Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2015 в 00:20, реферат
Политика в области культуры. Сегодня общество вступило в новый этап своего развития – стадию информационно-компьютерного общества. На этом этапе резко возросла роль образования и культуры в жизни каждого человека и каждого государства. Образование и культура являются основой современного общества. Их высокий уровень – залог развития, показатель цивилизованности и международного авторитета страны. Развитие культуры обеспечивает необходимые предпосылки для политического, социального, экономического и духовного воспитания граждан.
Гречнева Е.Ф.
Развитие культуры и укрепление здоровья нации.
Политика в области культуры. Сегодня общество вступило в новый этап своего развития – стадию информационно-компьютерного общества. На этом этапе резко возросла роль образования и культуры в жизни каждого человека и каждого государства. Образование и культура являются основой современного общества. Их высокий уровень – залог развития, показатель цивилизованности и международного авторитета страны. Развитие культуры обеспечивает необходимые предпосылки для политического, социального, экономического и духовного воспитания граждан. Поэтому право на образование и доступ к достижениям культуры рассматриваются в современном мире как важнейшие права человека, не менее важные, чем политические или экономические права. Эти права провозглашаются во многих международных документах: во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и многих других документах. Закрепила эти права за гражданами и наша конституция. Вместе с правом человека на образование она закрепляет и гарантирует право каждого гражданина на участие в культурной жизни, на пользование достижениями культуры, ее ценностями. Граждане Республики Беларусь имеют право заниматься любым видом культурной деятельности, кроме той, что запрещена Законом, и объединяться в творческие союзы, ассоциации, товарищества и другие культурные общества. В то же время Конституция обязывает гражданина беречь историко-культурное наследие и другие культурные ценности своего народа и всего человечества.
Лицам других национальностей и этнических групп, проживающим на территории Республики Беларусь, гарантируется право на развитие своей культуры и языка, на создание национальной школы, предприятий и учреждений культуры (театров, музеев, издательств и т.д.). Они имеют право на создание культурных объединений, ассоциаций, культурно-просветительных товариществ и обществ, национальных культурных центров.
В нашей стране конституционная защита прав человека в области культуры является основой государственной культурной политики. Культурная политика является очень важной сферой деятельности государства, так как на современном этапе в этой сфере существует очень много проблем, которые не могут быть разрешены без участия государства. Засилье массовой культуры, проявления бездуховности, культурной деградации части общества, падение языковой культуры, распространение вульгаризмов, мата к сожалению существуют и в нашей стране тоже. Эти явления вызывают тревогу у многих граждан – учителей, родителей, общественных деятелей, журналистов, писателей, парламентариев. Поэтому политика в области культуры также названа в качестве основных приоритетов развития страны в современных условиях.
Государство обязано обеспечивать развитие культуры, так как оно несет ответственность за духовное, моральное и эстетическое воспитание граждан. Государство должно создавать необходимые условия для приобщения граждан к национальному и мировому культурному наследию; формировать систему предприятий и учреждений искусства и культуры; выделять необходимые материальные и финансовые средства; обеспечивать проведение научных исследований и разработку научных проектов в области культуры, готовить квалифицированные кадры; создавать гарантии и стимулы художественного творчества, сохранять традиционную культуру (фольклор, народные промыслы, ремесла), обеспечивать формирование и эстетизацию среды обитания человека, защиту интересов народа Белоруссии в области культуры.
Основными принципами культурной политики в Республике Беларусь являются:
обеспечение свободы творческой деятельности, плюрализма направлений и стилей в культуре, отказ от монополизма; защита интеллектуальной собственности; обеспечение для всех граждан страны доступности духовных ценностей; обеспечение гуманистической направленности культуры, ориентации ее на общечеловеческие ценности, соблюдение морально-нравственных принципов в развитии культуры, обеспечение связей белорусской национальной культуры с культурами других народов; соединение государственных и общественных начал в организации культурной деятельности;
Приоритетами в области развития культуры являются:
возрождение, сохранение, развитие и распространение белорусской национальной культуры;
деятельность по сохранению и использованию историко-культурного наследия;
создание и популяризация произведений искусства и литературы для детей, их эстетическое образование и воспитание;
популяризация классических произведений отечественного и всемирного искусства и лучших образцов современной культуры;
обеспечение развития культуры в сельской местности, расширению культурной инфраструктуры деревни.
