Психолого- педагогические основы работы с детьми с ограниченными возможностями (ОВЗ) в дошкольном образовательном учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 08:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель – изучение теоретических, психолого - педагогических основ и особенностей организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогические основы работы с детьми с ОВЗ.
2. Определить психологические условия успешной адаптации детей с ОВЗ в интеграционном процессе.
3. Познакомиться с основными аспектами работы с родителями, имеющими ребёнка с ОВЗ.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………3
Глава I Теоретические основы работы с детьми с ограниченными воз-можностями развития.
1.1.Психолого - педагогические подходы к организации работы с детьми с ОВЗ…………………………………………………………………………6
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ…………10
1.3.Общие рекомендации по наполняемости групп в детских садах с детьми с ОВЗ……………………………………………………………………23
1.4. Работа с родителями, имеющего ребёнка с ОВЗ………………….29
Выводы по главе I……………………………………………………….32
Глава II Практическая часть.
2.1.Опыт организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ……33
2.2.Актуальное положение с организацией работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ в г. Чи-та……………………………………………………………36
2.3. Психолого – педагогические рекомендации по организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ………………………………………………41
Выводы по главе II……………………………………………………….44
Заключение……………………………………………………………….45
Список литературы………………………………………………………46
Приложения………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

переделище 2.docx

— 181.76 Кб (Скачать)

7.Часто обижает других  детей, дерется; иногда агрессивен, редко дерется с детьми и редко обижает их: спокоен, совсем не дерется.

8.Часто жалуется взрослым, когда ссориться с товарищами; редко жалуется; совсем не жалуется. 9.0бидчивый; не очень; совсем не обидчивый.

9.Всегда бывает справедливым  во взаимоотношении со сверстниками, разбирает конфликты других мирит товарищей; не всегда бывает справедливым; чаще бывает не справедливым.

10. Всегда говорит правду, никого не обманывает; иногда говорит не правду, часто обманывает.

11. Всегда старается быть вежливым; иногда бывает вежливым; часто бывает грубым, забывает говорить «волшебные слова».

12.Почти всегда послушен; в равной мере бывает послушным и не послушным; чаще бывает не послушным, упрямым.

13.Любит все делать самостоятельно, даже если и не умеет; не очень стремиться к самостоятельности предпочитает, чтобы за него все делали другие.

14.Старается доводить начатое дело до конца; недостаточно настойчив, как правило, не доводит начатое дело до конца.

15.Всегда охотно и старательно выполняет все трудовые поручения взрослых; проявление трудолюбия не устойчиво; не любит трудиться - чаще всего плохо выполняет поручение взрослых.

16.Уверенный, решительный; не очень уверенный; не уверенный.

17.Умеет придумывать интересные игры, игровые навыки и умения развиты хорошо; игровые навыки развиты средне; умение и навыки игры развиты плохо.

18.Преобладает веселая, жизнерадостное настроение (радуется, смеется, смешит других, почти не плачет); в равной мере бывает веселым и не довольным (часто смеется, радуется и часто плачет), чаще не доволен окружающим (плаксив, плачет из-за малейшего пустяка).

19.Приятный, красивый, симпатичный; просто приятный, симпатичный; с мало приятной внешностью

20.Как реагирует на замечания: говорит, что больше так делать не будет, но опять делает также: не слушает и поступает по своему; бурно реагирует; выслушивает молча; обижается, переживает.

21.Сон: долго не засыпает; засыпает сразу; спит беспокойно, жалуется на кошмары.

23.Обладает ли навыками  самообслуживания; делает с напоминанием; не обладает.

24.Вредные привычки (грызет  ногти, сосет палец, раскачивается,  мастурбирует).

25.Занятия с воспитателем: с охотой и интересом; без  интереса, через силу; отвлекается или внимателен, может долго заниматься или быстро устает, теряет интерес.

26.Другие замечания.

  • адаптационный период (первые две недели)
  • коррекционный период (вторая- четвертая недели)
  • итоговый период (перед выпиской)

 

 

 

 

Приложение № 3

 

ПРОГРАММА

«Внедрение интеграционного  воспитания и обучения детей в                                                                МДОУ «Комбинированного вида № 53»

 

ЦЕЛЬ:  Создание условий для формирования интегрированного обучения и воспитания детей в режиме инновационных процессов  в ДОУ

 

Формы организации

Содержание деятельности

Сентябрь 

Октябрь

Ноябрь 

1

2

3

4

1.Работа с кадрами:

1.1. Совещание при руководителе.

Цель: разработка программы внедрения интеграционного воспитания детей.

Сообщение об изменении статуса  групп (интегрированные). Формирование группы информационного обеспечения и анализа хода реализации программы

Задача: Ознакомление с программой интеграции и ее обсуждение

Поиск путей интеграции детей  с нормой и ООП.

Задача: Подбор методов и приемов организации детей в режиме интеграции.

Подбор и разработка необходимой документации, локальных актов, нормативных документов.

Задача: создать пакет документов для реализации программы.

1.2. Педсовет:

Цель: принятие решений для создания условий интегрированного воспитания в ДОУ.

   

Выработка единых подходов в реализации интеграционного воспитания и обучения в ДОУ.

1.3. Производственное совещание.

Цель: информирование всего коллектива об интеграционных процессах в ДОУ.

 

Координация  работы всех сотрудников дошкольного учреждения в режиме интеграции

 

 

1.4.Педагогическая работа

Цель: формирование знаний педагогов об интеграции

   

Практикум- семинар «Интегрированное воспитание в ДОУ комбинированного вида»

1.5.Работа по самообразованию

Изучение научно-педагогической литературы по проблеме интеграции.

Изучение опыта других регионов России по проблеме интеграции.

2.Работа с родителями

Индивидуальные беседы с родителями о переходе ДОУ на интеграционное обучение и воспитание детей с нормой и детей с ООП.

Родительские собрания.

Цель: сформировать у родителей знания о значении интегрированного воспитания для детей.

В родительском уголке – консультация «Если Ваш ребенок ходит в интегрированный детский сад»

3.Взаимодействие с другими  организациями

 

ЧИПКРО – консультации об интеграционном воспитании детей, нормативные  документы, опыт работы

Договор с психологическим  центром «Лад» о совместной работе по внедрению интеграционного воспитания детей в ДОУ

4.Информационное обеспечение

цель: сбор информации для управления процессом внедрения интеграции в ДОУ.

   

Информирование о степени готовности необходимых документов.

5.Контроль, анализ и регулирование

Корректировка плана, доработка проектов документов

Организация индивидуальной работы со всеми участниками педагогического процесса.

Цель6 углубить представление о значении интеграции в ДОУ

Анализ адаптации и эмоционального состояния детей в интегрированных группах, анализ работы специалистов с детьми.


 

 

 

 

 

Формы организации

Содержание деятельности

Декабрь

Январь 

Февраль

1

2

3

4

1.Работа с кадрами

 

 

 

 

Отчеты о ходе интеграции в адаптационный период

 

 

 

 

1.1.Совещание при руководителе:

Цель: разработка проекта программы по интеграции в ДОУ

 

   

Проект программы «Интеграция в ДОУ комбинированного вида»

1.2.Педсовет: Аналитический

 

Анализ работы педагогического коллектива за первое полугодие в режиме интеграции

 

 

1.3.Работа с педагогами  творческой группы

 

 

Работа над созданием  проекта программы «Интеграция  в ДОУ комбинированного вида»

2.Работа с родителями

 

День открытых дверей

Цель: познакомить родителей с работой ДОУ в режиме интеграции.

 

 

3.Взаимодействие с организациями

Проведение ПМПк с участием специалистов центра «Лад»

 

ЧИПКРО – информационное обеспечение (новые документы, методики по интегрированному воспитанию детей в ДОУ).

4.Информационное обеспечение

Цель: сбор информации для  управления процессом внедрения интеграции в ДОУ

Составление проектов необходимых документов

Анализ учебно-методического материала.

