Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 15:51, курсовая работа
Объект исследования - психологическое здоровье.
Предмет – пути оптимизации психологического здоровья.
Цель – изучение возможностей оптимизации психологического здоровья.
Задачи: 1. изучить теоретико-методологические основания психического здоровья личности;
2. выделить пути оптимизации психологического здоровья.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….
3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основания психического здоровья личности……………………………………………………..
5
1.1. Возникновение психологического подхода к проблеме здоровья………………………………………………..
5
1.2. Концепция позитивного психического здоровья……………….
6
1.3. Понятие о психическом равновесии…………………………….
7
1.4. Многоуровневость психического здоровья…………………….
8
1.5. Субъективность как фактор психологического здоровья……...
8
1.6. Жизненная среда………………………………………………….
9
1.7. Психологически здоровое общество и психологическая культура человека……………………………………………………..
12
ГЛАВА 2. Пути оптимизации психологического здоровья и психологических защит……………………………………………….
14
2.1. Развитие самосознания и самоценности личностью…………...
14
2.1.1. Определение самосознания…………………………………….
14
2.1.2. Самоценность личности………………………………………..
15
2.1.3. Я-концепция…………………………………………………….
16
2.1.4. Самоопределение личности……………………………………
17
2.1.5. Самость………………………………………………………….
19
2.1.6. Саморазвитие……………………………………………………
19
2.1.7. Концепция человека А. Маслоу………………………………..
20
2.2. Формирование адекватной жизненной перспективы…………..
21
2.2.1. Подходы к изучению жизненной перспективы………………
21
2.2.2. Субъективная картина жизненного пути и ее структура…….
22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………
Учитывая, что над психофизиологическим
уровнем регуляции
Обращаясь же к высшим уровням субъектности – смысловому и экзистенциальному, обеспечивающим возможность личностного выбора и автономного развития, психолог может помочь человеку «запустить» новые продуктивные механизмы, обеспечивающие процесс личностного развития в новых, порой неблагоприятных, условиях. К таким механизмам относятся самотрансценденция, самопознание, способность к позитивной дезинтеграции, принятие решений в направлении будущего, готовность к изменениям и способность видеть альтернативы, тенденция исследовать и эффективно использовать свои ресурсы, нести ответственность за сделанный выбор. Влияние уровня развития субъектности проявляется в моменты, когда клиент «вырывается» из привычных смыслов и делает шаг к новым, лежащим в его «субъектных основаниях» как зрелой личности. Существенной характеристикой субъектности являются жизненные стратегии. Они связаны с такими детерминантами, как локус контроля, целеполагание, принятие решений. От их особенностей зависит характер социального мышления, психологического и социального времени. [ссылка]
Психическое здоровье личности связано и с окружающей его жизненной средой (жизненным пространством). [ссылка]
Жизненная среда – совокупность, состоящая из природной, искусственной, жилой и рабочей среды, внутренней среды самого человека с его телесным и духовным содержанием. Жизненная среда оказывает разностороннее влияние на человека; его физическое, психическое и социальное здоровье. Человек постоянно находится в жизненной среде. Она может изменяться как структурно, так и содержательно в зависимости от возраста, профессии, социального статуса индивида и др.
Жизненная среда формируется самим человеком и определяет, нередко, его активность независимо от психического и социального развития.
Жизненная среда влияет на человека своим химическим составом и физической конфигурацией. Созданная человеком жизненная среда неизбежно вызывает целый комплекс реакций – физических, биологических, психологических, социальных. Посредством их человек объясняет среду, наделяет значением, обусловленным социальным, культурным и историческим развитием.
Взаимодействуя с жизненной средой, человек включается в ее структуру, пространственное устройство, формирует ее психологическое и социальное значение. Несмотря на разнородность структуры, жизненная среда воздействует на человека как единое целое. Одним из компонентов жизненной среды является экологический.
