Шпаргалка по "Психологии труда"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 37 экзаменационных вопросов по дисциплине "Психология труда"
1. Возникновение и развитие психологии труда
2. Предмет психологии труда
3. Цели и задачи психологии труда
...
37. Педагог как субъект педагогической деятельности

Файлы: 1 файл

Возникновение и развитие психологии труда.doc

— 216.00 Кб (Скачать)
tify">Для совладания со стрессовыми ситуациями человек на протяжении своей жизни вырабатывает так называемое копинг-поведение или копинг-стратегии – то есть систему целенаправленного поведения по сознательному овладению ситуацией для уменьшения вредного влияния стресса. (Фолкман и Лазарус).

1 стратегия – это конфронтация, или противостояние ситуации: агрессивная установка человека по отношению к тяжелым жизненным обстоятельствам, когда такие ситуации воспринимаются им как враждебная сила, которую надо победить и/или уничтожить.

2 стр – дистанцирование от проблемы или же откладывание ее решения. Человек пытается посмотреть на проблему словно бы из-за стекла.

3– стратегия самоконтроля, то есть стремление регулировать свои чувства и действия.

4 – поиск социальной поддержки, обращение за помощью к другим людям. (в ситуации острого горя) 5 – стратегия принятия ответственности. Это, напротив – путь сильных и зрелых людей, и подразумевает он признание собственных ошибок и их анализ с целью не допустить повторения.

6 – стратегия планового решения проблемы: то есть выработка плана спасения и четкое следование ему.

7 стратегия – это позитивная переоценка происходящего.

 

 

 

19. Понятие профессионально важных качеств

 

В контексте профессиографии профессионально важные качества (ПВК) рассматриваются как компоненты профессиональной пригодности, т. е. такие качества, которые необходимы человеку для успешного решения профессиональных задач. В силу сложности социально-психологического феномена «труд» и «профессия» к ПВК традиционно относят широкий спектр разных качеств — от природных задатков до профессиональных знаний, получаемых в процессе профессионального обучения и самоподготовки.

К ПВК относят также особенности личности (мотивация, направленность, смысловая сфера, характер), психофизиологические особенности (темперамент, особенности ВНД), особенности психических процессов (память, внимание, мышление, воображение), а в отношении определенных видов деятельности — даже анатомо-морфологические характеристики человека

В психологии труда ПВК традиционно рассматриваются как способности1 человека к профессиональной деятельности. способности понимают как свойство психологической функциональной системы обеспечивать достижение целей деятельности. Главными критериями способностей, отличающими их от других психологических образований, называют успешность деятельности, скорость и легкость овладения ею Среди общих способностей различают: интеллект, обучаемость, креативность.

 

 

 

 

21. Психология профессий

Психология профессий - новая отрасль отечественной прикладной психологии, изучающая психологические закономерности профессионального становления личности, особенности профессионального самоопределения, феноменологию профессионализации и психологические издержки этого процесса, а также проблемы профессиоведения.

П.п.- отрасль психологии труда,  к-рая в 70-х гг. XX в. становится составной частью синтетич. науки профессиологии. П.п., как и профессиология, объектами изучения имеет конкретные профессии (как реально существующие, так и проектируемые) и их классификации по различн. критериям. Предметом П.п. являются психологич. особенности каждой из профессий (и специальностей) и их классификации по психологич. критериям. Психологич. описание  профессии, включающее в себя перечень требований к личности, т. е. востребуемых способностей, называется психограммой. Для получения психограмм составляются специальные вопросники. Рез-т исследования П.п. может оформляться в форме не только психограммы, но и описания "модели личности профессионала", к-рая может быть двух видов: теоретич. и эмпирической. Нормативная теоретич. модель  личности профессионала составляется на основе нормативных требований, предусмотренных соответствующими инструкциями и положениями. Эмпирич. модель личности профессионала - это модель реально существующего в определенных конкретных условиях среднего типичного профессионала.

