Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:46, шпаргалка
Работа содержит ответы на 37 экзаменационных вопросов по дисциплине "Психология труда"
1. Возникновение и развитие психологии труда
2. Предмет психологии труда
3. Цели и задачи психологии труда
...
37. Педагог как субъект педагогической деятельности
1. Возникновение и развитие психологии труда
Психология труда — наука, изучающая психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду.
Психология труда начала формироваться на рубеже 19-20 вв. в связи с ростом производственной сферы, появлением новых видов трудовой деятельности и массовых профессий, усложнением требований к человеку
Возникновение психология труда связано с началом научной организации труда.
На первом этапе развития важнейшей проблемой психологии труда была проблема профессионального отбора. Анализ различий в производительности труда у работников, получивших примерно одинаковую подготовку, привёл к мысли о существовании более или менее стойких индивидуальных различий в сфере так называемых профессиональных способностей. Были созданы специальные методы — тесты, с помощью которых стало возможным количественно оценивать эти способности и на этой основе производить профессиональный отбор. Возникла необходимость тщательного изучения психологии профессий. Были вскрыты различия в профессиональных склонностях, интересах и мотивах, побуждающих людей предпочитать одни профессии другим, организованы специальные консультационные бюро по оказанию помощи подросткам, выбирающим профессию.
Возникла специальная ветвь психологии труда — профессиональная ориентация и профессиональная консультация. Появились специальные исследования законов развития профессиональных навыков и качеств, важных для различных видов труда. Задача этого раздела психологии труда — разработка рекомендаций по усовершенствованию методов обучения и применению специальных методов упражнения и тренировки.
Важную область психологии труда составило изучение колебаний работоспособности, связанных с утомлением, суточным ритмом, обоснование оптимального режима труда, при котором производительность и качество работы испытывали бы наименьшие изменения на протяжении рабочего дня, рабочей недели и т.д. Современная психология труда разрабатывает специальные методики, позволяющие измерять утомляемость и степень снижения работоспособности. В этой области психология труда тесно связана с физиологией труда.
В условиях современной научно-технической революции психология труда призвана изучать новые условия, формы и возможные стимуляции трудовой деятельности, новые профессии и требования к технически оснащенному труду. Психологии труда имеет тесные контакты с социологией труда, социальной психологией, инженерной психологией, организационной и экономической психологией, конкретной экономикой, производственной этикой, эргономикой, физиологией и гигиеной труда, кибернетикой, с комплексом управленческих дисциплин, прикладной математикой, квалиметрией, технической эстетикой и т.д.
2. Предмет психологии труда
Объектом психологии труда будем считать труд как исторически обусловленную форму социальной активности человека в качестве субъекта трудовой деятельности.
Предмет психологии труда включает в себя психологические факты (процессы, состояния, свойства) и закономерности, порождаемые трудовой деятельностью человека.
Предмет психологии труда составляют не только психологические факты, сопровождающие и появляющиеся в процессах непосредственной активности людей, в их поведении, деятельности, отдыхе, но и отдаленные во времени, отставленные, косвенные и кумулятивные эффекты. К таким эффектам можно относить опыт, компетентность, личностное и профессиональное развитие, равно как и разного рода профессиональные деструкции, деформации личности, например синдром психического выгорания .
Ввиду того что трудовая деятельность занимает доминирующую часть в жизни человека в плане как физического времени, так и развития его личности, предмет психологии труда должен включать основные составляющие подготовки человека к труду и восстановления, то есть обучение, переподготовку, профессиональную реабилитацию, а также психологическое сопровождение, в частности, как на стадии адаптации, так и на стадии завершения профессиональной карьеры. В современных условиях субъект труда уже не может рассматриваться исключительно как работник, то есть отдельный носитель рабочей силы, который быстро и легко вводится в процессы труда в соответствии со сложившимися структурами и технологиями, и так же быстро исключается из этих процессов, а все происходящее с ним впоследствии просто игнорируется наукой о труде.