Цель: провести коррекцию учебно-методического обеспечения нововведений

Подготовка памятки для родителей.

Цель: формирование позитивного отношения к интеграции в детском саду.

5.Контроль, анализ и регулирование

 

 

 

 

 

 

Контроль за работой интегрированных групп

Анкетирование участников проекта с целью выявить затруднения педагогов и положительные моменты в работе с детьми.                    Обмен опытом в работе с детьми интегрированных групп

Контроль за работой с родителями.

Коррекция представлений  об интеграции среди родителей


 

Формы организации

Содержание деятельности

Март 

Апрель 

Май

1

2

3

4

1.Работа с кадрами.

1.1.Совещание при руководителе.

Обсуждение эффективности  работы интеграционных групп.

.

Составление плана подготовки  ДОУ к новому учебному году в условиях интеграции.

Цель: спрогнозировать основные направления деятельности педагогического коллектива в период подготовки к новому учебному году.

 

1.2.Педсовет

   

Обсуждение содержания учебно-воспитательного  процесса за год в условиях интеграции детей с нормой и детей с ООП

 

1.3. Производственное совещание

 

Обсуждение плана подготовки к новому учебному году .

Цель: ознакомить коллектив с планом, обсудить, внести коррективы.

 

1.4.Работа с педагогами  творческой группы

Подбор диагностик, тестов, анкет для проведения мониторинга выполнения программы в интегрированных группах

 

Диагностика детей интегрированных групп.

Анализ работы воспитателей интегрированных групп за прошедший учебный год

 

2.Работа с родителями

 

Сообщение на родительском собрании об итогах работы интегрированных групп

 

3.Взаимодействие с организациями

Составление плана совместной работы специалистов ЧИПКРО, центра «Лад», «ДАР», Заб.ГПУ

в организации методической, диагностической и информационной помощи в интеграционном воспитании и обучении детей в ДОУ

4.Информационное обеспечение

 

Подготовка диагностических  материалов для мониторинга работы по внедрению интеграции в ДОУ

Подготовка учебно-методической базы к новому учебному году.


Внедрение интегрированного воспитания и обучения нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 53»

 

И.Ю. Пьянникова

О.В. Буркова

Л.А. Годлевская

Учителя-дефектологи  МДОУ 53

Г. Чита

 

        Интеграция  детей с отклонениями в развитии  в массовые образовательные учреждения – это мировой процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны. Такой подход к образованию неординарных детей вызван к жизни множеством причин различного характера. Совокупно их можно обозначить как социальный заказ общества и государства, достигших определенного уровня экономического, культурного и правового развития. Интеграция – это закономерный этап развития системы специального образования, связанный в любой стране мира, в том числе и в России, с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование.

               Дети с особенностями в развитии  нуждаются в помощи и поддержке.  Назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на дошкольное образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома сидящими у окна и наблюдающими за сверстниками. В системе специализированных заведений  или в домашних условиях у них практически нет возможности адаптироваться к жизни в обществе обычных людей. Для того чтобы эти дети не выросли изгоями, необходимо с раннего детства включать их в общую жизнь, оказывая при этом необходимую коррекционную и психологическую помощь.

   В последнее десятилетие в системе образования в России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в воспитательно-образовательном процессе -психолого-педагогическом сопровождении. Разрабатываются вариативные модели сопровождения, формируются его инфраструктуры (психолого-педагогические и медико-социальные центры, службы сопровождения ребенка, центры психолого-педагогического консультирования, и т.д. Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.

    Учитывая социальную  потребность населения в ранней  адаптации и социализации детей с нарушениями в развитии в среду нормально развивающихся детей,  Комитет образования г.Читы совместно с   коллективом ДОУ принял решение о создании интегрированных групп на базе  ДОУ.

Информация о работе Психолого- педагогические основы работы с детьми с ограниченными возможностями (ОВЗ) в дошкольном образовательном учреждении