Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 08:52, курсовая работа
Цель – изучение теоретических, психолого - педагогических основ и особенностей организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогические основы работы с детьми с ОВЗ.
2. Определить психологические условия успешной адаптации детей с ОВЗ в интеграционном процессе.
3. Познакомиться с основными аспектами работы с родителями, имеющими ребёнка с ОВЗ.
Введение …………………………………………………………………3
Глава I Теоретические основы работы с детьми с ограниченными воз-можностями развития.
1.1.Психолого - педагогические подходы к организации работы с детьми с ОВЗ…………………………………………………………………………6
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ…………10
1.3.Общие рекомендации по наполняемости групп в детских садах с детьми с ОВЗ……………………………………………………………………23
1.4. Работа с родителями, имеющего ребёнка с ОВЗ………………….29
Выводы по главе I……………………………………………………….32
Глава II Практическая часть.
2.1.Опыт организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ……33
2.2.Актуальное положение с организацией работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ в г. Чи-та……………………………………………………………36
2.3. Психолого – педагогические рекомендации по организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ………………………………………………41
Выводы по главе II……………………………………………………….44
Заключение……………………………………………………………….45
Список литературы………………………………………………………46
Приложения………………………………………………………………….
Здесь, в отличие от предыдущего типа ЗПР, имеет место явление гипоопеки, или недостаточного внимания к воспитанию ребенка. Ребенок растет в ситуации безнадзорности, педагогической запущенности. Следствием этого является отсутствие представлений о моральных нормах поведения в обществе, неумение контролировать собственное поведение, безответственность и неспособность отвечать за свои поступки, недостаточный уровень знаний об окружающем мире.
Четвертый и последний тип ЗПР - церебрально-органического происхождения. Он встречается чаще остальных, и прогноз дальнейшего развития для детей с этим типом ЗПР по сравнению с предыдущими тремя, как правило наименее благоприятен.
Таким образом, по мнению Е. А. Стребелевой, в определении "задержка психического развития" "….отражаются как биологические, так и социальные факторы возникновения и развёртывания такого состояния". Затруднено полноценное развитие здорового организма. Задерживается становление личности развитого индивидуума и неоднозначно складывается формирование социально зрелой личности".[34] Н.Ю. Максимова и Е.Л. Милютина предлагают рассматривать ЗПР как: "….замедление развития психики ребёнка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладания игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности".[20].
Одним из основных условий эффективности работы с детьми с ЗПР является грамотно построенная система дифференциальной комплексной диагностики. Психологическое обследование ребёнка проводится наряду с дефектологическим и медицинским. В дошкольном возрасте диагностика должна проводиться особенно тщательно. Её целью служит дифференциация ЗПР от других нарушений, в частности:
-грубого речевого
-моторной алалии;
-умственной отсталости;
-лёгкой степени органической деменции;
-раннего детского аутизма и т.д.
Саму процедуру обследования можно начинать только после установления контакта психолога с ребёнком. Традиционной и широко используемой специалистами является диагностическая программа Г.Д. Забрамной. В ней представлен весь спектр методик, необходимых для выявления ЗПР у детей дошкольного возраста, кроме того, приводится чёткий критериальный анализ дифференциации ЗПР от нормы и умственной отсталости. Она выделяет диагностические показатели, требующие учёта при анализе результатов обследования:
Эмоциональная реакция ребёнка на факт обследования (адекватность поведения): в случае обследования ребёнка-дошкольника адекватным можно считать волнение, проходящее после установления контакта с психологом, неадекватным же являются такие проявления, как безразличие, фамильярность, гипервозбудимость.
Понимание сути инструкции: её характер (вербальная, невербальная); способность удерживать инструкцию на протяжении выполнения задания.
Характер деятельности ребёнка:
- наличие и стойкость интереса к заданию;
- активность ребёнка и
целенаправленность его
- наличие навыков самоконтроля и проявление волевых усилий;
- использование помощи (виды и мера);
4.Способность переноса показанного способа действия на аналогичные задания.
5. Критичность отношения к результатам своей работы.
6. Состояние моторики.
7. Уровень речевого развития.
Анализ данных параметров поможет специалисту понять качественное своеобразие дефекта. Диагностический материал, предлагаемый С.Д. Забрамной, направлен на выявление особенностей психического развития детей 3-5 лет. [12].
Гиперактивность - как одно из патологических проявлений является частью целого комплекса нарушений, которые составляют "синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)", включающий нарушения системы эмоциональной регуляции. Основными проявлениями СДВГ считаются гиперактивность, дефицит внимания и импульсивность. Не менее серьёзными вторичными нарушениями являются слабая успеваемость и трудности в общении. При неблагоприятных обстоятельствах в подростковом возрасте поведение гиперактивных детей может стать девиантным. [5]
Клинические проявления дефицита внимания у детей:
-беспокойные движения в кистях и стопах;
-неумение сидеть на одном месте;
-лёгкая отвлекаемость на посторонние раздражители;
-нетерпеливость;
-неумение доводить начатое до конца;
-очень быстрая
-болтливость;
-неумение играть, разговаривать тихо и спокойно;
-отсутствие умения
-спонтанность и
-суетливость;
-несформированность праксиса и мелкой моторики;
-малая продолжительность
сна и трудности при засыпании.
Более или менее отчётливыми проявления СДВГ становятся к 3-4 годам, но уже в раннем детстве такие дети выделяются среди сверстников высокой чувствительностью к внешним раздражителям, повышенным мышечным тонусом, плохим сном и расторможенностью во время бодрствования.[14] Настроение гиперактивных детей неустойчивое, наблюдается вспыльчивость, агрессивность, что часто приводит к конфликтам с окружающими. Большие трудности ребёнок испытывает в коллективе сверстников, которые отказываются общаться с ним, мотивируя это его драчливостью и неумением играть. В детском саду они постоянно нарушают режим и являются источником угрозы, как для себя, так и для окружающих сверстников вследствие моторной неловкости и неумения прогнозировать последствия своих поступков. Основной характеристикой умственной деятельности детей с СДВГ является цикличность, короткий период работоспособности (5-15 мин.) сменяется периодом "отдыха " мозга (3-7 мин.). Отсюда невозможность работы в общегрупповом режиме. [5]
Причины гиперактивности мы поместили в таблице в приложении №6
Таким образом, синдром дефицита внимания с гиперактивностью имеет множественную этиологию и представляет собой симптомокомплекс, сочетающий различные проявления. Поэтому и диагностическая, и коррекционная работа должна проводиться взаимосвязано различными специалистами – врачом, психологом, педагогом, при активном участии родителей. [6]
2.
Заболевания внутренних
3. Поражение и заболевания глаз, сопровождающиеся стойким снижением остроты зрения до 0,08 в лучшем видящем глазу до 15 от точки фиксации во всех направлениях. Дети с заболеваниями этой составляли 20% от общего числа детей-инвалидов.
Психическое развитие детей с дефектами зрения в значительной степени зависит от времени возникновения патологии и от времени начала специальной коррекционной работы, а это (психического развития) дефекты могут быть компенсированы за счет раннего и широкого использования функций сохранных анализаторов.
4. Онкологические заболевания, к которым относятся злокачественные опухоли 2 и 3 стадии опухолевого процесса после комбинированного или комплексного лечения, включающего радикальную операцию; неподдающиеся лечению злокачественные новообразования глаза, печени и других органов.
5.
Поражения и заболевания
6.
Хирургические заболевания и
анатомические дефекты и
7. Эндокринные заболевания.
Таким образом, можно было убедиться, что существует довольно большой перечень заболеваний, приводящих к инвалидности. Эти болезни, несомненно "оставляют свой след" на поведении ребенка, его отношениях с окружающими и в других сферах его жизни, создавая определенные "барьеры" на пути детей-инвалидов и их семей к нормальной жизни, к их интеграции в общество.[21]
1.3 Общие рекомендации
по наполняемости групп в
Система государственного специального образования включает в себя дошкольные образовательные учреждения специального назначения:
- ясли-сады;
- детские сады;
- дошкольные детские дома;
- дошкольные группы при
яслях-садах, детских садах и
детских домах общего
Комплектование учреждений происходит по принципу ведущего отклонения в развитии. Созданы дошкольные учреждения (группы) для детей:
- с нарушением слуха (глухих, слабослышащих);
- с нарушением зрения (слепых, слабовидящих, для детей с косоглазием и амблиопией);
- с нарушением речи (для детей с заиканием, с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием);
- с нарушениями интеллекта;
- с нарушениями опорно-
В специальных дошкольных учреждениях наполняемость групп меньше по сравнению с массовыми детскими садами (до 15 воспитанников).
В штат специальных дошкольных образовательных учреждений вводятся специалисты – логопеды, сурдопедагоги, олигофренопедагоги, тифлопедагоги, дополнительные медицинские работники.
Образовательный процесс в специальных дошкольных образовательных учреждениях осуществляется в соответствии со специальными комплексными программами обучения и воспитания, разработанными и утвержденными Министерством образования РФ для каждой категории детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.
В компенсирующих учреждениях организованы специальные виды занятий, такие, как развитие слухового восприятия, коррекция звукопроизношения, развитие зрительного восприятия, лечебная физкультура и др. Подобные направления работы имеются и в обычных детских садах, где они включаются в содержание общеразвивающих занятий.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья посещение специального дошкольного образовательного учреждения бесплатно (письмо Министерства просвещения СССР от 04.06.74 № 58-М «О содержании за государственный счет детей с дефектами физического или психического развития»).
В соответствии с типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 № 677, ДОУ обеспечивает воспитание, обучение, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются в дошкольные образовательные учреждения любого вида при наличии условий для коррекционной работы только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения ПМПК.
Большинство детей с ОВЗ воспитываются в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих группах детских садов комбинированного вида. Обучение и воспитание в дошкольных учреждениях осуществляются в соответствии со специальными коррекционно-развивающими программами, разработанными для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья.
Наполняемость групп устанавливается в зависимости от вида нарушений и возраста (две возрастные группы: до трех лет и старше трех лет) детей: