Психолого- педагогические основы работы с детьми с ограниченными возможностями (ОВЗ) в дошкольном образовательном учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 08:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель – изучение теоретических, психолого - педагогических основ и особенностей организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогические основы работы с детьми с ОВЗ.
2. Определить психологические условия успешной адаптации детей с ОВЗ в интеграционном процессе.
3. Познакомиться с основными аспектами работы с родителями, имеющими ребёнка с ОВЗ.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………3
Глава I Теоретические основы работы с детьми с ограниченными воз-можностями развития.
1.1.Психолого - педагогические подходы к организации работы с детьми с ОВЗ…………………………………………………………………………6
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ…………10
1.3.Общие рекомендации по наполняемости групп в детских садах с детьми с ОВЗ……………………………………………………………………23
1.4. Работа с родителями, имеющего ребёнка с ОВЗ………………….29
Выводы по главе I……………………………………………………….32
Глава II Практическая часть.
2.1.Опыт организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ……33
2.2.Актуальное положение с организацией работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ в г. Чи-та……………………………………………………………36
2.3. Психолого – педагогические рекомендации по организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ………………………………………………41
Выводы по главе II……………………………………………………….44
Заключение……………………………………………………………….45
Список литературы………………………………………………………46
Приложения………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

переделище 2.docx

— 181.76 Кб (Скачать)

Для детей с ОВЗ, которые  по разным причинам не могут посещать ДОУ в обычном режиме, в садах  организуются группы кратковременного пребывания. Задачами этих групп являются оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям, консультативно-методическая поддержка их родителей (законных представителей) в организации воспитания и обучения ребенка, социальная адаптация детей и формирование предпосылок учебной деятельности. В таких группах занятия проводятся преимущественно индивидуально или небольшими подгруппами (по 2-3 ребенка) в присутствии родителей в удобное для них время. Эта новая организационная форма предполагает занятия с разными специалистами ДОУ. Общая продолжительность занятий составляет пять часов в неделю (инструктивное письмо Министерства Образования России от 29.06.99 № 129/23-16 «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии»).

Еще один тип образовательных  учреждений, где организуется воспитание и обучение детей с ОВЗ – образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, типовое положение утверждено постановлением Правительства РФ от 31.07.98 № 867. Это различные центры: диагностики и консультирования; психолого-медико-социального сопровождения; психолого-педагогической реабилитации и коррекции; лечебной педагогики и дифференцированного обучения. Данные учреждения рассчитаны на детей с 3 до 18 лет. Контингент учреждений составляют дети:

  • с высокой степенью педагогической запущенности, отказывающиеся посещать общеобразовательные учреждения;
  • с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
  • подвергшиеся различным формам психического и физического насилия;
  • вынужденные покинуть семью, в т.ч. по причине несовершеннолетия матери;
  • из семей беженцев, вынужденных переселенцев, пострадавшие от стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Основными направлениями  деятельности данных учреждений являются:

  • диагностика уровня психофизического развития и отклонений в поведении детей;
  • образование детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и психического здоровья;
  • организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;
  • психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми;
  • проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий.

Для детей, нуждающихся в  длительном лечении, существуют различные оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа (санаторные школы-интернаты, санаторно-лесные школы, санаторные детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Эти учреждения оказывают помощь семье в воспитании и получении образования, проведении реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни в обществе, социальной защите и разностороннем развитии детей, нуждающихся в длительном лечении. В соответствии с Типовым положением, утвержденным постановлением Правительства от 28.08.97 № 1117, в таких учреждениях могут открываться группы для детей дошкольного возраста.

Нередки случаи, когда дети с ОВЗ до 5-6-летнего возраста не посещали дошкольное образовательное  учреждение. Для подготовки к обучению в школе предусмотрен ряд организационных  форм. Для детей с выраженными  отклонениями в развитии создаются  дошкольные отделения (группы) при специальных (коррекционных) школах и школах-интернатах. Образовательные программы в них рассчитаны на 1-2 года, в течение которых у ребенка формируют предпосылки учебной деятельности в необходимой коррекционно-развивающей среде. Контингент таких отделений (групп) составляют преимущественно дети, у которых поздно выявлено отклонение в развитии, или дети, не имевшие ранее возможности посещать специализированное образовательное учреждение (например, при отсутствии детского сада компенсирующего вида в месте проживания семьи).

Кроме того, согласно инструктивному письму Министерства Образования России от 22.07.97 № 990/14-15 «О подготовке детей к школе» благоприятные условия для подготовки к школьному обучению могут быть созданы для детей 3-6 лет на базе ДОУ, а для детей 5-6 лет на базе общеобразовательных учреждений. Для проведения занятий могут комплектоваться группы, ориентированные на всестороннее развитие детей в соответствии с задачами дошкольного образования, консультативные группы для детей, посещающих занятия с логопедом, психологом, дефектологом. Количество занятий зависит от возраста ребенка.

Отбор детей с ОВЗ во все типы и виды образовательных  учреждений осуществляет психолого-медико-педагогическая комиссия. Родители могут самостоятельно обратиться на прием в ПМПК. Но чаще ребенка направляют специалисты из образовательного учреждения, которое посещает ребенок, или из лечебно-профилактического учреждения (поликлиника, детская больница, сурдологический центр и др.). Комиссия дает заключение о состоянии психофизического развития ребенка и рекомендации о дальнейших формах обучения.[41]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Работа с  родителями, имеющего ребёнка с ОВЗ.

Практика показывает, что  достижение коррекционного эффекта  в результате специальных занятий с ребенком в детском саду само по себе не гарантирует переноса позитивных изменений в повседневную жизнь малыша с отклонениями в развитии. Необходима преемственность работы ДОУ и семьи в коррекционно-воспитательном процессе. Должна вестись  огромная работа с родителями. И это в основном ложится на плечи воспитателей дошкольных учреждений. А родители не всегда прислушиваются к  рекомендациям.  Часто ведут себя агрессивно по отношению к воспитателю, или игнорируют.  Это происходит в таких семьях, где есть ребёнок с ОВЗ. Чаще всего, родители  считают, что детский сад должен им довести ребёнка до совершенства, забывая про себя, про свою роль в воспитании детей.

Известный американский педиатр  Б. Спок (1991), рассматривая семьи, имеющие  проблемных детей, выделяет следующие  виды отношений родителей к своему ребенку.

1. Родители стыдятся странностей своего ребенка, излишне оберегают его. Ребенок не чувствует себя спокойным и в безопасности, он замкнут, неудовлетворен собой.

2. Родители ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка, но не приносят ему никакой пользы.

3. Родители постепенно приходят к выводу о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания, любви.

4. Родители не замечают проблем в развитии ребенка и доказывают себе и всему миру, что он ничуть не глупее других. Такие родители постоянно подстегивают ребенка, предъявляют к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным, а частые ситуации, в которых он чувствует себя некомпетентно, лишают его уверенности в себе.

5. Родители воспринимают ребенка естественно, позволяют бывать ему везде, не обращая внимания на взгляды и замечания. Ребенок чувствует себя уверенно, счастливо, воспринимая себя таким, как все.[33]

По данным исследований (Р.Ф. Майрамян, 1976), рождение ребенка с  аномалиями неизбежно влечет за собой  родительский кризис, динамика которого представлена четырьмя основными фазами.

Первая фаза характеризуется  состоянием растерянности, беспомощности, страха. Неотступно преследует вопрос: «Почему это случилось именно со мной?». Возникает чувство вины и собственной неполноценности. Шоковое состояние трансформируется в негативизм, отрицание поставленного диагноза.

Период такого негативизма  и отрицания рассматривается  исследователями как вторая фаза психологического состояния родителей, играющая защитную функцию. Она направлена на то, чтобы сохранить определенный уровень надежды и ощущения стабильности перед лицом факта, грозящего разрушить привычную жизнь. Крайней фазой негативизма становится отказ от обследования ребенка и проведения каких-либо корригирующих мероприятий. Некоторые родители, выражая недоверие к консультантам, какими бы квалифицированными они ни были, многократно обращаются в разные научные и лечебные центры с целью опровергнуть установленный диагноз. Некоторые из таких родителей могут признать диагноз, но при этом усваивают неоправданно оптимистический взгляд на возможности развития ребенка. У них появляется убеждение, что лечение может сделать его нормальным. Для второй фазы характерна попытка овладеть безвыходной ситуацией с помощью всех имеющихся средств. В зависимости от экономического положения и ценностных ориентации семьи выделяются две основные стратегии родительского поведения: «врачебный супермаркет» и «поиск чудесного исцеления».

Описанная фаза - негативизм и отрицание, как правило, явление  временное, и, по мере того как родители начинают принимать диагноз и частично понимать его смысл, они погружаются в глубокую печаль. Это депрессивное состояние, связанное с осознанием истины, характеризует третью фазу. Этот синдром, получивший название «хроническая печаль», является результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений, неутихающей боли от сознания неполноценности родного человека, который находится только еще в начале жизненного пути.