3. Цели и задачи психологии труда
Психология труда есть комплекс дисциплин о теоретико-методологических, психофизиологических и психологических основаниях труда, о психологических характеристиках конкретной профессиональной деятельности, о профессионально важных качествах отдельного индивида как субъекта труда, его профессиональном становлении и развитии, кризисах и деструкциях.
Главная задача психологии труда при этом остается прежней – «изучать и помогать человеку строить оптимальную мотивацию и содержательную насыщенность труда» [126, с. 13].
Главные задачи психологии труда на современном этапе непосредственно связаны с общественными задачами совершенствования производственных отношений и повышения качества труда, улучшения условий жизни, устранения аварийных ситуаций, демократизации и формирования психологического типа работника, соответствующего культуре труда.
4. Основные направления изучения человека в трудовой деятельности
5. Инженерная психология и эргономика, их место в психологии труда
Под инженерной психологией понимают «научную дисциплину, изучающую объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем "человек-машина". Субъект труда — "оператор" — человек, взаимодействующий со сложной техникой через информационные процессы».
Термин эргономика (от греч. ergon — труд и nomos — закон, «закон работы») в 1857 г. предложил Войтех Ястшембовский, имея в виду новую науку о труде, основанную на изучении закономерностей науки о природе.
Становление инженерной психологии в 1940-1950-х гг. привело к утверждению понятия и идеологии «система "человек-машина"» (СЧМ); становление эргономики в 1960-х утвердило понятие «система человек - техника - среда» (СЧТС).
Под эргономикой понимается область знания, комплексно изучающая трудовую деятельность человека в системе «человек - техника - среда» (СЧТС) с целью обеспечения ее эффективности, безопасности и комфорта.
6. Теоретико – методические основы инженерной психологии
Инженерная психология - есть научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем "человек - машина" (СЧМ). Процессы информационного взаимодействия человека и техники являются предметом инженерной психологии.
В инженерной психологии главный субъект труда - это "оператор" - человек, взаимодействующий со сложной техникой через информационные процессы.
Условно можно выделить основные теоретико-методологические концепции инженерной психологии - по А.А. Крылову:
1. Основная концепция инженерной психологии. Главная идея основной концепции - общность закономерностей процессов управления в живых и неживых системах. Все основные функции управления передаются человеку-оператору, а сама реализация этих функций - есть преобразование информации, циркулирующей в данной системе. Сама информация понимается как всеобщее свойство материи, связанное с ее разнообразием. Выделяются разные уровни информационных отношений: 1) "натуральный" обмен информацией 2) речевой уровень (человеческое общение); 3) общение - как взаимодействие с техникой, а через них - с целыми техническими системами и средой, в которой они функционируют (это может рассматриваться даже как вариант взаимодействия человека с миром).
2. Концепции информационной модели, информационного поиска и эквивалента звена. Главная идея данной концепции: человек все больше удаляется от объекта управления и осуществляет свою работу "дистанционно"…Это означает, что оператор все больше работает не с самим объектом, а с его информационной моделью.
3. Концепции пропускной способности и последовательности действий. В основе данной концепции - определение качества работы по количеству обрабатываемой информации. Количественная оценка позволяет рассчитывать и более точно проектировать работу оператора. Концепция последовательных действий связана с построением модели временных затрат при выполнении конкретных действий и операций
4. Концепции количественной оценки рабочего процесса и надежности. Например, Г.М. Зараковский предложил количественные оценки некоторых психофизиологических характеристик деятельности оператора. В основе - составление и анализ алгоритмов рабочих процессов. Важным для анализа и оценки рабочего процесса является выявление отношений между членами алгоритма, т.е. между логическими условиями и исполнительными действиями (действия также называются "операторами"), что позволяет судить об интенсивности рабочего процесса, его логической сложности и стереотипности.
7. Оператор в системе "человек - машина" (СЧМ) и общая схема его деятельности.
