Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 19:49, курсовая работа
Первоначально психология труда в России развивалась в той же логической последовательности, что и зарубежная индустриальная психология: развитие промышленности, законодательные акты о труде, необходимость оптимизации труда, подбора и подготовки рабочих традиционных и новых профессий. Идеи Ф. У. Тейлора пользовались популярностью, но сильные научные позиции отечественной медицины и физиологии способствовали критическому переосмыслению теории управления и выдвижению новых концепций оптимизации труда.
Оглавление
Первоначально психология труда в России развивалась в той же логической последовательности, что и зарубежная индустриальная психология: развитие промышленности, законодательные акты о труде, необходимость оптимизации труда, подбора и подготовки рабочих традиционных и новых профессий. Идеи Ф. У. Тейлора пользовались популярностью, но сильные научные позиции отечественной медицины и физиологии способствовали критическому переосмыслению теории управления и выдвижению новых концепций оптимизации труда.
Многие самостоятельные науки в рамках своих методологических подходов рассматривают некоторые вопросы, имеющие прямое отношение к предмету научной дисциплины «Психологии труда». В настоящее время на стыке социологии, экономики, инженерного дела, с одной стороны, и психологии труда – с другой, формируются новые научные дисциплины и направления научно-прикладных исследований, насыщенные межпредметными связями и понятиями. Некоторые из этих дисциплин только зарождаются, а некоторые еще не отделились друг от друга.
Инженерная психология -- наука, изучающая системы «человек -- техника» Понятие системы «человек -- техника» используется как обобщающее. Оно может быть отнесено как к случаям, когда система включает одного человека и одно или несколько технических устройств, так и к случаям, когда система включает несколько человек и сложные технические устройства. с целью достижения их высокой эффективности и разрабатывающая психологические основы:
-- конструирования техники и
организации управления
-- подбора людей, обладающих необходимым
уровнем индивидуально-
-- профессиональной подготовки
людей, использующих в своей трудовой
деятельности сложные
Теоретические задачи инженерной психологии связаны с изучением человека как субъекта деятельности, с исследованием информационной сущности всех форм психического отражения, психической регуляции и психических (психофизиологических) состояний в процессе трудовой деятельности и в подготовительный период, когда осуществляются профотбор, обучение, тренировка, а также с раскрытием основных закономерностей взаимодействия человека с людьми и техникой в системах «человек--техника» В связи со сказанным необходимо особо подчеркнуть, что наряду | с исследованием формальной (прежде всего количественной) стороны психического в инженерной психологии должно уделяться большое внимание содержательной стороне. Это необходимо, во-первых, потому, что перед инженерной психологией стоит задача изучения человека как субъекта деятельности, а во-вторых, потому, что необходима разработка оценок семантических характеристик информации.. В инженерно-психологических исследованиях, как правило, уделяется большое внимание выяснению того, какие психические и физиологические процессы и каким образом реализуются при обработке информации человеком, управляющим машиной. Изучение информационных систем человека, закономерностей кодирования внешнего сигнала, формирования психического образа и его регулирующей функции составляет один из главных аспектов инженерной психологии.
Практические задачи инженерной психологии касаются согласования человека и техники как элементов единой системы. Под согласованием понимается, во-первых, максимальное приспособление техники к человеку (по параметрам конструкции и технологического процесса); во-вторых, максимальное приспособление человека к технике (по параметрам профессиональной пригодности и профессиональной подготовленности); в-третьих, рациональное распределение функций между человеком и автоматическими устройствами в системах «человек-- техника».
Границы этой области
Необходимо отметить, что инженерно-психологические исследования трудовой деятельности человека, деятельности, связанной с новой и новейшей техникой, имеют высокую значимость в общем плане познания человека. Трудовая деятельность характеризуется установлением бесконечного многообразия отношений с окружающими физической, биологической и социальной средами. Именно в трудовой деятельности аккумулируются и наиболее ярко проявляются все индивидуально-психологические характеристики человека как личности, как субъекта деятельности. Результаты исследований поведения человека в автоматизированных системах, кроме очевидного прикладного значения, имеют важное значение и для общей системы человекознания.
