Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 20:29, реферат
Анализ общей ситуации педагогического труда в настоящее время, показывающий подвижническую работу учителя, его включенность в улучшение образования, к сожалению, не дает оснований для оптимизма. Это, в частности связано с тем, что многими из требуемых качеств (тем более их собственностью) обладают не все педагоги и, что очень серьезно, с исходным нежеланием некоторых педагогов работать «учителем» и случайностью выбора этой профессии. Такими же «случайными» они остаются и в профессиональной деятельности.
В современных условиях в целях завоевания педагогического авторитета у детей воспитателю необходимо сделать выбор, занять общественную позицию: в отношении истории нашего общества; политических процессов, происходящих в нем; процессов межнациональных взаимодействий; прав человека; возрождения церкви и других. На убеждения детей можно повлиять только убежденностью, принципиальностью. И пусть некоторые ребята будут не согласны с классным руководителем. Но уважаемый детьми воспитатель, смело и честно, без давления и запугивания, открыто вступающий с воспитанниками в диалог, дискуссию, спор, всегда заставит их задуматься над обсуждаемой проблемой, будет иметь возможность оказать идейное влияние.
Авторитет нравственности и духовно-ценностной культуры педагога необходимо дополняется авторитетом интеллектуальной развитости, независимости суждений и образованности. Сегодня неизмеримо возрос поток разнообразной информации в различных областях жизни. Значительная ее часть приходит в острое противоречие со сложившимися стереотипами и штампами в сознании и мышлении. Это ставит воспитателя, духовного наставника детей и юношества в очень сложное положение. Чтобы глубоко понять духовный мир молодого поколения, быть властителем дум, нужно преодолевать в самом себе противоречия между сложившимися канонизированными взглядами на культуру, способами ее освоения ребенком и реальной, порой не укладывающейся ни в какие рамки, социокультурной ситуацией. Лучшим средством налаживания воспитательного взаимодействия, укрепления авторитета педагога, будет в этом случае его терпимость, отсутствие категоричности в оценках и давления на психику. Вовлеченность ребенка в диалог заставит размышлять, сомневаться, обратиться к источникам информации, произведениям литературы и искусства, духовно развиваться в направлении самостоятельного и критического отношения к культуре. По мере созревания детей, их духовного богатства во взглядах и убеждениях воспитателя и воспитанника будет образовываться все больше общих оценок и суждений. Оставшиеся разногласия также сыграют свою воспитательную позитивную укрепляющую авторитет педагога роль. Ведь суть воспитания не в том, чтобы непременно добиться единомыслия, вбить в сознание детей официальные догмы и стереотипные представления. Она в том, чтобы ребенок проявил самостоятельность мысли, стремление докопаться до истины, выработать в себе независимость суждений, самостоятельность собственной личности. Диалог воспитателя с детьми по вопросам культуры, в котором господствует только одна сила - сила мысли, знания, аргументации, делает авторитет воспитателя естественным и прочным.
Эффективная
организация педагогического
Таким
образом, высокая нравственность, духовная
цельность и убежденность, эрудиция и
интеллектуальная развитость, человеческая
притягательность являются важнейшими
условиями формирования педагогического
авторитета воспитателя, классного руководителя.
3. Общие
и специальные способности
Обозначим необходимость и широту общих, но совершенно необходимых способностей педагога. Авторитетный педагог поворачивается к детям разными сторонами своей многогранной личности: выступает в качестве организатора, заинтересованного наблюдателя, советчика, демократа, принципиального, непреклонного, требовательного руководителя, товарища и друга.
Завоевание и поддержание авторитета педагогом - сложная, кропотливая работа по совершенствованию им своего духовного и физического состояния. За авторитет надо бороться ежесекундно, ежечасно, ежедневно. Если педагог перестает быть в курсе событий, не следит за собой, опускается в быту, встает в отношениях с детьми на путь панибратства и формализма, отчуждается от детей, каким бы непререкаемым не был сначала его педагогический авторитет, он истлевает вместе с распадающейся личностью воспитателя. Поэтому для педагога важно постоянно поддерживать свою «авторитетную» форму, осуществлять духовное, нравственное восхождение. Это значит нужно серьезно анализировать свои отношения с детьми, критически осмысливать свое поведение, преодолевать душевные слабости, тупость, черствость, дешевое самомнение и гордыню, сохранять человеческое достоинство и педагогическую честь, держать свою совесть в состоянии чуткого реагирования. Авторитет вырастает из честных и чистых отношений, характеризуется скромностью. Авторитет воспитателя не самоцель и не самоценность. Он приобретает педагогический смысл и действенность не тогда, когда используется как мощная сила административного воздействия, противодействия детям, поддержания внешнего порядка. Его ценность раскрывается с наибольшей полнотой, когда его духовная сила направлена на развитие в воспитаннике внутреннего человека, свободной нравственной воли, таланта, ответственности, самоутверждения и творческого самопроявления.
Прежде всего, авторитет воспитателя эффективно и активно действует на фоне авторитета всего педагогического коллектива. Авторитетность педагогического коллектива возрастает, когда у него есть свое лицо, когда он состоит из единомышленников в отношении целей, содержания, форм и методов воспитания, когда в нем объединяются творчески мыслящие индивидуальности, по-своему, оригинально решающие методические проблемы воспитательных отношений. Педагогический коллектив авторитетен, когда в нем есть лидеры, новаторы среди опытных мастеров, думающей молодежи и каждый учитель по-своему утверждается как педагог профессионал. Важно, чтобы в коллективе были эрудиты, увлеченные каким-либо хобби и увлекающие детей, чтобы каждый педагог имел свой характер, заявлял о себе как яркая личность. Целеустремленность, гражданственность, компетентность, педагогическое творчество, заинтересованность в судьбах детей и единстве с ними - вот что вызывает у школьников уважение к педагогическому коллективу, рождает стремление к общению и взаимодействию с учителями.
Авторитет педагогического коллектива естественно предполагает наличие авторитета у каждого входящего в него учителя. Уважение к учителю обеспечивается высоким профессионализмом, требующим глубокого знания своего предмета, далеко выходящего за узкие рамки программных требований, способности преподавать свой предмет углубленно. Успех преподавателя обеспечивается также увлеченностью и самоотверженностью, проявлением себя как личности и индивидуальности, выражающей собственный взгляд на изучаемый предмет, отстаивающей его в обсуждениях с детьми. Наконец, необходима психологическая совместимость и контактность учителя с учащимися, способность стимулировать личностные проявления школьников в учебном труде, обеспечивать доброжелательную обстановку в учебной работе.
Общественный, гражданский, человеческий авторитет необходим и коллективу детскому. Он достигается развитием коллективной целеустремленности, ребячьей самостоятельности и самодеятельности, всеми оберегаемыми правовым статусом самоуправления. Огромное значение имеет сплоченность детей, обеспечение им возможности индивидуально-личностного проявления и социально-психологического самоутверждения. Авторитетность школьного воспитательного коллектива предполагает развитие многообразия общественных отношений в детской среде - ответственности и взаимопонимания, дисциплины и творческой свободы, права и нравственности, дружбы и товарищества. Его авторитет становится непоколебимым, если в нем торжествует справедливое общественное мнение, внешняя и внутренняя сознательная дисциплина, обеспечивающая личные права, свободы и полную защищенность отдельной личности.
Авторитет воспитателя, учителя, классного руководителя, без которого немыслим подлинный педагог, превращается в тончайший и эффективнейший инструмент педагогического действия, когда он формируется в системе взаимодействующих авторитетов педагогического и детского коллективов, всех воспитателей и учителей, каждого отдельного воспитанника.
Обозначим
специальные способности
В детском
коллективе педагог способствует организации
ученического самоуправления, установлению
деловых отношений
Непосредственное общение с детьми, идейное, духовно-ценностное влияние на них требует от классного руководителя повышенного внимания к психическим переживаниям и состояниям детей, формированию их идеалов, взглядов, убеждений, личностных качеств и индивидуальных способностей. Ребенок формируется как личность и индивидуальность тогда, когда педагоги стремятся перевести внешние социально-ценные стимулы во внутренние мотивы его поведения, когда он сам добивается общественно ценных результатов, проявляя при этом целеустремленность, волю и мужество. Воспитательный эффект велик, когда воспитание, на каждом этапе возрастного развития, перерастает в самовоспитание, а ребенок из объекта воспитания превращается в его субъект.
К выбору
форм работы педагог подходит творчески,
с учетом условий жизни школы,
возможностей и особенностей детей,
содержания детской жизни, которую
предстоит вместе с детьми осмысливать,
анализировать, обобщать и корректировать.
Планируемые им формы, различного содержания
«классные часы», призваны охватить анализом
весь целостный учебно-воспитательный
процесс, кристаллизовать его ведущие
идеи в сознании детей, помочь дать оценку
формирующимся идеалам, ценностным ориентациям,
вкусам, выразить принципиальное отношение
к наносному, чуждому, вредному.
4. Индивидуальный
стиль деятельности педагога
В современной
педагогике произошло противопоставление
понятий коллективизма и
На общем фоне одних только коллективных отношений блекнет и нивелируется интимный мир каждого отдельного ребенка, его натура не находит выхода к общению. самоутверждению, обогащению. Как ни парадоксально, но такое состояние воспитания обедняет ребенка, противостоит действительной коллективности, суть которой во взаимообогащающих взаимодействиях здоровых индивидуальностей, личностей сильного и творческого духа.
Подлинный мастер, педагог-воспитатель, организуя жизнь детского коллектива по всем законам коллективообразования, одновременно выходит и на обустройство личной жизни, стабилизацию духа каждого ребенка с помощью индивидуально-личностного, парного взаимодействия детей и причастных к воспитанию взрослых. Успех парного взаимодействия не может быть достигнут за счет усилий только одного воспитателя, классного руководителя. Его задача, конечно, в том, чтобы войти в контакт с каждым своим воспитанником, но она и в том, чтобы обеспечить каждого ребенка возможностью педагогически целесообразного, парного и многостороннего, удовлетворяющего его, индивидуально-личностного, духовно-нравственного общения. Необходимо создать систему подвижного, творческого, взаимообогащающего и взаимоудовлетворяющего парного взаимодействия. Система парного общения, ставшая привычной, помогает завоевать доверие ребенка, проникнуть в святая святых его внутреннего мира, помочь ему в трудном и сложном деле самостановления.
Цель
индивидуально-личностного