оператор - человек, взаимодействующий со сложной техникой через информационные процессы.
Общая схема (и основные этапы работы) деятельности оператора СЧМ выглядит следующим образом:
1. Прием, восприятие поступающей информации, где выполняются следующие основные действия: обнаружение сигнала; выделение наиболее важных сигналов; расшифровка и декодирование информации; построение предварительного образа ситуации.
2. Оценка и переработка информации (в основе - сопоставление заданных и текущих режимов работы СЧМ), предполагают выполнение следующих действий: запоминание информации; извлечение из памяти нормативных информационных образцов; декодирование информации.
3. Принятие решения (во многом зависит от имеющихся альтернатив - от "энтропии множества решений"). При этом важную роль играет выделение оператором критерия правильного решения (критерия выбора одной из альтернатив), соответствующего представлениям оператора о цели и результате своей работы.
4. Реализация принятого решения, которая во многом зависит от готовности оператора быстро, на уровне автоматизма выполнять сложные действия в экстремальных условиях. Для поддержания такой (автоматизированной) готовности важную роль играют специальные занятия на тренажерах, где моделируются различные экстремальные ситуации.
5. Проверка решения и его коррекция (по возможности).
8. Психологические особенности системы "человек - компьютер"
Можно выделить следующие основные проблемы взаимодействия человека с компьютерными системами:
1. Гигиенические, медицинские проблемы, связанные с вредным воздействием компьютера на организм и нервную систему человека. С одной стороны, постоянно раздаются грозные предупреждения о недопустимости длительной работы с компьютером и т.п. С другой стороны, разработчики компьютерных систем постоянно совершенствуют средства защиты организма пользователей.
2. Высокая цена сбоев и ошибок при эксплуатации ЭВМ. Эта проблема усугубляется распространением "хакерских" шуток, когда ради баловства и самоутверждения разрабатываются все новые и новые "компьютерные вирусы", способные выводить из строя компьютерные системы целых организаций (включая оборонные системы). Эта проблема уже выводит нас в область этики.
3. Быстрая смена поколений ЭВМ, вызывающая необходимость постоянного поиска более совершенных компьютеров и программ. "Уважающие себя пользователи" просто обречены тратить все больше сил, времени и денег ради того, чтобы не отставать от "прогресса". Парадокс ситуации в том, что нередко важнейшим ориентиром компаний - производителей компьютеров является постоянное "придерживание" своих новинок для того, чтобы "держать цену" и заставлять хорошенько раскошеливаться потребителей своей продукции в лучших традициях "рыночной экономики".
4. Сложности ремонта и обслуживания компьютерной техники. В условиях РФ это выражается в том, что большинство фирм, торгующих компьютерами, часто не способны обеспечить качественный и недорогой ремонт продаваемой техники. "Лучше купите новый компьютер, чем ремонтировать имеющийся…", - эту фразу все еще можно услышать в салонах и мастерских. Дело доходит до того, что иногда отремонтировать компьютер могут даже школьники-старшеклассники, тогда как в "престижных салонах" уровень квалификации пока еще достаточно низок. Все поднаторели лишь на спекуляции компьютерами. Хотя, слава Богу, даже в РФ здесь есть и исключения…
5. Тотальное проникновение ЭВМ в частную жизнь человека. Любой уважающий себя "пользователь" рано или поздно подключается к глобальным компьютерным сетям. И тогда все, что делается на компьютере, может стать известно заинтересованным людям. Заметим, что само понятие "сеть" нередко ассоциируется с понятием "паутина". Что позволяет более спокойно и даже оптимистично смотреть на данную проблему, так это то, что большинство "пользователей" просто никому не нужны (на каждого "пользователя" не напасешься сотрудников органов безопасности). Но как только человек начинает занимать видное место в обществе, на него легко можно собрать довольно "солидное" досье. Такие досье не снились даже писателям-фантастам, предупреждавшим еще совсем недавно об опасностях компьютеризации. Таким образом, проблема все-таки остается…