Сущность психологии безопасности труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 23:56, реферат

Краткое описание

Целью психологии безопасности руда является изучение психики субъекта труда, его психические процессы, состояния, свойства личности, которые составляют необходимый внутренний компонент трудовой деятельности и делают ее безопасной.
Итак, безопасный труд в значительной мере проблема психологическая. Подтверждением этого является международная статистика, которая свидетельствует, что причинами травматизма 4% составляют опасные условия труда, а 96% - опасные действия. Так называемый «человеческий фактор».

Оглавление

Введение. 3
1 Сущность психологии безопасности труда. 4
2 Психологическая основа трудового процесса. 7
3. Понятие несчастного случая. 10
4. Вещественные и личные факторы возникновения несчастных случаев. 15
Заключение. 19
Список литературы. 20

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 39.17 Кб (Скачать)

Несчастный случай происходит внешне неожиданно. Не следует, однако, понимать это таким образом, что вообще нельзя предвидеть несчастный случай. Например, если в одном из цехов предприятия пол скользкий и повсюду разбросана металлическая стружка, то легко можно предвидеть, что рано или поздно здесь произойдет несчастный случай. Для пострадавшего будет все-таки неожиданным воздействием, если он, поскользнувшись, повредит ногу или поранит руку: он не ожидал этого воздействия, не был готов к нему, вред был причинен ему совершенно неожиданно. Водитель автомашины, наезжая на человека, тоже поражается, когда замечает, что сделал неверное движение, поздно затормозил и тем вызвал несчастный случай; однако сам несчастный случай является закономерным следствием ошибки в действиях. Постороннему наблюдателю он представляется как явление, которое можно было заранее предвидеть.

Таким образом, неожиданность сама по себе означает понятие субъективное. Оно выражает позицию лиц, которые сами вызвали несчастный случай или пострадали от него, или были просто свидетелями при этом. И тем не менее фактор неожиданности, безусловно, необходимо включать в понятие несчастного случая, чтобы мы могли отличать его от заранее спланированных, умышленных действий с целью причинить вред другим или самому себе.

По тем же соображениям следует подчеркнуть, что воздействие, возникающее в связи с несчастным случаем и причиняющее травму или смерть, никогда не может быть преднамеренным. Встает вопрос, в какой мере несчастный случай является следствием воздействия, прямо или косвенно вызванного поступком человека. В качестве причины в значительной части несчастных случаев выступают неправильные поступки людей. Так, например, причиной большинства несчастных случаев на транспорте является ошибочное действие водителя: или он не затормозил вовремя, или не заметил обстоятельств (например, на его пути возник пешеход), требующих моментально изменить направление движения. Это так называемая ошибка внимания, следствием которой явился дефект действия (водитель или поторопился совершить движение, или неправильно выполнил его, либо совсем не выполнил). Правильному управлению своей деятельностью могут мешать как внешние факторы (например, плохая видимость), так и факторы чисто психического характера (например, отвлечение внимания вследствие процессов мышления или воспоминания). Причиной значительной части несчастных случаев на производстве могут быть ошибки в действиях, возникающие либо перед началом работы (например, рабочий забыл установить на станке или в помещении защитное приспособление), либо в ходе работы (например, рабочий нарушает границы опасной зоны, отмеченной запрещающими знаками, и т. п.). Непосредственной причиной других несчастных случаев являются неожиданно возникающие перебои, неисправности в работе машин, орудий труда. Внешне здесь несчастные случаи вызваны как будто не ошибками в действиях, но если разобраться поглубже в обстоятельствах их возникновения, то в большинстве случаев можно обнаружить упущения или небрежность в осмотре оборудования, уходе за ним, то есть как раз то, что относится к дефектам в действиях.

Таким образом, мы видим, что в возникновении значительной части несчастных случаев прямо или косвенно играет роль и психический фактор, хотя мы и утверждаем, что несчастные случаи не вызываются сознательно. В первой части данной книги мы детально познакомились с закономерностями психической деятельности человека и указывали, что не все действия и поступки людей управляются сознательно и целеустремленно. Целеустремленными мы называем лишь такие поступки, которые подготовляются и производятся осознанным решением и управляются волевыми психическими действиями. Целенаправленными могут быть и автоматически выполняемые действия, если в течение всего периода их выполнения сохраняется возможность сознательного вмешательства, прекращения, изменения или возобновления действия, если это действие проходит под контролем и управлением сознания. Несчастные случаи чаще всего происходят тогда, когда эта функция контроля и управления со стороны сознания временно исчезает вследствие неожиданного действия постороннего раздражителя или непроизвольного отвлечения внимания по какой-либо другой причине. В подобных случаях действие выполняется автоматически и, если не возникает необходимости изменить его, может быть выполнено успешно. Однако в тот самый момент, когда по какой-либо причине нужно изменить или скорректировать действие, наступает заминка, тем самым создается угроза несчастного случая.

Во многих случаях виновником и жертвой несчастного случая выступает одно и то же лицо. Например, от несчастных случаев на производстве, как правило, страдает тот, кто не выполнил правила безопасности или проявил беспечность во время работы.

Важную роль среди психических моментов, вызывающих несчастные случаи, играет так называемое отсутствие осознанности ошибочных действий. Однако отсутствие осознанности не означает, что лицо, вызвавшее несчастный случай, не несет ответственности за свой проступок. Степень ответственности следует оценивать по-разному. Это зависит, прежде всего от той роли, какую играли общие особенности поведения данного лица в возникновении несчастного случая. Бывает и так, что неверное действие, которое привело к несчастному случаю, само явилось закономерным следствием поведения рабочего, хотя, с его точки зрения, несчастный случай вызван случайными воздействиями. На рабочего, который вообще неосмотрителен и умышленно не обращает внимания на необходимые меры безопасности, ответственность за несчастный случай возлагается и в том конкретном случае, когда он ненамеренно допустил неверное действие. Другой случай: хотя рабочий и соблюдает меры безопасности, но вследствие неуравновешенности нервной системы его движения неуверенны; здесь ответственность за допущенную им ошибку ложится в первую очередь на лиц, которые не смогли своевременно обнаружить неуравновешенности рабочего и не перевели его на другую, менее опасную работу. По-иному следует решать вопрос об ответственности, например, когда причиной ошибочных действий рабочего является какой-то бытовой конфликт, эмоциональное потрясение, оказавшее психическое воздействие на его трудовую деятельность, когда подобные факторы отвлекают его внимание, а он не может противодействовать этому именно из-за своей взволнованности, временной эмоциональной неуравновешенности. Совсем иначе следует разбирать случай, если на уравновешенного, осмотрительно работающего человека было оказано неожиданное внешнее воздействие (например, его окрикнули), вследствие чего его внимание непроизвольно отвлеклось от процесса работы. В этом случае ответственность возлагается на того, кто помешал данному рабочему во время работы.

При расследовании причин несчастного случая следует принимать во внимание все индивидуальные особенности человека, допустившего ошибку, его связь с окружающей средой, отношение к товарищам по работе. Без этого невозможно найти виновного в возникновении несчастного случая.

В ходе выяснения этих вопросов часто приходится устанавливать объективную обусловленность отдельных несчастных случаев. Одни полагают, что несчастный случай - проявление чистой случайности. Другие это расценивают как существование некоей закономерности, по которой некоторые лица фатально подвержены несчастным случаям.

Закономерность возникновения несчастных случаев основана, таким образом, на диалектическом единстве случайных и необходимых моментов, и учет этого обстоятельства приводит к важным для практической работы выводам.