создание эстетической и удобной жизненной среды для жителей страны.
В стране идет процесс формирования нормативно-правовой базы для дальнейшего развития и совершенствования культуры. Создан Фонд Президента страны по поддержке культуры и искусства. Была разработана государственная программа «Функционирование и развитие культуры Республики Беларусь до 2005 г.», которая внесла большой вклад в сохранение историко-культурного наследия, развитие художественного любительского и профессионального творчества, возрождение и развитие народных промыслов и ремесел.
За последние годы возросли расходы на развитие культуры.
В настоящее время в Беларуси работает свыше 13 тысяч различных учреждений культуры и искусства. В систему Министерства культуры входят детские школы искусств, средние специальные и высшие учебные заведения. В области культуры работает более 40 тыс. человек.
Активно развивается белорусский театр. В республике работают около 30 профессиональных театров, в том числе 8 театров республиканского подчинения. Принимаются меры по развитию белорусской кинематографии, продолжается планомерная работа по модернизации киносети, развиваются локальные сети кабельного телевидения.
В профессиональном музыкальном и хореографическом искусстве осуществляются целевые программы концертного обслуживания населения, ведется пропаганда высоких образцов классического искусства. В республике плодотворно работают более 70 оркестров и ансамблей, 13 концертных организаций.
Национальной гордостью являются: Государственный академический народный хор имени Цитовича; Государственная академическая хоровая капелла имени Ширмы; Государственный академический народный оркестр имени Жиновича; Государственный ансамбль танца; Белорусский государственный хореографический ансамбль «Хорошки» и многие другие.
Растет количество различных фестивалей и смотров. Широкую известность в республике и за ее пределами получили Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске», Международный музыкальный фестиваль «Золотой шлягер», «Белорусская музыкальная осень», «Минская весна», региональный фольклорный фестиваль «Палескі карагод» в г. Пинске, Республиканский фестиваль хореографии в г. Бресте, камерной музыки в Заславле, международный кинофестиваль «Лістапад» и др.; международные фестивали средневековой культуры в Несвиже, Новогрудке, Заславле;
Всего в Беларуси постоянно действует более 30 международных, республиканских и региональных фестивалей.
В настоящее время в республике действует 61 Дом ремесел и 46 Домов фольклора. На развитие самодеятельного художественного творчества направлена работа более 25 тыс. кружков и коллективов при клубных учреждениях. Важнейшей составляющей культуры являются музеи. В республике действует 185 музеев с учетом филиалов. На их общем балансе находится около 2,5 млн уникальных экспонатов. Ежегодно в музеях открываются выставки самой разнообразной тематики. Большое значение для будущего страны имеют реставрация и введение в культурный оборот памятников истории и культуры, исторических комплексов, заповедных территорий, мемориальных парков как важнейшей части общенациональной программы сохранения и развития культуры.
В Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО включен замковый комплекс «Мир». Продолжаются реставрационные работы по дворцово-парковому ансамблю в Несвиже (Замку Радзивиллов). Разработаны государственные программы по развитию Полоцка и Полоцкого Национального историко-культурного музея-заповедника, Жировичского Свято-Успенского монастыря.
Особое внимание уделяется вопросам развития библиотечного дела. В республике действуют более пяти тысяч публичных библиотек, в фондах которых насчитывается свыше 70 млн экземпляров книг. Выдающимся явлением культурной и социально-политической жизни стало строительство Национальной библиотеки Беларуси. Она оснащена самыми современными технологиями хранения и передачи информации. Библиотека является не только украшением столицы, но стала символом современной просвещенной Беларуси.
