Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 08:52, курсовая работа
Цель – изучение теоретических, психолого - педагогических основ и особенностей организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогические основы работы с детьми с ОВЗ.
2. Определить психологические условия успешной адаптации детей с ОВЗ в интеграционном процессе.
3. Познакомиться с основными аспектами работы с родителями, имеющими ребёнка с ОВЗ.
Введение …………………………………………………………………3
Глава I Теоретические основы работы с детьми с ограниченными воз-можностями развития.
1.1.Психолого - педагогические подходы к организации работы с детьми с ОВЗ…………………………………………………………………………6
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ…………10
1.3.Общие рекомендации по наполняемости групп в детских садах с детьми с ОВЗ……………………………………………………………………23
1.4. Работа с родителями, имеющего ребёнка с ОВЗ………………….29
Выводы по главе I……………………………………………………….32
Глава II Практическая часть.
2.1.Опыт организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ……33
2.2.Актуальное положение с организацией работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ в г. Чи-та……………………………………………………………36
2.3. Психолого – педагогические рекомендации по организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ………………………………………………41
Выводы по главе II……………………………………………………….44
Заключение……………………………………………………………….45
Список литературы………………………………………………………46
Приложения………………………………………………………………….
2). Детей с ОВЗ,
целесообразно ежегодно
В результате обследования специалисты комиссии должны предложить ту форму обучения ребёнка. Которая является для него наиболее адекватной. [2]
3). Воспитателю следует знать, что родители имеют право настаивать на продолжении обучения ребёнка с ОВЗ, в массовом детском саду.
В этом случае необходимо продолжать
оказывать ребёнку всю
4). Требуется применение
комплексной и очень подробной
диагностики детей, особенно
5). После проведения
диагностики, для каждого ребёнка
должен быть разработан
Он начинается с паспорта здоровья и заканчивается рекомендациями , ориентирующими на индивидуальную работу с воспитателем и специалистами детского сада. К этому опять же должны быть подключены специалисты детского сада. Воспитатель без специального коррекционного образования не в праве этим заниматься.
Выводы по главе II
Во второй главе мы представили наш собственный опыт по работе с детьми с ОВЗ в ДОУ. Мы изучили опыт работы образовательных учреждений, которые осуществляют работу с детьми с ОВЗ (дошкольного возраста) в г.Чите, и на основе этого разработали психолого – педагогические рекомендации, которые могут быть использованы педагогами ДОУ.
Заключение.
Дети с нарушениями в развитии нуждаются не столько в специальной лечебной педагогике, сколько в понимании того, что они в первую очередь - дети и только во вторую - особенные дети. Ориентация на индивидуальность ребёнка является принципом социального воспитания.
Эти дети раньше обречены были либо сидеть дома, либо посещать учреждения с обязательной изоляцией от других детей.
Одним из следствий процессов демократизации и гуманизации происходящего в российском обществе, стало то, что такие дети получили шанс ходить в обычные детские сады, а дети с обычным развитием получили возможность обрести новый опыт - опыт совместного (интегрированного) воспитания.
В своей работе мы постарались выяснить, как происходит интеграция детей с ОВЗ в образовательных учреждениях г. Читы. Какие существуют "подводные камни" в образовательном процессе и как не ошибиться педагогу в воспитании и обучении детей с особыми познавательными потребностями; дали полную характеристику часто встречающихся детей с ОВЗ в детских садах; разработали методические рекомендации по организации работы педагога в ДОУ.
Если попробовать поразмышлять над вопросом: нужно ли совместное воспитание для обычно развивающихся детей, то ответ на него зависит от того, в каком обществе они будут жить. Если наше общество будет развиваться по пути большей интеграции, то подобный тип воспитания лучше подготовит обычно развивающих детей к этому. Если же нет, то такой прошлый опыт никак не исказит их развитие.
Список литературы:
1.Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.
2.Абдурасулова Т.Д. Социально – психологический норматив как критерий психологической диагностики развития дошкольников. – Психолог в детском саду. 1999, №1
3.Аксенова Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной ) педагогики // Дефектология, 2002.№3.-С.15-21.
4.Борякова Н.Ю. Касицына М.А. Организация коррекционно-педагогического процесса в детском саду для детей с задержкой психического развития. М., 2003.-218с.
5.Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей.- М.: Медпрактика-М, 2002.-128с.
6.Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребёнок или все о гиперактивных детях. — М.: Издательство института Психотерапии, 2002.-96с.
7.Волкова Л.С., Граш Н.Е., Волков А.М. Некоторые проблемы интегрированного обучения на современном этапе // Дефектология.2002, 2002, №3.С.3-8.
8.Выготский Л.С.Основы дефектологии // Собр. соч.: В 6 т. – М.: 1983.Т.5.С.181-187.
9. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики. М., 1999.- 272с.
10.Давыдова О.И., Вялкова С.М. «Беседы об ответственности и правах ребенка». – М.: ТЦ Сфера, 2008.- 112с.
11.Доронова Т.Н. 2002 Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М., 2002. – 120 с.
12.Забрамная С.Д. От диагностики к развитию. М., 1998 – 40 с.
13.Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.-256 с.
