Психолого- педагогические основы работы с детьми с ограниченными возможностями (ОВЗ) в дошкольном образовательном учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 08:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель – изучение теоретических, психолого - педагогических основ и особенностей организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогические основы работы с детьми с ОВЗ.
2. Определить психологические условия успешной адаптации детей с ОВЗ в интеграционном процессе.
3. Познакомиться с основными аспектами работы с родителями, имеющими ребёнка с ОВЗ.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………3
Глава I Теоретические основы работы с детьми с ограниченными воз-можностями развития.
1.1.Психолого - педагогические подходы к организации работы с детьми с ОВЗ…………………………………………………………………………6
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ…………10
1.3.Общие рекомендации по наполняемости групп в детских садах с детьми с ОВЗ……………………………………………………………………23
1.4. Работа с родителями, имеющего ребёнка с ОВЗ………………….29
Выводы по главе I……………………………………………………….32
Глава II Практическая часть.
2.1.Опыт организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ……33
2.2.Актуальное положение с организацией работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ в г. Чи-та……………………………………………………………36
2.3. Психолого – педагогические рекомендации по организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ………………………………………………41
Выводы по главе II……………………………………………………….44
Заключение……………………………………………………………….45
Список литературы………………………………………………………46
Приложения………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

переделище 2.docx

— 181.76 Кб (Скачать)

Но я видела, что  у  ребёнка  есть проблемы в развитии, что легче сейчас помочь ребёнку, потом уже  лечение  не будет  эффективным. И это я пыталась донести маме. Но мама меня не слышала, ей было легче слышать "сладкую ложь",  чем "горькую правду".  Коллектив тоже был на моей стороне, но на пед. часах тоже все молчали. Заведующая мне пояснила, что Вика будет ходить в этот детский сад, и не в наших силах что-либо изменить. Но на тот момент никакой психологической помощи девочке не оказывалось, коррекционная работа не проводилась. Девочка по-прежнему сильно отставала в развитии. Моё общее время работы с  этим ребёнком  с мая 2006 по август 2007 года.   С сентября 2007 года я ушла в декретный отпуск.  Девочка  была оформлена на инвалидность, посещала детский сад  до 8 лет. Сейчас находится на домашнем обучении.   

В настоящее время штат работников в детском саду увеличился.  Работает логопед, психолог,  высококвалифицированный методист. Это те специалисты,  которые могут дать хорошее профессиональное решение текущих проблем  возникающих в работе с детьми с отклонениями в развитии. А таких детей, чтобы не утверждать голословно, даже на примере нашего детского сада значительно увеличилось. В каждой группе нашего детского сада присутствуют такие дети.

Сейчас я работаю на второй младшей группе.  Возраст  детей 3-4 года. Состав группы-34 человека. И  дети с проблемами в развитии присутствуют. .   Это такие дети, что один ребёнок может заменить собой всю группу.  Родители  этих детей стараются проблемы в развитии не замечать. Предложение о консультации  психолога принимают в "штыки". Слово «психолог»  они ассоциируют со словом  "псих"  (мой ребёнок что, псих?).  Девиантное  поведение детей родители расценивают как банальное баловство, которое со временем пройдёт, и не понимают, что проблема кроется глубже. Требуется проводить огромную работу с родителями таких детей. В этом огромную помощь нам оказывает штатный психолог и психологи с центра "ДАР".

 В других группах аналогичная ситуация. Ещё ситуацию усугубляет то, что количество детей в группах катастрофически завышено. Но мы, уважаемые коллеги, повлиять на данную ситуацию не в силах. По новым стандартам на одного ребёнка полагается 1 кв. метр без учёта мебели.  

Я считаю, что мой опыт сыграл большую роль в выборе темы курсовой работы. Тем более что сейчас в садах идёт массовая интеграция. В каждой группе детского сада есть дети, которые требуют к себе повышенного внимания  и количество таких детей неуклонно растёт.  И мы, воспитатели , должны уметь находить общий язык с такими детьми.

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Актуальное  положение с организацией работы с ОВЗ в

условиях ДОУ в г. Чита.

Работая  над вопросами, которые мы обозначили в своей  работе, нам было необходимо ознакомиться, как работают наши коллеги в других учреждениях, и какова ситуация по воспитанию детей с ОВЗ в городе  Чите.  Не отказали и поделились опытом следующие учреждения:

1).  Детский  сад компенсирующего вида №  5

 Зав. детским садом  -  Соловьёва Анна Николаевна

 учитель – дефектолог  – Попова Людмила Георгиевна.

