Психолого- педагогические основы работы с детьми с ограниченными возможностями (ОВЗ) в дошкольном образовательном учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 08:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель – изучение теоретических, психолого - педагогических основ и особенностей организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогические основы работы с детьми с ОВЗ.
2. Определить психологические условия успешной адаптации детей с ОВЗ в интеграционном процессе.
3. Познакомиться с основными аспектами работы с родителями, имеющими ребёнка с ОВЗ.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………3
Глава I Теоретические основы работы с детьми с ограниченными воз-можностями развития.
1.1.Психолого - педагогические подходы к организации работы с детьми с ОВЗ…………………………………………………………………………6
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ…………10
1.3.Общие рекомендации по наполняемости групп в детских садах с детьми с ОВЗ……………………………………………………………………23
1.4. Работа с родителями, имеющего ребёнка с ОВЗ………………….29
Выводы по главе I……………………………………………………….32
Глава II Практическая часть.
2.1.Опыт организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ……33
2.2.Актуальное положение с организацией работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ в г. Чи-та……………………………………………………………36
2.3. Психолого – педагогические рекомендации по организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ………………………………………………41
Выводы по главе II……………………………………………………….44
Заключение……………………………………………………………….45
Список литературы………………………………………………………46
Приложения………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

переделище 2.docx

— 181.76 Кб (Скачать)

     С сентября 2006 года наш детский сад перешел  на интегрированное воспитание  и обучение детей. В 5 группах  воспитываются вместе по 5 детей  с ОВЗ (дети с умственной  отсталостью) и по 15 детей с  нормой. Для внедрения интегрированного  воспитания и обучения в  ДОУ  разработана программа: «Внедрение интегрированного воспитания и обучения детей с нормой и детей с ОВЗ в МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 53» основными задачами, которой является:

 

  • Адаптация и социализация детей с особенностями в развитии в обстановке интегрированного детского сада (формирование психоречевой и когнитивной компетентности, самостоятельности, развитие эмоционально-волевой сферы, расширение границ мира общения ребенка с интеллектуальной недостаточностью).
  • Приобретение обычными детьми нравственного опыта позитивного общения с «необычными сверстниками, воспитание у них способностей к социальному сотрудничеству.
  • Наличие возможностей оказывать интегрированному ребенку эффективную, квалифицированную коррекционную помощь.
  • Выстраивание развивающей среды для детей с учетом динамики их актуальных возможностей. Разработка  индивидуальных программ развития детей с особыми образовательными потребностями.
  • Организация социально-психологической работы с семьей в процессе интеграции. Создание благоприятного психологического климата в сообществе семей здоровых детей и детей с ОВЗ.

    Опираясь на  основные задачи программы педагогический  коллектив, определил для себя  основные направления работы  по внедрению интегрированного  воспитания и обучения детей:

 

  • Внедрение интегрированного воспитания и обучения детей с нормой и детей с ООП .
  • Поиск новых подходов для успешного внедрения интегрированного воспитания в ДОУ.
  • Создание в интегрированных группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам.
  • Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности ранней социализации детей с ООП.
  • Осуществление комплексной коррекционно-воспитательной работы с детьми с различными отклонениями.
  • Отработка системы медико-психолого-педагогическиго сопровождения детей в условиях интеграции.
  • Взаимодействие  работы всех специалистов и воспитателей в режиме интеграции.
  • Подбор диагностик, тестов для мониторинга выполнения программы в интегрированных группах.
  • Консультативная помощь родителям, дети которых имеют различные отклонения в развитии.
  • Координация подходов к воспитанию детей в условиях интегрированного ДОУ и семьи. Обеспечение участия семьи в жизни интегрированных групп детского сада и ДОУ в целом.
  • Постоянное совершенствование педагогического процесса и улучшение материально-технической базы ДОУ
  • Нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение процессов интеграции в ДОУ.

               Программа: «Внедрение интегрированного  воспитания и обучения детей  с нормой и детей с ООП  в комбинированном детском саду»  рассчитана на 3 этапа ее реализации:

1.Этап: Подготовительный:

  • Создание условий для успешного развития интегрированного воспитания и обучения детей с нормой и детей с ООП.
  • Создание нормативно-информационного банка данных по проблеме интеграции детей в ДОУ
  • Создание материально-технической базы.

 

2.Этап: Формирующий:

  • Учебно-методическое обеспечение интеграции детей в условиях нашего ДОУ.
  • Организационно-педагогическая работа с детьми с нормой и с детьми с ООП в интегрированных группах.
  • Коррекционно-педагогическая работа. Работа ПМПк в ДОУ.
  • Взаимодействие с другими организациями города.
  • Сотрудничество ДОУ с семьями воспитанников в вопросах интеграции детей.
  • Работа консультативного центра ДОУ по вопросам воспитания и обучения дети для родителей дети, которых не посещают детский сад.
  • Административно-хозяйственная деятельность.

 

3.Этап: Оценочный:

  • Анализ реализации программы на основе диагностики, анкетирования, тестирования.
  • Самоанализ всех участников реализации программы.
  • Диагностика выполнения программы детьми в интегрированных группах.
  • Подготовка методических рекомендаций по интеграции детей с нормой и детей с ОВЗ.
  • Определение перспектив дальнейшей разработки программы по интегрированному воспитанию и обучению детей в ДОУ.

   С 2006 коллектив  ДОУ работал над реализацией  первого этапа программы –  подготовительного. Была проделана большая работа с коллективом ДОУ: проведен анализ по интеграции, семинар практикум с участием специалистов Заб.КИПКРО по проблеме интегрированного воспитания и обучения в ДОУ, намечены планы дальнейшей работы с детьми с нормой и с детьми с ОВЗ, определены программы, по которым будут обучаться дети и критерии оценки усвоения этих программ, проведены мероприятия по работе с родителями (индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания, на которых рассказывали о положительных сторонах интегрированного воспитания и обучения детей)

   На данном этапе  была проведена работа по созданию  условий для организации интегрированного  воспитания и обучения: создана  развивающая среда в группах  ДОУ, направленная на реализацию  успешной интеграции детей; коррекционно-развивающий  центр, который включает в себя  кабинет математики, кабинет развития  речи, комнату сенсорного развития, комната игротерапии. Для работы с родителями существует консультационный центр, где родители, имеющие, ребенка с ОВЗ могут получить квалифицированную помощь в вопросах воспитания и обучения детей. На базе ДОУ создали ПМПк, который помогает в выработки индивидуальных программ сопровождения детей  с ОВЗ.

   С 2009 года коллектив  ДОУ реализует 2-й этап программы  – формирующий. Продолжается  работа по развитию нормативно-правового  обеспечения интегрированного воспитания  и обучения: разработано положение  об интегрированных группах ДОУ,  правила приема в эти группы, положение о ПМПк ДОУ, положение о Консультативном центре; пополняется материально-техническая база, методическое обеспечение.

   Педагогический коллектив  постоянно в поиске оптимальных  методов и приемов работы с  детьми в интегрированных группах.  Проведенная в этом учебном году анкетирование родителей о качестве воспитания и обучения в интегрированных группах показало, что 98% родителей положительно оценили работу детского сада в режиме интеграции.

    Во время работы  были выявленные положительные  стороны интегрированного воспитания:

  1. Весь современный мир внедряет в практику интегрированное воспитание и обучение детей с нормой и детей с отклонениями в развитии, что позволяет расширить охват детей необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощью.
  2. Опыт регулярного соприкосновения с особыми детьми приводит к формированию у обычно развивающихся детей, чувство гуманности, толерантности, доброжелательности, великодушия по отношению к детям с ограниченными возможностями.
  3. Родители обеих групп детей учатся вместе взаимодействовать в вопросах воспитания детей. Родители, имеющие детей с отклонениями в развитии, учатся принимать и любить своего ребенка таким, какой он есть и не стесняться его.
  4. Ранняя социализация детей с имеющих ОВЗ. Чем раньше дети будут включены в общую жизнь, тем лучше они адаптируются в будущим.
  5. Выявление у детей с нормой проблем в развитии и коррекционная работа с ними.
  6. Малая наполняемость групп.
  7. В интегрированных группах работают педагоги, имеющие  1 и 2 квалификационную категорию, которые обладают любовью к детям и большим терпением.

