Психолого- педагогические основы работы с детьми с ограниченными возможностями (ОВЗ) в дошкольном образовательном учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 08:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель – изучение теоретических, психолого - педагогических основ и особенностей организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогические основы работы с детьми с ОВЗ.
2. Определить психологические условия успешной адаптации детей с ОВЗ в интеграционном процессе.
3. Познакомиться с основными аспектами работы с родителями, имеющими ребёнка с ОВЗ.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………3
Глава I Теоретические основы работы с детьми с ограниченными воз-можностями развития.
1.1.Психолого - педагогические подходы к организации работы с детьми с ОВЗ…………………………………………………………………………6
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ…………10
1.3.Общие рекомендации по наполняемости групп в детских садах с детьми с ОВЗ……………………………………………………………………23
1.4. Работа с родителями, имеющего ребёнка с ОВЗ………………….29
Выводы по главе I……………………………………………………….32
Глава II Практическая часть.
2.1.Опыт организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ……33
2.2.Актуальное положение с организацией работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ в г. Чи-та……………………………………………………………36
2.3. Психолого – педагогические рекомендации по организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ………………………………………………41
Выводы по главе II……………………………………………………….44
Заключение……………………………………………………………….45
Список литературы………………………………………………………46
Приложения………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

переделище 2.docx

— 181.76 Кб (Скачать)

Нарушения зрения.

Слепые дети. К ним относятся  дети с остротой зрения от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с  коррекцией очками, дети с более  высокой остротой зрения (вплоть до 1, т.е. 100%), у которых границы поля зрения сужены до 10 – 15 градусов или  до точки фиксации. Слепые дети практически  не могут использовать зрение в ориентировочной  и познавательной деятельности.

Слабовидящие дети – это  дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками.

Дети с пониженным зрением, или дети с пограничным зрением  между слабовидением и нормой, - это дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией.

Нарушения опорно-двигательного  аппарата

Термин «нарушение опорно-двигательного  аппарата» носит собирательный  характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие генез органического и периферического типа.

Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве.

Нарушения функций опорно-двигательного  аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений.

Задержка психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии. Задержка психического развития рассматривается как вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости. В целом для данного состояния характерны гетерохронность (разновременность) проявления отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий. ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (астеническими, церебрастеническими, невротическими, неврозоподобными и др.), нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка.

Умственная отсталость

Умственно отсталые дети - дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение  психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза вследствие органической недостаточности ЦНС.

Множественные нарушения

К множественным нарушениям детского развития относят сочетания  двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, сочетание умственной отсталости и слепоты, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушений речи. В качестве синонимов в литературе используются и другие термины: сложный дефект, сложные аномалии развития, сочетанные нарушения, комбинированные нарушения и, все более утверждающееся в последнее время, - сложная структура дефекта, сложная структура нарушения или множественное нарушение.

Детский аутизм

Детский аутизм в настоящее  время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются аффективные проблемы и трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые определяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность собственного поведения.

 

 

 

 

 

 

Приложение №5

 

При реализации задач социально-педагогического  блока требуется тщательное планирование действий педагогов и крайняя  корректность при общении с семьей.

Представим в виде схем основные направления взаимодействия с семьей и формы организации психолого-педагогической помощи.

 

 

Формы организации психолого-педагогической помощи  семье.

1. Коллективные формы взаимодействия.

1.1. Общие родительские  собрания. Проводятся администрацией  ДОУ 3 раза в год, в начале, в середине и в конце учебного  года.

Задачи: - Информирование и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционно-образовательной работы;

  - Решение организационных  вопросов;

  - Информирование родителей  по вопросам взаимодействия ДОУ  с другими организациями, в том числе и социальными службами.

1.2. Групповые родительские  собрания. Проводятся специалистами  и воспитателями групп не реже 3-х раз в год и по мере необходимости.

Задачи: - Обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;

  - Сообщение о формах  и содержании работы с детьми  в семье;

  - Решение текущих  организационных вопросов;

1.3. “День открытых дверей”.  Проводится администрацией ДОУ  в апреле для родителей детей, поступающих в ДОУ.

