Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 08:52, курсовая работа
Цель – изучение теоретических, психолого - педагогических основ и особенностей организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогические основы работы с детьми с ОВЗ.
2. Определить психологические условия успешной адаптации детей с ОВЗ в интеграционном процессе.
3. Познакомиться с основными аспектами работы с родителями, имеющими ребёнка с ОВЗ.
Введение …………………………………………………………………3
Глава I Теоретические основы работы с детьми с ограниченными воз-можностями развития.
1.1.Психолого - педагогические подходы к организации работы с детьми с ОВЗ…………………………………………………………………………6
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ…………10
1.3.Общие рекомендации по наполняемости групп в детских садах с детьми с ОВЗ……………………………………………………………………23
1.4. Работа с родителями, имеющего ребёнка с ОВЗ………………….29
Выводы по главе I……………………………………………………….32
Глава II Практическая часть.
2.1.Опыт организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ……33
2.2.Актуальное положение с организацией работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ в г. Чи-та……………………………………………………………36
2.3. Психолого – педагогические рекомендации по организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ………………………………………………41
Выводы по главе II……………………………………………………….44
Заключение……………………………………………………………….45
Список литературы………………………………………………………46
Приложения………………………………………………………………….
7.Часто обижает других
детей, дерется; иногда
8.Часто жалуется взрослым, когда ссориться с товарищами; редко жалуется; совсем не жалуется. 9.0бидчивый; не очень; совсем не обидчивый.
9.Всегда бывает справедливым
во взаимоотношении со
10. Всегда говорит правду, никого не обманывает; иногда говорит не правду, часто обманывает.
11. Всегда старается быть вежливым; иногда бывает вежливым; часто бывает грубым, забывает говорить «волшебные слова».
12.Почти всегда послушен; в равной мере бывает послушным и не послушным; чаще бывает не послушным, упрямым.
13.Любит все делать самостоятельно, даже если и не умеет; не очень стремиться к самостоятельности предпочитает, чтобы за него все делали другие.
14.Старается доводить начатое дело до конца; недостаточно настойчив, как правило, не доводит начатое дело до конца.
15.Всегда охотно и старательно выполняет все трудовые поручения взрослых; проявление трудолюбия не устойчиво; не любит трудиться - чаще всего плохо выполняет поручение взрослых.
16.Уверенный, решительный; не очень уверенный; не уверенный.
17.Умеет придумывать интересные игры, игровые навыки и умения развиты хорошо; игровые навыки развиты средне; умение и навыки игры развиты плохо.
18.Преобладает веселая, жизнерадостное настроение (радуется, смеется, смешит других, почти не плачет); в равной мере бывает веселым и не довольным (часто смеется, радуется и часто плачет), чаще не доволен окружающим (плаксив, плачет из-за малейшего пустяка).
19.Приятный, красивый, симпатичный; просто приятный, симпатичный; с мало приятной внешностью
20.Как реагирует на замечания: говорит, что больше так делать не будет, но опять делает также: не слушает и поступает по своему; бурно реагирует; выслушивает молча; обижается, переживает.
21.Сон: долго не засыпает; засыпает сразу; спит беспокойно, жалуется на кошмары.
23.Обладает ли навыками самообслуживания; делает с напоминанием; не обладает.
24.Вредные привычки (грызет
ногти, сосет палец,
25.Занятия с воспитателем: с охотой и интересом; без интереса, через силу; отвлекается или внимателен, может долго заниматься или быстро устает, теряет интерес.
26.Другие замечания.
Приложение № 3
ПРОГРАММА
«Внедрение интеграционного
воспитания и обучения детей в
ЦЕЛЬ: Создание условий для формирования интегрированного обучения и воспитания детей в режиме инновационных процессов в ДОУ
Формы организации |
Содержание деятельности | ||
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь | |
1 |
2 |
3 |
4 |
1.Работа с кадрами: 1.1. Совещание при руководителе. Цель: разработка программы внедрения интеграционного воспитания детей. |
Сообщение об изменении статуса групп (интегрированные). Формирование группы информационного обеспечения и анализа хода реализации программы Задача: Ознакомление с программой интеграции и ее обсуждение |
Поиск путей интеграции детей с нормой и ООП. Задача: Подбор методов и приемов организации детей в режиме интеграции. |
Подбор и разработка необходимой документации, локальных актов, нормативных документов. Задача: создать пакет документов для реализации программы. |
1.2. Педсовет: Цель: принятие решений для создания условий интегрированного воспитания в ДОУ. |
Выработка единых подходов в реализации интеграционного воспитания и обучения в ДОУ. | ||
1.3. Производственное совещание. Цель: информирование всего коллектива об интеграционных процессах в ДОУ. |
Координация работы всех сотрудников дошкольного учреждения в режиме интеграции
|
||
1.4.Педагогическая работа Цель: формирование знаний педагогов об интеграции |
Практикум- семинар «Интегрированное воспитание в ДОУ комбинированного вида» | ||
1.5.Работа по самообразованию |
Изучение научно-педагогической литературы по проблеме интеграции. Изучение опыта других регионов России по проблеме интеграции. | ||
2.Работа с родителями |
Индивидуальные беседы с родителями о переходе ДОУ на интеграционное обучение и воспитание детей с нормой и детей с ООП. |
Родительские собрания. Цель: сформировать у родителей знания о значении интегрированного воспитания для детей. |
В родительском уголке – консультация «Если Ваш ребенок ходит в интегрированный детский сад» |
3.Взаимодействие с другими организациями |
ЧИПКРО – консультации об интеграционном воспитании детей, нормативные документы, опыт работы |
Договор с психологическим центром «Лад» о совместной работе по внедрению интеграционного воспитания детей в ДОУ | |
4.Информационное обеспечение цель: сбор информации для управления процессом внедрения интеграции в ДОУ. |
Информирование о степени готовности необходимых документов. | ||
5.Контроль, анализ и регулирование |
Корректировка плана, доработка проектов документов |
Организация индивидуальной
работы со всеми участниками Цель6 углубить представление о значении интеграции в ДОУ |
Анализ адаптации и эмоционального состояния детей в интегрированных группах, анализ работы специалистов с детьми. |
Формы организации |
Содержание деятельности | ||
Декабрь |
Январь |
Февраль | |
1 |
2 |
3 |
4 |
1.Работа с кадрами |
|
Отчеты о ходе интеграции в адаптационный период
|
|
1.1.Совещание при Цель: разработка проекта программы по интеграции в ДОУ
|
Проект программы «Интеграция в ДОУ комбинированного вида» | ||
1.2.Педсовет: Аналитический |
Анализ работы педагогического коллектива за первое полугодие в режиме интеграции
|
||
1.3.Работа с педагогами творческой группы
|
Работа над созданием проекта программы «Интеграция в ДОУ комбинированного вида» | ||
2.Работа с родителями |
День открытых дверей Цель: познакомить родителей с работой ДОУ в режиме интеграции.
|
||
3.Взаимодействие с |
Проведение ПМПк с участием специалистов центра «Лад» |
ЧИПКРО – информационное обеспечение (новые документы, методики по интегрированному воспитанию детей в ДОУ). | |
4.Информационное обеспечение Цель: сбор информации для управления процессом внедрения интеграции в ДОУ |
Составление проектов необходимых документов |
Анализ учебно-методического материала. Цель: провести коррекцию учебно-методического обеспечения нововведений |
Подготовка памятки для родителей. Цель: формирование позитивного отношения к интеграции в детском саду. |
5.Контроль, анализ и регулирование
|
Контроль за работой интегрированных групп |
Анкетирование участников проекта с целью выявить затруднения педагогов и положительные моменты в работе с детьми. Обмен опытом в работе с детьми интегрированных групп |
Контроль за работой с родителями. Коррекция представлений об интеграции среди родителей |
Формы организации |
Содержание деятельности | ||
Март |
Апрель |
Май | |
1 |
2 |
3 |
4 |
1.Работа с кадрами. 1.1.Совещание при |
Обсуждение эффективности работы интеграционных групп. . |
Составление плана подготовки ДОУ к новому учебному году в условиях интеграции. Цель: спрогнозировать основные направления деятельности педагогического коллектива в период подготовки к новому учебному году. |
|
1.2.Педсовет |
Обсуждение содержания учебно-воспитательного процесса за год в условиях интеграции детей с нормой и детей с ООП
| ||
1.3. Производственное совещание |
Обсуждение плана подготовки к новому учебному году . Цель: ознакомить коллектив с планом, обсудить, внести коррективы. |
||
1.4.Работа с педагогами творческой группы |
Подбор диагностик, тестов, анкет для проведения мониторинга выполнения программы в интегрированных группах |
Диагностика детей интегрированных групп. Анализ работы воспитателей интегрированных групп за прошедший учебный год
| |
2.Работа с родителями |
Сообщение на родительском собрании об итогах работы интегрированных групп |
||
3.Взаимодействие с |
Составление плана совместной работы специалистов ЧИПКРО, центра «Лад», «ДАР», Заб.ГПУ в организации методической,
диагностической и | ||
4.Информационное обеспечение |
Подготовка диагностических материалов для мониторинга работы по внедрению интеграции в ДОУ |
Подготовка учебно-методической базы к новому учебному году. |
Внедрение интегрированного воспитания и обучения нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 53»
И.Ю. Пьянникова
О.В. Буркова
Л.А. Годлевская
Учителя-дефектологи МДОУ 53
Г. Чита
Интеграция
детей с отклонениями в
Дети с особенностями в
В последнее десятилетие в системе образования в России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в воспитательно-образовательном процессе -психолого-педагогическом сопровождении. Разрабатываются вариативные модели сопровождения, формируются его инфраструктуры (психолого-педагогические и медико-социальные центры, службы сопровождения ребенка, центры психолого-педагогического консультирования, и т.д. Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.
Учитывая социальную
потребность населения в