Психолого- педагогические основы работы с детьми с ограниченными возможностями (ОВЗ) в дошкольном образовательном учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 08:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель – изучение теоретических, психолого - педагогических основ и особенностей организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогические основы работы с детьми с ОВЗ.
2. Определить психологические условия успешной адаптации детей с ОВЗ в интеграционном процессе.
3. Познакомиться с основными аспектами работы с родителями, имеющими ребёнка с ОВЗ.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………3
Глава I Теоретические основы работы с детьми с ограниченными воз-можностями развития.
1.1.Психолого - педагогические подходы к организации работы с детьми с ОВЗ…………………………………………………………………………6
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ…………10
1.3.Общие рекомендации по наполняемости групп в детских садах с детьми с ОВЗ……………………………………………………………………23
1.4. Работа с родителями, имеющего ребёнка с ОВЗ………………….29
Выводы по главе I……………………………………………………….32
Глава II Практическая часть.
2.1.Опыт организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ……33
2.2.Актуальное положение с организацией работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ в г. Чи-та……………………………………………………………36
2.3. Психолого – педагогические рекомендации по организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ………………………………………………41
Выводы по главе II……………………………………………………….44
Заключение……………………………………………………………….45
Список литературы………………………………………………………46
Приложения………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

переделище 2.docx

— 181.76 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки РФ

ФГБОУ  ВПО «Забайкальский государственный  гуманитарно-педагогический университет  им. Н.Г. Чернышевского

 

 

 

Курсовая работа

На тему: Психолого- педагогические основы работы с детьми с ограниченными возможностями (ОВЗ) в дошкольном образовательном учреждении.

 

 

 

 

Выполнила:

студентка заочного отделения 

Гузь Наталья Александровна

Руководитель:

ст. преподаватель

кафедры психологии

образования

Ганина Оксана Борисовна

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Чита – 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………3

Глава I Теоретические основы работы с детьми с ограниченными возможностями развития.

1.1.Психолого - педагогические  подходы к организации работы  с детьми с ОВЗ…………………………………………………………………………6

1.2.Психолого-педагогическая  характеристика детей с ОВЗ…………10

1.3.Общие рекомендации  по наполняемости групп в детских  садах с детьми с ОВЗ……………………………………………………………………23

1.4. Работа с родителями, имеющего ребёнка с ОВЗ………………….29

Выводы по главе I……………………………………………………….32

Глава II Практическая часть.

2.1.Опыт организации работы  с детьми с ОВЗ в условиях  ДОУ……33

2.2.Актуальное положение  с организацией работы с детьми  с ОВЗ в условиях ДОУ в г. Чита……………………………………………………………36

2.3. Психолого – педагогические рекомендации по организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ………………………………………………41

Выводы по главе II……………………………………………………….44

Заключение……………………………………………………………….45

Список литературы………………………………………………………46

Приложения………………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современном российском обществе сложилась стойкая тенденция  интенсивного роста количества детей с "задержкой психического развития " различного генеза. На сегодняшний день отношение этих детей ко всей детской популяции составляет 20-30%. Этот показатель растет и складывается  из следующих параметров: 

- действительно возрастающего  процента детей с задержкой  психического развития относительно детей с нормальным психическим развитием;

-увеличения количества  выявляемых детей с задержкой  психического развития.[43]

В июне 2007 года Государственная  Дума РФ внесла поправку в Закон  об образовании: вместо термина "дети с отклонениями в развитии"теперь нужно говорить "дети с ОВЗ" с расшифровкой "дети с ограниченными возможностями развития".

Дети с ОВЗ входят в  категорию детей, которые могут  и должны обучаться и воспитываться вне изолированных коррекционных учреждений. Пребывание в них ограничивает возможность контактов с нормально развивающимися сверстниками, отрывает детей от социума, лишает возможности ориентироваться на нормальное развитие и затрудняет формирование их готовности к преодолению жизненных трудностей, что впоследствии нарушает социальную адаптацию и реабилитацию. Если учесть, что дошкольное детство является наиболее сензитивным периодом в развитии ребенка, то адаптация их к обществу должна проходить именно в этот период. Само общество уже подошло к изменению своего отношения к детям этой категории.[1]

Несмотря на то, что в  России сложилась разветвленная  дифференцированная сеть специальных учреждений, большинство ученых  и практиков признает, что в последние десятилетия перспективным направлением в разрешении проблемы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в системе специального и общего образования нашей страны становится социальная адаптация в условиях интеграции:

-линия интеграции должна  идти через раннюю коррекцию;

- параллельно с общеобразовательным   блоком,  должен функционировать коррекционный блок; необходимо учитывать дифференцированные показания к интефированному обучению.[43]

Актуальность исследования обусловлена противоречием между  существующей многолетней практикой обучения и воспитания детей с проблемами в психическом развитии в специализированных изолированных учреждениях и возникшей  необходимостью социализации этих детей через раннюю интеграцию в социум, обусловленной  социокультурными  изменениями в Российском обществе.  К сожалению, на сегодняшний день в России не разработана целостная, эффективная система включения детей с ограниченными возможностями в социальную жизнь и гарантирующая им полноценную социальную защиту, возможности удовлетворения основных потребностей, реализацию интересов. Слабо разработана и система  включения детей с ОВЗ в массовые детские сады. Многие воспитатели оказываются в затруднительном положении, они оказываются не способными  воспитывать таких детей. Не хватает узких специалистов, не совершенна  материальная база детских садов, и конечно, в последнее время возросла наполняемость групп.  Эти наболевшие вопросы и послужили основанием выбора данной темы .

Объект исследования – психолого – педагогическая работа  с детьми с ОВЗ.

Предмет исследования - особенности организации   работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ.

Цель – изучение  теоретических, психолого - педагогических основ и особенностей организации работы с детьми  с ОВЗ в условиях ДОУ.

Практическая  значимость - мы считаем, данная работа может быть использована педагогами ДОУ, а разработанные рекомендации будут пригодны в деятельности.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть психолого-педагогические основы работы с детьми  с ОВЗ.

2. Определить психологические  условия успешной адаптации детей  с ОВЗ  в интеграционном процессе.

3. Познакомиться с основными   аспектами   работы с родителями,  имеющими ребёнка с ОВЗ.

4. Выяснить уровень наполняемости  групп при посещении этих групп детьми с ОВЗ.

5. Изучить опыт организации  работы  с детьми с ОВЗ в  учреждениях  г. Читы.

6. Разработать психолого – педагогические рекомендации  по организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. Теоретические основы работы с детьми с ограниченными возможностями развития.

1.1 Психолого - педагогические подходы к организации работы с детьми с ОВЗ.

Полноценное развитие  ребёнка  – одна из важнейших задач общества на современном этапе развития. Это  требует поиска наиболее эффективных  путей достижения этой цели. Защита прав ребёнка на развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы родителей, медицинских работников, психологов и педагогов. Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании, прежде всего, связано с новым отношением к детям с проблемами в развитии. Дети, имеющие отклонения в интеллектуальной,  физической, психической сферах, рассматриваются как объект особой общественной заботы и помощи, а отношение к таким детям становится критерием оценки уровня цивилизованности общества. [4]

Одним из первых идею максимальной  ориентации в обучении на нормально развивающихся детей  обосновал в своих трудах Л.С.  Выготский.  Он утверждал, что задачами воспитания ребёнка  с нарушениями развития являются осуществление компенсации недостатков путём активизации деятельности сохранных анализаторов и его интеграция в жизнь. Причём компенсацию Л.С Выготский понимал не в биологическом, а в социальном аспекте, так как считал, что в коррекционно – воспитательном процессе приходится иметь дело не только с факторами первичного дефекта, но и с их вторичными наслоениями. За эти годы внесен весомый вклад в изучение психики и особых образовательных потребностей детей с интеллектуальным недоразвитием, глухих и слабослышащих; незрячих и слабовидящих; детей с тяжелыми речевыми нарушениями; нарушениями опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития; детей с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы (ранний детский аутизм); детей с комбинированными нарушениями.[22]

Научная разработка специфических  закономерностей развития, организационных форм коррекционно-развивающего обучения и видов специальных образовательных учреждений обеспечила возможность создания дифференцированной государственной системы специального образования, включающей сегодня 8 видов специальных школ и 15 типов школьного специального обучения, дифференцированную систему дошкольной подготовки разных категорий детей с отклонениями в развитии, а также различные психолого-педагогические, медико-социальные центры, консультации и службы сопровождения развития детей.[13]

Все эти системы призваны решить проблему интеграции в общество человека с особыми образовательными потребностями и ограниченными  возможностями. Интеграция предполагает включение в социум, т.е. процесс  и результат предоставления ребенку  прав и реальных возможностей участвовать в различных видах социальной жизни детского сообщества наравне и вместе с остальными детьми в условиях, компенсирующих ему отставание в развитии, в том числе – интегрированное обучение.

Интегративный подход к обучению сегодня выдвинут в качестве стратегии специального коррекционного образования, но рассматривается как один из возможных подходов к реабилитации детей с проблемами в развитии, требующих разработки социальных, психологических и педагогических условий. Более всего в исследовании нуждаются вопросы: все ли дети могут быть интегрированы, как обеспечить средства для эффективной интеграции.

Важным вопросом является разработка единых подходов к диагностике  нарушений, которые используют специалисты  разного профиля. При этом речь идет не только о сопоставимых друг с  другом методах диагноза проблем, но и вытекающих из диагностики рекомендациях, описывающих комплекс возможных коррекционно-развивающих мероприятий. Сегодня остаются не отработанными технологии взаимодействия специалистов в отдельных учреждениях и на межведомственном уровне.

От эффективной организации  ранней комплексной помощи зависят  предупреждение инвалидности и снижение ограничения жизнедеятельности. Ранняя комплексная помощь предполагает широкий  спектр долгосрочных медико-психолого-социально-педагогических услуг, ориентированных на семью  и осуществляемых в процессе согласованной  работы специалистов разного профиля. Психологу при этом отводится  одна из важнейших ролей – в психологической поддержке семьи, разработке и контроле реализации индивидуальной программы развития ребенка, организации ранней целенаправленной работы по развитию его сенсомоторной сферы. [18]

Психотерапевтические и  социально-психологические программы "раннего вмешательства"  требуют высокого уровня квалификации специалистов-психологов. Задачами психолога становятся определение "координат" развития конкретного ребенка, психологических условий реализации особых образовательных потребностей в развивающем образовании, дифференциальная диагностика сложной структуры нарушений. Это становится возможным, если специального психолога широкого профиля, подготовленного для работы с разными категориями детей, сменят специалисты-психологи узкого профиля: детский или клинический психолог, специализирующийся в определенных областях как исследователь или преподаватель; детский или клинический психолог, специализирующийся в дифференциальной диагностике и коррекционной работе в  психолого-медико-педагогической консультации; психолог специальных образовательных учреждений; психолог-консультант, специализирующийся на работе по сопровождению семьи с ребенком с особыми образовательными потребностями; школьный психолог, специализирующийся на работе по сопровождению образовательной интеграции в массовой школе.[38] Но, пока этого в наших детских садах не наблюдается, в основном это психологи широкого профиля. Только в специализированных учреждениях работают узкие специалисты. (Например, в Чите, это такие учреждения, как Центр  "ДАР", "Ступеньки",  Краевая психиатрическая больница №1.)

Разнообразные аспекты развития процесса социальной защиты детей-инвалидов  получили отражение в многочисленных периодических изданиях.  Это различные нормативные документы, касающиеся социальной, экономической, юридической, духовной свободы ребенка-инвалида, опыт деятельности различных учреждений, специализирующихся на работе с детьми с отклонениями в развитии и на работе с детьми, оставшимися без попечения родителей, отзывы родителей, обсуждение актуальных проблем. Эти материалы часто публикуются в следующих изданиях:  журнал "Социальная защита", "Социальная работа", "Журнал работников социальных служб", "Дошкольное воспитание", "Психолог в детском саду" и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Психолого - педагогическая характеристика детей с ОВЗ.

 В настоящее время, каждый десятый в населении Земли, т.е. более 500 млн. человек имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами. Среди них не менее 150 млн. детей. Каждая четвертая семья сталкивается, так или иначе, с проблемой инвалидности. В США с населением более 250 млн. насчитывается около 20 млн. инвалидов.

Информация о работе Психолого- педагогические основы работы с детьми с ограниченными возможностями (ОВЗ) в дошкольном образовательном учреждении