2).  Краевая  психиатрическая больница № 1. Отделение реабилитации детей

Зам. Главного врача по реабилитации  Коренева  Ирина Юрьевна

Старший методист -  Арчелова  Елена Владимировна.

3).ГОУЦПМСС «ДАР»   ресурсный центр  «Ступеньки»   по сопровождению детей раннего дошкольного возраста.

Зав. ресурсным центром  "Ступеньки", педагог-психолог высшей квалификационной категории - Шмарова  Наталья Дмитриевна 

Учитель – логопед  -  Костина  Анна  Алексеевна.

4).Детский сад  комбинированного вида № 53

Зав. детским садом-Ярмоленко  Галина Николаевна.

Кроме этого я посещаю  методическое объединение «Инклюзивное образование в ДОУ», где тоже можно получить  много нужной информации. 

Детский сад компенсирующего вида № 5 работает с детьми с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие).  В детском саду  работает 2 группы  по 8 и 12 человек. С января 2012 года открывается ещё одна группа.  Так же, с 2012  года детский сад  будет уже комбинированного вида. Детский сад будут посещать обычные дети  (в связи с нехваткой мест). Образовательная работа  начинается с составления образовательного маршрута на каждого ребёнка и программы  коррекционно – развивающего сопровождения ребёнка в образовательном пространстве (см. приложение №1).  Как пояснила  учитель -  дефектолог  Попова Людмила Георгиевна, многим детям по квоте проводят  операцию под названием  кохлеарная имплантация  и при условии успешной реабилитации, такие дети пойдут в обычные детские сады.

 Муниципальное образовательное учреждение. Краевая психиатрическая больница № 1. Отделение реабилитации детей.  Проконсультировала  по всем интересующимся вопросам меня  ст. методист Арчелова  Елена Владимировна.

В 2010 году  учреждение получило лицензию на право образовательной  деятельности.  Отделение реабилитации детей работает в режиме круглосуточного пребывания детей и в форме дневного стационара. Принимаются дети в возрасте от 3 до 8 лет. Срок лечения в зависимости от цели госпитализации 21-90 дней. Весь комплекс лечебно- реабилитационных мероприятий оказывается бесплатно.

Задачи  отделения:

  1. Комплексная диагностика нервно-психического развития ребёнка;
  2. Разработка и осуществление индивидуальной лечебно-реабилитационной программы  с оптимальным  обьёмом медицинских, психологических и педагогических мероприятий;
  3. Стационарное обследование для решения вопроса о назначении инвалидности по психическому заболеванию и продлении её сроков с выдачей направления на МСЭ;
  4. Направление на ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию) для определения образовательного пути ребёнка.

В отделении реабилитации детей проводится:

- Комплексная диагностика  нервно-психического развития ребёнка  с использованием психодиагностических  методик для изучения особенностей  интеллектуального развития (определение  интеллектуального коэффициента  IQ), внимания, памяти, темперамента, характера, эмоционального состояния ребёнка.

Диагностику проводят специалисты:

  • Психотерапевт
  • Психиатр
  • Психолог
  • Педиатр
  • Невролог
  • Логопед
  • Дефектолог.

В отделении реабилитации детей:

  1. Дети обеспечиваются 6 разовым питанием;
  2. Дети находятся под контролем воспитателей, которые в игровой форме проводят занятия по развитию речи, мелкой моторики, элементарных математических представлений, изобразительной  деятельности; прививают культурно-гигиенические навыки и навыки культуры поведения;
  3. Проводятся индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия с логопедом, дефектологом, психологом и психотерапевтом;
  4. Ежедневно проводится ритмическая гимнастика, музыкальные и спортивные занятия, занятия логоритмикой, работает речевая студия, проводятся праздники и развлечения , кукольные представления;
  5. Работает детский стоматолог.

Показания для госпитализации:

  1. Задержки нервно – психического развития; резидуальные энцефалопатии;
  2. Неврозы, детские страхи, энурез, заикание, тики;
  3. Расстройства поведения, коммуникативных функций (аутические расстройства);
  4. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью; нарушение формирования характера;
  5. Тяжёлые формы патологии речи (алалия, афазия, дизартрия, ринолалия, и др.), включая речевые расстройства вследствие врождённой патологии верхней челюсти
  6. Умственная отсталость (олигофрения).

Противопоказания  для госпитализации:

  1. Грубые расстройства поведения, эпилепсия с частыми приступами;
  2. Тяжёлые физические расстройства, требующие индивидуального ухода и лечения (тяжёлые формы ДЦП, грубые нарушения функции передвижения, зрения, слуха). Все заболевания в остром периоде.

Более подробную информацию о проведении занятий, целях, задачах  в разных образовательных областях  смотрите  в приложении №2.

ГОУЦППМСС "ДАР" ресурсный центр  "Ступеньки" по сопровождению детей раннего дошкольного возраста. Консультацию дали зав. отделением, педагог-психолог высшей квалификационной категории  Шмарова Наталья Дмитриевна и  учитель-логопед Костина Анна Алексеевна.

5 февраля  2009  года  ресурсный центр стал краевой  опытной эксперементальной площадкой для реализации проекта " Создание региональной системы комплексного междисциплинарного сопровождения детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья". Это даёт право на принятие нестандартных решений  управленческих  и учебно-воспитательных задач в рамках проекта.

Субъекты  сопровождения:

  • Дети с ограниченными возможностями здоровья
  • Нормально развивающиеся дети
  • Одарённые дети

В ресурсном центре проводят диагностику развития ребёнка, коррекцию и развитие способностей ребёнка.

С детьми работают:

  • Психолог
  • Логопед
  • Невролог
  • Дефектолог
  • Врач  ЛФК

Ресурсный центр осуществляет работу в 3 направлениях:

  • Работа с семьёй  (Коррекционно-развивающие занятия, консультации, родительские мастерские, тренинги).
  • Опытно-экспериментальная деятельность (Организация служб ранней помощи на территории Забайкальского края).
  • Методическое обеспечение (Диагностические комплексы, программы развития детей, программы сопровождения семьи, работа со специалистами ДОУ).

Координационная деятельность:

  1. ФДОУ  №35  г. Чита
  2. МДОУ  ЦРР № 86 г. Чита
  3. гп. Агинское МДОУ "Солнышко"
  4. г. Краснокаменск, Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения
  5. п. Вершино-Дарасунский Тунгокоченского р-на МДОУ ЦРР №4 "Теремок".       

Детский сад комбинированного вида № 53.Заведующая детским садом-Ярмоленко Галина Николаевна. Всю информацию, которой поделилась с нами  руководитель, мы поместили в приложении №3 .  

 

 

 

 

2.3 Психолого – педагогические рекомендации по организации работы с детьми с ОВЗ  условиях ДОУ.

Изучив всю информацию, что нам предоставили,  а так же Единую концепцию специального государственного стандарта для детей с ограниченными  возможностями  здоровья: основные положения  (см. Приложение №4),   мы пришли к выводу, что  Законодательство  Российской Федерации не позволяет образовательным учреждениям отказывать в приёме дошкольника  в связи с наличием у него физического или психического недостатка. Мы не имеем права не принять такого ребёнка. Так же,  многие родители, зная об отклонении в развитии своего ребёнка, предпочитают обучать его не в специальном, а в массовом учреждении (группе). В связи с этим, массовые детские сады посещают дети с отклонениями в развитии. Но существует ряд факторов,  при соблюдении которых (даже правильнее будет сказать – при знании которых), условия нахождения таких детей в детском саду  и работа воспитателей  существенно облегчается:

1).Категории детей  с ОВЗ посещающих детский сад   крайне разнородны и включают в себя 4 группы:

  • Недиагностированные  дети – их интеграция обусловлена тем, что имеющиеся отклонения ещё не выявлены .
  • Дети, родители которых, зная о нарушениях развития ребёнка, по разным причинам настаивают на обучении в массовом детском саду.
  • Воспитанники специальных дошкольных групп в детских садах комбинированного вида.
  • Дети, которые в результате длительной коррекционной работы, проводимой специалистами и родителями, подготовлены к обучению в среде здоровых сверстников, что позволяет рекомендовать для них совместное обучение. [29]

Таким образом, в массовых детских садах оказываются дети с ОВЗ как готовые к совместному  воспитанию и обучению, так и неподготовленные к нему. Эти дети отличаются по возрасту, характеру нарушения и степени  его выраженности, по уровню психофизического и речевого развития. Часть детей имеют уровень в развитии близкий к возрастной норме и  готовы  к совместному обучению со здоровыми сверстниками. Для  таких дошкольников именно постоянная интеграция, т.е. воспитание и обучение в массовом учреждении, является наиболее адекватной формой получения образования.

Информация о работе Психолого- педагогические основы работы с детьми с ограниченными возможностями (ОВЗ) в дошкольном образовательном учреждении