Шпаргалка по "Психологии труда"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 37 экзаменационных вопросов по дисциплине "Психология труда"
1. Возникновение и развитие психологии труда
2. Предмет психологии труда
3. Цели и задачи психологии труда
...
37. Педагог как субъект педагогической деятельности

Файлы: 1 файл

Возникновение и развитие психологии труда.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

          6. Компьютеризация человеческого мышления, ограниченность компьютера ведет и к ограниченности человека-пользователя

          Рассматривая последнюю проблему, связанную с компьютеризацией человеческого мышления, В.П. Зинченко и Е.Б. Моргунов отмечают: "Наука сблизилась с техникой и отдалилась от человека. Это относится даже к естествознанию, даже к психологии, в которой возобладали технократические ориентации. Техника пытается включить в себя науку о человеке, рассматривая его как винтик, как звено, как агента, как компонент технической или социотехнической системы, а не как субъекта деятельности"

 

9. Эргономика как наука и практика

          Термин эргономика (от греч. ergon — труд и nomos — закон, «закон работы») в 1857 г. предложил Войтех Ястшембовский, имея в виду новую науку о труде, основанную на изучении закономерностей науки о природе. Организацию в 1949 г. первого эргологического исследовательского общества в Англии принято считать датой рождения новой науки. Становление эргономики в 1960-х утвердило понятие «система человек - техника - среда» (СЧТС).

С позиций эргономики трудовая деятельность рассматривается прежде всего как процесс преобразования информации и энергии, происходящий в системе «человек - орудие труда - предмет труда -окружающая среда».

Возникновению эргономики способствовали проблемы, связанные с внедрением и эксплуатацией новой техники и технологии в середине XX в. и не решаемые средствами технических и медицинских наук. Научно-техническая революция в промышленности и на транспорте настоятельно потребовала нового объединения наук при активном привлечении психологии, гигиены труда, художественного конструирования.

Основной целью эргономики является безопасность труда. Второй целью эргономики является повышение эффективности СЧТС. Третья цель эргономики состоит в обеспечении условий для развития личности трудящегося в процессе труда.

В совокупности обозначенные цели определяют семь теоретических задач эргономики:

1.   Разработка теоретических основ проектирования деятельности человека-оператора с учетом особенностей технических систем и среды.

2.   Исследование закономерностей взаимодействия человека с техническими системами и окружающей средой.

3.   Формулирование принципов создания СЧТС и алгоритмов деятельности человека.

4.   Выдвижение и проверка гипотез о перспективах развития труда в СЧТС.

5.   Создание методов исследования, проектирования и эксплуатации СЧТС.

6.   Разработка специфических категорий эргономики, отражающих особенности ее предмета, содержания, методов.

7.   Поиск и описание фактов, демонстрирующих связь качества труда человека с эргономическими параметрами технических систем и внешней среды.

Предмет эргономики определяется как трудовая деятельность человека в процессе взаимодействия с техническими системами в условиях влияния на него факторов внешней среды

 

11. Понятие об основных методологических принципах и методах психологии труда

Психология труда пользуется основными методами общей психологии, но из-за специфичности психической деятельности человека в процессе труда имеет свои методы, а также широко использует некоторые методы других наук.

Методы психологии труда в зависмости от того, для каких целей применяются и в чьих руках находятся, могут быть четырех видов: 1) методы специальных научных исследований, выполняемых квалифицированными психологами научно-исследовательских институтов; 2) методы психологии, используемые преподавателями профессионально-технических учебных заведений и мастерами производственного обучения и наставниками на производстве самостоятельно или вместе с сотрудниками научно-исследовательских институтов для усовершенствования методики учебно-воспитательной работы с учащимися; 3) методы научно-практических работ, осуществляемые инженерами-производственниками и квалифицированными рабочими, новаторами производства в целях повышения производительности труда; 4) ряд методов, применявшихся вначале только для исследовательских работ, но постепенно переходящих в процесс проведения испытательных работ. Испытания, применяемые при решении практических задач психологии труда, в том числе и при определении способностей человека и нормировании труда, должны иметь строго научное обоснование и соответствовать природе изучаемых психических явлений.

