Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 23:56, реферат
Целью психологии безопасности руда является изучение психики субъекта труда, его психические процессы, состояния, свойства личности, которые составляют необходимый внутренний компонент трудовой деятельности и делают ее безопасной.
Итак, безопасный труд в значительной мере проблема психологическая. Подтверждением этого является международная статистика, которая свидетельствует, что причинами травматизма 4% составляют опасные условия труда, а 96% - опасные действия. Так называемый «человеческий фактор».
Введение. 3
1 Сущность психологии безопасности труда. 4
2 Психологическая основа трудового процесса. 7
3. Понятие несчастного случая. 10
4. Вещественные и личные факторы возникновения несчастных случаев. 15
Заключение. 19
Список литературы. 20
Содержание:
Введение. |
3 | |
1 |
Сущность психологии безопасности труда. |
4 |
2 |
Психологическая основа трудового процесса. |
7 |
3. |
Понятие несчастного случая. |
10 |
4. |
Вещественные и личные факторы возникновения несчастных случаев. |
15 |
Заключение. |
19 | |
Список литературы. |
20 |
Введение.
Любая деятельность имеет субъективный характер. Под субъективностью понимается, как готовность выполнять определенные действия по-своему, поступать не запланировано, а в ряде случаев спонтанно, непредсказуемо; а также готовность к рефлексии своей деятельности (к осознанию своей спонтанности).
Целью психологии безопасности руда является изучение психики субъекта труда, его психические процессы, состояния, свойства личности, которые составляют необходимый внутренний компонент трудовой деятельности и делают ее безопасной.
Итак, безопасный труд в значительной мере проблема психологическая. Подтверждением этого является международная статистика, которая свидетельствует, что причинами травматизма 4% составляют опасные условия труда, а 96% - опасные действия. Так называемый «человеческий фактор».
Сущность психологии безопасности труда.
Психология безопасности труда – это область знаний, представляющая собой один из разделов психологии труда, является важнейшим звеном в структуре мероприятий по обеспечению безопасной деятельности человека.
Перед человеческим обществом на всех этапах его развития стояла задача повышения эффективности трудового процесса, совершенствования способов, производства продуктов и средств, необходимых для своего существования. В решении этой задачи возможны два пути, которые обусловлены двуплановостью любого трудового процесса: с одной стороны, в нем всегда присутствует объект, на который направлены усилия человека, с другой – субъект, сам человек, осуществляющие эти усилия. Первый путь - это оптимизация того, что связано с объектом труда, - средств, условий труда. Второй путь связан с познания субъекта труда – человека. С необходимостью раскрытия и учета его физиологических, биологических, социальных, психологических и других свойств.
Система субъективных особенностей трудового процесса обозначается понятием человеческого фактора.
Для психолога наиболее существенной особенностью трудовой деятельности человека является то, что она всегда целенаправленна, сознательна, активна, социально сформирована.
Трудовая деятельность человека представляет собой единство психического и физического. Одновременно она предполагает и цель, план действия и трудовые движения.
Понятно, что в основе деятельности человека лежат физиологические и биохимические процессы, протекающие в его организме, и, прежде всего в коре головного мозга. Всякие попытки игнорировать это специфическое для деятельности единство, приводит к упрощенному ее пониманию.
Например, рассмотрим деятельность водителя автомобиля, когда он находится на перекрестке дороги. Эта деятельность включает: как необходимое условие – умение водить автомобиль, знание правил дорожного движения, а так же поворот головы, движения глаз, переключение внимания, смену процессов возбуждения и торможения в различных участках коры головного мозга, изменения в сетчатке глаза, понимание воспринятого и целый ряд физических, биохимических, физиологических и психических явлений.
Все эти явления взаимосвязаны. Что является «психическим явлением»? Из перечисленного выше в деятельности автомобилиста это: «переключение внимания» и «понимание воспринятого».
Существуют три вида психических явлений: психические процессы, психические состояния и свойства личности.
Они должны изучаться только в единстве с человеческой деятельностью в целом.
Цели, которые в своей деятельности ставит человек, могут быть отдаленными, общими и более близкими, конкретными. Поэтому и понятие «деятельность» - весьма широкое. Например, цель рабочего – выточить деталь. Однако, для того, чтобы выточить ее, надо осуществить ряд действий, каждое из которых также имеет свою цель: пустить станок, пододвинуть резец и т.д.