Задача: - Знакомство с ДОУ, направлениями и условиями его работы.

1.4. Тематические занятия  “Семейного клуба”. Работа клуба  планируется на основании запросов и анкетирования родителей. Занятия клуба проводятся специалистами ДОУ один раз в два месяца.

Формы проведения:  - Тематические доклады;

- Плановые консультации;

- Семинары;

- Тренинги;

- “Круглые столы” и др. формы.

Задачи: - Знакомство и обучение родителей формам оказания психолого-педагогической помощи    со стороны семьи детям с проблемами в развитии;

  - Ознакомление с задачами  и формами подготовки детей  к школе.

1.5. Проведение детских праздников  и “Досугов”. Подготовкой и  проведением праздников занимаются  специалисты ДОУ с привлечением  родителей.

Задача: - Поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и распространение его на семью.

2. Индивидуальные  формы работы.

2.1. Анкетирование и опросы. Проводятся по планам администрации,  дефектологов, психолога, воспитателей и по мере необходимости.

Задачи: - сбор необходимой информации о ребенке и его семье;

- определение запросов  родителей о дополнительном образовании  детей;

- определение оценки  родителями эффективности работы  специалистов и воспитателей.

- определение оценки  родителями работы ДОУ.

2.2. Беседы и консультации  специалистов. Проводятся по запросам  родителей и по плану индивидуальной  работы с родителями.

Задачи: - оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и    воспитания;

- оказание индивидуальной  помощи в форме домашних заданий.

2.3. “Служба доверия”. Работу  службы обеспечивают администрация  и психолог. Служба работает с  персональными и анонимными обращениями  и пожеланиями родителей.

Задача: - оперативное реагирование администрации ДОУ на различные ситуации и предложения.

2.4. Родительский час. Проводится  учителями-дефектологами и логопедами  групп один раз в неделю  во второй половине дня с  17 до 18 часов.

Задача: - информирование родителей ходе образовательной работы с ребенком, разъяснение домашних заданий.

2.5. Прием врача (психоневролога, невропатолога).

Проводится врачом ДОУ  по запросам родителей.

Задача: - контроль здоровья детей.

3. Формы  наглядного информационного обеспечения.

3.1. Информационные стенды  и тематические выставки. Стационарные  и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах (например, “Готовимся к школе”, Развиваем руку, а значит и речь”, “Игра в развитии ребенка”, “Как выбрать игрушку”, “Какие книги прочитать ребенку”, “Как выполнять домашние задания”).

Задачи:  - информирование родителей об организации коррекционно-образовательной работы в ДОУ;

  - информация о графиках  работы администрации и специалистов.

3.2. Выставки детских работ.  Проводятся по плану воспитательно-образовательной  работы.

Задачи: - ознакомление родителей с формами продуктивной деятельности детей;

  -привлечение и активизация  интереса родителей к продуктивной  деятельности своего    ребенка.

3. 3. Открытые занятия специалистов  и воспитателей. Задания и методы  работы подбираются в форме,  доступной для понимания родителями. Проводятся два - три раза в  год.

Задачи: - создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;

  - наглядное обучение  родителей методам и формам  дополнительной работы с детьми      в  домашних условиях.

В реализации задач социально-педагогического  блока принимают все специалисты  и воспитатели специального детского сада. Сфера их компетентности определена должностными инструкциями[34].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №6

Таблица 1

Причины гиперактивности  [27]

 

Пренатальная патология

-токсикозы, 

-обострения хронических  заболеваний у матери,

-инфекционные заболевания, 

-травмы в области живота,

-иммунологическая несовместимость  по резус-фактору, 

-попытки прервать беременность,

-принятие алкоголя и  курение.

Осложнения при родах

-стимуляция родовой деятельности,

-неправильное положение  плода, 

-асфиксии,

-внутренние кровоизлияния,

-преждевременные, скоротечные  или затяжные роды.

Психосоциальные причины

-неадекватный стиль воспитания  в семье, 

-психотравмы,

-нежеланный ребёнок.




 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Психолого- педагогические основы работы с детьми с ограниченными возможностями (ОВЗ) в дошкольном образовательном учреждении