Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 13:08, реферат
В дореволюционной России не существовало психологии труда как обособленной научной дисциплины, но с конца XIX в. в условиях развития капиталистического производства сложились объективные предпосылки для использования наук о труде, людях как субъектах труда и о производстве в целом.
В
дореволюционной России не существовало
психологии труда как обособленной
научной дисциплины, но с конца XIX
в. в условиях развития капиталистического
производства сложились объективные
предпосылки для использования
наук о труде, людях как субъектах
труда и о производстве в целом. В работах
специалистов-практиков, имеющих дело
с трудом и производством, были поставлены
задачи, которые следовало решать не на
уровне здравого смысла, но на основе научных
знаний. Так, в работах инженеров, технологов,
организаторов производства ставились
задачи профилактики несчастных случаев
и аварий, оптимизации орудий и условий
труда в целях повышения производительности
и качества труда, подбора рабочих, их
обучения, определения оптимальных форм
организации и оплаты труда. Инженером
И. И. Рихтером в 1895 г. была намечена новая
область техники безопасности железнодорожного
движения, которая должна была опираться
на новое направление прикладной психологии
— «железнодорожную психологию». В работах
Д. И. Журавского уже в 1874 г. специально
обсуждались вопросы подбора и обучения
администраторов, образцы идеального
выполнения административных обязанностей.
Фабричные врачи, медики, занимавшиеся
профессиональной гигиеной (Ф.Ф.Эрисман,
С.М.Богословский, Е.М.Дементьев и др.),
изучали причины профессиональных заболеваний,
разрабатывали гигиенические классификации
профессий. Врачи, физиологи и неврологи
(И.М.Сеченов, В.М.Бехтерев и др.) определили
нормы здорового труда с точки зрения
физиологии труда, исследовали влияние
различных внешних факторов на состояние
работоспособности человека.
Зарождение отечественной
В.М.Бехтерев (1857—1927), невролог, психиатр,
психолог и организатор науки, исследовал
влияние музыки, цвета на умственную работоспособность
людей. В Обществе нормальной и патологической
психологии в Петербурге в 1909 г. был заслушан
доклад его ученика А. Л. Щеглова об эргометрии,
которая понималась как комплексная научная
дисциплина о работоспособности человека,
базирующаяся на знаниях прикладной психофизиологии,
педагогики и психологии труда. Благодаря
работам ученика В.М.Бехтерева А. Ф. Лазурского
(1874—1917) оформилась отечественная школа
психологии личности, психологии индивидуальных
различий.
Педагоги общеобразовательных школ (К.Д.Ушинский,
П.Ф.Каптерев, В.П.Вахтеров, П.Ф.Лесгафт,
Н.А.Рыбников, В. М. Фармаковский и др.) ставили
проблемы нравственного и трудового воспитания,
развития у детей общих основ трудоспособности,
формирования волевых качеств, деловых
способностей, готовности подростков
к трудовой жизни, к выбору профессий.
Деятели профессионально-технического
образования (С. А. Владимирский, А.И.Лоначевский,
П. К. Энгельмейер и др.) обсуждали вопросы
сущности профессиональной компетентности,
профессионального мастерства, способностей
и возможности их формирования. Преподаватель
теоретической механики в Московском
высшем техническом училище П. К. Энгельмейер
разработал эвроло-гию, новое учение о
природе технического творчества и возможностях
его развития у студентов технических
специальностей. Его работы вызывали интерес
у психологов, он был принят в Московское
психологическое общество. В целом в стране
сложились практические задачи, осознанные
активными представителями общества как
социально-важные и требующие в своей
разработке научно-психологических знаний
(Климов Е.А., Носкова О. Г., 1992).
Следующий этап развития психологии труда
связан с возникновением за рубежом, а
потом и в нашей стране прикладной психологии,
получившей затем название психотехники.
Психотехника возникла в первые годы нашего
века. Предпосылкой ее развития явился
запас накопившихся в психологии и физиологии
экспериментальных данных и научных фактов,
которые находили практическое приложение
в разных сферах производства, медицины,
педагогики, экономической жизни. Так,
изучение чувствительности анализаторов
обнаружило индивидуальные различия,
наводившие на мысль о том, что необходим
подбор людей с более низкими порогами
чувствительности для тех профессий, где
требуется высокая острота зрения, слуха
или других органов чувств. Наблюдения,
свидетельствовавшие о различном воздействии
разных цветов на психику, привели к попыткам
применить цвет в качестве стимулятора
производственной активности рабочих,
для лечения некоторых психических заболеваний
и т. п.
Авторитет и влияние ее были столь велики, что есть все основания определить ее не как обычную научно-прикладную дисциплину, но и как масштабное общественное движение, перешагнувшее рамки собственной предметной области и включившее в себя наряду со специалистами-психологами как ученых других отраслей знания (физиологов, гигиенистов, управленцев, педагогов), так и практических работников.
Формирование и быстрое развитие психотехники, шедшее в ногу с охватившим в 20-е гг. страну движением за научную организацию труда, объяснялось не только насущной необходимостью решения задач повышения производительности труда, роста темпов производственного строительства, но имело и определенные социальные предпосылки. Очевидно, что государство диктатуры пролетариата, каким изначально являлась послереволюционная Россия, не могло не уделять серьезное внимание проблемам руководства, управления человеческими ресурсами, различным формам воздействия на человека, включая и психологическое воздействие.
С достижениями
зарубежной психотехники знакомится И.Н.Шпильрейн
в период своего обучения за рубежом
(в Гейтельбергском и
В 1923 г. Шпильрейн организует психотехническую лабораторию при Народном комиссариате труда СССР, вошедшую в 1925 г. в состав Московского государственного института охраны труда. Одновременно он создает секцию психотехники в Институте психологии при 1-м МГУ, задачей которой являлось проведение экспериментальных и теоретических исследований по психотехнике. Двадцатые годы становятся временем активной психотехнической практики. Объектами ее выступают: про-изводство, транспорт, школа, биржа труда, воинские подразделения и т. д. Основные направления психотехнических разработок: изучение профессий; профподбор и профконсультация; рационализация подготовки к профессиональному труду и условий труда; психогигиенические и психотерапевтические воздействия; повышение эффективности пропагандистской работы и т. д.
Огромный
размах психотехнического движения
требовал, в свою очередь, создания
единого координирующего
Таким образом, в результате развития психотехнического движения был накоплен разнообразный и богатый опыт взаимодействия психологии с практикой; как самостоятельная дисциплина оформляется прикладная психология, включающая ряд направлений исследования; осуществляется попытка осмысления и использования достижений, накопленных в зарубежной психотехнике, для решения практических задач хозяйственного строительства.
Второе, не менее важное обстоятельство,
стимулировавшее развитие прикладной
психологии, заключалось в социально-
Целям капиталистической эксплуатации
трудящихся служил тейлоризм, исчерпывающая
оценка которому дана В. И. Лениным. Целям
эксплуатации служила и психотехника,
что бы ни говорили ее теоретики о «надклассовости»
своей науки.
Одним из центральных направлений в психотехнике
был профессиональный отбор, основанный
на идее врожденных способностей и на
принципе однозначного, фатального предназначения
человека для какой-либо одной профессии.
Обширнейший круг работ, направленных
на изучение профессий, на разработку
тестовых методик, с помощью которых стремились
определить профпригодность, затмил собой
другие направления. Это привело к тому,
что даже в наше время понятия психотехники
и профотбора часто воспринимаются как
тождественные. Между тем психотехники
провели немало исследований, посвященных
раскрытию и устранению причин утомления
рабочего, рационализации режима труда,
формированию трудовых навыков, созданию
необходимой трудовой мотивации, организации
рабочего места. Зародышем будущего инженерно-психологического
направления можно считать такие работы,
как выбор наиболее рационального расположения
букв на клавиатуре пишущей машинки с
учетом времени двигательной реакции.
Известны работы В. Штерна, посвященные
критериям ценности свидетельских показаний
с учетом закономерностей внимания, -памяти,
влияния аффекта; на них в свое время ссылался
известный русский юрист Ф. Кони. Занимала
психотехников проблема рекламы: ее воздействие
на сознание и подсознание человека. Английский
психотехник Дилль Скотт разработал систему
хозяйственной педагогики - систему воспитания
рабочих и объединения их в «единые коллективы»
с предпринимателями.
Но, безусловно, самое заметное место
в психотехнике занимали профессиография
и профессиональный отбор. Одна из ярких
страниц вписана в этот раздел известным
психотехником Гуго Мюнстербергом. Он
разработал системы тестов для профессионального
отбора телефонистов, вагоновожатых, морских
штурманов, предпослав своим рекомендациям
тщательный анализ этих профессий. Особенный
интерес представляет предложенная им
установка для отбора вожатых трамвая,
позволявшая оценивать скорость действий,
с одной стороны, и осторожность и бдительность
- с другой. Эта установка представляла
coбой барабан с бумажной лентой, который
испытуемый вращал с удобной для него
скоростью. В прорезях барабана появлялись
цифры, обозначающие те или иные элементы
дорожной ситуации, и испытуемый должен
был называть буквенный индекс ситуации,
которую он считал опасной. Интегральный
показатель успешности объединял как
признак скорости, так и признак безошибочности.