 

 

 

23. Классификация профессий

Представляя собой сложные социально-технические системы, профессии могут классифицироваться по разным основаниям в зависимости от научно-практических задач:

1)  по сфере деятельности и объекту труда: техника, природа, знаковые системы, художественное отображение действительности, работа с людьми;

2)  по целям деятельности: гностические (эксперт, ревизор), преобразующие (токарь, учитель), изыскательские (ученый-исследователь, композитор);

3)  по средствам труда: профессии ручного труда (представители ремесел), использующие автоматические системы (оператор);

4)  по условиям труда: близкий к комфортному микроклимат (бухгалтер, экономист, учитель), работа на открытом воздухе (агроном), необычные и экстремальные условия труда (водолаз, пожарный), условия повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей (следователь);

5)  по степени регламентированности труда: автоматический труд (строго регламентированный, с однообразными и однотипными операциями — рабочий - сборщик деталей), полуавтоматический труд (перечень заданий и приемов однообразен, но возможна вариативность в ритме, в стиле деятельности — секретарь-делопроизводитель), шаблонный исполнительный труд (задания и приемы однообразны, задания оговорены — швея), самостоятельный труд (в пределах задания возможность широкого выбора средств, стилей — инженер, конструктор), свободный творческий труд (научный работник, писатель, композитор).

Одна из признанных классификаций профессий предложена Е. А. Климовым. В ее основу положено представление о развитии форм материи и о типах объектных систем, с которыми взаимодействует человек в профессиональном труде. Профессии разных типов предполагают наличие у человека особых природных задатков, особой предрасположенности к специфическим профессиональным задачам, а отсюда и своеобразие результатов его деятельности.

Профессии типа «человек-природа» (агроном, ихтиолог, ветеринарный врач, биолог и др.).

Профессии типа «человек-техника» (наладчики, механики, водители, инженеры, конструкторы и др.).  Профессии типа «человек-человек» (преподаватель, воспитатель, тренер, инструктор, проводник пассажирского вагона, стюардесса, официант, продавец и др.).

Профессии типа «человек-знак» (корректор, программист, бухгалтер, экономист, математик). Профессии типа «человек - художественный образ» (музыкант, литератор, художник, дизайнер).

 

 

 

25.Мотивы трудовой деятельности

 

По содержанию мотивации трудовой деятельности можно выделить:

·      Трудовые мотивы, связанные с содержанием и целями трудовой деятельности.

·      Мотивы, связанные с системой жизненных отношений субъекта трудовой деятельности: чувство долга, престиж, известность.

·      Мотивы, связанные с желанием избежать неприятностей, негативного отношения со стороны других людей и т.п.

При этом труд может иметь различный психологический смысл для субъекта: а) отвечать трудовым мотивам (внутренние мотивы); б) служить средством достижения других, внетрудовых целей (внешние мотивы); в) выступать как необходимое условие для избежания неприятностей или негативных воздействий и отношений со стороны людей и общества.

 

Формирование трудовой мотивации.

Развитие мотивов трудовой деятельности идет двумя путями:

·      Через усвоение субъектом общественного значения труда в организации человеческой культуры и жизнедеятельности каждого человека.

·      Через заинтересованность субъекта самой трудовой деятельностью и ее результатами.

 

 

 

 

 

27. Динамика работоспособности человека в труде

Успешность выполнения трудовых задач и удовлетворенность этим процессом во многом зависит от уровня работоспособности субъекта труда, которая формируется в результате выполнения человеком конкретной деятельности, проявляется и оценивается в ходе ее реализации. Работоспособность — это соц-биолог свойство человека, отражающее его возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени с необходимым уровнем эффективности и качества.

В течение рабочей смены, суток, недели и за более продолжительные периоды времени отмечаются изменения уровня работоспособности, что связано с активацией и истощением ресурсов организма, колебанием активности психических процессов, развитием неблагоприятных функциональных состояний.

Динамика работоспособности имеет несколько стадий.

Стадия врабатывания (нарастающей работоспособности) — отмечается некоторое увеличение продуктивности труда, возможна гиперреакция организма, неустойчивость рабочих действий.

Стадия устойчивой работоспособности — проявляется в наиболее высокой и стабильной продуктивности и надежности труда, чувстве удовлетворенности процессом и результатами труда.

