Психолого- педагогические основы работы с детьми с ограниченными возможностями (ОВЗ) в дошкольном образовательном учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 08:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель – изучение теоретических, психолого - педагогических основ и особенностей организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогические основы работы с детьми с ОВЗ.
2. Определить психологические условия успешной адаптации детей с ОВЗ в интеграционном процессе.
3. Познакомиться с основными аспектами работы с родителями, имеющими ребёнка с ОВЗ.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………3
Глава I Теоретические основы работы с детьми с ограниченными воз-можностями развития.
1.1.Психолого - педагогические подходы к организации работы с детьми с ОВЗ…………………………………………………………………………6
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ…………10
1.3.Общие рекомендации по наполняемости групп в детских садах с детьми с ОВЗ……………………………………………………………………23
1.4. Работа с родителями, имеющего ребёнка с ОВЗ………………….29
Выводы по главе I……………………………………………………….32
Глава II Практическая часть.
2.1.Опыт организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ……33
2.2.Актуальное положение с организацией работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ в г. Чи-та……………………………………………………………36
2.3. Психолого – педагогические рекомендации по организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ………………………………………………41
Выводы по главе II……………………………………………………….44
Заключение……………………………………………………………….45
Список литературы………………………………………………………46
Приложения………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

переделище 2.docx

— 181.76 Кб (Скачать)

2). Детей с ОВЗ,  целесообразно ежегодно направлять  на обследование в психолого  – медико – педагогическую  комиссию.

В результате обследования специалисты комиссии должны предложить  ту форму обучения ребёнка. Которая является для него наиболее адекватной. [2]

3). Воспитателю  следует знать, что родители  имеют право настаивать на продолжении обучения ребёнка с ОВЗ, в массовом детском саду.

В этом случае необходимо продолжать оказывать ребёнку всю возможную помощь и терпеливо проводить целенаправленную работу с родителями. Вообще практика показывает, что от позиции образовательного учреждения зависит возможность для ребёнка реализовать свой шанс  на совместное со здоровыми детьми обучение и воспитание. Но, следует особо подчеркнуть, что успех в обучении ребёнка с ОВЗ в массовом детском саду зависит от того, обеспечен ли он необходимым поддерживающим лечением и квалифицированной помощью.

4). Требуется применение  комплексной и очень подробной  диагностики детей, особенно со  сложной структурой дефекта. Она  должна фиксировать даже минимальные способности воспитанников к обучению. Над этим должны работать  логопеды, дефектологи, психологи (должны быть задействованы все специалисты детского сада).

5). После проведения  диагностики,  для каждого ребёнка  должен быть разработан индивидуальный  образовательный маршрут.

Он начинается  с паспорта здоровья и заканчивается рекомендациями , ориентирующими на индивидуальную  работу с воспитателем и специалистами детского сада. К этому опять же должны быть подключены специалисты детского сада. Воспитатель без специального коррекционного образования не в праве  этим заниматься.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе  II

Во второй главе мы представили  наш собственный опыт по работе с  детьми с ОВЗ  в ДОУ. Мы изучили опыт работы образовательных учреждений, которые осуществляют работу с детьми с ОВЗ (дошкольного возраста) в г.Чите, и на основе этого разработали психолого – педагогические рекомендации, которые могут быть использованы педагогами ДОУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Дети с нарушениями  в развитии нуждаются не столько  в специальной лечебной педагогике, сколько в понимании того, что они в первую очередь - дети и  только во вторую - особенные дети. Ориентация на индивидуальность ребёнка является принципом социального воспитания.

Эти дети раньше обречены были либо сидеть дома, либо посещать учреждения с обязательной изоляцией от других детей.

Одним из следствий процессов  демократизации и гуманизации  происходящего в российском обществе, стало то, что такие дети получили шанс ходить в обычные детские сады, а дети с обычным развитием получили возможность обрести новый опыт - опыт совместного (интегрированного) воспитания.

В своей работе мы постарались выяснить, как происходит интеграция  детей с ОВЗ в образовательных учреждениях г. Читы. Какие существуют "подводные камни" в образовательном процессе и как не ошибиться педагогу в воспитании и обучении детей с особыми познавательными потребностями; дали полную характеристику часто встречающихся детей с ОВЗ в детских садах;  разработали  методические рекомендации по организации работы педагога в ДОУ.

