Психология труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:46, доклад

Краткое описание

1.Предмет и задачи психологии труда. Объект изучения - человек как участник процесса создания потребительных ценностей. Психология труда изучает психологические закономерности, психические процессы и свой

Файлы: 1 файл

психология труда табл..doc

— 197.00 Кб (Скачать)
 
1.Предмет  и задачи психологии  труда. Объект изучения - человек как участник процесса создания потребительных ценностей. Психология труда изучает психологические закономерности, психические процессы и свойства личности в их взаимосвязи с предметам и орудиями труда, с физической и социальной средой. Задачи - гуманизация труда и повышение его производительности. Под гуманизацией труда понимаются профилактика переутомления, профессиональных заболеваний, предупреждение производственного травматизма и профессиональной деформации личности, повышение содержательности труда, создание условий для всестороннего развития трудящегося, расцвета его способностей. Для решения этих задач могут применяться  технические, технологические, санитарно-гигиенические, организационные мероприятия. Задачи: 1.Изучение закономерностей становления динамического равновесия системы «субъект труда - профессиональная среда»; 2.Изучение структуры и динамики профессионально значимых свойств индивида и личности; 3.Изучение структуры умений и навыков, обеспечивающих решение профессиональных задач в оптимальных и экстремальных условиях, а также факторов, определяющих устойчивость и динамику этой структуры; 4.Изучение структуры трудовых установок и мотивов трудовой деятельности, закономерностей формирования и перестройки этой структуры; 5.Изучение структуры состояний человека в труде и закономерностей динамики этих состояний; 6.Изучение взаимосвязей индивидных свойств, отношений личности и психических состояний как фактора успешности и безопасности труда. 
 
 

7. Психологические  признаки психологии  труда (по Е.А.Климову).

Проф. деят-ть - что, прежде всего, трудовая деят-ть. Признаки труда (Климов):

1) сознательное предвосхищение социально ценного результата (знание о продукте- рез-те труда; осознание его соц-ной значимости; аффективный тон соответствующего знания- отн-ие к этому знанию);

2) сознание обязательности достижения заданного рез-та (понимание ответств-ти; переживание ответствен);

  1. сознательное выделение и владение внешними и внутр ср-ми деят-ти (знание ср-в деят; практическое владение ср-вами деят-ти; переживания, связанные с применением ср-в деят-ти);
  2. осознанная ориентировка в межчеловеческих производственных отн-ях (понимание-знание вариантов взаимоотн; пережив взаимоотн).
 

8. Психологические регуляторы труда. 2 группы: 1. Побудительная регуляция, обеспечивающая намерения, помыслы, потребности, интересы - т.е. цели и мотивы деятельности. 2. Исполнительная регуляция, задающая образ цели, условий ее достижения и способов действия; плюс контроль исполнения как сравнение результата с внутренней моделью; в осуществлении этой регуляции решающая роль принадлежит когнитивным процессам - восприятию, мышлению, памяти, представлению. Виды регуляторов труда: 1. Образ объекта труда, который имеет уровни:  - непосредственный, чувственный, сенсорно-перцептивный - репрезентативный конкретный образ  репрезентативный отвлеченный, схематизированный 2. Образ субъекта труда: - актуальный Я-образ - знание о своем функциональном состоянии - обобщенный Я-образ, или Я-концепция 3. Образ субъект-объектных и субъект-субъектных  отношений.

(Основные  психологические регуляторы труда  Е. А. Климов): 1) образ объекта труда (чувственный образ; репрезентативный образ, например память, воображение); 2). образ S труда (актуальный «образ Я»; обобщенный «Я-образ» -представление себя во времени, представление себя представителем профессии, членом общества); 3). образ субъект- объектных и субъект- субъектных отн-ий (потребности, эмоции, хар-р, направленность личности и ее мировоззрение)

 
2.История  становления и  развития психологии  труда как отрасли  психологической  науки. Зарождение отеч психологии труда связано с  И. М. Сеченова. Обратился к изучению роли ощущ и восприятий в трудовых актах, ввел нов понятие активного отдыха как лучшего средства повыш и сохран работоспособности. След этап развития псих труда связан с возникнов за рубежом, а потом и в нашей стране прикладной психологии, получившей затем назв психотехники. Психотехника возник в перв годы наш века. Предпосылкой ее развит яв запас накопившихся в психологии и физиологии экспериментальных данных и научных фактов, кот находили практич прилож в разных сферах производства, медицины, педагогики, экономич жизни. Так, изуч чувствительности анализаторов обнаружило индивид различия => что необходим подбор людей с более низк порогами чувствительности для тех профессий, где треб выс острота зрения, слуха или др органов чувств. Наблюдения, свидетельствовавшие о различ воздейств разн цветов на психику, привели к попыткам применить цвет в качестве стимулятора производств активности рабочих, для леч некот психич забол и т. п. 2е обстоятельство, стимулир развитие приклад пс, заключ в соц-экономич-х условиях. В поисках средств для выжимания макс прибылей капиталисты обратились к пс, поставив перед ней задачу повыш КПД рабочих. 1м из централ направл в психотехнике был проф отбор, основанный на идее врожденных способностей и однозначного предназначения чела для к-л 1й профессии. Зародышем буд инженерно-психолог направл можно считать работы, как выбор наибол рациональ располож букв на клавиатуре пишущей машинки с учетом вр двигат реакции.. Англ психотехник Скотт разраб систему хозяйств педагогики - систему воспит рабочих и объединения их в «единые коллективы» с предпринимателями. Гуго Мюнстербергом разраб системы тестов для проф отбора телефонистов, вагоновожатых, морских штурманов, предпослав своим рекомендациям тщательный анализ этих профессий. Особ интерес - установка для отбора вожатых трамвая, позволявш оценивать ск-сть действий, осторожность и бдительность. Эта установка -  барабан с бумажн лентой, кот испыт вращал с удобн для него скор-ю. В прорезях барабана появл цифры, обознач те или иные элементы дорожн ситуац, и испыт должен был наз буквенный индекс ситуации, кот он считал опасной. Интегральный показатель успешности объед признак скорости + признак безошибочн. => кол несчастн случаев уменьш, а популярность психотехники возросла. Главн недостат психотехники было механистич понимание способности к деятельности как набора свойств, не связанных между собою и неизменных. Для диагност способностей примен наборы кратковрем испытаний – тестов -но неполн инфо о тех или иных св-х психики. В условиях капитализма, где предлож труда всегда превыш спрос, цели профотбора и профориентации стали дополняться, а в ряде случаев и полностью извращаться целями политич. Отбор осуществл не столько по критерию психологич пригодности чела к труду, сколько по принципу его политич благонадежности. Многочисл службы профотбора и кабинеты профконсультации стали средс-м расовой и политич дискриминации. Но стремление психологии выйти за рамки научных лабораторий, связаться с практикой было в свое время явлением + => интерес во всех странах. Издавались спец журналы, собирал международ психотехнич конгрессы. В нашей стране психотехника - интенсив развития в 20-е годы. В Москве, Ленинграде, Казани, Харькове и в др городах возник психотехнич лаб. Широко развертывается раб по изуч профессий, вед профотбор. В 1927 г. - Всероссийское психотехнич общество. Издается журнал «Психофизиология труда и психотехника». Разработаны схемы и методы профессиографии,. Проводились исслед динамики работоспособн, утомления в завис от ряда факторов, изуч проц овлад навыками. В работах ученых высказ-ь мысли об изменчивости способностей, о возможности компенсации 1х св-в др. Характерной особенностью психологии труда 50-70 г - преод сугубо прикладн характера. Разработка теории личности в советс психологии => глуб проникнов в психологию труда личностн подхода. Субъект труда - сплав св-в индивида и личности. Развитие инженерн психологии, => к перестрой ее понятийного аппарата, ставшего благодаря обогащению технич терминологией не только более широким, но и более строгим. Прикладн задачи реш в тесном содружестве с производством, по прямым заказам предприятий.

