Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 08:52, курсовая работа
Цель – изучение теоретических, психолого - педагогических основ и особенностей организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогические основы работы с детьми с ОВЗ.
2. Определить психологические условия успешной адаптации детей с ОВЗ в интеграционном процессе.
3. Познакомиться с основными аспектами работы с родителями, имеющими ребёнка с ОВЗ.
Введение …………………………………………………………………3
Глава I Теоретические основы работы с детьми с ограниченными воз-можностями развития.
1.1.Психолого - педагогические подходы к организации работы с детьми с ОВЗ…………………………………………………………………………6
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ…………10
1.3.Общие рекомендации по наполняемости групп в детских садах с детьми с ОВЗ……………………………………………………………………23
1.4. Работа с родителями, имеющего ребёнка с ОВЗ………………….29
Выводы по главе I……………………………………………………….32
Глава II Практическая часть.
2.1.Опыт организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ……33
2.2.Актуальное положение с организацией работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ в г. Чи-та……………………………………………………………36
2.3. Психолого – педагогические рекомендации по организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ………………………………………………41
Выводы по главе II……………………………………………………….44
Заключение……………………………………………………………….45
Список литературы………………………………………………………46
Приложения………………………………………………………………….
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского
Курсовая работа
На тему: Психолого- педагогические основы работы с детьми с ограниченными возможностями (ОВЗ) в дошкольном образовательном учреждении.
Выполнила:
студентка заочного отделения
Гузь Наталья Александровна
Руководитель:
ст. преподаватель
кафедры психологии
образования
Ганина Оксана Борисовна
г. Чита – 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………3
Глава I Теоретические основы работы с детьми с ограниченными возможностями развития.
1.1.Психолого - педагогические
подходы к организации работы
с детьми с ОВЗ………………………………………………………………………
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ…………10
1.3.Общие рекомендации
по наполняемости групп в
1.4. Работа с родителями,
имеющего ребёнка с ОВЗ………………….
Выводы по главе I……………………………………………………….
Глава II Практическая часть.
2.1.Опыт организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ……33
2.2.Актуальное положение
с организацией работы с
2.3. Психолого – педагогические рекомендации по организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ………………………………………………41
Выводы по главе II……………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
В современном российском обществе сложилась стойкая тенденция интенсивного роста количества детей с "задержкой психического развития " различного генеза. На сегодняшний день отношение этих детей ко всей детской популяции составляет 20-30%. Этот показатель растет и складывается из следующих параметров:
- действительно возрастающего процента детей с задержкой психического развития относительно детей с нормальным психическим развитием;
-увеличения количества выявляемых детей с задержкой психического развития.[43]
В июне 2007 года Государственная Дума РФ внесла поправку в Закон об образовании: вместо термина "дети с отклонениями в развитии"теперь нужно говорить "дети с ОВЗ" с расшифровкой "дети с ограниченными возможностями развития".
Дети с ОВЗ входят в категорию детей, которые могут и должны обучаться и воспитываться вне изолированных коррекционных учреждений. Пребывание в них ограничивает возможность контактов с нормально развивающимися сверстниками, отрывает детей от социума, лишает возможности ориентироваться на нормальное развитие и затрудняет формирование их готовности к преодолению жизненных трудностей, что впоследствии нарушает социальную адаптацию и реабилитацию. Если учесть, что дошкольное детство является наиболее сензитивным периодом в развитии ребенка, то адаптация их к обществу должна проходить именно в этот период. Само общество уже подошло к изменению своего отношения к детям этой категории.[1]
Несмотря на то, что в России сложилась разветвленная дифференцированная сеть специальных учреждений, большинство ученых и практиков признает, что в последние десятилетия перспективным направлением в разрешении проблемы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в системе специального и общего образования нашей страны становится социальная адаптация в условиях интеграции:
-линия интеграции должна идти через раннюю коррекцию;
- параллельно с
Актуальность исследования
обусловлена противоречием
Объект исследования – психолого – педагогическая работа с детьми с ОВЗ.
Предмет исследования - особенности организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ.
Цель – изучение теоретических, психолого - педагогических основ и особенностей организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ.
Практическая значимость - мы считаем, данная работа может быть использована педагогами ДОУ, а разработанные рекомендации будут пригодны в деятельности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогические основы работы с детьми с ОВЗ.
2. Определить психологические
условия успешной адаптации
3. Познакомиться с основными аспектами работы с родителями, имеющими ребёнка с ОВЗ.
4. Выяснить уровень
5. Изучить опыт организации работы с детьми с ОВЗ в учреждениях г. Читы.