Если попробовать поразмышлять над вопросом: нужно ли совместное воспитание для обычно развивающихся детей, то ответ на него зависит от того, в каком обществе они будут жить. Если наше общество будет развиваться по пути большей интеграции, то подобный тип воспитания лучше подготовит обычно развивающих детей к этому. Если же нет, то такой прошлый опыт никак не исказит их развитие.

 

 

 

 

Список литературы:

1.Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.

2.Абдурасулова Т.Д. Социально – психологический норматив как критерий психологической диагностики развития дошкольников. – Психолог в детском саду. 1999, №1

3.Аксенова Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной ) педагогики // Дефектология, 2002.№3.-С.15-21.

4.Борякова Н.Ю.  Касицына М.А.  Организация коррекционно-педагогического процесса в детском саду для детей с задержкой психического развития.  М., 2003.-218с.

5.Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей.- М.: Медпрактика-М, 2002.-128с.

6.Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребёнок или все о гиперактивных детях. — М.: Издательство института Психотерапии, 2002.-96с.

7.Волкова Л.С., Граш  Н.Е., Волков А.М. Некоторые проблемы интегрированного обучения на современном этапе // Дефектология.2002, 2002, №3.С.3-8.

8.Выготский Л.С.Основы дефектологии // Собр. соч.: В 6 т. – М.: 1983.Т.5.С.181-187.

9. Гонеев А.Д.  Основы коррекционной педагогики. М., 1999.- 272с.

10.Давыдова О.И., Вялкова С.М. «Беседы об ответственности и правах ребенка». – М.: ТЦ Сфера, 2008.- 112с.

11.Доронова Т.Н. 2002 Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М., 2002. – 120 с.

12.Забрамная С.Д. От диагностики к развитию. М., 1998 – 40 с.

13.Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.-256 с.

14.Заваденко Н. Н. Как  понять ребёнка: дети с гиперактивностью  и дефицитом внимания. — Школа-Пресс, 2000.-256 с.

15.Заваденко Н. Н., Суворова Н. Ю., Румянцева М. В. Гиперактивность с дефицитом внимания: факторы риска, возрастная динамика, особенности диагностики // Дефектология, 2003, № 6.С.13-20.

16.Зарецкая Н.Ю. Бурк  О.А. Ребёнок с особыми потребностями в семье: системный семейный подход.  -   Семейная психология и семейная терапия,  2006 ,  №1.С.27-32.

17.Зарецкая Н.Ю.  Психологическая помощь семьям  с особым ребёнком в рамках системной семейной теории. – Семейная психология и семейная терапия. 2006,  №3.С.17-22.

18. Катаева А.А  Стребелева  Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. -  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-208с.-(Коррекционная педагогика).

19. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебное пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2003.- 592 с. : ил.- (Учебник нового века.)

20.Максимова Н.Ю. Милютина Е.Л  Курс лекций по детской патопсихологии. Ростов-на-Дону, 2000.-348с. 

21.Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. - М.: Просвещение, 1992.- 95 с.

22.Малкина-Пых  И.Г. / Возрастные кризисы.: Справочник практического психолога. - М.: Из-во Эксмо, 2005. - 896с.

23.Малофеев  Н.Н  Перспективы развития в России учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями. - М.: 2001.-346 с.

24.Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. 

Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения.

25.Майрамян Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок. Москва 1976.-24 с.

26.Мещеряков Б.Г.,  Зинченко В.П. Большой психологический словарь  2008г.-672 с.

27.Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К., Чутко Л. С. Гиперактивные дети. Психолого-педагогическая коррекция. — СПб.: Речь, 2007.-186 с.

28.Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с. 

29.Назарова Н. М.Специальная педагогика - М. : «Академия», 2002. – 400 с.

30.Обухова Л. Ф., доктор психологических наук. Детская (возрастная) психология. Учебник.  - М., Российское педагогическое агентство. 1996.- 374 с.

31.Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.-  2-е  издание, дораб. - М.: "Просвещение", "Учебная литература", 2006,  352с.