Весь комплекс теоретических и практических инженерно-психологических исследований имеет главной целью, как указывалось выше, обеспечение высокой эффективности систем «человек -- техника». Эффективность любой системы определяется ее производительностью и надежностью при таких прочих равных условиях, как, например, качество продукта (результата), долговечность, энергозатраты и т. п. Ясно, что эффективная работа систем «человек -- техника» требует наличия высокопроизводительной и надежной техники; далее, конструкция техники и организация производственного процесса должны позволять человеку реализовать все технические возможности. И, наконец, человек должен быть способным по своим качествам реализовать эти возможности, добиваться высокой производительности труда и обеспечивать выполнение производственных операций.
Достижение главной цели инженерной психологии осуществляется, во-первых, за счет улучшения технологических характеристик трудового процесса, а во-вторых, за счет характеристик трудового процесса и условий труда, стимулирующих трудовую активность человека и в конечном счете его отношение к труду.
Улучшение технологических характеристик трудового процесса означает следующее:
-- минимизацию времени
-- исключение грубых ошибок типа
промахов в трудовой
-- минимизацию вероятности
-- сохранение высокой (заданной) работоспособности человека в течение длительного (заданного) времени путем минимизации энергозатрат (психического и физического напряжения) в трудовом процессе Трудовая деятельность всегда была и будет связана с определенным физическим, а в условиях автоматизированного производства прежде всего психическим напряжением. Исходя из общего требования , обеспечения в нашей стране условий безопасного и безвредного труда, сказанное выше следует понимать как исключение нагрузок, резко ухудшающих функциональное состояние или отрицательно влияющих «а здоровье человека..
Под улучшением характеристик трудового процесса, стимулирующих трудовую активность человека, подразумевается прежде всего следующее:
-- надежность работы технических устройств;
-- рациональная конструкция
-- соответствие сложности
-- совершенный эстетический вид технических устройств и производственных помещений;
-- отсутствие вредных и мешающих работе внешних факторов.
К психологии труда относится целый ряд других отраслей, изучающих отдельные виды трудовой деятельности.
Психология управления занимается разнообразными психологическими проблемами управленческой деятельности: изучением личностных качеств, стиля и методов работы руководителя, исследованием факторов, повышающих эффективность руководящей деятельности.
В отличие от отечественной психологии, на Западе более употребителен термин "психология труда и организационная психология".
Организационная психология развивается и как научная дисциплина, и как практическая. Психологи, занятые в этой области, оказывают услуги клиентам и администрации организаций.
Они привлекаются для работ по отбору кандидатов на вакантные места, разработке программ профессионального обучения и переподготовки кадров, знания оказываются полезными для проектирования способов предъявления информации, при создании систем оценки труда, планировании организационных изменений и т.п. [5]
Зачем нужен психолог на предприятии? Опыт многих зарубежных фирм и ряда отечественных предприятий свидетельствует о том, что психологическая служба - важное звено аппарата управления.
Психолог на современном предприятии выступает в качестве организатора работы с людьми на научной основе [3].
С конца 1960-х годов для психологии труда и организационной психологии во многих странах вновь стали злободневными социальные проблемы:
- каково место специалиста по
психологии труда и
- каким может быть его вклад в решение социальных проблем,
- каким образом он связан
с управленческим персоналом
и обычным персоналом
Дискуссии по этим вопросам происходили как в университетах, так и на практике, велись не только профессиональными, но и начинающими психологами.
Показано, что работа психологов стимулируется обществом и вовлечена в решение важных социальных проблем, В то же время расширяется взаимодействие разных специалистов, занимающихся проблемами труда. С одной стороны, психологи испытывают все больший интерес к знаниям социологии и промышленной инженерии.
С другой - наблюдается возрастание интереса к психологии труда и организационной психологии со стороны социологов, инженеров. Некоторые исследования показывают, что психологи все чаще приходят к мнению, что их функции могли бы выполняться и другими профессионалами-непсихологами (например, социологами) [6].
В нашей стране аналогичные трудности, связанные соя статусом специалистов по психологии труда, стали возникать в начале 1990-х годов. Экономические проблемы привели к тому, что многие психологические службы крупных предприятий были сокращены или закрыты.
В настоящее время потребность в специалистах такого рода может возникать на предприятиях различного типа, на государственных, акционерных или частных фирмах.
Однако спрос на практическую психологию труда следует формировать сал мим психологам, помогая руководителям осознать реальную ценность психологии. Как показывает практика, наибольший интерес обычно вызывают социально-психологические проблемы.
В целом, существуют как оптимистические, так и пессимистические взгляды на будущее психологии труда и организационной психологии.