   За период работы  коллектива в режиме интеграции  выявлено, что дети с особыми  возможностями здоровья учатся  жить в обществе других детей,  происходит ранняя социализация. В зависимости от тяжести заболевания дети с умственной отсталостью интегрируются от полной интеграции до частичной или временной.

             В целом задачи 2 этапа реализации  проекта программы: «Внедрение  интегрированного воспитания и обучения в МДОУ № 53» выполняются.  Наряду с положительными моментами есть и проблемы, которые очень сложно разрешить:

1. Дети, имеющие глубокую умственную отсталостью, не интегрируются.

2.Гиперактивные дети мешают  не только проводить занятия,  но в повседневной жизни играть  и заниматься другим детям.

3. Дети с особыми образовательными  потребностями, отягощенные  синдромом   гиперактивности в приступе агрессии  бывают опасными для жизни  и здоровья других детей.

 В настоящее время  продолжается работа по поиску  эффективных методов и приемов  воспитательно-образовательной и коррекционной  работы с детьми с нормой и детьми с ОВЗ в режиме интеграции, по созданию нормативно-правовой базы ДОУ по интегрированному воспитанию и обучению детей  и по улучшению материально-технической базы ДОУ.

 

Список литературы

1. Декларация о правах  инвалидов

2. Дмитриев А.А. Интегрированное  обучение детей с особыми образовательными  потребностями: за и против. Изд.  Тюменского государственного университета 2006.

3. Концепция модернизации  российского образования на период  до 2010 года Постановление Правительства РФ.

4. Конвенция о правах  ребенка

5. Малофеев Н.Н. Отечественные модели интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии. М.: Права человека 2001

6. Методическое письмо  Минобразования РФ 15.01.2002 г. №  03-51 ин/23-03 «Об интегрированном воспитании  и обучении детей с отклонениями  в развитии в ДОУ» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №4

Единая концепция  специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения

Автор: Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. 

Введение

Специальные федеральные  государственные образовательные  стандарты для детей с ограниченными  возможностями здоровья[1] должны рассматриваться  как неотъемлемая часть федеральных  государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Устанавливая федеральные государственные образовательные стандарты, Конституция России поддерживает развитие различных форм образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ). Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.

Специфика разработки специального федерального государственного стандарта  образования определена тем, что  дети с ОВЗ могут реализовать  свой потенциал лишь при условии  вовремя начатого и адекватно  организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.

В основе стандартов лежит  принцип договоренности, согласия и  взаимных обязательств личности, семьи, общества и государства. Государственный специальный образовательный стандарт является нормативным правовым актом РФ, устанавливающим систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, где обучаются и воспитываются дети с ОВЗ.

Опережающие научные исследования, выполненные в ИКП РАО, определяющие необходимые направления структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации системы Российского специального образования, положены в основу Проекта Специального Федерального Государственного Стандарта общего образования детей с ОВЗ.

Раздел I.

Обоснование необходимости  разработки специальных федеральных  государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

1.1. Право детей с ограниченными  возможностями здоровья на образование  и его реализация на практике

Известно, что в СССР реализовать  конституционное право на образование  лишь треть детей с нарушениями  развития. В современной России охват  образованием детей с ОВЗ достиг 58%, что превышает показатели советского периода, но не гарантирует реализацию права на образование каждому ребенку. Проект специального федерального государственного стандарта образования детей с ОВЗ направлен на преодоление существующей социальной несправедливости.

Ратификация Россией международных  Конвенций[2] свидетельствует об изменении представления государства и общества о правах ребенка-инвалида и постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ОВЗ. Легитимным становится право любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности его развития, что влечет за собой необходимость структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации образовательной системы страны.

Отказ от представления о  «необучаемых детях» как и признание государством ценности социальной и образовательной интеграции, обусловливают необходимость создания адекватного инструмента инновационного развития образовательной системы страны – специального стандарта образования детей с ОВЗ. Он призван гарантировать реализацию права каждого ребенка на образование соответствующее его потребностям и возможностям, вне зависимости от региона проживания, тяжести нарушения психического развития, способности к освоению цензового уровня образования и вида учебного заведения.

Информация о работе Психолого- педагогические основы работы с детьми с ограниченными возможностями (ОВЗ) в дошкольном образовательном учреждении