Средства массовой информации и развитие информационной культуры. Место и значение СМИ в жизни современного трудно оценить однозначно. С одной стороны, они имеют огромное влияние на общество, поэтому и говорят, что СМИ являются четвертой властью. С другой стороны – усиливается контроль над самими СМИ со стороны политических и экономических структур.
СМИ: совокупность средств распространения информации на массовые аудитории на каком-либо материальном носителе, разделяются на печатные, электронные и Интернет-СМИ;
Роль СМИ в сфере культуры тоже неоднозначна. СМИ очень сильно расширяют возможности человека в его доступе к достижениям культуры, но в то же время именно СМИ стали главным фактором «массовизации» и стандартизации культуры, именно СМИ стали главным фактором коммерциализации культуры. СМИ стали «диктовать» писателям, композиторам, художникам, что писать и как, чтобы быть понятыми и принятыми массовой аудиторией, и тогда они получат высокие доходы. СМИ способствуют быстрому продвижению многих деятелей культуры (так называемая «раскрутка»). Зависимость культуры от СМИ приводит к потере ее самостоятельности, делает ее зависимой от СМИ. Культура, как и сами СМИ начинают существовать развиваться в «рейтинговых» критериях, что приводит к необходимости ориентироваться на вкусы тех, кто формирует рейтинги и голосует за рейтинги. Первые страницы в газетах и журналах, лучшее время на телевидении в силу этого отдается часто тем статьям, материалам, программам, фильмам, которые принесут прибыль, очень многие хорошие программы, фильмы просто не «доходят» до аудитории, так как они идут в неудобное время. Несмотря на рост числа театров, выставок, концертов, культурных обменов, в обществе наблюдается такое явление как «культурная деградация», которая делает невозможным инновационный путь развития страны, так как общество утрачивает возможность воспринимать знания. Поэтому одной из важнейших задач политики в области культуры становится формирование в обществе высоких стандартов в отношении той продукции, которая производится духовным производством, повышения требовательности к ее морально-нравственной составляющей.
Политика в области здравоохранения.
Главные задачи системы здравоохранения - это охрана здоровья населения и оказание медицинской помощи.
В настоящее время в мире существуют три различающиеся между собой системы здравоохранения.
1. Преимущественно
2. Преимущественно страховая (Германия, Австрия, Франция, Бельгия)
3. Преимущественно частная (США).
Но в большинстве стран мира в здравоохранении сосуществуют одновременно элементы всех этих систем.
В нашей стране долгое время существовала только государственная система здравоохранения, в настоящее время в систему здравоохранения Республики Беларусь входят государственное здравоохранение и частное здравоохранение, в самое последнее время начала появляться и страховая медицина.
Основой системы здравоохранения Республики Беларусь является государственное здравоохранение.
Государственная система здравоохранения включает Министерство здравоохранения Республики Беларусь, управления (комитеты) и отделы здравоохранения местных исполнительных и распорядительных органов, отраслевые органы управления министерств, а также подведомственные им организации здравоохранения, медицинские учреждения образования и научно-исследовательские организации.
Частная система здравоохранения включает организации здравоохранения, медицинские учреждения образования и научно-исследовательские организации, создаваемые физическими и негосударственными юридическими лицами. Медицинская и фармацевтическая деятельность на территории Республики Беларусь осуществляется физическими и юридическими лицами только при наличии специального разрешения (лицензии).
С начала 90 -х годов ХХ века значительно увеличился объем услуг, оказываемых населению всеми типами учреждений здравоохранения. За последние годы выдано около 1000 лицензий на оказание медицинских услуг негосударственным организациям здравоохранения. Платные услуги стали оказывать и государственные медицинские учреждения.
Информация о работе Развитие культуры и укрепление здоровья нации