14. Проф пригодность.  Проф пригодность - соответствие данных личности требованиям выбираемой профессии. Она характеризует возможности чела по овладению к-л проф деят-стью. Она определяется такими критериями, как успешность овладения профессией и степень удовлетвор-сти чела своим  трудом. Обследование на профпригодность выполняет ф-и: консультирование, планир карьеры, индивидуаль развитие, отбор (подбор), аттестация, продвиж, сокращ, увольнен персонала. Она позвол прогнозировать успешность проф деят-сти личности. Прогнозирование представляет собой составление прогноза, т.е. вероятностного, аргументир-го заключения о результатив-сти буд деят-сти. Имеются данные, что лица с недостаточной профпригдностью конфликтны, испыт трудности в общении, а неудачный выбор профессии может сопровождаться асоциальным поведением. Профпригодность может рассматриваться  и как свойство личности, кот формируется в процессе проф деят-сти. Составляющими профпригодности явля проф важные качества – это индивидуальные особенности субъекта деят-сти, оказывающие влиян на эффективность и успешность ее освоения. Профпригодность – это соответствие инд-ных и личностных качеств требованиям, которые предъявляет данная профессия. Рассматривается в 3-х случаях: 1 при отборе и подборе кадров. 2. при выборе профессии; 3. при обучении какой-либо профессии. Критерии: хороший темп работы, высокое кач-во работы; высокое кач-во при высоком темпе. Обусловлена природными особенностями S труда, его мотивацией и обучением. В зависимости от сочетания его компонентов мы имеем разные уровни профпригодности. При определении применяются тесты-достижений, тесты-способностей, опросники на мотивационно-ценностные ориентации и уровень притязаний. При определении должны знать: требования профессии; показатели пригодности; учитывать, что испытывает находясь в стрессовой ситуации, учитывать не наличие способностей, а кач-во их выраженности.

 

_________________________________________

15. Проф отбор. Методики, используемые для проведения профотбора. Профотбор - прогностич процедура отбора лиц, проф пригодных к опреде виду деят-сти. Сущ медиц профотбор, учитывающий состояние здоровья, и психологический профотбор, выявляющий индивидо-типологические и личностн особ-ти. Если профессия не представляет особых требований и ограничений к возможностям человека, то в этом случае имеет место смягченный вариант профотбора - подбор. Профотбор, связанный с идеей рационального использования индивидуальных различий людей, позволяет решить ряд социально-экономических проблем: повышение производительности труда, экономия финансовых и материально-технических ресурсов, снижение травматизма и аварийности. Важное место занимает теоретическое и экспериментальное изучение проблемы профессионально важных качеств как физических, анатомических, индивидуально-типологических  и психологических особенностей человека, проявляющихся в успешности освоения или выполнения конкретной профессиональной деятельности. Предусматривается диагностика достаточно устойчивых психофизиологических функций (состояние анализаторных систем организма и типологические свойства ВНД), психических процессов, свойств и состояний. Помимо врожденных, диагностируются и приобретенные в процессе жизнедеятельности социально-психологические качества - коммуникативность, склонность к лидерству, направленность личности.

 
 

19.Надежность  субъекта труда.  Под надежностью объектов поним св-во изделия сохранять значение установленных параметров функционирования в определенных пределах, соответствующих заданным режимам и условиям использования. Надежность описывается такими параметрами, как безотказность, долговечность, сохраняемость и т.д. Централь понятием теории надежности явл отказ, т.е. утрата работоспос-сти. Основн показатели работоспос-сти - быстродействие, устойчивость, точность выполнения операции, нагрузочная характеристика. Разработаны способы повыш надежности: резервирование (аппаратурное, временное, информационное), разработка помехозащищающих программ, выбор оптимальных рабочих режимов, диагностический контроль, испытания на надежность и т.п. Проблема надежности чела есть всегда проблема индивидуальных различий. В его работах последовательно проанализирована особая роль «психофизиологических факторов личности» в индивидуализированной надежности чела в операторской деят-сти. Говоря об оперативной надежности,  опираются на характеристики индивида, кот выражаются в его способности к устойчивому сохранению оптимальных рабочих параметров (работоспособности, «бдительности», «помехоустойчивости» и т.п.) в течение заданных промежутков времени и при всевозможных усложнениях обстановки. Надежность считают существенно важной оперативной характеристикой чела, сталкивающегося с экстремальной ситуацией и решающего в условиях значительной напряженности достаточно сложные и ответственные задачи. Уровень надежности субъекта не может быть в надлежащей мере определен в таких условиях, которые не определяют повышенных требований хотя бы к одной из характеристик надежности. 

40. Показатели кач-ва СЧМС.  Количественные харак-ки того или иного св-ва называютс показателями качества СЧМС.

Существует ряд  показателей качестве влияющих па деят-ть ч-ка СЧМС и то же время зависящи. от его деят-ти: 1. Быстродействие – определяете временем прохождения инф-ии по замкнутому контуру СЧМС; 2. Надежность — характеризуе правильность решения стоящи: перед СЧМС задач. З.Точность работы оператора- определяется степенью отклонении некоторого параметра регулируемого или измеряемое оператором, от заданного или номинального значения. 4.Своевременность решении задачи СЧМС — оцениваете вероятностью того, что задач будет решена за время, не превышающее допустимое. 5. Безопасность труда ч-ка СЧМС — оцениваете вероятностью безопасной работы, б.Степень автоматизации СЧМС- характе-ет относительно

Количество инф-и перерабатываемой автоматическими устройствами, определяется по формуле. Большое значение при анализе и оценке СЧМС имею эргономические показатели – эргономичность с-мы, ее управляемость, обслуживаемост! освояемость и обитаемость. Он учитывают совокупность специфических св-в СЧМС обеспечивающих возможност осуществления в ней эффективно ???

 

21.Общая  характеристика функциональных  состояний (ФС). Психич состе чела - это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая ф-ю активного взаимодействия чела с внеш средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией. Сост чела в труд деят-сти классифицируют по признаку длит-сти, по ведущему компоненту, по степени напряжения их общего тонуса, по степени активной деят-сти сознания, по доминирующим в их стр-е св-ам личности и т.д. Психич сост: 1. Относительно устойчивые и длительные по вр состояния. -опред отнош чела к данному конкретному производству и конкретному виду труда. Эти сост (удовлетворен или неудовлетворен работой, заинтересованности трудом или безразличия к нему и т. п.) отраж общий психологич настрой коллектива; 2. Временные, ситуативные, быстропроходящие состояния. Возник под влиянием разного рода неполадок в производственном проц или во взаимоотнош рабочих; 3. Состояния, возникающие периодически в ходе труд деят-сти. По признаку преобладания 1й из сторон психики различ сост эмоциональные, волевые (напр, сост волевого усилия); состояния, в кот доминируют проц восприятия и ощущения (сост живого созерцания); сост вним (рассеянность, сосредоточенность); сост, для кот характерна мыслительная активность (задумчивость, вдохновение, озарение) и т.д. Наибол важна для психол труда классификация сост по ур напряжения, т.к. именно этот признак наиболее существен с точки зрения влияния состояния на эффективность деят-сти. Умеренное напряж - нормальное рабочее сост, возник под мобилизующим влиянием труд деят-сти. Это сост психич активности - необходимое условие успешного выполнения действий. Оно сопровождается умерен изменением физиологич реакций организма, проявляется в хорош самочувствии, стабильном и уверенном выполн действий. Умеренное напряж соответ работе в оптимальном режиме. Повыш напряж сопровож деят-сть, протекающую в экстрем условиях. Оптимал режим работы осуществл в комфортн условиях, при нормальной работе технич устройств. Обстановка явл привычной, рабочие действия осуществл в строго определ порядке, мышл носит алгоритмический характер. В оптималь условиях промежуточные и конечные цели труда достиг при невысок нервно-психич затратах. Обычно здесь имеют место длительное сохран работоспособности, отсутствие грубых нарушений, ошибочных действий, отказов, срывов и др аномалий. Экстремальные условия - условия, требующие от работающего максимального напряжения физиологич и психич ф-й, резко выходящего за пределы физиологич нормы.

 
 
 

18.Прогрес  и регрес стадии  проф развит Л.

