Шпаргалка по "Психологии труда"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 37 экзаменационных вопросов по дисциплине "Психология труда"
1. Возникновение и развитие психологии труда
2. Предмет психологии труда
3. Цели и задачи психологии труда
...
37. Педагог как субъект педагогической деятельности

Файлы: 1 файл

Возникновение и развитие психологии труда.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

 

33. Психограмма как модель индивидуально - личностных качеств профессионала

Термин «психограмма» был введен в начале XX в. немецким психологом В. Штерном, разработавшим методику составления обобщенного психологического портрета конкретной личности. Штерн предложил также состовлять частичную психограмму, которая отражала не все стороны личности, а только важные для определенной практической задачи. Так сложилась психограмма личности успешного профессионала, отображающая профессионально важные качества. При этом речь идет не о личности конкретного человека, работающем в профессии, а о типовом портрете успешного профессионала. Составление психограммы – итог тщательного изучения профессии с разных сторон. Этот процесс называется профессиографированием.

Этапы составления психограммы:

Установление перечня обязательных задач, выполняемых профессионалом.

Реконструкция действий, необходимых для достижения заданных целей (действий внешних и выполняемых во внутреннем плане).

Соотнесение важных часто встречающихся, ведущих профессиональных действий и психических функций, процессов, способностей, умений, обеспечивающих их выполнение.

Таким образом, составляется функциональная модель работы психики профессионала, устанавливаются предполагаемые профессиональные качества (ПВК) и требуемый уровень их развития (высокий, средний или низкий).

 

34. Индивидуальный стиль деятельности — способ деятельности, учитывающий индивидуальные качества (особенности) субъекта.

 

35. методы изучения индивидуального стиля деятельности - наблюдение, метод экспертных оценок (процедура получения оценки проблемы на основе группового мнения специалистов).

 

 

 

 

36. Психология труда учителя

В психологии педагогического труда принято выделять особенности личности учителя, деятельности и педагогического общения. При анализе психологии личности учителя выделяют прежде всего те особенности, черты, проявления личности, которые отвечают требованиям педагогической профессии, обеспечивают успешное овладение полноценной педагогической деятельностью, т.е. приобретают профессионально педагогическую значимость.

Большинство моделей педагогических способностей подразделяются на четыре подгруппы: 1) системные модели; 2) структурные модели; 3) псевдопрогнозирующие; 4) прогностические модели.

Главные компоненты педагогических способностей:



1)    способность делать учебный материал доступным для учащихся;

2)    понимание учителем ученика;

3)    творчество в работе;

4)    педагогическое волевое влияние на детей;

5)    способность организовывать детский коллектив;

6)    интерес к детям;

7)    содержательность и яркость речи;

8)   ее образность и убедительность;

9)    педагогический такт;

10) способность связывать учебный предмет с жизнью;

11 наблюдательность (по отношению к детям);

12) педагогическая требовательность и т.п.



Центральный уровень структурно-иерархической модели личности учителя составляют такие профессионально значимые качества, как педагогическое целеполагание ( П Ц ) , педагогическое мышление ( П М ) , педагогическая направленность- ( П Н ) , педагогическая рефлексия (ПР), педагогический такт (ПТ).

Список личностных свойств учителя весьма значителен (в алфавитном порядке): вдумчивость, вежливость, внимательность, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, педагогическая эрудиция, самостоятельность, скромность, смелость и т.д.

Эти личностные свойства могут быть сгруппированы для характеристики профессионально значимых качеств учителя, степень развитости которых может быть исследована с помощью специальных методик (там же).

Важным профессиональным качеством учителя является его стрессоустойчивость.

 

 

37. Педагог как субъект педагогической деятельности

Профессия Учителя, Педагога, как и профессия врача,— одна из древнейших. В ней аккумулирован тысячелетний опыт преемственности поколений. По сути, педагог — это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта. Общественно-культурная целостность народа, цивилизации в целом, преемственность поколений во многом обусловлены ролью Школы — Учителя. В меняющемся мире профессий, общее количество которых насчитывает несколько десятков тысяч, профессия Учителя (Педагога) остается неизменной, хотя ее содержание, условия труда, количественный и качественный состав меняются.

Выступая как индивидуальный субъект педагогической деятельности, педагог в то же время представляет собой общественный субъект — носитель общественных знаний и ценностей. В силу этого в субъектной характеристике педагога всегда соединяются аксиологическая (ценностная) и когнитивная (знаниевая) плоскости. При этом вторая включает также два плана: общекультурные и предметно-профессиональные знания. Являясь индивидуальным субъектом, педагог всегда представляет собой личность во всем многообразии индивидуально-психологических, поведенческих и коммуникативных качеств.

 

 



Информация о работе Шпаргалка по "Психологии труда"