Метод должен быть подчинен решаемой задаче, а не задача должна применяться к методу. Поскольку исследования по психологии труда, кем бы они ни проводились, имеют целью научное обоснование ответов на вопросы практики, нередко весьма эффективна такая последовательность построения исследований: 1) широкое наблюдение и массовый опрос практиков; 2) анализ собранного материала и отбор заслуживающих внимания мнений и предложений с целью определения наиболее актуальных психологических проблем; 3) разработка рабочей гипотезы и методики исследования с применением соответствующих решаемым проблемам методов.

 

 

 

 

12. Неэкспериментальные методы психологии труда

Наблюдение является неотъемлемой частью любого вида деятельности психолога труда. В процессе наблюдения психолог получает сведения о самых разнообразных проявлениях рабочего поведения: о каналах получения информации, о загрузке анализаторов, об условиях внешней среды, о коммуникативных процессах в труде и т. п.

Для повышения объективности и точности наблюдения применяют ряд дополнительных приемов и методов, которые в первую очередь касаются регистрации результатов профессиональной деятельности. Наиболее распространенными среди них являются фотография рабочего дня, хронометраж, анализ продуктов трудовой деятельности.

Фотография рабочего дня представляет собой временную регистрацию последовательности выполнения действий, смену режимов труда и отдыха, вынужденных пауз в работе и т.п. Позволяет фиксировать действия и движения работника во время выполнения основной деятельности, мимику, маршруты передвижения во время работы. Результаты фотографии рабочего дня представляются в виде графиков, что дает отчетливое представление о чередовании работы и отдыха в процессе рабочего дня, соотношении основных и вспомогательных функций и удельном весе каждой из них в структуре деятельности.

Хронометраж — измерение времени трудовых операций. Он позволяет определить их длительность, частоту повторяемости в определенные промежутки времени, интенсивность трудового процесса.

Анализ продуктов трудовой деятельности. В качестве таковых могут выступать как материальные, документально фиксированные продукты деятельности (продукты промышленного и строительного производства, сельского хозяйства, инструменты и приспособления, документы, результаты изобразительного и графического труда, тексты и т. д.), так и функциональные (процессуальные) продукты деятельности (общественное настроение в коллективе, создаваемое его членами или руководителем; вербальная продукция работников в виде выступлений, докладов; а также поведенческие проявления активности работников).

Опросные методы традиционно представлены в двух формах: устного опроса (беседа, интервью) и письменного опроса (анкетирование).

Беседа является одним из широко распространенных в психологии труда методов и используется при освещении самого широкого круга проблем.

Анкетирование предполагает получение ответов опрашиваемых в письменной форме на заранее сформулированные вопросы, при этом психолог может не вступать в прямой контакт с работниками. Анкетирование проводится в тех случаях, когда нужно получить данные от большого количества людей в короткие временные сроки.

 

13. Экспериментальные методы психологии труда

Экспериментальные методы

a.       лабораторный эксперимент

b.      естественный эксперимент

c.       тестовый метод

Сущность эксперимента, основного метода в психологии, заключается в том, что явление изучается в специально созданной или естественной обстановке. Его главное достоинство — возможность создания определенных условий и их корректировки, точная фиксация результатов исследования и их использование в конкретной ситуации. Традиционно выделяют два вида эксперимента с точки зрения условий его организации: лабораторный и естественный.

Тестовый метод, в отличие от наблюдения, опросных методов и эксперимента, которые могут применяться для исследования различных элементов профессиональной среды и профессионально важных качеств, используется только при изучении субъекта труда. В отечественной психодиагностике предлагается три основных подхода к изучению психологических особенностей субъекта и, соответственно, три группы тестов: объективный, субъективный и проективный. Объективный подход предполагает диагностику особенностей личности на основе результатов выполнения определенных заданий и способа их выполнения. Тесты, реализующие данный подход, называются объективными. К их числу относятся тесты интеллекта и тесты способностей, достижений, с одной стороны, и некоторые личностные  тесты — с другой. Субъективный подход предполагает диагностику свойств, основанную на самооценке и самоописании человеком своего поведения и личностных особенностей. В эту   группу тестов входят самые разнообразные личностные тесты — опросники, которые подразделяют на тесты, оценивающие личностные черты, и тесты, диагностирующие;   интересы и установки людей.