Прогрес стадия - прежде всего связана с формир мотивов проф деят-сти и стр-ры проф способностей, ЗУНов. Проф мотивация -сист внутр побуждений, кот вызывают труд активность чела, направл ее на достиж проф целей и регулир стр-ру и ф-и деят-сти. Выдел 5 ур потребностей: физиолог потребности; потребности в безопасн; потребн в соц связях; потребн в самоуваж; потребн в самоактуализ. В проф деят-сти удовлетвор все потребн, но способы их удовлетвор м б различн. Потреб более низк ур удовлетвор косв путем через получ необход материал ср-в. Формир мотивац проф деят-сти осущ в 2х направл: в превращ общих мотивов Л. в проф-е и в измен сист проф мотивов в связи с измен ур профессионализации. Реализац 1го направлен заключ в том, что в ходе проф развития потребн чела находят свой предмет в проф деят-сти. Мотивация чела напол-ся проф содержанием. Л. оценивает проф с точки зрения возможности удовлетвор в ней все больш числа своих потребн. Чем боль возможностей предоставл проф-я для удовлетвор потребн и интер чела, тем выше его включен в проф деят-сть. Наивысш эффективности в трудов деят-сти чел достиг тогда, когда проф-я приобрет для него смысл. Смысл опред-ся личностной значимостью проф-и для чела, пристрастным личностно опосредованным отнош к труду. Для достиж успехов в профй деят-сти чел долж уметь «видеть» все нов смыслы проф. Отсутс такой способности => потер интереса к раб и при трудностях - к паден эффективности деят-сти и удовлетворен трудом. Др направл формир мотивов субъекта связано с изменен мотивации на разн эт проф становлен. На различн эт проф развития разные мотивы оказ доминирующ, обеспеч наиболь включен субъекта в освоен и выполн деят-сти. Регрес стадия. Проф развитие может носить и нисходящ хар-р. «-» воздейст П. на Л. м нос частичн или полн хар-р. При частич регрессе проф развит затраг к-то 1 эл. Полн регресс – «-» проц затрон отдельн стр-ры психологич сист деят-сти, приводя к их разруш, =>сниз эффективн выполн деят-сти. Признаком «-»влиян - появлен проф деформаций или специфич сост, напр выгоран. Ддефор - изменен физич характер-к тела под воздейств внеш среды; всякое измен, вызван проф-й, наступающ в организме и приобретающ стойкий хар-р. Д. распростр на все стороны физич и психич организации чела, кот измен под влиян проф. =>затрудн в повседнев жизни и сниж эффект труда. Мех-зм возникн Первонач неблагопр усл труда выз «-» измен в проф деят-сти, в повед. Потом при повтор трудн сит, эти «-» измен м накапл и в Л, приводя к ее перестройке, что далее проявл в повседн повед и общ. Д. м возникнуть как следс прогрес разв опред черт хар-ра, познават образований, мотивов в рез-те выс степени специализации деят-сти. Гипертрофир развит указанных характе-к приводит к тому, что они нач проявл не только в проф деят-сти, но и проник в др сферы жизни чела. Выполн проф обязанностей при этом сущ-но не страдает.

 

6. Методы инженерной  псих.

Выдел след методы:

- Организац-ные  м-ды обеспеч комплекс подход к исслед СЧМ, главное- не синтез изолированных исслед-ий, а «синтез нового» знания.

-Эмпирические сп-бы получ нов знания: 1. психофизиологич м-ды (исслед-ия или испытания) исслед-ия — раскрывают мех-мы и закономерности; испытания выявл с пом тестов соответствие ч-ка и машины; 2.физиологич м-ды (опред затраты орг-ма, «психофизиологичцену» успешности в труде. 3. Наблюд и самонаблюд; 4.Эксперимент (лабораторный производственный, формир-щий). 5. Диагност м-ды (тесты, анкеты, социометрия, беседы-интервью); 6. Приемы анализа продуктов деят-ти (хронометрия, циклография, профессиографич описание, трудовой м-д, оценка изделий); 7. м-д моделирования (предметное, математич, кибернетич, психологич, статистич) — это наиболее специфичный для инженерной псих м-д, определяемый самим характером работы ч-ка-оператора, взаимодействующего не столько с реаль объектом, сколько с его инф-ной моделью Приемы обработки данных (количеств и качествен: математич сп-бы: статистич обработка, опред зависимостей, соотношений). Разновидность математич м-дов: имитационные (моделир с помощью ЭВМ отдельн труд-ых пр-сов и труда в целом), сп-бы интерпрет данных- в контексте целостн. сист подхода. Поскольку м-д моделирования явл наибол специфичнным для инженерн псих есть смысл рассмотреть его более подробно. Как уже отмечалось, необходимость учета специфики взаимодействия ч-ка с техникой (диетантность работы с объектом управления, работа с образными моделями и др.) определяет и специфичность м-дов. Это м-ды моделирования деят-ти оператора в с-ме ч-к—машина. Как отмечает Б А Смирнов сущность м-да моделирования -изучение деят-ти и построение на основе этого изучения психол-кой, матем-ской или статистической модели. Заметим что модель должна воспроизводить не весь моделируемый объект, а лишь наиболее существенные элементы, связи и отн-ия, что и позволяет в более простом и доступном виде выделять и анализировать достаточно сложные объекты

3.Место  психологии труда  в системе наук  о труде. Псих труда и организацион псих - научн дисциплин, котя занимается изуч повед работающих людей и тем, как они выполня деят-ть в рамках опред-х организационных стр-р, или организаций. В общем смысле «психол труда» прим, когда акцент ставится на особенностях индивида как детерминантах поведения (склонности, мотивация, отношения и др.), тогда как в организацион психол первостепен вним уделяется характер-ам организационных стр-р. Область исследований в психол труда и организацион психологии формир на протяж длит-о пути ее развития. Она объединяет больш число научных работ, имеющих 1 общ черту: все они связаны с миром труда и деят-тью профес-х организаций. Психол труда и организацион психол явл психологич дисциплиной, но попытка найти ей место среди традиционно выделяемых отраслей в этой области остается весьма проблематичной. Психол труда и организацион психол не может быть метко отграничена от др областей по признаку использования своих собствен методов исслед. При более детальном знакомстве становится очевидным, что в работах по психол труда и организацион психол привлекается метод арсенал из др отраслей психологич науки. Основн отлич сост в предмете ее исследований. Если психол сама по себе ориентирована на анализ поведения, то психол труда и организацион психол - повед работающего чела, кот в большинстве случаев осуществл в рамках некотор организации. Больш размах исследований в дан отрасли обусловлен многообразием видов труда, типов организаций, условий работы, стадий проф развития. Различ по видам труда отражено в сущ больш числа должностей и профессий. Касаясь ? о стадиях в развития проф жизни, можно говорить о таких объектах изуч, как консультирование при выборе проф, контингент безработн молодого возраста, этапы в развитии карьеры, кризис в середине проф жизни, подготовка к выходу на пенсию и др. По мног из названных проблем в то или иное вр проводились спец исследования, но если по 1м разделам изучение велось достаточно интенсивно, то по отнош к др почти ничего неизвестно. Психол труда и организацион психол вкл больш число специальностей. На практике имеется ряд отраслей, в кот осуществл определ специализация, - это эргономика, тренировка и обучение, профотбор, развитие организаций. Психол труда и организацион психология - это не только научная дисциплина, ее научный багаж предназначен для практич применения. Психологи оказ услуги клиентам и администрации организаций. Они привлекаются для работ по отбору кандидатов на вакантные места, разработке программ проф обуч и переподготовки кадров, для проектирован ср-в предъявления инфо, при создании систем оценки труда, планировании организац-х изменений и т.п. Психол труда и организацион психол выполн исследователь проекты. В большинстве случаев психологов-практиков не просят провести спец исследование, от них хотят получить только рекомендации: какого из претендентов следует предпочесть, как надо провести реорганизацию, каким образом можно улучшить систему оплаты и т.д. Но психологи обычно не огранич только рекомендациями + оказывают помощь при внедрении разработан программ, чаще всего работая совместно с др профессионалами. => психол труда и организацион психол нельзя отнести только к классу научных дисциплин, она практически участвует в совершенствовании проф жизни.

___________________________________________

10. Психологическое содержание труда. Каждый вид труд деят-сти реализуется опред нормативно одобренным способом. В процессе освоения профессии чел превращает этот предписанный способ в индивид-ый, присущий только ему способ деят-ти, отражая в нем свои личные особен,  и психологич. Внутр, интимной стороной овладения профессией явл формир на основе индивид качеств субъекта труда психологич системы деят-сти как совок-ти психич св-в, качеств субъекта труда, организованной для выполн ф-й конкрет деят-сти. Развитие психологич системы деят-сти происх как в процессе проф подготовки субъекта труда, так и при послед становл профессионала, его совершенств. Формир этой системы означ включ в процесс освоения деят-сти проф значимых для нее функцион-ых блоков субъекта, их опредмечивание, ориентация на реализацию конкрет рабочих ф-й, а также установление и закреплен взаимосвязей между отдельн блоками. Струк-ая схема функц-ых блоков психологич системы деятельности включ: 1) мотивы деят-сти, ее побудительные силы (материальные, познавательные, и т. д.);  2) цели деят-сти, кот формир ее содержание и выражаются в конкретн ожидаемых рез-ах; 3) программы деят-сти, кот отраж представления о реальном ее содержании и процессе; 4) инфо-ная основа деят-сти - совокупность инфои о ее предметных и субъектных условиях; 5) процессы принятия реш - выявлен проблемной ситуации, выдвижен гипотез, определение принципа реш, выработка суждения о вариантах реш, их оценка; 6) психомоторные процессы и рабочие действия реализуют деят-ость в форме процедур, моторных актов и участвуют в регуляции деят-сти; 7) проф важные качества - психологич особенности субъекта труда, отражающие влияние конкретного труд процесса на совокупности индивид-психологич качеств, ф-й.

