Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 08:52, курсовая работа
Цель – изучение теоретических, психолого - педагогических основ и особенностей организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогические основы работы с детьми с ОВЗ.
2. Определить психологические условия успешной адаптации детей с ОВЗ в интеграционном процессе.
3. Познакомиться с основными аспектами работы с родителями, имеющими ребёнка с ОВЗ.
Введение …………………………………………………………………3
Глава I Теоретические основы работы с детьми с ограниченными воз-можностями развития.
1.1.Психолого - педагогические подходы к организации работы с детьми с ОВЗ…………………………………………………………………………6
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ…………10
1.3.Общие рекомендации по наполняемости групп в детских садах с детьми с ОВЗ……………………………………………………………………23
1.4. Работа с родителями, имеющего ребёнка с ОВЗ………………….29
Выводы по главе I……………………………………………………….32
Глава II Практическая часть.
2.1.Опыт организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ……33
2.2.Актуальное положение с организацией работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ в г. Чи-та……………………………………………………………36
2.3. Психолого – педагогические рекомендации по организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ………………………………………………41
Выводы по главе II……………………………………………………….44
Заключение……………………………………………………………….45
Список литературы………………………………………………………46
Приложения………………………………………………………………….
1.2. Дети с ограниченными
возможностями здоровья –
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания[3].
Группа школьников с ОВЗ
чрезвычайно неоднородна. Это определяется,
прежде всего, тем, что в нее входят
дети с разными нарушениями
Биологическое неблагополучие ребенка, являясь предпосылкой нарушения его взаимодействия с окружающим миром, обусловливает возникновение отклонений в его психическом развитии. Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения: так немота является следствием глухоты лишь при отсутствии специального обучения, а нарушение пространственной ориентировки, искаженные представления о мире вероятным, но необязательным следствием слепоты. Таким образом, уровень психического развития пришедшего в школу ребенка с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и даже степени выраженности первичного (биологического по своей природе) нарушения развития, но и от качества предшествующего обучения и воспитания.
Диапазон различий в развитии
детей с ОВЗ чрезвычайно велик:
от практически нормально
Вследствие неоднородности состава группы, диапазон различий в требуемом уровне и содержании школьного образования тоже должен быть максимально широким, соответствующим возможностям и потребностями всех детей с ОВЗ, включая как полное среднее образование, сопоставимое по уровню и срокам овладения с образованием нормально развивающихся сверстников, так и возможность обучения на протяжении всего школьного возраста основным навыкам жизни вместе с близкими людьми. Т.е. для каждой категории и внутри каждой категории детей с ОВЗ требуется дифференциация специального образовательного стандарта, разработка вариантов, на практике обеспечивающих охват всех детей образованием, соответствующим их возможностям и потребностям; преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванные тяжестью нарушения психического развития и неспособностью ребенка к освоению цензового уровня образования, а также ограничения в получении инклюзивного образования детьми с ОВЗ, достигшими к моменту поступления в школу уровня психического развития, сопоставимого с нормально развивающимися сверстниками.
1.3. Современные тенденции
в изменении состава
Состав группы школьников с ОВЗ в настоящее время явно меняется, при этом выделяются два взаимосвязанных процесса. Одной из ведущих современных тенденций является рост доли детей с тяжелыми комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания, что невозможно не учитывать при создании специального государственного стандарта общего образования. В его разработке должны быть представлены варианты, предусматривающие значительно более низкие, в сравнении со здоровыми сверстниками, уровни образования.
Вместе с тем, наряду с
«утяжелением» состава
Часть наиболее «благополучных» детей с ОВЗ «уходит» из специального образовательного пространства в общеобразовательное пространство массовой школы. Однако, Проект стандарта общего образования в настоящее время не предусматривает удовлетворение их особых образовательных потребностей в полном объеме и оказание им всей необходимой специальной психолого-педагогической помощи, что в результате ставит под угрозу реализацию права этих детей на получение адекватного их возможностям и потребностям образования.
На фоне перемещения части наиболее «благополучных» детей с ОВЗ в массовую школу, в специальной ( коррекционной) школе растет доля детей со сложной структурой нарушения развития, не способных осваивать цензовый уровень общего образования, сопоставимый с нормально развивающимися сверстниками. Эти взаимосвязанные тенденции изменения состава учащихся массовых и специальных школ являются устойчивыми, вследствие чего встают задачи более точной, чем в настоящее время, дифференциации уровней образования детей с ОВЗ, обучающихся в специальных (коррекционных) школах и обеспечения гарантий получения специальной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, обучающимся в общеобразовательной школе. Инструментом решения возникших на практике проблем должен стать государственный федеральный специальный стандарт общего образования для детей с ОВЗ.
1.4. Дети с ОВЗ – это
дети с особыми
Образовательное пространство
формируется культурными
Целью специального образования является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее. Преодолеть «социальный вывих» и ввести ребенка в культуру можно, используя «обходные пути» особым образом построенного образования, выделяющего специальные задачи, разделы содержания обучения, а также - методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.
Особые образовательные
потребности различаются у
· начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;
· ввести в содержание обучения
ребенка специальные разделы, не
присутствующие в программах образования
нормально развивающихся
· использовать специальные
методы, приемы и средства обучения
(в том числе
· индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;
· обеспечить особую пространственную
и временную организацию
· максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.
Соответственно, еще одним важнейшим основанием для разработки специального образовательного стандарта является необходимость предусмотреть в структуре образования удовлетворение как общих со здоровыми сверстниками, так и особых образовательных потребностей, единых для всех группы и специфичных для каждой категории детей с ОВЗ.
Только удовлетворяя особые
образовательные потребности
Таким образом, представлены факторы, определяющие необходимость разработки проекта специального стандарта образования каждой категории детей с ОВЗ. Неоднородность состава детей и максимальный диапазон различий в требуемом уровне и содержании образования обуславливает важность разработки дифференцированного стандарта, включающего такой набор вариантов, который даст возможность обеспечить на практике максимальный охват детей с ОВЗ образованием; гарантировать им удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей; преодолеть зависимость получения образования детьми с ОВЗ от места проживания, вида образовательного учреждения, тяжести нарушения психического развития, способности к освоению «цензового» образования.
Раздел II.
Общие положения концепции
специальных федеральных
2.1. Стандарт как общественный договор
Специальный федеральный
государственный
Стандарты в состоянии эффективно выполнить свою задачу лишь в случае, если их разработка и процедуры принятия будут основаны на выявлении и согласовании индивидуальных, общественных и государственных потребностей в общем образовании.
Стандарт рассматривается
как базовый комплексный
Стандарт может быть инструментом
правового регулирования
Результаты образования неразрывно связаны с условиями, в которых осуществляется образовательный процесс, причем условия отражают возможности общества (государства) в обеспечении образования. Определение целей без учета возможностей может привести к резкому увеличению потребности системы общего образования в ресурсах, которые в реальности не могут быть удовлетворены.
Возлагая на стандарты задачу гарантирования качества образования, необходимо понимать, что это накладывает и известные ограничения на сферу его применения и используемые стандартом ресурсы. Применительно к образовательным стандартам это означает необходимость введения понятия «минимального, но достаточного уровня образования», которое очертит круг и минимально необходимых ресурсов, гарантия предоставления которых становится обязательной прерогативой государства.
Этими соображениями предопределяется
роль условий осуществления
В качестве обязательного условия разработки федеральных государственных специальных стандартов общего образования для детей с ОВЗ должно стать его общественное обсуждение.
Правовая форма закрепления данного требования может выразиться в установлении обязательности опубликования стандарта в официальных средствах массовой информации за определенный Правительством Российской Федерации временной промежуток до их утверждения в установленном порядке.
2.2. Функции специальных
федеральных государственных
Разрабатываемый для каждой
категории детей с ОВЗ
· максимально расширить
охват детей с ОВЗ
· дать ребенку возможность реализовать на практике Конституционное право на школьное образование, вне зависимости от тяжести нарушения развития и возможностей освоения цензового уровня, от типа учреждения, где он получает образование;