Спецификой проективного подхода является проведение диагностики, основанной на анализе особенностей взаимодействия субъекта с внешне нейтральным, безличным материалом, на который субъект проецирует свои установки, желания и личностные качества.

 

 

 

14.Человек как субъекта труда.

Понятие S было употреблено Рубинштейном в 1935 году. Понимание человека как субъекта противостоит рассмотрению его пассивного существа. S – не ка человека, а человек обладающий кой. Человек не рождается S, а становится им в процессе деятельности. Понятие S позволяет ч/з внешние своеобразие активности человека, рассматривать внутр. хар-ки Д. Брушлинский А.В.: S – интеграция соц., природных и индивидуальных качеств человека, кот. осуществляется на протяжении всей жизни; Абульханова-Славская К.А.: S – высший уровень развития личности, кот. харак-ся ее способностью превращать собствен. жизнед-ть в предмет прктаического преображения; Климов А.А.: S – системная, разноуровневая организация ких пр. человека, которые соответствуют соц. ситуации развития, предмету, цели и усл. труда Д.

Свойства человека как субъекта труда. 1. Самостоятельное, целенаправленное в Д. и проф. развитии. 2. Способность генерировать личностный смысл для поддержания соц. проф. активности. 3. Человек выступает источником приобразования действительности. 4. Разное проф. самосознание. 5. Наличие внутр. норм оц. самоэффективности в Д. 6. Соц.-проф. ответственность как следствие свободы выбора. 7. Целостность Л. и кой стр-ры проф. Д. 8. Способность к саморегуляции и творчеству. 9. Сп-ть к саморазвитию. 10. Использование ких ресурсов как средств в Д. 11. Наличие личной истории и жизненного пути. 12. Способность решать внешние и внутренние противоречия.

 

 

 

16. Стадии цикла профессионализации

 

стадий профессионализации: профориентации, профотбора, профобразования, профадаптации, повышения квалификации.

Профессиональная ориентация — система мероприятий по ознакомлению с миром профессий и содействию в выборе профессии.

Профадаптация - процесс приспособления субъекта труда к особенностям трудовой деятельности.

 

17. Синдром «эмоционального выгорания» и копинг-стратегии

Синдром эмоционального выгорания — понятие, введённое в психологию американским психиатром Фрейденбергом в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. (переутомление). Сэв проявляется в виде нарастающего безразличия к своим обязанностям, происходящему на работе, дегуманизации в форме растущего негативизма по отношению как к пациентам или клиентам, так и к сотрудникам, ощущении собственной профессиональной несостоятельности, ощущении неудовлетворенности работой, явлениях деперсонализации, а в конечном итоге в резком ухудшении качества жизни.

Выделяются три ключевых признака СЭВ.Развитию синдрома эмоционального выгорания предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, а затем наступает первый признак - истощение. 2 - является личностная отстраненность. В крайних проявлениях человека почти ничто не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни положительные, ни отрицательные обстоятельства. 3 признаком является ощущение утраты собственной эффективности, или падение самооценки в рамках выгорания. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.

Выделяют 5 ключевых групп симптомов, характерных для синдрома эмоционального выгорания: - физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение; изменение веса; бессонница; плохое общее состояние здоровья) - эмоциональные симптомы (пессимизм, безразличие, ощущение беспомощности, агрессивность, раздражительность; тревога) - поведенческие симптомы (во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка); - интеллектуальное состояние (падение интереса к работе, скука, тоска, апатия,); - социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; скудные отношения на работе и дома; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег).

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии труда"