23.Психологич  готовность к деятельности. Готовность - это первичное уел успешного выполнения любой деят-ти.

Готовность  к деят-и включает убеждения, взгляды, отношения, чувства, ЗУНы, установки, настроение на определенное поведение.

Бывает: общая (представляет собой ранее приобретенные установки, ЗУНы, опыт), ситуативная (динамичное состояние личности, внутренняя настроенность на определенное поведение, мобилизованность всех сил на активное, целенаправленные действие). Компоненты: мотивационные (потребность успешно выполнить задание, интерес, стремление достичь успеха и показать себя с лучшей стороны); познавательные (понимание обязанностей, задач, знание ср-в достижения цели, прогнозирование вариантов способностей деятельности); Эмоц-сти (уверенность в успехе): волевой (управление собой, мобилизация сил, преодолен сомнений).

___________________________________________

28.Опред  понятий «труд», «профессия»,  «специальность».  Труд - целесообразная деят-ть по преобразованию окружающего мира для удовлетворения потребностей ч-ка. Можно выделить следующие осн этапы в развитии представлений о труде, в чем-то соответствующие развитию самого человечества

1. Труд как необх-ть выживания ч-ка в сложном, непонятном и часто враждебном мире природы.

2. Труд  как обязанность и долг перед общиной, а позже и, перед обществом. Ч-з труд ч-к показывает свою «полезность» данному сообществу и благодаря труду вообще может рассматр себя как полноценного члена данной соц-ой с-мы.

3. По  мере образов деспотических рабовладельческих (а позже и феодальных) государств труд все больше рассматривается, как принуждение выполнять то, что выгодно лишь определ группам людей (рабовладельцам, феодалам, высшему духовенству).

4. По мере развития общественного производства труд все больше рассматривается как производственная и технологи необходимость. Сам ч-к-работник все больше становится элем (а позже стали говорить «фактором») эффектив производства.

5. По мере демократизации общества труд все больше рассматр (и осознается конкр людьми) как социально-экономич потребность, как уел статуса ч-ка в обществе.

6. Труд как личностная потреби и усл-е развития ч-ка. В «философском энциклопед словаре» труд определ как «целенаправл деят-ть ч-ка, в пр-се которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использ ее в целях создания предметов, необх-ых для удовлетв своих потребностей».0си характ-ки профессии:

1). это ограниченный вид труд деят-ти (вследствие историч-го разделения труда).

2) это обществ полезная деят-ть.

3) это деят-ть, предпологающаяспец подготовку.

4)это  деят-ть, выполняемая за опред  вознаграждение, моральное и материальное, дающее ч-ку возможность не только удовлетворять свои насущные потребности и являющееся уел его всестороннего развития.

5) деят-ть дающая ч-ку определ соц и обществ статус.

6) наконец, можно вспомнить определение профессии, данное в 1913. С.М.Богославским: «профессия- есть дет-ть, и деят-ть такая, посредством которой данное лицо учувствует в жизни общества и которое служит ему главным источи матер. ср-в к существованию», но при усл-ии, что эта деят-ть «признается за профессию личным самосознанием данного лица». Специальность конкретизируется в профессии. Соответственно профессия – это гр. родственных специальностей ( напр; профессия: врач, специальность: врач-терапевт).

 

30.Классификация  как метод изуч  труд деят-сти.  Классификация видов  труда, профессий.

Психологич классификация профессий нужна для теории психологии труда, для важнейшего понимания роли психологических факторов в труде. Она нужна и для практических исследований. Многие исследования можно было бы проводить значительно   быстрее, если бы уже была разработана определенная    типология профессий. Но пока нет строгого единого подхода к   классификации профессий, основной недостаток многих из них состоял в том, что они исходили из особой роли, преобладания какого-то одного психического процесса в данном виде деятельности. Были предложены классификации по особенностям внимания, по особенностям интеллектуальной деятельности, но это, конечно, односторонний подход.  Были также попытки дать классификацию по видам промышленности; машиностроению, металлургии, химической промышленности, сельскому хозяйству. Такая классификация не может быть психологической. Потому, что в каждой отрасли промышленности имеется довольно большое разнообразие видов труда, которые с психологической точки зрения резко отличаются друг от друга.  Психология труда изучает закономерности психической деятельности людей в труде с учетом общественно-исторических и конкретных производственных условий, а также индивидуальных особенностей личности работающих.

 

37. Место инженерной  психологии в системе наук о труде. Весь комплекс теоретич и практич инженер-психологич исследований имеет гл целью, как указывалось выше, обеспеч выс эффективности систем «чел - техника». Эффективность системы определ ее производительностью и надежностью при таких прочих равных условиях, например, кач продукта, долговеч-ть, энергозатраты и т.п. Эффективная работа систем «чел - техника» треб налич высокопроизводительной и надежной техники. Конструкция техники и организация производствен проц должны позволять челу реализовать все технич возможности. Чел должен быть способным по своим кач реализовать эти возможности, добиваться выс производительности труда и обеспечь выполн производственных операций. Достижение гл цели инженерн психол осуществл, во-первых, за счет улучш технологич характеристик труд-о проц, а во-вторых, за счет характеристик труд проц и условий труда, стимулирующих труд активность чела и его отнош к труду. Улучш технологич характеристик труд проц означает: - минимизац вр выполн отдельн действий и операций в труд проц; - исключ груб ошибок типа промахов в труд деят-сти; - минимиз вероятности ошибок, «-» сказывающ на ходе технологич проц, качестве продукта или «-» влияющих на сост техники или чела; - сохранение высокой работоспособности чела в теч длит вр путем минимиз энергозатрат (психич и физич напряж) в труд проц. Улучш характеристик труд проц - надежность работы технич устройств; - рациональная конструкция техники; - соответствие сложности техники ур подготовлен чела; - совершенный эстетический вид технич устройств и производственных помещений; - отсутствие вредных и мешающих работе внеш факторов. Трудовая активность чела стимулируется не только улучш характеристик труд проц. Существенную роль играют здесь соц условия, определяющие все отнош чела к труду. Но нельзя недооценивать роль характеристик трудо проц в формир личности чела, в создании выс ур мотивации к данному виду труд дея-сти.

 
 

22.Утомление.  Причины и виды  утомления. Утомление - временное снижение работосп-ти, вызванное предшествующей деят-тью. Оно проявляется в возрастании кол-ва ошибочных действий со стороны психической сферы при утомлении ослабляются пр-сы внимания, его устойчивость и переключаемость, ослабляются выдержка, настойчивость, снижаются возможности памяти, мышления. Причины утомления: 1)длительная умств работа, требующая усиленной концентрации,чрезвычайного внимания или тонкого  навыка; 2)тяжелый физич труд; 3)однообразная работа в монотонном ритме; 4) шум, слабое освещение и t воздуха, неблагоприятная для труда; 5)конфликты, озабоченность или   отсутствие интереса к работе; 6) заболевание, боль и недостаточное питание. Виды утомления: 1) Зрит - следствие нагрузки зрите с-мы при работе за дисплеем; 2) мышеч - вследствие преоблад статической нагрузки мышц; 3).общее утомл - следствие общ психич нагрузки и темпа работы; 4). психич утомление, обусловл духовным перенапряжением; 5). хронич утомл, обусловленное комбинированным действием нескольких видов утомления; 6). субъективное ч-во утомления -следствие длит, воздействия информац. Потока

 

24. Готовность к деят  и адантаи. Факторы  адаптации. Готовность - это первичное уел успешного выполнения любой деят-ти. Готовность к деят-ти включает убеждения, взгляды, отн-я, ч-ва, ЗУНы, установки, настроение на определенное поведение. Бывает: общая (представляет собой ранее приобретенные установки, ЗУНы, опыт); ситуативная (динамичное состояние личности, внутр настроенность на определ поведение, мобилизованность всех сил на активное целенаправленное действие). Под адаптацией понимается пр-сприспособления орг-ма к новым для него усл-ям функц-ния. На данный пр-с влияют различные черты личности, уровень общего и спец образования, проф подготовка и др.

Специалисты выделяют 4 ст-ни адаптации  к новой соц  среде: 1) начальная стадия: индивид знает как он должен себя вести в новой среде, но в своем сознан-ии не признает ценности новой среды и может отвергать их, придерживаясь прежней с-мы ценностей; 2) стадия терпимости: индивид и новая среда проявляют терпимость к с-мам ценностей и образцам поведения др др; 3) аккомодация: индивидом признаются ценности новой среды при одновременном признании новой средой некоторых ценностей нового сотрудника; 4) ассимиляция: полное совпадение с-м ценностей индивида и среды. Виды: профес-ная- адапт к раб. месту, к орудию труда, технолог пр-су; социально-организационная (аспекты: администр-правовой, соц-экономич, управленч и рекреацион-творческ ( отражает адапт к сферам жизни ев с бытом и отдьгхом);психо-фпзиологическач-адапт к уел труда, режиму; _соц-психолог- пр-с вхождения личности в кол-в. Трудности в социально психолог-ой адаптации: -Нормы поведения работника могут не соответствовать нормам в новом коллективе. -Представления, взгляды и личный профиль нового работника противоречат ориентации, нормам и традициям коллектива -Труд коллектив относится к новому работнику равнодушно -Внутренние отн-я в труд коллективе, конфликтны. Факторы адапт: общие: не зависят от S; субъектные: св с особен личности.

 
 
 

49. Инжен-псих требования  с СЧМС.

На основ  эксперимент-х исслед-ий и опыта эксплуатации СЧМС формир инженерно-психол-кие (эргономические) требования (ИПТ) к новым с-мам — требования к СЧМС (ее подсистемам, оборудованию, рабочей среде), определяемые характер-ми ч-ка и устанавливаемые для обеспеч его эффективной и безопасной деят-ти в с-ме. ИПТ учит в пр-се проектир, созд (производства, испытания) и эксплуатации СЧМС и предъявляются как к различ ее элементам, так и к с-ме в целом. Ср-ва отоброж инф-ии (СОИ) явл технич основой для построения инф-ной модели пр-са управлен. Инф-ная модель должна удовлетвор основ треб: 1) состав, форма и объем предъявления инф-ии долж соответств как решаемым задач, так и психолог возможност ч-ка (ур-ю, чувствит-ти анализаторов, объему памяти, скор перераб инф) 2) содерж сигналов долж быть лаконич, опред-ным и не допускать разн интерпретаций; 3) ф-ма сигналов не долж требовать от оператора их доп перекодиров. 4) сигналы долж обеспеч оператору возможность предвидения ситуации и рез-ов своих действий; 5) характ-ки сигналов (интенсивн, длит-сть, пространств полож) долж обеспечь необходур их дифференцированного восприятия; общ объем сигналов долж исключ дефицит инфо, или перегрузку ею. 6). источники наибол значимых сигналов след размещ в тех зонах сенсор поля, где обеспеч их наилучш восприятие. Удовлетвор требований возможно различн сп-бами. Так, адекватность отображе сообщ, словесн инструкции достиг использ оптических табло с трафаретами или электролюминесцентных индикаторов, для представл кол-ных показат необход устройство типа счетчика; для анализа раб Оборуд-я рекоменд прим электронно-лучевые трубки. Для сниж инф-ной перегрузки необход сократ ее поток и предоставлять инфо оператору с упреждением к нач исполнения + сохранять на индикаторе инфо по желанию оператора на необход вр для уменьш недозагрузки оператора целесообразно сократить до мин вр от запроса до воспроизвел инф, обеспеч достаточную интенсивность потока инф и т.д. Макс разгрузка операт памяти достиг использ кода, ассоциируемого жизненным опытом ч-ка, макс соответ информ-ой модели реальным объектам и пр-сам, использ-ем рабочих инструкций.

 

4.Психол  труда и инженер  психол. Инженя психол - наука, изучающая системы «чел - техника» с целью достижения их высокой эффективности и разрабатывающая психологич основы: - конструирования техники и организации управления технологич процессом; - подбора людей, облад необходи уровнем индивид-психологич проф-важных качеств для работы с опред техникой; - проф подготовки людей, использующих в своей трудовой деятельности сложн технич устройства. Это самостоят психологич дисциплина, изучающ чела во всей полноте проявлений психики в трудовом процессе. С др стороны, в инженерной психол имеет место выраженный технич, инженерн аспект, касающийся конструир техники. Решая ? согласования чела и техники как элементов един системы, инженер психол обосновывает и формулир требования и рекомендации к конструированию техники, к организации управления технологич процессом, подбору и подготовке специалистов, обслуживающих технику. К этим требованиям присоединяются требования др психологич дисциплин, а также физиологии, гигиены, анатомии, антропометрии, биомеханики. Инженер психолог шир взаимодейст с такими дисциплинами, как кибернетика, системотехника и общая теория систем, теория связи, теория автоматического управления и регулирования, теория надежности, техническая эстетика и художеств конструирование и др. Инженер психол составляет также ядро обширной области научного знания, получившей название эргономики. Границы этой области очерчиваются в основном междисциплинарными связями инженерной психологии. Эргономика обычно рассматривает системы «человек - техника - среда», усиливая, таким образом, прежде всего физиолого-гигиенический аспект исследований и рекомендаций. Используемое в инженерной психол понятие системы «чел - техника» основано на положении, что всякая система функционир в условиях внешней среды, способных оказывать то или иное воздействие на систему. Инженерно-психологиче исследования трудовой деятельности чела, деятельности, связанной с нови новейш техникой, имеют высокую значимость в общем плане познания чела. Труд деят-сть характеризуется установлением бесконечного многообразия отнош с окружающ физич, биологич и соц средами. Именно в труд деят-сти аккумулируются и наиболее ярко проявляются все индивид-психологич характеристики чела как личности, как субъекта деятельности.  
 
 

9. Классификационные признаки труд деят-сти. Проф деятельность - это активность чела, направлен на преобразован предмета труда с целью получ результата, отвечающего обществен и личным, материальн и дух потребностям. Отражает результат и процесс труда, значимость его продукта для социума, использование современ технологий. Прикладные качества - это те же общеизвестные качества (быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость), кот в наибольшей мере необходимы в той или иной профессии. Выбор приоритетных физич качеств определяется на основании изуч проф деят-сти работников выс квалификации и неквалифицир людей той же возрастной группы. Приклад психич качества и свойства личности. Каждая профессия предъявляет свои требования к психич качествам: вним (переключение, концентрация, широта распределения); мышл (оперативное, аналитическое); памяти (кратковр, долговр); эмоц устойчивости; способности работать при действии помех; выдержке и самообладанию; целеустремленности; самостоятельности; стойкости; общительности; умению ладить с людьми. Всем психич качествам и св-ам личности присуща определен подвижность, практически все психич качества можно развивать определен физич упражнениями и занятиями прикладн видами спорта, но лабильной психич качеств и св-тв личности существенно ниже по сравнению с физич и психофизич качествами, поэтому в проф работе по ряду профессий примен профотбор, кот подразумевает систему мероприятий, позволяющую выявить людей способных более успешно овладевать профессией. Под прикладными спец качествами - способности организма чела противостоять специфич воздействиям внеш среды: холода и повыш температуры, укачивания при передвижении автомобильным, водным, воздушным видами транспорта, недостаточ парциального давления кислорода в горах и др.