6. Разработать психолого – педагогические рекомендации по организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ.
ГЛАВА I. Теоретические основы работы с детьми с ограниченными возможностями развития.
1.1 Психолого - педагогические подходы к организации работы с детьми с ОВЗ.
Полноценное развитие ребёнка – одна из важнейших задач общества на современном этапе развития. Это требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав ребёнка на развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы родителей, медицинских работников, психологов и педагогов. Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании, прежде всего, связано с новым отношением к детям с проблемами в развитии. Дети, имеющие отклонения в интеллектуальной, физической, психической сферах, рассматриваются как объект особой общественной заботы и помощи, а отношение к таким детям становится критерием оценки уровня цивилизованности общества. [4]
Одним из первых идею максимальной ориентации в обучении на нормально развивающихся детей обосновал в своих трудах Л.С. Выготский. Он утверждал, что задачами воспитания ребёнка с нарушениями развития являются осуществление компенсации недостатков путём активизации деятельности сохранных анализаторов и его интеграция в жизнь. Причём компенсацию Л.С Выготский понимал не в биологическом, а в социальном аспекте, так как считал, что в коррекционно – воспитательном процессе приходится иметь дело не только с факторами первичного дефекта, но и с их вторичными наслоениями. За эти годы внесен весомый вклад в изучение психики и особых образовательных потребностей детей с интеллектуальным недоразвитием, глухих и слабослышащих; незрячих и слабовидящих; детей с тяжелыми речевыми нарушениями; нарушениями опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития; детей с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы (ранний детский аутизм); детей с комбинированными нарушениями.[22]
Научная разработка специфических закономерностей развития, организационных форм коррекционно-развивающего обучения и видов специальных образовательных учреждений обеспечила возможность создания дифференцированной государственной системы специального образования, включающей сегодня 8 видов специальных школ и 15 типов школьного специального обучения, дифференцированную систему дошкольной подготовки разных категорий детей с отклонениями в развитии, а также различные психолого-педагогические, медико-социальные центры, консультации и службы сопровождения развития детей.[13]
Все эти системы призваны решить проблему интеграции в общество человека с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями. Интеграция предполагает включение в социум, т.е. процесс и результат предоставления ребенку прав и реальных возможностей участвовать в различных видах социальной жизни детского сообщества наравне и вместе с остальными детьми в условиях, компенсирующих ему отставание в развитии, в том числе – интегрированное обучение.
Интегративный подход к обучению сегодня выдвинут в качестве стратегии специального коррекционного образования, но рассматривается как один из возможных подходов к реабилитации детей с проблемами в развитии, требующих разработки социальных, психологических и педагогических условий. Более всего в исследовании нуждаются вопросы: все ли дети могут быть интегрированы, как обеспечить средства для эффективной интеграции.
Важным вопросом является разработка единых подходов к диагностике нарушений, которые используют специалисты разного профиля. При этом речь идет не только о сопоставимых друг с другом методах диагноза проблем, но и вытекающих из диагностики рекомендациях, описывающих комплекс возможных коррекционно-развивающих мероприятий. Сегодня остаются не отработанными технологии взаимодействия специалистов в отдельных учреждениях и на межведомственном уровне.
От эффективной организации
ранней комплексной помощи зависят
предупреждение инвалидности и снижение
ограничения жизнедеятельности. Ранняя
комплексная помощь предполагает широкий
спектр долгосрочных медико-психолого-социально-
Психотерапевтические и
социально-психологические
Разнообразные аспекты развития процесса социальной защиты детей-инвалидов получили отражение в многочисленных периодических изданиях. Это различные нормативные документы, касающиеся социальной, экономической, юридической, духовной свободы ребенка-инвалида, опыт деятельности различных учреждений, специализирующихся на работе с детьми с отклонениями в развитии и на работе с детьми, оставшимися без попечения родителей, отзывы родителей, обсуждение актуальных проблем. Эти материалы часто публикуются в следующих изданиях: журнал "Социальная защита", "Социальная работа", "Журнал работников социальных служб", "Дошкольное воспитание", "Психолог в детском саду" и др.
1.2. Психолого - педагогическая характеристика детей с ОВЗ.
В настоящее время, каждый десятый в населении Земли, т.е. более 500 млн. человек имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами. Среди них не менее 150 млн. детей. Каждая четвертая семья сталкивается, так или иначе, с проблемой инвалидности. В США с населением более 250 млн. насчитывается около 20 млн. инвалидов.