Действие – это элемент деятельности, в результате которого достигается конкретная цель. Некоторые действия формируются сразу, без упражнения, только на основания понимания задачи, Но есть действия, которые формируются лишь в процессе упражнения, - навыки.
Навык, формируясь в процессе упражнения, автоматизируется, хотя и не выходит из- под контроля сознания, и в процессе его выполнения превращается в осознанную цель.
Навык как действие объединяет и физиологическое и психическое явление.
Его физиологическим механизмом является нейродинамический стереотип, представляющий собой систему условнорефлекторных связей в коре головного мозга, образующуюся при упражнении навыка. Но каждый навык имеет и свою психологическую структуру, в которую входят цель действия, намерение ее достижения, определенная организация восприятия, внимания, мышления, памяти, связи сенсорных и моторных компонентов движения, степень волевого усилия и т. д.
Ни один нормальный человек не хочет, чтобы с ним произошел несчастный случай. И в тоже время мировая статистика свидетельствует: подавляюще большинство таких случаев происходит по вине самих пострадавших.
В
чем причина такого парадокса?
Коротко на вопрос можно
Что же остается делать? Смириться с опасностями, которые мы сами на себя навлекаем? Разумеется – нет.
Психологические причины несчастных случаев поддаются изучению, а значит и профилактике. Разобравшись в их природе, психологическая наука открывает пути организации безопасной работы, дает эффективные практические рекомендации, полезные как руководителям производства, так и непосредственно исполнителям «рискованных» работ.
Трудовая деятельность является общим объектом изучения для таких дисциплин, как, например, гигиена труда, физиология труда, экономика, инженерные науки и др. Каждая из этих дисциплин, используя специальные знания, средства и методы, стремится к решению практических задач, направленных на рационализацию трудовой деятельности в том числе, на повышение ее безопасности.
Психология безопасности труда – это применение психологических знаний в области охраны труда.
Психологическая основа трудового процесса.
Создание зрительного образа представляет собой психическое явление, в возникновении которого участвуют орган чувств, непосредственно воспринимающий раздражение, нервный путь, по которому нервный импульс передается в зрительный центр, где окончательно синтезируется зрительный образ.
Ощущение, являющееся основой познавательного процесса, имеет вместе с тем рефлекторную природу. Рефлекторный процесс превращается в психическое явление, если в его деятельность включаются нервные центры коры головного мозга. Мы уже упоминали, что возбуждение оставляет своеобразный след в соответствующих центрах. Образы от виденного, услышанного откладываются в нашем мозгу и оживают, как только начинают действовать раздражители, оставившие следы в соответствующих участках мозга. Это свойство высшей нервной деятельности составляет основу такого психического явления, как память. Однако для деятельности головного мозга характерны сложные свойства. Связывая различные отпечатки от воспринятого ранее друг с другом, мы можем создать себе представление о таких вещах, с которыми мы еще не сталкивались, либо которых вообще нет в действительности. Так возникает воображение – одно из сложных явлений психики. Своими органами чувств человек воспринимает не только вещи и явления, но и слова, их обозначающие. Слово как комплексное раздражение может служить для обозначения какого-либо конкретного предмета или явления действительности, но в то же время оно позволяет человеку выразить связи, зависимость между предметами и явлениями, общие и существенные свойства вещей. Иначе говоря, человек отражает действительность не только в конкретных ощущениях, но и в абстрактных понятиях. Такую форму познания действительности, которая через понятия, суждения и выводы вскрывает внутренние, существенные взаимосвязи действительности, мы называем мышлением.
Мышление и речь возникают в процессе труда и представляют собой самую существенную особенность сознания. Сознательным мы называем такой психический процесс, который проходит с участием второй сигнальной системы. И человек и животное видят попадающий им на глаза какой-либо предмет. Но для животного вид предмета является лишь непосредственным раздражителем первой сигнальной системы, приводящим в действие определенную рефлекторную связь (например, вид пищи вызывает у голодного животного движения схватить ее). В то же время у человека, обладающего второй сигнальной системой, при виде предмета оживает в памяти его название или, если речь идет о незнакомом предмете, названия подобных предметов. Происходит процесс узнавания, представляющий собой сложное психическое явление.
