Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 15:51, курсовая работа
Объект исследования - психологическое здоровье.
Предмет – пути оптимизации психологического здоровья.
Цель – изучение возможностей оптимизации психологического здоровья.
Задачи: 1. изучить теоретико-методологические основания психического здоровья личности;
2. выделить пути оптимизации психологического здоровья.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….
3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основания психического здоровья личности……………………………………………………..
5
1.1. Возникновение психологического подхода к проблеме здоровья………………………………………………..
5
1.2. Концепция позитивного психического здоровья……………….
6
1.3. Понятие о психическом равновесии…………………………….
7
1.4. Многоуровневость психического здоровья…………………….
8
1.5. Субъективность как фактор психологического здоровья……...
8
1.6. Жизненная среда………………………………………………….
9
1.7. Психологически здоровое общество и психологическая культура человека……………………………………………………..
12
ГЛАВА 2. Пути оптимизации психологического здоровья и психологических защит……………………………………………….
14
2.1. Развитие самосознания и самоценности личностью…………...
14
2.1.1. Определение самосознания…………………………………….
14
2.1.2. Самоценность личности………………………………………..
15
2.1.3. Я-концепция…………………………………………………….
16
2.1.4. Самоопределение личности……………………………………
17
2.1.5. Самость………………………………………………………….
19
2.1.6. Саморазвитие……………………………………………………
19
2.1.7. Концепция человека А. Маслоу………………………………..
20
2.2. Формирование адекватной жизненной перспективы…………..
21
2.2.1. Подходы к изучению жизненной перспективы………………
21
2.2.2. Субъективная картина жизненного пути и ее структура…….
22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………
Курсовая работа
Пути сохранения и укрепления психологического здоровья
Содержание ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основания психического здоровья личности…………………………………………………….. |
5 |
1.1. Возникновение психологического подхода к проблеме здоровья……………………………………………….. |
5 |
1.2. Концепция позитивного психического здоровья………………. |
6 |
1.3. Понятие о психическом равновесии……………………………. |
7 |
1.4. Многоуровневость психического здоровья……………………. |
8 |
1.5. Субъективность как фактор психологического здоровья……... |
8 |
1.6. Жизненная среда……………………………………… |
9 |
1.7. Психологически здоровое
общество и психологическая |
12 |
ГЛАВА 2. Пути оптимизации психологического здоровья и психологических защит………………………………………………. |
14 |
2.1. Развитие самосознания
и самоценности личностью………….. |
14 |
2.1.1. Определение самосознания……………… |
14 |
2.1.2. Самоценность личности……………………… |
15 |
2.1.3. Я-концепция………………………………………………… |
16 |
2.1.4. Самоопределение личности…………………………………… |
17 |
2.1.5. Самость…………………………………………………………. |
19 |
2.1.6. Саморазвитие……………………………………………… |
19 |
2.1.7. Концепция человека А. Маслоу……………………………….. |
20 |
2.2. Формирование адекватной жизненной перспективы………….. |
21 |
2.2.1. Подходы к изучению жизненной перспективы……………… |
21 |
2.2.2. Субъективная картина
жизненного пути и ее структура |
22 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
24 |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………… |
25 |
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы состояние здоровья населения России вызывает обоснованную общественную тревогу. У нас наблюдается кризис физического, психического и нравственного здоровья практически всех возрастных групп: очень высока заболеваемость, смертность, сократилась продолжительность жизни, снижается доля трудоспособного населения, наблюдается рост преступности, наркомании, алкоголизма, числа самоубийств. Снизился уровень репродуктивного здоровья, что проявляется резким падением рождаемости, увеличением числа разводов, неполных и неблагополучных семей.
Причины такой ситуации
в России многообразны. Отчасти она
обусловлена социально-
Проблема психологического здоровья личности, живущей в нестабильном, изменяющемся мире, сложных, экстремальных социально-экологических условиях, выступает на первый план в конце прожитого – начале нового, XXI века – века наук о человеке, среди которых, консолидирующее место принадлежит психологии.
Трудность исследуемой тематики состоит в том, что сам термин «здоровье» в менталитете россиян однозначно связан с медициной, а его нарушение – с обязательным лечением у врача, психиатра. Психическое здоровье чаще связывается со специалистами в области психиатрии и психотерапии.
К сожалению, пока далеко не все специалисты в области человекознания уделяют надлежащее внимание исследованию таких форм нарушения социализации личности, как возникновение неадекватной самооценки, или высокая личностная тревожность, или агрессивность и т.д. Таких примеров можно привести множество. Но это все свойственно не больной, а нормальной личности и преодоление подобных трудностей должно составлять содержание работы психолога.
Объект исследования - психологическое здоровье.
Предмет – пути оптимизации психологического здоровья.
Цель – изучение возможностей оптимизации психологического здоровья.
Задачи: 1. изучить теоретико-методологические основания психического здоровья личности;
2. выделить пути оптимизации психологического здоровья.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды:
Л.Д. Деминой, И.А. Ральниковой, Е.Р. Калитеевской, В.И. Ильичевой
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основания психического здоровья личности
Активность человека как сложной живой системы регулируется на разных уровнях, которые взаимосвязаны между собой. В этой связи выделяются следующие наиболее общие уровни – биологический, психологический, социальный. На каждом уровне, здоровье человека имеет свои особенности и специфические детерминанты.
Можно здесь добавить кратко характеристику биологического здоровья
Долгие годы психическое здоровье человека рассматривалось только в рамках медицинской науки – психиатрии (изучены основные тенденции и особенности протекания и лечения психических болезней – шизофрении, эпилепсии, маниакально-депрессивного психоза, психопатий и др.) и невропатологии (психические расстройства при различных неврозах и других патологических нарушениях функционирования нервной системы), которая считала и продолжает рассматривать их как «духовные приложения» к телесным срывам, либо как следствие несовершенства мира.
Начало подхода к пониманию психологического здоровья было положено З. Фрейдом, который понимал многие психические нарушения как следствие внутриличностных конфликтов. Он полагал, что весь спектр негативных эмоциональных переживаний (депрессия, тревожность и др.) – субъективная сторона этих конфликтов, возникающих при рассогласовании целей, которые ставит перед собой человек, и средств их достижения. [ссылка]
Понятие «психическое здоровье индивида» широко используется и в гуманистическом направлении психологи, в рамках которого была предложена новая концепция «позитивного психического здоровья». В работах К. Голдштайна, А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла и др. Она базируется на истинно человеческом жизнеосуществлении. Так, видный представитель этого направления А. Маслоу, соглашаясь с К. Гольдштайном в своих последних работах «Психология бытия» и «Дальние пределы человеческой психики» отмечает, что патологические нарушения психического здоровья – неврозы и психозы, есть следствие ошибочного, неверного развития личности. Психически здоровые индивидуумы – это «люди зрелые, с высокой степенью самоактуализации», имеющие реальные жизненные достижения и развившие свои личностные возможности». По его мнению, показателями психического здоровья являются полнота, богатство развития личности, ее потенций и стремление к гуманистическим ценностям – наличие и развитие таких качеств как принятие других, автономность, спонтанность, интенциональность, альтруизм, креативность и др. Близкие идеи развиваются в «метапсихологии» (Д. Андреева), логотерапии (В. Франкл), социальной логотерапии (С.И. Григорьев и др.). [ссылка]
Психическое здоровье детерминируется особенностями баланса, гармонии жизненных сил человека (в показателях индивидуальной и социальной субъектности) и своеобразия жизненного пространства.
Такой подход приводит к иным критериям психологического здоровья. С этих позиций оно обеспечивает возможность личностного выбора и автономного развития. К его механизмам относятся: самопознание, способность к принятию решений в направлении будущего, готовность к изменениям и возможность выделять альтернативы, тенденции, исследовать и эффективно использовать свои ресурсы, нести ответственность за сделанный выбор и др. По этому поводу В. Франкл писал, что если человек хочет прийти к самому себе, его путь лежит через мир. [ссылка]
Так, по мнению М. Джеход, в структуру психологического здоровья входят такие компоненты, как положительное отношение к себе; оптимальное развитие, рост и самоактуализация личности; психическая интеграция (аутентичность, конгруэнтность); личная автономия; реалистическое восприятие окружающих; умение адекватно воздействовать на других людей и др.
Еще одним критерием психологического здоровья среди многочисленных признаков его выраженности является феномен психического равновесия. [ссылка]
Он включает гармонию взаимодействия различных сфер личности – эмоциональной, волевой, познавательной. Ее нарушения приводят к личностной деградациям, деструкциям, социальной и персональной дезадаптации. Именно критерий психического равновесия связан и с целостным развитием личности, ее адаптивными возможностями и свойствами, их адекватностью реакций на внешние воздействия. Рассматриваемый нами феномен значительно определяется спецификой интеграционных процессов в структуре личности. Считается, что психическое здоровье может соответствовать и степени интеграции разнообразных событий своей жизни (в контексте прошлого, настоящего, будущего), своего субъективного опыта и формируемых личностно картин мира, и количество общих социальных систем, в которые включается человек А.Г. Асмолов называет его смыслостроительтвом своей личности; В.А. Петровский – конвергенцией в структуре отраженной субъективности; Г.С. Абрамова – живым сознанием; Ф.Е. Василюк - надситуативным смыслом. Нарушения психического здоровья не всегда определяются психическим заболеванием и связаны не только с изменением организма, но и с отсутствием условий развития личности, включения в социальную структуру общества.
Разграничение психологического и социального здоровья человека весьма условно, т.к. свойства личности развиваются только в социуме, обществе, в которые она включена.
Все отмеченное позволяет рассматривать психическое здоровье как меру способности индивида поддерживать, осуществлять и развивать индивидуальную и социальную субъектность в изменяющемся мире, и социальное здоровье как меру активного и автономного поддержания и развития жизненных сил персональными и социальными субъектами при изменяющемся жизненном пространстве, как совокупность особенностей восприятия личных и принятия общественных межсобытийных отношений.
Описанные выше научные
факты и особенности
Развивая это положение, Е.Р. Калитеевская и В.И. Ильичева пишут о том, что психическое здоровье – это мера способности человека трансциндентировать /проверьте правильность написания/ свою социальную и биологическую детерминированность, выступать активным и автономным субъектом собственной жизни в изменяющемся мире.
Субъектность, как одно из качеств психического здоровья, определяет путь нормального развития как развития, ведущего человека к обретению им родовой человеческой сущности – отношению к другому человеку как ценности, потребности в позитивной свободе, осмысленности жизни, активной позиции в мире. Исходя из этого, речь может идти и о его многоуровневой субъектной регуляции. Это положение имеет немаловажное значение в психологической работе с клиентами. И психологическое консультирование, и психокоррекция, и психотерапия, и психотренинги (как формы психологической и социальной коррекции и реабилитации) обращены к определенным инстанциям, регулирующим активность субъекта. Так, помощь может быть направлена непосредственно на снятие, купирование соматических и психических расстройств. В этом случае объектом работы являются структуры, ответственные за уровень психофизиологических состояний. Подобная ориентация характерна, главным образом, для официальной медицины.
Информация о работе Пути сохранения и укрепления психологического здоровья