Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 08:52, курсовая работа
Цель – изучение теоретических, психолого - педагогических основ и особенностей организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогические основы работы с детьми с ОВЗ.
2. Определить психологические условия успешной адаптации детей с ОВЗ в интеграционном процессе.
3. Познакомиться с основными аспектами работы с родителями, имеющими ребёнка с ОВЗ.
Введение …………………………………………………………………3
Глава I Теоретические основы работы с детьми с ограниченными воз-можностями развития.
1.1.Психолого - педагогические подходы к организации работы с детьми с ОВЗ…………………………………………………………………………6
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ…………10
1.3.Общие рекомендации по наполняемости групп в детских садах с детьми с ОВЗ……………………………………………………………………23
1.4. Работа с родителями, имеющего ребёнка с ОВЗ………………….29
Выводы по главе I……………………………………………………….32
Глава II Практическая часть.
2.1.Опыт организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ……33
2.2.Актуальное положение с организацией работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ в г. Чи-та……………………………………………………………36
2.3. Психолого – педагогические рекомендации по организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ………………………………………………41
Выводы по главе II……………………………………………………….44
Заключение……………………………………………………………….45
Список литературы………………………………………………………46
Приложения………………………………………………………………….
Нарушения зрения.
Слепые дети. К ним относятся дети с остротой зрения от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками, дети с более высокой остротой зрения (вплоть до 1, т.е. 100%), у которых границы поля зрения сужены до 10 – 15 градусов или до точки фиксации. Слепые дети практически не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности.
Слабовидящие дети – это дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками.
Дети с пониженным зрением, или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой, - это дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией.
Нарушения опорно-двигательного аппарата
Термин «нарушение опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие генез органического и периферического типа.
Двигательные расстройства
характеризуются нарушениями
Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений.
Задержка психического развития (ЗПР)
Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии. Задержка психического развития рассматривается как вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости. В целом для данного состояния характерны гетерохронность (разновременность) проявления отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий. ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (астеническими, церебрастеническими, невротическими, неврозоподобными и др.), нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка.
Умственная отсталость
Умственно отсталые дети - дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза вследствие органической недостаточности ЦНС.
Множественные нарушения
К множественным нарушениям детского развития относят сочетания двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, сочетание умственной отсталости и слепоты, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушений речи. В качестве синонимов в литературе используются и другие термины: сложный дефект, сложные аномалии развития, сочетанные нарушения, комбинированные нарушения и, все более утверждающееся в последнее время, - сложная структура дефекта, сложная структура нарушения или множественное нарушение.
Детский аутизм
Детский аутизм в настоящее
время рассматривается как
Приложение №5
При реализации задач социально-
Представим в виде схем основные
направления взаимодействия с семьей
и формы организации психолого-
1. Коллективные формы взаимодействия.
1.1. Общие родительские собрания. Проводятся администрацией ДОУ 3 раза в год, в начале, в середине и в конце учебного года.
Задачи: - Информирование и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционно-образовательной работы;
- Решение организационных вопросов;
- Информирование родителей
по вопросам взаимодействия
1.2. Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями групп не реже 3-х раз в год и по мере необходимости.
Задачи: - Обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;
- Сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье;
- Решение текущих организационных вопросов;
1.3. “День открытых дверей”. Проводится администрацией ДОУ в апреле для родителей детей, поступающих в ДОУ.
Задача: - Знакомство с ДОУ, направлениями и условиями его работы.
1.4. Тематические занятия “Семейного клуба”. Работа клуба планируется на основании запросов и анкетирования родителей. Занятия клуба проводятся специалистами ДОУ один раз в два месяца.
Формы проведения: - Тематические доклады;
- Плановые консультации;
- Семинары;
- Тренинги;
- “Круглые столы” и др. формы.
Задачи: - Знакомство и обучение родителей формам оказания психолого-педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии;
- Ознакомление с задачами и формами подготовки детей к школе.
1.5. Проведение детских праздников
и “Досугов”. Подготовкой и
проведением праздников
Задача: - Поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и распространение его на семью.
2. Индивидуальные формы работы.
2.1. Анкетирование и опросы.
Проводятся по планам
Задачи: - сбор необходимой информации о ребенке и его семье;
- определение запросов
родителей о дополнительном
- определение оценки
родителями эффективности
- определение оценки родителями работы ДОУ.
2.2. Беседы и консультации
специалистов. Проводятся по запросам
родителей и по плану
Задачи: - оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания;
- оказание индивидуальной
помощи в форме домашних
2.3. “Служба доверия”. Работу
службы обеспечивают
Задача: - оперативное реагирование администрации ДОУ на различные ситуации и предложения.
2.4. Родительский час. Проводится
учителями-дефектологами и
Задача: - информирование родителей ходе образовательной работы с ребенком, разъяснение домашних заданий.
2.5. Прием врача (психоневролога, невропатолога).
Проводится врачом ДОУ по запросам родителей.
Задача: - контроль здоровья детей.
3. Формы
наглядного информационного
3.1. Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах (например, “Готовимся к школе”, Развиваем руку, а значит и речь”, “Игра в развитии ребенка”, “Как выбрать игрушку”, “Какие книги прочитать ребенку”, “Как выполнять домашние задания”).
Задачи: - информирование родителей об организации коррекционно-образовательной работы в ДОУ;
- информация о графиках
работы администрации и
3.2. Выставки детских работ.
Проводятся по плану
Задачи: - ознакомление родителей с формами продуктивной деятельности детей;
-привлечение и активизация
интереса родителей к
3. 3. Открытые занятия специалистов
и воспитателей. Задания и методы
работы подбираются в форме,
доступной для понимания
Задачи: - создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;
- наглядное обучение
родителей методам и формам
дополнительной работы с
В реализации задач социально-
Приложение №6
Таблица 1
Причины гиперактивности [27]
Пренатальная патология |
-токсикозы, -обострения хронических заболеваний у матери, -инфекционные заболевания, -травмы в области живота, -иммунологическая -попытки прервать -принятие алкоголя и курение. |
Осложнения при родах |
-стимуляция родовой -неправильное положение плода, -асфиксии, -внутренние кровоизлияния, -преждевременные, скоротечные или затяжные роды. |
Психосоциальные причины |
-неадекватный стиль -психотравмы, -нежеланный ребёнок. |