16. Работоспособность субъекта труда. Динамика работоспособности. Работоспос-сть (Р) - это соц-биологич св-во чела, отражающее его возможность выполнять конкретную работу в теч заданного вр с необходим уровнем эффективности и качества. Р определяется комплектом проф-ых, психологич-их и физиологич-их качеств субъекта труда. Уровень, степень устойчивости, динамика Р зависят от: инженерно-психологич, гигиенических характеристик, средств (орудий),  содержания,  условий и организации конкретной деят-сти, системы психолого-физиологич-го прогнозир-я, формир- проф пригодности, т.е. системы отбора и подготовки специалистов. Р. чела – характер-ка наличных  или потенциальных возможностей индивида выполнять целесообразную деят-сть на заданном ур эффективности в теч опред вр. Ур Р отражает: потенциальные возможности субъекта выполнять конкретную работу, его личные проф ориентированные ресурсы и функциональные резервы; мобилизационные возможности личности активизировать эти ресурсы и резервы в необходимый рабочий период. Степень устойчивости Р обусловл-ся сопротивляемостью организма и личности к воздействию неблагопр факторов деят-сти, а так же запасом прочности, натренированностью, развитием проф значимых качеств субъекта труда. Динамика Р. В течение нек вр отмечаются измен ур Р, что связано с активацией и истощением ресурсов организма, колебанием активности психич процессов, развитием неблагоприят функцион-ых состояний. Динамика Р имеет несколько стадий: Стадия врабатывания (нарастающей работоспособности) - отмечается нек увеличение продуктивности труда, усиление обменных процессов, деят-сти нервной и сердечно-сосудистой систем, возрастание активности психич процессов; возможна гиперреакция организма, неустойчивость рабочих действий, ухудш скорости и точности восприятия. Стадия устойч Р - проявл в наибол выс стабильной продуктивности и надежности труда, адекватности функциональных реакций величине рабочей нагрузки, устойчивости психич процессов, оптимальности волевых усилий, чувстве удовлетворенности процессом и результатами труда. Стадия сниж Р (развивающегося утомления) - в начале характеризуется возникнов чувства усталости, сниж интереса к текущей раб, затем нарастает напряж-сть  психич и физиологич ф-й, увеличиваются волевые усилия для сохран необходимой продуктивности и качества деят-сти. И, наконец, при продолж раб наруш проф параметры деят-сти, сниж производительность труда, появл ошибочные действия, падает мотивация к труду, ухудш общее самочувствие, настроение. Иногда может возник либо фаза срыва - полная дискоординация ф-й организма и отказ от работы, либо фаза конечного порыва - сознательная мобилизация оставшихся психич, физиологич резервов с временным, резким повыш эффективности труда. Стадия восстановл Р - характеризуется развитием восстановительных процессов в организме, сниж психич напряж и накоплением функциональных резервов. Различают: текущее восстановление - в процессе работы после завершения ее наиболее напряженных этапов,  срочное восстановление непосредственно после окончания всей работы, отставленное восстановление - на протяжении многих часов после завершения работы, медико - психологическая реабилитация восстановления после острых и хронических рабочих перенапряжений с применением активных средств воздействия на психические, физиологические и физические функции и качества личности.

 

33. Факторы, влияющие  на профессиональную  пригодность и  деятельность практического  психолога. Профессионализм и отношение к труду явл важными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное знач в личностной характеристике индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. Труд деят-сть людей этих профессий, более чем к-л др, не поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций. Она по своему существу явл творческой. Особенности труда этих проф групп усложняют моральные отнош и к ним прибавляется нов элемент: взаимодействие с людьми - объектами деят-сти. Здесь нравственная ответственность приобретает решающее знач. Общество рассматривает нравственные качества работн как 1 из ведущ элементов его проф пригодности. Общеморальные нормы должны быть конкретизированы в труд деят-сти чела с учетом специфики его профессии. Т.о., проф мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Наруш трудовой этики сопровожда разруш общих моральных установок, и наоборот. Безответственное отнош работника к проф обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести, в конечном счете, и к деградации самой личности. В соврем обществе личностные качества индивида начя с его деловой характеристики, отнош к труду, ур проф пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание проф этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда.

34. Противопоказания  к деятельности практич психолога. Практич психолог не должен быть скован каким-то ограниченным кол применяемых им методов, он обязан уметь гармонично сочетать разнообраз приёмы и теории, чтобы иметь возможность помочь любому клиенту в любой затруднит ситуации, а не оказаться в рамках единствен шаблонного способа разреш разнородных проблем. Для кажд нов пациента, для кажд нов гр специалист должен выбрать такую методику, кот принесёт наибольш пользу, окажется наибол действенной. Для продуктивного осуществления подобного рода деят-сти чел должен обладать специфич личностн кач-ми: терпимостью к тяжёлым психопатологич проявл, общей гуманистич установкой к окруж, открытостью, лёгкостью в общении, способностью к состраданию, живым творческим началом. Практика психолога способна реализовать искренние интересы к сложности, таинственности и богатству внутр мира чела. Работа практич психолога имеет нек кадровые огранич: нежелательно наличие к-л психич или грубых соматич заболеваний, т.к. это с больш вероятностью может привести к ситуации, когда терапевт реш свои собств психологич проблемы за счёт клиентов. Хотя есть случаев эффективной работы психологов, имеющих подобные противопоказ. Работа практич психолога проходит в чрезвычайно разнообразной и сложной соц и инфо-й среде. Для наилуч эффективности деят-сти специалисту приходится иметь дело профессионалами из разных сфер науки: психиатрами, соц работниками, физиологами. В работе практич психолога, как и в люб др проф области, суще и свои специфические сложности и опасности. В качестве основной и наиболее распростран опасности специалисты, как правило, выделяют так называемый "синдром сгорания", когда психолог как бы личностно истощается, впадает в жёсткие стереотипы работы, утрачивает чувствительность к состояниям клиента и к своим собственным, теряет самоидентичность в результате многократного и неверного эксплуатирования своего внутр мира во вр общения с пациентами. Проф ценности практич психолога совпадают с ценностями представителей др областей психол.

 

5.Методы  исследований в психологии труда.

1.Анал документ - дает возможн выяв общие особенности деятельности: основ проф задачи, важн операции, характер-ки режимов труда. Можно получ первоначал сведения о конструкции рабоч места. Знание этого явл необходим условием разработки плана наблюд и схемы беседы со специалистами, Дает матер для статистическ анализа сложн ситуаций, производственного брака, аварий, случаев травматизма, отсева работающих. Анализ анкет, служеб характер-к, отчетов - прием личностного подхода при изуч деят-ти. 2.Метод опроса - мож проход в форме устн бесед или с пом анкетн бланков. При беседе - выяснить непонятные технич ?, беседа позвол измен формулировку ?, если он воспринят недостаточно правильно. При этом обраща не только к руководством, но и к менее квалифицир спец, чтобы изуч трудности, с кот встреч люди. Трудности люди не всегда мог дать себе отчет в хар-ре своих действий. Анкетир-е - получ письмен ответов на поставл ?. 3.Наблюдения. - позвол дать точное опис действий, приемов, движений работающих в соответст с производстви задачами и рез-ми труда. Психологич анализ проф деят-ти проводится в связи с изуч ее производств-технич стр-ры: наблюд позвол выявить психологич требов, выдвиг проф, установ, какие моменты проф деят-сти обусловлив те или иные требов к раб челу. Н сопровожд хронометражем - измер вр труд операций. 4.Самонаблюд и самоотчет. Самонаблюд в 2х формах: в виде самеотчета специалиста и в виде самонаблюд психолога, совмещающего в 1м лице исследователя и рабочего. В 1м случ инструкц думать вслух в проц раб, т. е. «проговь» кажд операцию, кажд наблюд за прибором, кажд восприят сигнала. Во 2м варианте сам психолог станов учеником и изуч проф. Это позвол проследить трудности и особенности овладения проф деят-ю. Такой прием получ назв трудового метода. Т. метод прим лишь по отнош к тем проф, кот явл несложн и обуч кот не требт боль затрат вр. При изуч др проф эт прием может выст в форме трудов проб, когда овлад отдельн звеньями проф деят-сти. 5.Экспериментал метод - служ для проверки уже составл психограммы:  выдел неск гр специалистов с различ проф успеш-ю. Рез-аты экспериментал исслед сопоставл с проф успеш-ю при пом метода корреляции. В том высок коэффиц корреляции, можно признать данные профессиографич анализа прав. Производств экспер. Провод в естествх услов труда, на раб месте. 6.Личностные методы - направл на изуч субъекта труда, притом таких его особен, кот не подд тестиров или наблюд. На основе этих оценок судит об интересующих его св-х личности раб. 7.Алгоритмич метод. Алгоритм - строго предписанная послед-сть дейст-й, кот неизбеж привод к реше задачи опред кл. Разработаны колич методы оценки алгоритма, позв характер-ть сред динамич интенс-ть раб проц, стереотип-ть или логич сложнь операции и др показатели. Метод позвол представить сов-ть действий в компактной форме и вскрыть их закономерн связи. 8.Структур метод. Сущность - труд деят-сть описывают в виде стр-ры, состоящей из рабочих и вспомогат операций, для каждой из кот определяются вр-ная и надежностная характер-ки. 9.Системный анализ. - включ оценка специфич и неспецифич напряженности проц труда. Способы выявл взаимосвязей и взаимодействия м компонентами не рассматриваются.  М-ды труда (по Е.АКлимова): сравнит-й и ретроспективный анализ, анализ функционал-х продуктов деят-ти; обзорно-аналитиче изуч психологич лит-ры исслед-й по пс труда; эмпирич м-ды -наблюдение, беседа, анкетир, психолог тестир, констатир и формир экспер; матем обраб данных, + кач анализ.

27.Общие  представления о  психологич стрессе.

В последние десятилетия акцент в обл прикладных исследов ФС сместился с изуч разных видов утомления на анализ состоянии напряженности, стресса и св с ними погранич сост-ий. Это св с качествен измен в содержании труда (преоблад управляющих и контролиру ф-ций ч-ка в усл-ях автоматизиров производства), инф-ной насыщенностью труда и многообразие воздействующих на индивида нагрузок соц-психолог и психолог хар-ра. Эти ситуации характ-тся триадой признаков: стрессогенностью воздействия, напряженностью сост-я, резким снижением эффект-и и надежности деят-ти вплоть до отказа от выполн деят-ти (например, при потере сознания).1.Стрессогенность воздействия м/б вызвана интенсивностью физич стимулов, переутомл-ем, снижением ресурсов или перегрузкой инф-ей, депривацией различ потребностей при высокой субъективной значимости ситуации для конкр ч-ка, оценивающего ее как ситуацию, угрожающую его жизни, здоровью или престижу.2.Психич напряженность ощущается обычно как раздражит-ть, усталость, повышенная эмоц возбудимость, негатив пережив. В физиолог сост-ии наблюд гиперфункция некоторых пр-сов: учащённый пульс, повышенное давление и др. Вместе с тем уменью время реакции, растет вариативность времен показателей, увелич число ошибок, ложных тревог и др., как при состоянии тревоги и декомпенсации, которые сопровождаются напряжённостью.Усугубление действия этих факторов приводит к возникн стресса, причины котор кроются в несоответ адаптацией возможн ч-ка темпам развития производства, недостат эффект-ти приспособл новой техники к особен ч-ка, а так же в быстрой изменчивости форм коллекто взаимодей и соц взаимодей. Однако не каждый стресс явл. деструктивным. Стресс м/б конструктивным т.к стрессовая активация м/б положит мотивирующей силой. Г Селье назвал положит стресс зустрессом, а ослабляющий, чрезмерный стресс дистрессом. Кроме того в проф-й деят-ти выделяют такие вилы стресса как информ и эмоц. Эмоц стресс появл в ситуациях угрозы, опасности, обиды. При этом различ его ф-мы приводят к измен в протекании пси-их проц-ов эмоц сдвигам трансформации мотивац стр-ры деят-ти нарушениям двиг и речев  поведения. Инф-ный стресс возник в ситуации инф-ных перегрузок, когда ч-к не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответствен за последствия этих решений. Напр, компьют стресс, вызванный внедрением компьют техники на производстве, сопровожд повышен умет нагрузок и раб напряжения и приводит к появл жалоб на беспокойство, раздражит, нервозность, снижение настроения и повышенную утомляемость.

____________________________________________

 

29.Профессиография.  Принципы составления  профессиограмм.

Профессиография- комплексный м-д изучения и описания содерж-ных харак-ик профессий. В самом общем виде профессиограмма определяется как «описательно-технологическая харак-ка различных видов проф деят-ти,сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.

Составление профессиограммы  подчиняется следующим  принципам: 1 Конкретность описания определенной деят-ти; 2. Комплексность изучения; 3 Динамичность изучения с учетом развития, изменения деят-ти.4, Идентичность приемов (для корректного сравнения); 5. Использование кач.-колич. методов

52 Инж-психол проектирование  СЧМС

Сущ-ть пр-са проектирования закл-ся в последоват-ом определении объекта на основе проверки соотв-ия рез-ов разработки поставл. требованиям. Инженерио-психолог. проектир. СЧМС — это процедура реализации треб-ий к ср-вам. сод-ию и усл-ям проектир. сис-мы определяемым психол-ими физиологпч-и и гигиенич-ми особ-ми деят-ти. Целью явл. решение вопросов, касающихся орг-ции взаим-ия чел. с машиной на всех этапах проектир-ия. Предметом явл. разработка предложений по рациональн. постр-ию способов, ср-в, усл-ий деят-ти в СЧМС с точки зрения обеспечения эффективности и безопасности труда. Включает в себя ряд этапов:

  1. разработка тех-ого задания — определение возмож. участия чел, в работе системы, основных видов и усл-ий работы, а также ограничений в деят-ти:
  2. разработка технич-ого предл-ия — поиск конкретных решений и их детализация в соответ. с конструкт-мзамыслом, определение задач системы и условий их решения.
  3. разработка эскизного проекта — принятие решения о задачах чел. приобслуж-ии сис-мы. содержании его деят-ти.

4) разработка технич. проекта — отработка конкретн. решений о стр-ре деят-ти, оценка их загрузки, подготовка конструкт-ой докум-ции для изготовл-я опытного образца объекта.

5) изготовление и испытание опытного образца — оценка и коррекция принятых ранее решений, обоснование предложений по организ-ии операторской деят-ти.

 

11. Человек как субъект труда. Основные условия и этапы становления. Понятие «субъект труда» явл фундамент категорией психол. Она отраж способность чела действовать осознанно, активно, целенаправленно, т.е. на основе психич отраж-я предметного мира и в интересах познания и преобразования окруж действит-ти. Субъектом труда м б не только конкрет чел (индивид), но и соц гр (раб кол). Субъект труда - это активно действующий, познающий и преобразующий, обладающий сознанием и волей индивид или соц гр. Для того чтобы стать субъектом труда, надо: 1) достижение выс ур развит способностей и др проф важных качеств личности; 2) удовлетворенность трудом; 3) адекватное отраж объекта труда; 4) развит системы саморегуляции; 5) усвоен обществ выработ-х способов деят-сти; 6) развит навыков самооценки, чувства самоутвержд и самоуваж. Психологич сущность проблемы становления, формиров проф, развит его личности опир на 2 понятия: «профессионализация субъекта труда» и «профессионал». Проф-зация - это формиров специфич видов трудовой активности чела (личности) на основе развития совокупности проф ориентированных его характеристик (психологич, физиологич, поведенч, рабоч), обеспечивающих ф-ию регуляции становления и соверш-я субъекта труда. Профессионал - это специалист в опред области труд деят-сти, достигший требуемого ур мастерства для эффектив выполн предписан задач. С позиций психологич особенностей этого понятия, профессионал - это субъект труда, у кот проф важные для конкретной деят-сти индивид-психологич особенности, во-первых, соответ требованиям этой деят-сти, во-вторых, представляют относительно устойчивую и пластич стр-у и, в-третьих, обеспеч формир и реализацию операционной (предметно-ориентированной) сферы личности, кот и определяет необход ур эффективности труда.  

___________________________________________

12.Проф  самоопределение  субъекта труда.  Психологич обеспеч  проф самоопределения.

Самоопред личности - сознательный акт выявл  и утверждения собственной позиции  в проблемных ситуациях, поиск себя, своего полож в мире, осознание  себя как члена общества. Чтобы состояться как личность, чел должен мочь, сметь и уметь выбрать свой путь. Проф самоопред - процесс самостоят выбора профессии, осущ-ый личностью на основе анализа своих данных и соответс их требованиях проф. Отражающийся в проф планах личности, этот процесс завершается с их реализацией. Проф самоопред, начинаясь с размышлений над своим буд, кот подводят к выбору проф, завершается ее фактическим выбором. Принят  реш о выборе проф, являющееся важным звеном волевого акта, всегда предшествует фактич выбору проф, за кот следует профессионализация, т.е. овладение знаниями, умениями и навыками по выбранной проф. Оно может носить пролонгированный дискретный характер в случаях смены проф, потери работы, когда чел вновь возвращ к необходим совершать проф выбор. Проф самоопред как одно из проявлений социализации личности может рассматрив в качестве централь характер-ки ее становлен. С 1ой стороны, оно выступает как присвоение соц и профо опыта, с др, предполагает вычленение своего «Я», благодаря учету своих индивид-личностных св-тв при выборе проф, стремлении реализовать себя в соц значимой деят-сти. Потребность в самоопределении возникает в подростковом возрасте. В юности проф самоопред связано с проблемой реш своего буд. Основываясь на устойчивых интересах и стремлениях, оно предполагает при выборе проф учет как внешн обстоятельств, так и своих возможностей, склонностей, способностей, в том числе обусловленных гендерными различиями. Это поиск проф для себя и себя в проф. Формирующаяся в подростк возрасте соц потребность в проф самоопред вначале не имеет конкрет выраженности. Поиск путей ее удовлетворения представляет собой творч процесс, в ходе кот проявляются цели, мотивы, установки, ценностные ориентации, связанные с буд проф деят-стью. Цели и мотивы проф выбора конкретизируются в проф планах. Поиск путей и средств их достиж преобразует их в проф намерения. Структурные элементы проф самоопред различаются по степени обобщенности инфо о предстоящей деят-сти и ее буд результатах. Проф самоопред - многомер и многоур процесс.