Сознательное отношение к действительности создается благодаря участию психики в управлении сложными приемами и операциями, образующими трудовой процесс.
Важной предпосылкой трудовой деятельности является усвоение работником минимума знаний о средствах труда, технологическом процессе, выраженных в словах и определениях.
Рабочий должен знать, что он делает и для чего он делает. Понимание этого есть результат взаимодействия первой и второй сигнальных систем, включая высшие формы психической деятельности.
Следовательно,
самый простой вид трудовой
деятельности не может
Это положение имеет большое значение для организации трудового процесса в соответствии с требованиями безопасности работы. Необходимость осознания происходящего проявляется здесь более сложным образом.
Сознание всегда проявляется как активная деятельность, в ходе которой происходит восприятие вещей и понятий. Рассматривая безусловные рефлексы, мы видели, что основу деятельности здесь составляет ответ на непосредственное раздражение, возникающий без участия высших отделов нервной системы. Когда же в этом процессе участвует кора головного мозга, это означает включение второй сигнальной системы в деятельность двигательных центров, благодаря чему управление нашими поступками превращается в сознательный акт.
Под поведением в узком смысле, или индивидуальным поведением, мы понимаем сумму внешних проявлений человека, регулируемую чисто внутренними (психическими и физиологическими) факторами. Мы говорим о поведении в широком смысле тогда, когда оно определяется как внутренними, так и внешними факторами. Понятие поведения в широком смысле слова имеет особенно большое значение, когда мы говорим о безопасности труда, так как требования безопасности оказывают влияние в процессе работы на индивидуальное поведение человека. Это влияние может быть действенным при условии, если предъявляемые требования к поведению работника на рабочем месте становятся фактором, определяющим его индивидуальное поведение. Таким образом, целью исследования в области психологии безопасности труда является формирование поведения в коллективе.
А что такое поступок, или единичное действие? В индивидуальном поведении есть более мелкие его части, которые сами по себе имеют собственные цели. Собственная цель поступка, таким образом, может быть частью главной цели трудового процесса. Но не всегда тот или иной поступок мотивируется этой главной целью, иногда он является следствием плохого самочувствия работника в данный момент. Один из психологических аспектов обеспечения безопасности труда заключается в том, чтобы разумными рекомендациями по организации труда способствовать согласованности поступков, действий. Дело в том, что значительная часть несчастных случаев на производстве возникает из-за отсутствия координации поступков, что приводит к неправильному поведению работника.
Понятие несчастного случая.
Все факторы трудовой деятельности человека, снижающие безопасность его труда, одновременно могут способствовать возникновению несчастных случаев или быть их причиной. В то же время каждый момент деятельности по повышению безопасности труда приводит прямо или косвенно к сокращению числа несчастных случаев.
Что мы называем несчастным случаем? В научной литературе встречаются различные определения несчастного случая. Обобщая их, мы можем сказать, что несчастным случаем, называется травма или смерть, которая произошла на производстве в результате неожиданно возникшего непреднамеренного внешнего воздействия.
На первый взгляд такое определение может показаться общим, схематичным. И вот почему. Определение несчастного случая можно сформулировать лишь на основе общих и существенных особенностей всех несчастных случаев, а ведь несчастные случаи весьма многообразны, вызываются самыми различными причинами, да и размер ущерба, нанесенного пострадавшему, бывает разный. И, тем не менее определение общих и существенных особенностей несчастных случаев важно, потому что без него, например, нельзя было бы отличить несчастные случаи от умышленных преступных действий, от самоубийства или попыток подобного рода.
Рассмотрим это определение чуть-чуть детальнее. Несчастный случай - это опасное воздействие внешней среды, то есть такое воздействие предметов или процессов среды, окружающей человека, которое наносит вред его организму. Воздействия среды могут быть либо непосредственными внешними воздействиями, вызывающими травмы (например, на человека наехала автомашина или трамвай, или свалился тяжелый предмет, или ремень станка зажал его руку), либо такими внешними воздействиями, которые приводят к органическим изменениям и функциональным нарушениям (например, отравление ядовитыми веществами).