Самостоятельное повторное  обращение родителей за помощью  в ту же консультацию, где первоначально  был поставлен окончательный  диагноз, знаменует собой четвертую  фазу - начало социально-психологической  адаптации (зрелой адаптации) всех членов семьи. Когда родители в состоянии правильно оценить ситуацию, готовы начать руководствоваться интересами ребенка, устанавливать адекватные эмоциональные контакты со специалистами и достаточно разумно следовать их советам. Однако фаза адаптации во многом зависит от своевременной и конструктивной помощи специалистов, которая возможна при условии глубокого знания специфики отношений, складывающихся в семье. [25]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе  I

В первой главе мы рассмотрели  психолого – педагогические основы работы с детьми с ОВЗ. Изучили различные подходы к организации работы с детьми с ОВЗ. Дали психолого - педагогическую характеристику детей с ОВЗ, выявили категории детей с нарушениями в развитии. Также, охарактеризовали  детей с ОВЗ по  категориям: 4 степени утраты (каждой степени соответствует перечень заболеваний). Более глубоко рассмотрели часто встречающиеся диагнозы у детей в детских садах (ЗПР и СДВГ). Мы считаем, что работая с детьми с ОВЗ нужно большое внимание уделить работе с родителями этих детей. От того, насколько качественно она будет проведена, будет зависеть и качество знаний таких детей.  В этой главе мы поместили рекомендации по наполняемости групп в детских садах с детьми с ОВЗ  в ДОУ, которые необходимо учитывать при построении образовательного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II  Практическая часть.

2.1 Опыт организации  работы с детьми с ОВЗ в  условиях ДОУ.

Мой  первый  опыт  работы в детском саду был связан с воспитанием ребенка с ОВЗ. Я начала свою трудовую деятельность в «МДОУ № 12» в 2005 году в смешанной группе (средне - старшей).

В 2006 году, после переукомплектования  групп  ко мне в группу попала девочка 4 лет по имени Вика.  Девочка посещала наш детский сад с яслей, мы все уже были о ней наслышаны. Её мама работала  в  этом же  детском саду завхозом. И какую бы группу не посещала эта девочка, везде были проблемы, непонимание, конфликты (а так как наш детский сад маленький, на тот  момент было 4 группы, в 2011году открыли ещё одну), то об этих конфликтах знал весь детский сад. Я на тот момент ещё была неопытна  в воспитании такого ребёнка.

В детском саду  на тот  момент  не было ставки  психолога, логопеда, и соответственно ни о  каком индивидуальном маршруте  не шло речи. Всю работу я вела сама.  Занятия проходили тяжело, так как Вика никому не давала покоя. На физкультурные и музыкальные занятия её не брали. На прогулке  вела себя неадекватно. Она всех закидывала песком, камнями, игрушками, всех толкала, ела землю, муравьев, от меня убегала.

Хочу немного сказать  о девочке. Она была очень рослой, и сильной  в отличии от своих ровесников, очень редко болела, но общие задержки в физическом развитии наблюдались.  Очень агрессивная.  Отвергнута в среде сверстников. Желание самоутвердиться нередко проявлялось в патологической форме. Она вела себя очень жестоко по отношению к детям.  Так же отмечался сниженный интерес к окружающему миру, недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха. Уровень  становления психических процессов, умственное развитие запаздывало на 2-2.5 года.

Она никогда не спала, часто  онанировала. Практически не говорила. Всегда срывала занятия, закатывала истерики,  билась о дверь, или  кривлялась на полу. Практически всегда срывала режимные процессы.  Страдали дети, я, родители, и конечно же эта девочка. Некоторое время мама  возила  девочку на КСК в Краевую психиатрическую больницу № 1 на лечение, на 2-3 месяца.  После этого наблюдалась положительная динамика. Но потом она это прекратила, прокомментировав это так:  «там лежат одни дибилы, я не хочу, чтоб моя дочь была таковой.  Диагноз ребёнка мама скрывала. 

Хочу ещё пояснить, что  у этой семьи есть ещё один ребёнок, вполне нормальная девочка, которая  на тот момент училась в школе  в средних классах. И поэтому, она считала, и Вика будет такой же, когда подрастёт. Никакие беседы с моей стороны на неё не действовали.  Может, это происходило ещё и потому,  что я не обладала достаточным количеством знаний и не умела грамотно разговаривать с родителями таких детей. После этих бесед я стала для неё врагом. Так же стали нарастать конфликты с родителями, что я не предпринимаю никаких действий, чтобы Вику убрали с нашей группы. По утрам, во время приёма детей, происходили  конфликты мамы и родителей других детей. Получался  какой – то замкнутый круг.

Информация о работе Психолого- педагогические основы работы с детьми с ограниченными возможностями (ОВЗ) в дошкольном образовательном учреждении