Мюнстерберг писал, что он стремился воспроизвести
психологическую сущность профессии вожатого,
т. е., говоря современным языком, моделировать
деятельность. Естественно, что такой
подход позволил ему достичь значительной
достоверности прогнозов; количество
несчастных случаев (и убытки трамвайной
компании) резко уменьшилось, а популярность
психотехники заметно возросла.
Однако такие работы, как описанная выше,
были скорее исключением, чем правилом
в психотехническом решении проблемы
профессионального отбора. Главным недостатком
психотехники было механистическое понимание
способности к деятельности как набора
свойств, не связанных между собою и неизменных.
Для диагностики способностей применялись
наборы кратковременных испытаний - тестов,
дававших весьма неполную информацию
о тех или иных свойствах психики.
В условиях капитализма, где предложение
труда всегда превышает спрос, цели профотбора
и профориентации стали дополняться, а
в ряде случаев и полностью извращаться
целями политическими. Отбор осуществлялся
не столько по критерию психологической
пригодности человека к труду, сколько
по принципу его политической благонадежности.
Многочисленные службы профотбора и кабинеты
профконсультации стали своеобразным
орудием умиротворения рабочих, средством
расовой и политической дискриминации.
Тем не менее, стремление психологии выйти
за рамки научных лабораторий, связаться
с практикой было в свое время явлением
положительным, вызвавшим к ней интерес
во всех странах. Издавались специальные
журналы, собирались международные психотехнические
конгрессы. В нашей стране психотехника
как средство практического применения
психологических знаний пережила период
интенсивного развития в 20-е годы. В Москве,
Ленинграде, Казани, Харькове и в других
городах возникают психотехнические лаборатории.
Широко развертывается работа по изучению
профессий, ведется профессиональный
отбор.
В 1927 г. создается Всероссийское психотехническое
общество. Издается журнал «Психофизиология
труда и психотехника» (с 1932 г. он стал
называться «Советская психотехника»).
Наряду с применением традиционного профотбора,
при котором некритически заимствовались
тестовые методы буржуазной науки, советская
психотехника добилась ряда несомненных
достижений. Разработаны были схемы и
методы профессиографии, не потерявшие
своего значения до настоящего времени.
Проводились исследования динамики работоспособности
и утомления в зависимости от ряда факторов,
изучался процесс овладения навыками.
В работах передовых ученых высказывались
мысли об изменчивости способностей, о
возможности компенсации одних свойств
другими.
Конечно, наши предшественники,
работавшие в 20—30-х гг., вероятно, допускали
в своих исследованиях и
Психотехническая практика 1920—1930-х гг. в нашей стране вполне соответствовала уровню ведущих направлений зарубежной индустриальной психологии своего времени. Она расширила предметное поле исследований отечественной психологии, обозначила новые проблемы, требовавшие научной разработки. Опыт наших предшественников отражен во многих работах (Геллер-штейн С. Г., 1960; История советской психологии труда: Тексты..., 1983; Казаков В.Г., 1983; Котелова Ю.В., 1967; Курек С.Н., 1997, 1998; Носкова О. Г., 1997; Психологическая наука в России XX столетия, 1997).
Почему же в таком случае психотехника
в нашей стране фактически прекратила
свое существование в 30-е годы и
возродилась лишь «двадцать лет
спустя» уже как психология труда?
Кризис назревал внутри самой психотехники.
Вместе с зарубежными методами ею заимствовалась
чуждая, антигуманная по своей сути, методология.
Сказывались пренебрежение к теории, погоня
за цифрами без попыток проникнуть в стоящие
за ними закономерности. Механистические
позиции в профотборе приводили к грубым
ошибкам, вызывавшим иногда необходимость
накладывать запрет на отстранение людей
от работы на основании психотехнических
испытаний. А ликвидация безработицы в
нашей стране, казалось бы, выбила почву
из-под основного практического направления
психотехники - профотбора.
Однако многие недостатки были уже осознаны
и преодолевались передовыми представителями
науки. А проблема соответствия человека
его работе, проблема прогнозирования
успешности деятельности в условиях острого
дефицита рабочих рук лишь изменяли свои
аспекты, превращаясь в задачу подбора
рабочего поста, специальности, которые
позволили бы человеку максимально раскрыть
свои возможности и принести больше пользы
обществу.
Список используемой литературы: