дружеские отношения поднимаются на новый, более высокий уровень, когда подростки от слов переходят к делу, когда они начинают совместными усилиями воплощать в жизнь общие (и значимые одновременно для каждого) цели и задачи, связанные с подготовкой к будущей профессии, самовоспитанием и самообразованием: вместе приобретают знания (и не только по школьной программе), вместе овладевают умениями (в кружках, спортивных секциях или сами по себе), вместе развивают в себе разные ценные качества (силу, смелость, стойкость) – и не просто вместе, но и помогая друг другу. Такая дружба самая ценная для развития личности. Эта ценная дружба развивается вглубь, становится просто необходимой, часто оттесняет на второй план все другие отношения. Подросток очень дорожит дружбой, активно защищает ее от взрослого. Обвинения в адрес товарища воспринимается остро, подросток нередко готов взять вину на себя, принять наказание, только бы защитить друга.

Благополучие в товарищеских и дружеских отношениях исключительно важно для самого подростка – его внутреннего состояния, его

 

настроения, ощущения им полноты жизни, его душевного равновесия. Имея друзей,  подростки легче справляются со своими трудностями; найти друга – немалая удача для ребят этого возраста. Настоящая дружба может сохраниться на всю жизнь [4, с. 158].

 

Равенство для подростка – идеал товарищеских и дружеских отношений. Но ведь на самом деле оно существует далеко не всегда. Есть дружащие пары и группы, в которых один из подростков занимает ведущее положение, фактически командует другим или другими. Это может как бы не замечаться товарищем (или группой), если дружба искренняя и если лидер обладает заметными преимуществами в чем-то или какими-то очень привлекательными в глазах ребят качествами (в знаниях, умениях, спортивных достижениях, в силе, в физическом развитии). Бывает, что подросток попадает прямо-таки в рабское положение, находится в каком-то ослеплении, он не видит даже таких недостатков своего друга, которые совершенно очевидны для его одноклассников. Вряд ли правильной тактикой для родителей было бы пытаться высмеивать такую преданность другу, стремиться любым способом «открыть глаза» своему ребенку. Характер отношений изменится сам собой, когда подросток найдет нового друга или догонит своего кумира в развитии тех качеств, которые в нем привлекали. В целом же подростки неодобрительно относятся к дружбе, в которой один подчиняется другому, находится в униженном положении. Такие отношения они не считают настоящей дружбой, и она, как правило, бывает неустойчивой, преходящей.

Взрослость товарища очень привлекательна для подростка, он хочет дружить, но дружбы может и не получиться: ведь другому, более взрослому, общение может быть как раз неинтересно. Препятствием для развития и укрепления уже существующей дружбы нередко становится то, что ребята-подростки взрослеют в разном темпе. Тогда один оказывается впереди другого в каких-то важных для дружбы вещах, и поэтому привлекательность общения с товарищем уменьшается.  Подростка отталкивает несерьезное или равнодушное отношение товарища к объединяющим их занятиям и к тому, что для него интересно и важно. И дело здесь не в том, что расходятся мнения (это было бы как раз почвой для споров, которые так любят подростки). Дело в том, что такое отношение отражает различия в очень важных, основополагающих для дружбы вещах: в уровне развития интересов, профессиональных намерений, стремления к самовоспитанию, моральных представлений, требований к собственному поведению и к отношению со стороны других людей, к качествам товарища и к самой

 

дружбе. Менее взрослый может удовлетворяться поверхностными дружескими отношениями, а более взрослого они уже не устраивают.

Очень мешают дружбе постоянные разногласия, нежелание одного считаться с мнением и доводами другого. Это рождает недовольство: «Говорить с таким человеком не хочется». Ребята не находят общего языка, поэтому отношения разлаживаются и могут совсем распасться. Это же происходит и тогда, когда один из подростков считает себя более взрослым и понимающим, стремится поучать, навязывать свое мнение [4, с. 158].

 

Гендер – это психологическое понятие, вмещающее в себя социальный, культурный и исторический контекст; оно характеризует социальные представления о мужчине и женщине, об их психологических особенностях. Гендер – это пол, преломленный через процессы социализации, поэтому социальные характеристики автоматически включены в это понятие. Содержание понятия «психологический пол» определяется индивидуально-психологическим уровнем анализа поведения и деятельности. Понятие «гендер» подчеркивает социально-психологическую сущность явлений в поведении человека, происхождение которых связано с половой принадлежностью индивида, но формируются они исключительно в условиях социальных взаимоотношений, субъектами которых, могут выступать как личность, так и группа. Таким образом, гендерный анализ психологических явлений представляет собой изучение поведения мужчин и женщин в социальном контексте. Гендарные различия заметны не только в зрелом возрасте. С детства между мальчиками и девочками существует множество различий.

«Уже маленькие девочки обнаруживают в своем отношении к кукле такую заботливость и тонкое чутье к предметным деталям ухода, что их как будто окружает подлинный ореол материнства. Мальчик совсем иначе обращается с куклой. Он заставляет свою куклу прыгать и маршировать, сажает ее в качестве седока в тележку, верхом на игрушечных животных и вскоре бросает ее».  
В. Штерн, немецкий психолог.

Слова психолога отражают правду: мальчикам в своих играх очень важно показать свою физическую силу, а для девочек значительнее продемонстрировать чувства: заботу, ласку.

Возраст от 3 до 5 — время традиционных игр девочки в дочки-матери и куклы, сказочных фантазий, когда она стремится быть красивой, похожей на маму, на принцессу и русалочку, время первой «романтической влюбленности». Папе отводится роль идеального мужчины. Отношения с мужчинами подросшая девочка будет строить, исходя из модели своих

отношений с отцом.

 

Дошкольный период.

В этот период девочкам приходится лучше, чем мальчикам. Им больше позволено в смысле выбора линии поведения. Семилетнюю девочку, которая лазает по деревьям и состязается в ловкости с мальчишками, мама и папа чаще всего вполне одобрительно и даже с оттенком гордости могут называть сорванцом. Да и окружающие, кто с улыбкой, кто с умилением глянут, как трогательно и от души маленький ангелочек ударяет лаковой туфелькой по мячу, или пачкает кружевную розовую юбочку о забор.  
            А вот ее сверстник-мальчик, предпочитающий игру в куклы футболу, уж точно получит от кого-нибудь из окружающих нелестное, а то и оскорбительное прозвище «маменькиного сынка». Можно сказать, что девочкам везет: делай, что хочешь, все воспримется адекватно [6]. 
          В школе дела обстоят иначе.

В период – 2—6 класс  – больше всего проблем с получением высоких оценок испытывают мальчики-меланхолики и девочки-холерики. И трудности в получении высоких оценок у таких девочек-сорванцов во многом определяются несоответствием их поведения стереотипным представлениям о женственности, которых придерживается подавляющее большинство учителей. Девочки-холерики (а их с каждым поколением становится все больше) слишком активные, самостоятельные, бойкие, вспыльчивые, беспокойные и непоседливые. В конфликтных ситуациях они активно отстаивают себя, подчас с применением рукоприкладства, что отнюдь не радует окружающих. Да и высидеть в течение 40 минут на одном месте для такой девочки большая проблема.  
           Естественно, подобные особенности поведения воспринимаются как не совсем девчачьи и редко вызывают понимание учителя, что находит отражение в школьных оценках ребенка. Но не все так плохо — такие непоседливые девочки имеют высокие показатели развития вербального интеллекта, то есть хорошо умеют манипулировать языковой информацией. Кроме того, у них достаточно высокая стрессоустойчивость и способность обучаться даже в очень сложных ситуациях.  
И еще одно преимущество для девочек этого возраста: их стараются избавить от чрезмерных нагрузок. Хотя это чистая поблажка, передающаяся из поколения в поколение, ведь физическое развитие девочек в этот период опережает развитие их ровесников-мальчишек.  
           При этом, как отмечал немецкий ученый Гаупп, «хорошо воспитанных девочек мы встречаем чаще, чем хорошо воспитанных мальчиков. Примерность есть специфически женская добродетель». Больше шума создают мальчики. По мнению доктора медицины Д.Колесова, они меньше склонны придерживаться установленных рамок и переступают их, но не из сознательного стремления что-либо нарушить, из неуважения к старшим или установленным правилам, а из свойственной мальчикам склонности к активной деятельности [6].

 

  Пик эмоциональной неустойчивости у мальчиков приходится на 11-13 лет, у девочек — на 13-15 лет. Бурные аффективные вспышки нередко сменяются подчеркнутым внешним спокойствием, ироническим отношением к окружающим. Также для подросткового возраста характерно попеременное проявление полярных качеств личности: самоуверенность часто сменяется неуверенностью в себе, потребность в общении — желанием уединиться, развязность соседствует с застенчивостью, а мечтательность и романтичность — с цинизмом. В результате с подростками трудно и в школе, и дома. Но взрослым надо помнить, что самому подростку еще труднее. Подростковый возраст — напряженное время становления личности, время активной социализации, когда идет процесс вхождения во взрослую жизнь, усвоение нравственных норм и ценностей, полезных навыков и знаний, сложных социальных ролей, которые придется выполнять в будущем[2].

Информация о работе Роль межличностных отношении в период становления личности подростка