Другой из специфических характеристик психического здоровья является интенсивное формирование социально-личностных стереотипов. Это неминуемо приводит к стереотипным реакциям, которые быстро закрепляясь, становятся ее ригидным «ядром», ведут к утрате своего «Я», деперсонализации, отчуждению от общества, социума, созданию собственной модели поведения, не всегда адекватной социальной ситуации. Зафиксирована деформация Я – образа, как интегративного показателя структуры самосознания, его «отрыв» от индивидуальности и от реальной обстановки. В следствии чего, самосознание индивида является субъективно-умозрительным. Это дестабилизирует проявление диады «тревожность – дельта притязаний», отрицательно влияет на его составляющие и формирует конфликтную самооценку, искажающую реальность. Возможно предположить, что в анализируемой социальной обстановке начинают играть роль не интернальные, но экстернальные свойства личности, стимулирующие формирование неадекватных компенсаторных систем, увеличение роли субъективности социального восприятия и своеобразных способов самозащитного поведения. В этой связи возникает потребность в новой социальной идентификации индивидуальных и социальных субъектов.
В этой связи психически здоровое общество – это то общество, которое благоприятствует наиболее полному развитию и реализации человеческих потенций. Психически здоровое общество основано на демократическом управлении и представлениях о том, что работающие хотят быть творческими и продуктивными, заниматься интересным делом и нуждаются в поддержке и одобрении. Формирование такого общества непосредственно связано с развитием психологической культуры населения. [ссылка]
Психологическая культура личности – комплексное понятие, которое включает знания человека об основных факторах и законах развития внутреннего мира человека, способах и приемах психической саморегуляции. [ссылка]
Уровень психологической культуры человека социально обусловлен и зависит от системы ценностей, общественного мнения и доступности информации широким слоям населения.
Психологическая культура находится на высоком уровне только в том обществе, в котором одной из важных социальных ценностей является человек, его личность. В обществе, где доминирует деспотизм, диктаторство, тоталитарный режим, психологическая культура не развивается. Низкий уровень психологической культуры объясняется недостаточным вниманием государственной власти к человеку, его личности.
Выводы??? Сделайте их из выше написанного
Акцентируем внимание на функциональном значении психологических защит для личности – оберегая на время осознание личностью негативных эмоций, они, искажая информацию в конце концов, заставляют личность существовать в иллюзорном мире тормозя ее развитие, препятствуя решению возникающих проблем.
Не возникает сомнений в том, что защитные механизмы обычно складываются у человека «неуверенно себя чувствующего в жизни». Самодостаточная личность наиболее успешно освобождается от психологических защит и менее «чувствительна» к их возникновению. Важнейший путь освобождения от действия защитных механизмов – целостное развитие личности, ее самосознания, а также формирование адекватной возможностям жизненной перспективы. Здесь с текстом надо поработать, указав идею – что психозащитные механизмы направлены на сохранение психологического благополучия, равновесия
Указанное вами ниже надо привязать к теме + сделать ссылки
Самосознание личности начинает складываться в процессе взаимодействия с другими людьми и ощущения своей «непохожести» на них, т.е. с открытием личностью своего «Я».
В самосознании проявляются отношения личности к своим потребностям, особенность формирования представлений о самом себе как социальном существе, способном иметь и защищать личностные и общественные интересы, совершать общественно значимые поступки, действия и др.
Самосознание – это субъективный образ своего Я. В работах многих отечественных психологов доказано, что субъективные представления личности о себе формируются под воздействием социальной среды, представляют систему самовосприятий и связаны с влиянием оценочных отношений других людей, соотнесением своих мыслей и поступков, мотивов и целей с общественными нормами. Одна из функций самосознания – найти смысл своей собственной деятельности, смысл всей своей жизни. Другая функция самосознания – познание себя, понимание себя, принятие себя и обеспечение саморазвития личности. Самосознание обладает совокупностью принятых индивидом знаний об окружающем и внутреннем мире, четким различением своего «Я» и «не-Я».
Одной из составляющих самосознания является самоценность личности, которая понимается как совокупность оценочных и притязательных качеств человека.
Самоценность человека, его личности имеет не только оценочную и притязательную области. Важным моментом является конгруэнтность. Человеку очень важно быть конгруэнтным (т.е. согласованным) с самим собой: он говорит то, что думает, чувствует, переживает открыто, не скрывая это от других. В такой ситуации человек чувствует себя комфортно, его «тылы» надежно прикрыты.
Совершенно иные психические состояния возникают, когда есть необходимость скрывать свои истинные переживания, говорить иные слова, чем чувствует человек, т.е. наступает рассогласование самоценности, языка слов и языка тела. В жизни таких ситуаций немало, и их испытывал на себе каждый человек. Но здесь речь идет о «преимущественном стиле поведения». Ослабление личностной конгруэнтности приводит к определенной зависимости, формированию стереотипного, ригидного способа реагирования, дискомфортного психического и физического состояния. Для того, чтобы избежать рассогласования указанных характеристик, «нейтрализовать» психологические защиты, очень важно формировать высокую самоценность. Подобные возможности надо четче прописать Только человек, имеющий высокую самоценность, приобретает возможность «консенсуса» вербального и невербального языков. Высокая самоценность – это уникальность личности, уважение себя, чувство собственного достоинства.
Психологи нашли людей, которые считали себя неудачниками в жизни, утратили перспективы, стали пессимистами в оценке собственной судьбы, и обследовали каждого по специальным методикам. И что же: почти у всех выявились задатки и способности, о которых они почти не подозревали. Неудачниками люди стали потому, что были обречены на это в силу каких-то недостатков. Просто их самоценность была очень низкой потому, что они не достигали ожидаемых результатов своей деятельности. Здесь у Вас журналистский стиль, переведите в формат научного текста
Низкая самоценность, как это выяснилось в ходе исследования, была связана с тем, что деятельность планировалась ими в расчете на личностные качества, которых на самом деле не было. Когда психологи им помогли переориентировать жизненные цели на фактически имеющиеся возможности, провели с ними цикл специальных занятий, то многие из вчерашних неудачников заново открыли себя в течение трехмесячного курса индивидуального обучения с учетом открывшихся вновь задатков. Некоторые из них, прежде никогда не бравшие в руки кисть, научились рисовать, да причем так, что их картины стали принимать на выставки работ профессиональных художников.
Таким образом, достаточно высокая самоценность личности является одной из базовых психологических характеристик, обеспечивающих формирование и реализацию ее жизненных стратегий и «снятие» психологических защит.
Здесь тоже нужен переход, материал следующих страниц избыточен по содержанию, его нужно обобщить и подвести к идее +добавить ссылки
Теория самосознания активно изучается в рамках Я – концепции.
Я – концепция – целостное психическое образование, его структура состоит из трех компонентов:
«Я – образ» особенно интенсивно формируется у старшеклассников и выступает как установка по отношению к самому себе. Психологи описывают различные проявления образа «Я» и показывают фактическое их множество. Одни из них, в зависимости от конкретной ситуации, выступают на первый план, другие пока «остаются в тени». Например, «Я – образы» личности как школьника, друга, гостя, спортсмена и др. система Я – концепций в течение жизни изменяется, уточняется, корректируется.
Образ «Я» может переживаться в момент самого действия. Тогда его принято называть «реальным Я». Это сиюминутное «Я» личности, которое может довольно быстро измениться. Например, ученик 00 класса, решив трудную задачу, может думать о себе «Я хороший интеллектуал», но вскоре не может понять логики теоремы и возникает другой «Я – образ»: «Какой же я глупый…». «Реальное Я» – это представление о себе в настоящее время.
Однако, каждый человек, живя в обществе, в той или иной степени, осознает моральные нормы, ценности и формирует образ «идеального Я», т.е. то, каким он должен стать, чтобы быть успешным в жизни – это идеал, к которому личность стремится как к «вершине» своего совершенства.
Среди различных «Я – образов» выделяют и «фантастическое Я» – то, каким человек желал стать в будущем, если это было бы возможно. Образы «фантастического Я» обычно являются основой реальной и нереальной мечты, грез. По мнению К. Роджерса «Я» – дифференцированная часть феноменального поля, а Я – концепция – это то, как человек сам себя представляет и воспринимает. Поэтому с точки зрения феноменологических воззрений Я – концепция отражает самовосприятие человеком себя с позиций его представлений о тех или иных социальных ролях и как он их выполняет реально в различных жизненных ситуациях. Отсюда – выделение в структуре Я – концепции реального Я и идеального Я. И хотя Я меняется всякий раз при условии нового опыта, оно в всегда сохраняет качество целостной системы – гештальта.
Информация о работе Пути сохранения и укрепления психологического здоровья