14.Заваденко Н. Н. Как
понять ребёнка: дети с
15.Заваденко Н. Н., Суворова Н. Ю., Румянцева М. В. Гиперактивность с дефицитом внимания: факторы риска, возрастная динамика, особенности диагностики // Дефектология, 2003, № 6.С.13-20.
16.Зарецкая Н.Ю. Бурк О.А. Ребёнок с особыми потребностями в семье: системный семейный подход. - Семейная психология и семейная терапия, 2006 , №1.С.27-32.
17.Зарецкая Н.Ю. Психологическая помощь семьям с особым ребёнком в рамках системной семейной теории. – Семейная психология и семейная терапия. 2006, №3.С.17-22.
18. Катаева А.А Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-208с.-(Коррекционная педагогика).
19. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебное пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2003.- 592 с. : ил.- (Учебник нового века.)
20.Максимова Н.Ю. Милютина Е.Л Курс лекций по детской патопсихологии. Ростов-на-Дону, 2000.-348с.
21.Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. - М.: Просвещение, 1992.- 95 с.
22.Малкина-Пых И.Г. / Возрастные кризисы.: Справочник практического психолога. - М.: Из-во Эксмо, 2005. - 896с.
23.Малофеев Н.Н Перспективы развития в России учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями. - М.: 2001.-346 с.
24.Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л.
Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения.
25.Майрамян Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок. Москва 1976.-24 с.
26.Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь 2008г.-672 с.
27.Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К., Чутко Л. С. Гиперактивные дети. Психолого-педагогическая коррекция. — СПб.: Речь, 2007.-186 с.
28.Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
29.Назарова Н. М.Специальная педагогика - М. : «Академия», 2002. – 400 с.
30.Обухова Л. Ф., доктор психологических наук. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство. 1996.- 374 с.
31.Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.- 2-е издание, дораб. - М.: "Просвещение", "Учебная литература", 2006, 352с.
32.Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр "Академия", 2003.-272с.
33.Спок Б., Проблемы родителей, Изд-во «Попурри» 1999, 480 стр 39.
34.Стребелева Е.А. Венгер А.Л. Специальная дошкольная педагогика. М., 2001 – 300с.
35.Ульянова У.В. Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. М., 2002.- 185 с.
36.Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В.Фадина. - Балашов: «Николаев», 2004. - 68 с.
37.Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду: Учеб. для психологов и специалистов дошкольного образования, – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 255с.
38.Широкова Г.А. Практикум для детского психолога – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 314с.
39.Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи Изд.: П. 4-е изд.; Год: 2008; Стр. : 672
40.http://sudd.ru/lib/2/59/13 [ 20.11.2011]
41.http://tasoteka.rusedu.net/
42http://www.rubstein.ru/
43http:// almanah.ikprao.ru/articles/
Приложение №1
Алгоритм составления программы коррекционно - развивающего сопровождения ребёнка в образовательном пространстве.
Пояснительная записка.
-Актуальность
-Анализ имеющихся программ или литературных источников по данной теме
-Цели
-Задачи
-Коррекция
-Развитие
Принципы построения программы:
-Принцип целенаправленности пед. процесса
-Создание необходимых условий реализации программы
-Принцип целостности и непрерывности пед. процесса
-Последовательность и
преемственность в развитии
-Принцип гуманистической направленности пед. процесса
-Признание самоценности личности воспитанника, уважение его прав и свобод, предъявление к нему разумных и посильных требований
-Принцип единства диагностики и коррекции развития
-Принцип личностно –
деятельностного подхода в
-Принцип дифференцированного и индивидуального подхода в условиях обучения
-Принцип учёта возрастных особенностей ребёнка.
Формы обучения:
Индивидуальная, групповая.
Методы обучения и приёмы:
Беседа, рассказ, объяснение, работа с учебником, показ, наблюдение, демонстрация, сравнение, классификация, обобщение.
Средства реализации программы:
Наглядный материал (стимульный), инструкционные карточки.
Тематическое планирование:
-Ожидаемый результат (должны знать и уметь)
-Механизм оценки результатов
(контрольные срезы или
Литература
Приложения.
Приложение №2
Лист наблюдения за ребёнком в палате (6 лет и старше).
Фамилия, имя, дата рождения ребенка.
Сведения о личных особенностях ребенка и взаимоотношениях с окружающими (подчеркните один ,и наиболее соответствующих, с вашей точки зрения, ответов, если не уверены в правильности ни одного из них, не подчеркивайте ничего).
1. Общительный со взрослым; не очень общительный; замкнутый (необщительный).
2.Общительный с детьми
(в одинаковой степени любит
играть с детьми и один); замкнутый,
необщительный (любит играть
3.Умеет организовывать детей в игре и других детских занятиях, только ведущие роли; одинаково успешно выполняет в игре ведущие и второстепенные роли; в игре чаще подчиняется другим детям и. выполняет второстепенные роли.
4.Умеет дружно, без конфликтов играть с другими детьми; конфликты возникают, но редко; части конфликтует.
5.Как разговаривает с другими детьми в значимых для него ситуациях: быстро с жаром, но прислушивается к высказыванию других;4 быстро не слушая других; медленно , спокойно, но уверенно с большей неуверенностью.
6.Сочувствует другому, когда тот чем - нибудь огорчен, пытается помочь, утешить, пожалеть; только иногда выражает сочувствие; внешне не выражает своего сочувствия.