  1. За соблюдением правил безопасности необходимо следить с неослабевающей тщательностью, всегда, в любых условиях и по отношению к любому лицу, потому что человек, долгое время не подвергавшийся несчастному случаю, но работающий неосторожно, с такой же вероятностью окажется его жертвой, как и работник, впервые в жизни допустивший неосторожность.
  2. Для обеспечения безопасности труда недостаточно следить лишь за вещественными условиями производства, необходимо учитывать также и субъективные факторы, обусловливающие возможность несчастных случаев: индивидуальные особенности и эмоциональное состояние работника, психологическую обстановку на рабочем месте, поскольку любые отклонения в этой области даже при безукоризненных вещественных условиях труда могут вызвать несчастный случай.
  3. На основе учета объективного и субъективного факторов следует максимально стремиться к устранению всех возможностей возникновения несчастных случаев на данном рабочем месте.

 

Вещественные и личные факторы возникновения несчастных случаев.

 

Выяснить причины тех воздействий, которые привели к травме или смерти, - дело далеко не легкое. Одна часть причин оказывает свое действие лишь непосредственно, другая - только косвенно; одни причины непосредственно предшествуют несчастному случаю, и их нельзя обнаружить заранее, другие могут быть выявлены уже задолго до возникновения несчастного случая.

Для облегчения анализа мы различаем причины, обусловившие возможность несчастного случая, и причины, непосредственно вызвавшие его. Подсобный рабочий с грузом на плечах идет по мостику, переброшенному через ров; мостик закачался, рабочий поскользнулся и вывихнул себе ногу. Расследование показывает: во-первых, мостик не был закреплен должным образом, а поэтому легко мог раскачаться; во-вторых, рабочий, переходя по нему, заговорил с кем-то и невнимательно следил за своими движениями.

Здесь речь идет о двояком роде причин, из которых одни связаны с запущенным уходом за территорией, а другие - с неосторожностью рабочего. В приведенном примере причиной, обусловившей возможность несчастного случая, было плохое закрепление и шаткость мостика, а непосредственной причиной самого несчастного случая - неверное движение рабочего. Без обусловившей несчастный случай причины не реализовалась бы непосредственно вызвавшая его причина, то есть беспорядок на предприятии как бы создал возможность реализации неосторожности рабочего.

Учет причин обоих типов при анализе несчастного случая и установлении ответственности исключительно важен. В акте о расследовании разобранного нами несчастного случая в качестве его причины была указана неосторожность рабочего. Такое определение справедливо лишь в том случае, если мы учитываем только лишь причины, непосредственно вызвавшие несчастный случай. Возможно, рабочий действительно мог бы избежать несчастья, если бы более осторожно переходил через мостик, если бы он сконцентрировал свое внимание на точном контроле за своими движениями. И все-таки ответственность ложится не на него, потому что если бы мостик был установлен в соответствии с предписаниями безопасности, то несчастного случая не произошло бы. Таким образом, при определении ответственности всегда следует учитывать роль непосредственной причины лишь в ее взаимосвязи с причинами, обусловившими возможность несчастного случая.

Этот же пример показывает, что вещественные и личные факторы, как правило, проявляются во взаимном переплетении, образуют органическое единство. В рассмотренном примере вещественный фактор играл роль косвенной причины, а непосредственной причиной явился личный фактор, то есть неверное движение рабочего.

Среди личных факторов различается многообразие частных факторов, например, устойчиво неосторожное поведение, ошибки в действиях и дефекты внимания вследствие неожиданного внешнего влияния и т. д.

Как личные, так и вещественные факторы могут выступать и непосредственной, и косвенной причиной несчастных случаев. Все зависит от конкретных условий. Если, например, рабочий не пользуется защитным приспособлением, то такое упущение является личным фактором, косвенно обуславливающим возможность несчастного случая. Если же вслед за этим произойдет неверное, ошибочное движение, в результате которого рабочий получит повреждение, то ошибка в движении выступает здесь уже как непосредственная причина несчастного случая.