32.Пузанов Б.П.  Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. Пособие для студ.  высш.  пед.  учеб. заведений – М.: Издательский центр "Академия", 2003.-272с.

33.Спок Б., Проблемы родителей,  Изд-во «Попурри» 1999, 480 стр 39. 

34.Стребелева Е.А. Венгер А.Л. Специальная дошкольная педагогика. М., 2001 – 300с.

35.Ульянова У.В.  Лебедева О.В.  Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. М., 2002.- 185 с.

36.Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В.Фадина. - Балашов: «Николаев», 2004. - 68 с.

37.Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду:  Учеб. для  психологов и специалистов дошкольного образования,  – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 255с.

38.Широкова Г.А.  Практикум для детского психолога – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 314с.

39.Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи  Изд.: П. 4-е изд.; Год: 2008; Стр. : 672

40.http://sudd.ru/lib/2/59/13 [ 20.11.2011]

41.http://tasoteka.rusedu.net/post/1654/16733[ 18.10.2011]

42http://www.rubstein.ru/education/guvernanja/htm  [ 20.11.2011]

43http:// almanah.ikprao.ru/articles/almanah-13[ 20.11.2011]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

Алгоритм  составления  программы коррекционно - развивающего сопровождения ребёнка в образовательном пространстве.

Пояснительная записка.

-Актуальность

-Анализ имеющихся программ  или литературных источников  по данной теме

-Цели

-Задачи

-Коррекция

-Развитие 

Принципы построения программы:

-Принцип целенаправленности  пед. процесса

-Создание необходимых  условий реализации программы

-Принцип целостности  и непрерывности пед. процесса

-Последовательность и  преемственность в развитии личности

-Принцип гуманистической  направленности  пед. процесса

-Признание самоценности личности воспитанника, уважение его прав и свобод, предъявление к нему разумных и посильных требований

-Принцип единства диагностики  и коррекции развития

-Принцип личностно –  деятельностного подхода в воспитании  и обучении

-Принцип дифференцированного  и индивидуального подхода в  условиях обучения

-Принцип учёта возрастных  особенностей ребёнка.

Формы обучения:

Индивидуальная, групповая.

Методы обучения и приёмы:

Беседа, рассказ, объяснение, работа с учебником, показ, наблюдение, демонстрация, сравнение, классификация, обобщение.

Средства реализации программы:

Наглядный материал (стимульный), инструкционные карточки.

Тематическое планирование:

-Ожидаемый результат  (должны знать и уметь)

-Механизм оценки результатов  (контрольные срезы или контрольный  эксперимент)

 

Литература

Приложения.

 

Приложение №2

Лист наблюдения за ребёнком  в палате  (6 лет  и старше).

Фамилия, имя, дата рождения ребенка.

Сведения о личных особенностях ребенка и взаимоотношениях с  окружающими (подчеркните один ,и наиболее соответствующих, с вашей точки зрения, ответов, если не уверены в правильности ни одного из них, не подчеркивайте ничего).

1. Общительный со взрослым; не очень общительный; замкнутый (необщительный).

2.Общительный с детьми (в одинаковой степени любит  играть с детьми и один); замкнутый,  необщительный (любит играть один). Если ребенок общительный, предпочитает ли он играть с детьми старше себя; ровесниками; детьми младше себя?

3.Умеет организовывать детей в игре и других детских занятиях, только ведущие роли; одинаково успешно выполняет в игре ведущие и второстепенные роли; в игре чаще подчиняется другим детям и. выполняет второстепенные роли.

4.Умеет дружно, без конфликтов играть с другими детьми; конфликты возникают, но редко; части конфликтует.

5.Как разговаривает с другими детьми в значимых для него ситуациях: быстро с жаром, но прислушивается к высказыванию других;4 быстро не слушая других; медленно , спокойно, но уверенно с большей неуверенностью.

6.Сочувствует другому, когда тот чем - нибудь огорчен, пытается помочь, утешить, пожалеть; только иногда выражает сочувствие; внешне не выражает своего сочувствия.

Информация о работе Психолого- педагогические основы работы с детьми с ограниченными возможностями (ОВЗ) в дошкольном образовательном учреждении