Стадия снижения работоспособности (развивающегося утомления) — вначале характеризуется возникновением чувства усталости, снижением интереса к текущей работе, затем нарастает напряженность психических и физиологических функций, снижается производительность труда.

Стадия восстановления работоспособности характеризуется развитием восстановительных процессов в организме, снижением психического напряжения и накоплением функциональных резервов. Различают текущее восстановление — в процессе работы после завершения ее наиболее напряженных этапов; срочное восстановление — непосредственно после окончания всей работы; отставленное восстановление — на протяжении многих часов после завершения работы.

 

28. Виды функциональных состояний человека

Все множество функциональных состояний делится на два основных класса - допустимых и недопустимых. Недопустимыми являются такие степени утомления, при которых эффективность деятельности переходит нижние границы заданной нормы или появляются симптомы накопления утомления, приводящие к переутомлению. Чрезмерное напряжение физиол-ких и психол-их ресурсов человека является потенциальным источником возникновения разных заболеваний. На этом основании выделяются нормальные и патологические состояния. Однако существует обширная группа пограничных состояний, возникновение которых может привести к болезни. Так, типичными следствиями длительного переживания стресса являются болезни сердечно-сосудистой системы, пищеварительного тракта, неврозы. Хроническое утомление является пограничным состоянием по отношению к переутомлению - патологическому состоянию невротического типа. С точки зрения приведенной выше классификации все пограничные состояния относятся к категории недопустимых. Они требуют введения соответствующих профилактических мер, в разработке которых непосредственное участие должны принимать и психологи.

 

31. Цели и задачи психологического анализа профессий

 

Психологический анализ профессиональной деятельности является основой для ряда таких научно-практических задач, как профотбор, профконсультация, профориентация, профадаптация и профреаби-литация, профобучение и профутомление, профтравматизм, реконструкция существующих и проектирование новых видов профессиональной деятельности.

Разработка принципов и методов психологического анализа профессиональной деятельности проводилась в рамках двух основных направлений. Задача первого направления состояла в исчерпывающем описании и тщательном психофизиологическом анализе различных профессий для решения психотехнических задач. Задача второго направления заключалась в создании психологической классификации профессий.

Большинство людей, включенных в определенную профессиональную деятельность, выбирают ее по разным причинам: одни по призванию, другие по стечению обстоятельств или советам близких; людей. Но в любом случае каждому человеку надо знать о психологических особенностях своей профессиональной деятельности. Больше всего знаний о психологии работника, особенностях его профессиональных и личностных качеств может нам дать психология труда.

 

32. Метод профессиографии, составление профессиограмм и психограмм

 

Профессиография — метод изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека. Используется в целях разработки информационных, диагностических, коррекционных и формирующих методических пособий и практических рекомендаций по обеспечению взаимосоответствия человека и профессии. Профессиография охватывает разные стороны конкретной профессиональной деятельности — социальные, соц-эконом, истор, технич, технологич, правовые, гигиенич, психологич, психофизиол и социально-психологические.

Профессиограмма— описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые  предъявляются к специалисту. Профессиограмма описывает психологические, производственные, технические, медицинские, гигиенические и другие особенности специальности, профессии. В ней указывают функции данной профессии и затруднения в ее освоении, Она включает в себя психограмму — портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств. Профессиограмма составляется специалистом по работе с персоналом совместно с руководителем и отражает: требования к должностным обязанностям работника; требования к рабочему месту; возможные пути дальнейшего профессионального маршрута работника; варианты профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации и др., т. е. все о конкретной должности применительно к специфике данной фирмы.

При составлении психограммы необходимо сочетание знаний и опыта профессионального психодиагноста и специалиста, знающего профессию, — в этом основная сложность. Психодиагност должен погрузиться в атмосферу работы фирмы, получить подробные консультации специалистов по конкретным видам деятельности. Зачастую психограммы создаются психологическими службами под заказ конкретных фирм, в которых работа с персоналом выведена на современный уровень. Также эту работу могут выполнить и специально подготовленные штатные психологи фирмы во взаимодействии с руководителями подразделений.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии труда"