Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 08:52, курсовая работа
Цель – изучение теоретических, психолого - педагогических основ и особенностей организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогические основы работы с детьми с ОВЗ.
2. Определить психологические условия успешной адаптации детей с ОВЗ в интеграционном процессе.
3. Познакомиться с основными аспектами работы с родителями, имеющими ребёнка с ОВЗ.
Введение …………………………………………………………………3
Глава I Теоретические основы работы с детьми с ограниченными воз-можностями развития.
1.1.Психолого - педагогические подходы к организации работы с детьми с ОВЗ…………………………………………………………………………6
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ…………10
1.3.Общие рекомендации по наполняемости групп в детских садах с детьми с ОВЗ……………………………………………………………………23
1.4. Работа с родителями, имеющего ребёнка с ОВЗ………………….29
Выводы по главе I……………………………………………………….32
Глава II Практическая часть.
2.1.Опыт организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ……33
2.2.Актуальное положение с организацией работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ в г. Чи-та……………………………………………………………36
2.3. Психолого – педагогические рекомендации по организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ………………………………………………41
Выводы по главе II……………………………………………………….44
Заключение……………………………………………………………….45
Список литературы………………………………………………………46
Приложения………………………………………………………………….
С сентября
2006 года наш детский сад перешел
на интегрированное воспитание
и обучение детей. В 5 группах
воспитываются вместе по 5 детей
с ОВЗ (дети с умственной
отсталостью) и по 15 детей с
нормой. Для внедрения
Опираясь на
основные задачи программы
Программа: «Внедрение
1.Этап: Подготовительный:
2.Этап: Формирующий:
3.Этап: Оценочный:
С 2006 коллектив ДОУ работал над реализацией первого этапа программы – подготовительного. Была проделана большая работа с коллективом ДОУ: проведен анализ по интеграции, семинар практикум с участием специалистов Заб.КИПКРО по проблеме интегрированного воспитания и обучения в ДОУ, намечены планы дальнейшей работы с детьми с нормой и с детьми с ОВЗ, определены программы, по которым будут обучаться дети и критерии оценки усвоения этих программ, проведены мероприятия по работе с родителями (индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания, на которых рассказывали о положительных сторонах интегрированного воспитания и обучения детей)
На данном этапе
была проведена работа по
С 2009 года коллектив
ДОУ реализует 2-й этап
Педагогический коллектив
постоянно в поиске
Во время работы
были выявленные положительные
стороны интегрированного
За период работы
коллектива в режиме
В целом задачи 2 этапа реализации проекта программы: «Внедрение интегрированного воспитания и обучения в МДОУ № 53» выполняются. Наряду с положительными моментами есть и проблемы, которые очень сложно разрешить:
1. Дети, имеющие глубокую умственную отсталостью, не интегрируются.
2.Гиперактивные дети мешают
не только проводить занятия,
но в повседневной жизни
3. Дети с особыми
В настоящее время продолжается работа по поиску эффективных методов и приемов воспитательно-образовательной и коррекционной работы с детьми с нормой и детьми с ОВЗ в режиме интеграции, по созданию нормативно-правовой базы ДОУ по интегрированному воспитанию и обучению детей и по улучшению материально-технической базы ДОУ.
Список литературы
1. Декларация о правах инвалидов
2. Дмитриев А.А. Интегрированное
обучение детей с особыми
3. Концепция модернизации
российского образования на
4. Конвенция о правах ребенка
5. Малофеев Н.Н. Отечественные модели интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии. М.: Права человека 2001
6. Методическое письмо
Минобразования РФ 15.01.2002 г. №
03-51 ин/23-03 «Об интегрированном
Приложение №4
Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения
Автор: Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л.
Введение
Специальные федеральные
государственные
Специфика разработки специального федерального государственного стандарта образования определена тем, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.
В основе стандартов лежит принцип договоренности, согласия и взаимных обязательств личности, семьи, общества и государства. Государственный специальный образовательный стандарт является нормативным правовым актом РФ, устанавливающим систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, где обучаются и воспитываются дети с ОВЗ.
Опережающие научные исследования,
выполненные в ИКП РАО, определяющие
необходимые направления
Раздел I.
Обоснование необходимости разработки специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
1.1. Право детей с ограниченными
возможностями здоровья на
Известно, что в СССР реализовать конституционное право на образование лишь треть детей с нарушениями развития. В современной России охват образованием детей с ОВЗ достиг 58%, что превышает показатели советского периода, но не гарантирует реализацию права на образование каждому ребенку. Проект специального федерального государственного стандарта образования детей с ОВЗ направлен на преодоление существующей социальной несправедливости.
Ратификация Россией международных Конвенций[2] свидетельствует об изменении представления государства и общества о правах ребенка-инвалида и постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ОВЗ. Легитимным становится право любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности его развития, что влечет за собой необходимость структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации образовательной системы страны.
Отказ от представления о «необучаемых детях» как и признание государством ценности социальной и образовательной интеграции, обусловливают необходимость создания адекватного инструмента инновационного развития образовательной системы страны – специального стандарта образования детей с ОВЗ. Он призван гарантировать реализацию права каждого ребенка на образование соответствующее его потребностям и возможностям, вне зависимости от региона проживания, тяжести нарушения психического развития, способности к освоению цензового уровня образования и вида учебного заведения.