Неиспользование защитного средства может быть и вещественным фактором, например, то или иное защитное приспособление неисправно. То же самое касается и непосредственных причин: вызвать несчастный случай может и неожиданный, внезапно возникший дефект в машине. Другими словами, объективные и субъективные факторы взаимно связаны, взаимно влияют друг на друга и взаимно дополняют друг друга. Таких явлений, когда несчастный случай вызван или только субъективными, или одними объективными факторами, относительно мало. В большинстве случаев различные факторы переплетены настолько тесно, что лишь после тщательного анализа удается выделить каждый из них. Так, главную причину некоторых несчастных случаев всегда следует искать среди объективных факторов (например, дефект в машине, утечка газа, обвал на шахте), которые трудно предусмотреть заранее; в других несчастных случаях вредное воздействие является прямым следствием невнимательности человека, его неправильного или ошибочного движения. Обстоятельный анализ несчастных случаев показывает, что субъективные факторы играют более значительную роль в возникновении несчастных случаев, чем предполагается. Поэтому изучение и психический анализ роли субъективных факторов является довольно важной задачей для научного обоснования предупреждения несчастных случаев.

 

Заключение.

С точки зрения безопасности труда очень важно уяснить, что психическое управление трудовой деятельностью может происходить при самом различном участии сознания: от полной концентрации внимания до полного автоматизма. Физиологические основы этого явления заключаются в том, что для выполнения определенного поступка или совокупности поступков не всегда необходимы процессы такой же сложности в коре головного мозга, что в управлении движениями наряду с центрами головного мозга принимают участие и нервные центры спинного мозга. Здесь мы видим своеобразное разделение деятельности внутри нервной системы. Это дает возможность сократить нагрузку на нервную систему при выполнении работы, а также определить при организации труда степень участия сознания рабочих при выполнении отдельных элементов работы, что является важнейшим психологическим условием предупреждения несчастных случаев.

Значительная часть несчастных случаев, вызванных невнимательностью, происходит или из-за незнания трудящимися, когда и как надо управлять своими действиями, или из-за отсутствия у них навыка усваивать необходимые требования, превращать их во внутренние принципы, формирующие их поведение на рабочем месте.

 

Список литературы.

  1. Зарубин М.М. Практические советы психолога / М.М. Зарубин.- Ростов н/Д.: Феникс, 2006.-224с.
  2. В книге даны практические советы по правильному общению, преодолению негативных эмоций и стресса.
  3. 4.Кравченко А.И. Общая психология: учеб.пособие /А.И. Кравченко.- М.: Проспект, 2009.-432с.
  4. В систематической форме в книге излагаются новейшие достижения мировой психологии от ее зарождения до наших дней.
  5. 5.Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: учеб.пособие / В.Г. Крысько.-СПб.: Питер, 2006.-254с.
  6. В пособии отражены представления о психике людей, ее основных особенностях и характеристиках.
  7. 6.Немов Р.С. Общая психология: учебник / Р.С. Немов.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-400с.
  8. Книга, написанная известным автором многих учебников по психологии, построена на новом материале, отвечающем современному уровню развития психологической науки.
  9. 7.Психология и педагогика: учеб. пособие / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин.- М.: Центр, 2002.-256с.
  10. Содержание гуманитарных дисциплин в учебном пособии раскрывается на материалах современной и зарубежной литературы.
  11. 8.Психология развития: учебник / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Маркотина, Т.Г. Стефаненко и др.; под ред. Т.Д. Марцинковской - М.: Академия,2005.-528с.
  12. В учебнике рассмотрены различные аспекты понимания принципа развития в психологии, раскрыты представления о механизмах и движущих силах психического развития, их функционировании и значении.
  13. 9.Реан А.А. Психология и педагогика: учебник / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум.- СПб .: Питер, 2001.-432с.

Информация о работе Сущность психологии безопасности труда