 
 
 

20. Наблюдение как  метод оценки уровня  профессионализма. Оценивать работу возможно путем наблюдения, где фиксируется определ элемент или вся деят-сть в целом, в зависимости от цели, поставленной перед экспертом. В данном случае целесообразнее реорганизовать условия работы с учетом нагрузки на аудиальную систему. Было интересно отметить разность видения своих обязанностей и обязанностей, прописанных в должностных инструкциях. При непосредствен наблюдении определяются индивидуальные особенности деят-сти, что также можно использовать при дальнейшем развитии потенциала сотрудников. Результатом наблюдения явл сравнение должностей с оценкой сложности работ, что способствует созданию адекватной системы материального стимулирования. Также наблюдение дает ориентиры для формир кадрового резерва. Данный вид исследования может использоваться как доп возможность оценки персонала. Следует помнить, что наблюдение не явл исчерпывающим и определяющим методом. Оценка персонала явл комплексом мероприятий, в котором описанному методу может быть отведено весьма достойное место.

 
 
38.Общая  характеристика системы  «человек-машина-среда» (СЧМС). Система «чел-машина-среда» состоит из чела-оператора (группы операторов), машины (технич устройств, орудий труда), посредств кот оператор осущест труд деят-сть, и среды (внешн условий труда), в кот эта деят-сть осуществ. Чел-оператор - чел, осуществл труд деят-сть, основу кот сост взаимодейств с предметом труда, машиной и внеш средой посредством инфо-ых систем (моделей) и органов управления. Все многочислен системы «чел-машина-среда» имеют ряд общих черт: 1) сложными динамическими системами, состоящими из взаимодействующих элементов различной природы и характеризующихся измен во врем структуры и (или) взаимосвязей компонентов; 2) целеустремленными системами, т.е. преследующими заданную цель путем измен своего повед при измен внешн условий, что обусловлено включ в систему чела; 3) адаптивными системами, способными приспосабливаться к изменяющимся условиям работы благодаря гибкости и пластичности повед чела и адаптивности технич звеньев системы; 4) самоорганизующимися системами, способными к уменьш неопределенности после вывода системы из устойчивого, равновесного состояния под действием различн рода возмущений, что определ целенаправленной деятельностью чела. Т.о, все рассмотренные особенности СЧМС определяются наличием в их составе чела, его возможностью прав решать возникающ задачи в зависи от конкрет условий и обстановки.  

39.Классификация  СЧМС. Основу классиф СЧМС состав 4 гр признаков: целевое назначение системы, характеристики человеческ звена, тип и стр-ра машинного звена и тип взаимодействия компонентов системы. По целевому назначению можно выделить следующие классы систем: - управляющие (задачей чела явл управление машиной.). - обслуживающие, к кот относ контрольно-измерительные и ремонтные системы (задачей чела явл контроль состояния техники, поиск неисправностей и их устранение). - обучающие, например тренажеры и имитаторы (обеспеч выработку у чела опред навыков). – инфо-ные - локационные и инфо-но-поисковые системы (обеспеч поиск, накопл и получ необх-й челу инфо). - исследовательские – инфо-но-экспертные системы, моделирующие стенды, измерительные приборы (использ при анализе тех или иных явлений, при поиске нов инфо). По характеристикам человеческого звена СЧМС делятся на моносистемы (в их состав входит 1 чел и 1 или неск технич устройств) и полисистемы (сос из коллектива операторов, взаимодействующих с комплексом технич устройств), По характеристикам машинного звена можно выделить: 1) инструментальные системы (в их состав в качестве технич устройств входят инструменты и приборы); 2) простые системы (включ стационарное и нестационарное технич устройство и чела, использующего эти устройства);3) сложные системы,- энергетическая установка, вычислительный комплекс (включ помимо чела совокупность технологич связанных, но различных по своему функциональ назнач устройств и машин для получ един продукта); 4) системотехнические комплексы (наиболее сложные СЧМС с коллективом операторов, участвую в использовании этих систем, и не полностью определенными связями). По типу функциональных связей чела и машины СЧМС подраздел на системы непрерыв взаимодейст, в кот чел ведет постоян контр и управл движущимся объектом или технологич проц, и системы эпизодич взаимод, в кот контроль и управл осуществл регулярно («оператор-ЭВМ») или вероятностно («оператор - сист целенаправл контроля», «наладчик-станок»).

17. Соотношение личности  и профессии.  Пробл проф становл личности явл отраж более общей пробл соотнош личности и проф в целом. Сущ 2 основ парадигмы этого взаимод. 1ая заключ в отрицании влиян проф на личность. Сторонники этого подх исходят из традицион, идущ от древнегреч идеалистич философии тезиса об изначальной «проф-сти» чела. Т.Е. выбрав проф, личность не изменяется на пути ее освоен и осуществл труд ф-й. Ф. Парсонс (амер иссл) счит, что для прав выбора проф индивиду необход им ясное представл о себе и своих способн. + долж знать о требов, предъявляем к нему проф, и возможностях реализац поставл целей. Заканчивается этап выбора установл соответс м требован проф и способн личности. Этот подход = упрощен взгляд на личность и проф. Тут Л. - относ независ др от др механич комплекс способн и черт. П Проф. - механич сумма заданий и труд ф-й. Соотнес независх личн-х особ-й с соответств проф ф-и и составляло механ выбора проф. Если в ходе выполн деят-сти обнаруж несоответ = чел менял проф. Проц формир Л профессионала + в отеч психол назв профессионализации. Этот проц нач с момента выб проф и длится в теч всей проф жизни чела. Выд 4 этапа: 1.поиск и выб проф; 2.освоен проф; 3.соц и проф адаптация; 4.выполн проф деят-сти. На кажд этапе происх смена вед мех-ов детерминации деят-сти, мен цели. Если на нач цель освоить проф и приспособиться к ее треб, то на послед цель изменить ее содерж и условия. Проф развит - неотъемлемой частью профессионализации Л. Нач на стад освоен проф и прод на послед эт. Не заканч на стад самостоят выпол деят-сти, а продолж до полн отхода чела от дел. =>проф развит - сложн проц, имеющ циклич хар-р; чел совершенствует свои ЗУНам, развив проф способности, + испыт и «-» воздействие этого проц. Так возд =>появл деформаций и выгорание. => можно говор о восходящей (прогрессив) и нисходящ (регрессивн) стадиях проф развития.

13. Проф ориентация. Принципы проф  раб. Профориент работа - с-ма мероприятий по ознакомлению с миром профессий и по содействию в выборе профессии согласно желаниям, склонностям, интересам ч-ка, а также с учетом его сп-тей и возможностей с учетом выбранной профессии.

      Пр-пы профориент. работы:

1. Развив-щий  и воспит-щий хар-р мероприятий. 2.Равное уважение ко всем профессиям.

  1. Сочетание инд-ых форм работы с групповыми;
  2. Понимание подготовки к труду не как компенсация беспомощности, а как активизация деят-ти и поведения;
  3. Согласованность всех педагог воздействий м-у собой, а также с мотивацией деят-ти.
 
 

51. Инжен-псих. требования  к СЧМС. Треб, к  орган раб места  и к раб среде.

На основании экспериментальных исследований и опыта эксплуатации СЧМС формируются инженерно- психологические (эргономические) требования (ИПТ) к новым системам — требования к СЧМС (ее подсистемам, оборудованию, рабочей среде), определяемые характеристиками человека и устанавливаемые для обеспечения его эффективной и безопасной деятельности в системе ИПТ учитываются в процессе проектирования, создания (производства, испытания) и эксплуатации СЧМС и предъявляются как к различным ее элементам, так и к системе в целом При проектировании рабочего места должны быть соблюдены следующие общие ИПТ:1.обеспечены зрительные и слуховые связи оператора с оборудованием, а также связь между операторами в процессе выполнения общей трудовой задачи: 2. созданы средства защиты операторов от воздействия опасных и вредных производственных факторов; 3) создано рабочее пространство, позволяющее оператору осуществлять все необходимые движения и перемещения в процессе выполнения трудовой деятельности. Основные инженерно-психологические требования к рабочей среде в СЧМС заключаются в следующем:

1) факторы рабочей среды при их комплексном воздействии на оператора не должны оказывать отрицательного влияния на его здоровье при выполнении профессиональной деятельности;

2) факторы рабочей среды не должны в течение рабочего дня вызывать нарушения работоспособности оператора, которое сопровождается снижением эффективности и надежности его деятельности.

Для выполнения этих требований е необходимых случаях следует применять специальные средства индивидуальной и коллективной защиты операторов.

Информация о работе Психология труда