Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 15:51, курсовая работа
Объект исследования - психологическое здоровье.
Предмет – пути оптимизации психологического здоровья.
Цель – изучение возможностей оптимизации психологического здоровья.
Задачи: 1. изучить теоретико-методологические основания психического здоровья личности;
2. выделить пути оптимизации психологического здоровья.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….
3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основания психического здоровья личности……………………………………………………..
5
1.1. Возникновение психологического подхода к проблеме здоровья………………………………………………..
5
1.2. Концепция позитивного психического здоровья……………….
6
1.3. Понятие о психическом равновесии…………………………….
7
1.4. Многоуровневость психического здоровья…………………….
8
1.5. Субъективность как фактор психологического здоровья……...
8
1.6. Жизненная среда………………………………………………….
9
1.7. Психологически здоровое общество и психологическая культура человека……………………………………………………..
12
ГЛАВА 2. Пути оптимизации психологического здоровья и психологических защит……………………………………………….
14
2.1. Развитие самосознания и самоценности личностью…………...
14
2.1.1. Определение самосознания…………………………………….
14
2.1.2. Самоценность личности………………………………………..
15
2.1.3. Я-концепция…………………………………………………….
16
2.1.4. Самоопределение личности……………………………………
17
2.1.5. Самость………………………………………………………….
19
2.1.6. Саморазвитие……………………………………………………
19
2.1.7. Концепция человека А. Маслоу………………………………..
20
2.2. Формирование адекватной жизненной перспективы…………..
21
2.2.1. Подходы к изучению жизненной перспективы………………
21
2.2.2. Субъективная картина жизненного пути и ее структура…….
22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………
И снова нужен переход, связка и обобщение, текст мало связан с темой главы-свяжите!
Самоопределение личности – созидательный акт, сознательный выбор и утверждение личностью своих позиций в разнообразных жизненных ситуациях, ориентир для самоорганизации. Самоопределение – длительный процесс осмысления, пересмотра и восстановления целей и жизненных ориентиров.
За выбор пути личность несет персональную ответственность, т.к. в процессе самоопределения человек сам выбирает, какие ценности будут руководить им, какие социальные нормы для него приемлемы, какие смысловые ориентиры в его жизни будут доминировать и др. Современная социокультурная среда содержит множество образцов и имиджей для выбора жизненных ориентиров.
Формируя
представление о достойном
Другая
группа молодежи, также разделяя эти
представления о достойной
Противоположная точка зрения на роль материальной обеспеченности в жизни состоит в признании значимости высших человеческих ценностей. Конечно, редко можно встретить людей (если таковые есть вообще!), которым нравилась бы нищета, безработица, недоедание, отсутствие жилья. Сторонники этого направления считают, что для достойной жизни человеку достаточно иметь возможности удовлетворять разумные материальные потребности, а не превращать бесконечную добычу материальных благ в основную цель своей жизни.
В структуре
личностного самоопределения
Проблема самоопределения наиболее актуальна для возраста ранней юности. Деятельность личности в этом направлении является в юности ведущей. Именно в этом возрасте вырабатываются жизненные стратегии, оцениваются жизненные перспективы, формируются жизненные планы. И особо важную роль играют субъективные представления о будущем, которое, как показывает ряд проведенных исследований, у современных старшеклассников окрашивается либо в «розовые», либо в «серые» и «черные» тона.
Есть еще одна характеристика самосознания – самость. К. Роджерс утверждает, что принятие собственной «самости» – предпосылка к более полному восприятию других людей, и наоборот – принятие личности другими людьми в группе обычно повышает уровень ее собственной самоценности, является источником внутренней собственной активности, стремления к росту, прогрессу, более полной реализации своих потенций, «личностному росту», «снятию» психологических защит.
Ему удалось выделить условия, стимулирующие личностный рост, которые могут быть созданы как самой личностью, так и с помощью психолога: конгруэнтность, безусловное принятие другого человека, сопереживание (эмпатия), организмическое доверие, эмпирическая свобода, креативность. Он оценивал возможности личностного роста как неисчерпаемые, и достичь успеха в этом может каждый человек.
Определение уровня и адекватности самости – один из ориентиров выбора направления на пути движения саморазвития к самосовершенству, к реализации потребности «быть личностью» и самоактуализации.
Ниже с текстом тоже нужно работать
Саморазвитие личности базируется на особенности ее потребностей.
По мнению А. Маслоу, в течение жизни человек непрерывно удовлетворяет внутренние потребности – от основных физиологических и до высших метапотребностей – самоактулизации. Вполне логично формируется вывод о том, что самоактулизирующимся личностями являются те, которые уже удовлетворили свои низшие потребности и стремятся реализовать все свои возможности. А. Маслоу предложил наличие еще одного уровня высших потребностей, следующего за самоактулизацией – трансперсональных (трансцендентальных, трансчеловеческих), обращенных к миру вообще. Ибо без них человечество (индивиды) могут попадать в область злобы, насилия, нигилизма, или апатии, неверия, деструкции.
При этом автор обращает внимание на то, что удовлетворение основных потребностей не сводится к приобретению вещей, имущества, денег, автомобилей, одежды и других запросов тела, а определяется стремлением человека к безопасности, защите надежности (0); принадлежности к социальной общности – группе, семье, кругу друзей (0); к самоуважению и уважению других, их одобрению, поддержке, достоинству (0); свободе как одном из важнейших условий реализации своей самости (0). Он писал о том, что для человека очень важно восприятие своей собственной внутренней природы, что выливается в развитие личности и индивидуальности.
Эти взгляды А. Маслоу легли в основу развития новой концепции человека и его здоровья.
Основную сущность концепции человека и его здоровья А. Маслоу сформулировал в следующих положениях.
Каждому человеку присуща внутренняя биологическая природа, которая является «естественной», врожденной, изначальной, отличающейся высокой мерой сопротивляемости. Здесь автор выделяет наследственные и конституциональные – «сырой материал» для рано складывающейся индивидуальной самости. [ссылка]Сюда включаются инстинктивно видные основные потребности, способности, свойства темперамента, травмы, получаемые натально или при рождении, анатомо-физиологические особенности. Все это – потенциальные развивающиеся возможности, а не реальные окончательные состояния. Это «сердцевина» является слабой и аутотентичность самости определяется способностью «услышать» эти внутренние голоса – символы, идущие от бессознательного.
Внутренняя природа человека не только уникальна, но и в какой-то мере тождественна природе своего вида, которую можно изучать научными методами.
«Сердцевина» или самость
человека проявляется отчасти
В реализации потребности в самоактуализации возникает необходимость в преодолении лишений, разочарований, страданий, самоконтроля. Это формирует уверенность в своих силах и возможностях.
Любое отступление от
родовых добродетелях, любое преступление
против своей собственной природы,
злое деяние регистрируется бессознательным
и заставляет презирать себя, что
и ведет к различным
Процесс самоактуализации личности связан не с отсутствием проблем, а с умением находить пути и способы их решения. Самоактуализации личности способствует принятие человеком определенных ценностей: альтруизма, творчества, любви и др. Изучая особенности личности выдающихся людей (А. Линкольн, Ф. Рузвельт, А. Эйнштейн и др.), Маслоу пришел к выводу о том, что их всех объединяет нечто общее, например, эффективное восприятие реальности и глубокое уважительное отношение к своей собственной личности; простота и естественность в поведении, центрированность на задаче, самостоятельность и некая автономия от культуры и среды, чувство сопричастности практически ко всем делам и сторонам жизни, творчество, «философский» юмор, сопротивление аккультурации и др. Наряду с позитивными, Маслоу отмечал у таких людей и ряд негативных качеств. Они могут быть излишне эмоционально восприимчивы, не всегда сдержанны, порой эгоцентричны, впадать в отчаяние и т.д.
Самоактуализация – одна из основных личностных категорий. В понимании А. Маслоу, самоактуализация – это переживание с полной концентрацией и погруженностью в него – яркое, самозабвенное, когда человек проявляет свое истинное Я. Самоактулизация – представление о жизни как бесконечной череде выборов – между движением вперед и уже достигнутым. Самоактулизация – это процесс, это постоянный выбор, который должен быть честным, а не лукавым. Личность должна принять на себя ответственность за него и реализовывать его каждый раз, актуализируя ежеминутно все возможности. Высшие переживания (вдохновение, восторг, удовлетворение) – лишь мимолетный момент самоактулизации. Его нельзя купить, занять, организовать – оно следствие константности самоактулизации праздника души, направленное на создание условия и для анализа защитных механизмов и отхода от них. Психологических путей повышения своей самоценности не мало, но все они связаны с работой человека над собой, личностным самопознанием и развитием.
Замечания к тому, что ниже – те же
Реализация возможностной индивидуальной и социальной субъектности является одной из важных составляющих психологического здоровья личности, что и осуществляется посредством формирования соответствующей жизненной перспективы.
Различные подходы к изучению жизненной перспективы представлены в работах К.А.Абульхановой-Славской, В.Г. Асеева, Я.В. Васильева, М.Р. Гинзбурга, Е.И. Головахи, А.А. Кроника, Л.Ю. Кублицкене, В.Ф. Серенковой, Н.Н. Толстых, Р. Кастенбаума, Т. Коттле, Ж. Нюттена, А. Рабина и др.
Обобщая взгляды авторов, можно отметить, что жизненная перспектива понимается большинством из них как целостная картина будущего, включающая ряд возможных (планируемых и ожидаемых) событий, находящихся в многосторонней, порой неоднозначной взаимосвязи друг с другом.
Построение
жизненной перспективы
Планирование жизненного пути можно рассматривать под разным углом зрения.
Планирование личностью своего будущего предполагает определенную структуру. Один из вариантов ее предложен А.Г. Шмеляевым, И.А. Деминой. Так, структура целевого планирования жизненной перспективы включает планирование ближней жизненной перспективы, средней и дальней. При этом, планирование ближней жизненной перспективы включает представление путей достижения целей, средней – постановку самих жизненных целей, а дальней – более удаленные и глобальные жизненные цели, возникающие на основе осознания ценностно-смысловых аспектов реализации уже поставленных жизненных целей. При рассмотрении целей по срочности, средств по легкости, а мотивов по важности, появляется возможность оценивать субъективную вероятность реализации спланированного, а, значит, есть возможность корректировать содержательный и временной контекст реализации жизненной перспективы в течение всего жизненного пути.
В этой связи речь может идти о своеобразии жизненной перспективы на каждом этапе жизненного пути, которая базируется на субъективных представлениях личности о нем.
К настоящему моменту область представлений человека о времени жизни изучена достаточно широко. Исходя из научного взгляда на личность как субъекта жизни, выступающего в роли оргпнизатора собственного жизненного пути (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, С. Выготский) складывается научная традиция понимания субъективной картины жизни как важнейшей характеристики самосознания личности, которая развернута во времени, отражает этапы индивидуального и социального развития человека, состоит из жизненных событий и учитывает динамику их реализации (В.Г. Асеев, Я.В. Васильев, Е.И. Головаха, В.И. Ковалев, А.А. Кроник, С.Л. Марков, Н.Н. Толстых, Р. Кастенбаум, Т. Коттле, Ж. Нюттен и др.). перечисление избыточно – вы их читали?!
Один из интересных взглядов на понятие субъективной картины жизненного пути, предложено А.А. Кроником, он рассматривает субъективную картину жизни как «психический образ, в котором отражены социально обусловленные пространственно-временные характеристики жизненного пути (прошлого, настоящего и будущего, его этапы, события и их взаимосвязи)».
Структура субъективной картины жизненного пути включает образ прошлого, настоящего и будущего, здесь выделяется два аспекта. Первый отражает идею изучения субъективной картины с точки зрения субъективного восприятия личностью времени собственной жизни, под которым понимается система представлений человека о собственном прошлом, настоящем и будущем (В.И. Ковалев, Л.Ю. Кублицкене, В.Ф. Серенкова). Данная позиция важна тем, что отражает ценностный аспект времени жизни как отдельной сущности, позволяет выявить его индивидуальное качественное своеобразие, определить роль прошлого, настоящего и будущего в жизни отдельного индивида. В рамках этого подхода можно ответить на вопрос о причинах устремленности личности в будущее, объяснить специфику планирования жизненной перспективы в условиях современной социальной ситуации.
Второй аспект акцентуирует в исследовании субъективной картины жизненного пути причинно-целевой компонент (Е.И. Головаха, А.А. Кроник). Такой подход позволяет выявить спектр конкретных жизненных событий, наполняющих образ прошлого, настоящего, будущего и межсобытийные взаимосвязи. Внимание концентрируется на конкретном событийном содержании субъективной картины жизни и позволяет фиксировать причинно-следственные и инструментально-целевые связи между событиями и тем самым говорить о мере целостности восприятия человеком собственной жизни. Субъективная картина жизни может исследоваться и интерпретироваться не только с указанных позиций в отдельности, но с точки зрения их интеграции.
Информация о работе Пути сохранения и укрепления психологического здоровья