Направления деятельности педагога-психолога

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 14:48, контрольная работа

Краткое описание

Психопрофилактическая работа - малоразработанный вид деятельности практического педагога-психолога, хотя важность ее признается всеми учеными и практиками, имеющими отношение к психологической службе образования.
Задачи психопрофилактической работы:
содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, на каждом возрастном этапе развития личности;
формирование у обучающихся, воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию;
психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;

Оглавление

Задачи психопрофилактической работы и способы ее осуществления
Специфика консультационной работы психолога, работающего в Интернете
Требования к методам, используемым в практической психодиагностике

Файлы: 1 файл

Направления деятельности педагога психолога (КР).doc

— 121.50 Кб (Скачать)


Ставропольский  государственный педагогический институт

Психолого-педагогический факультет

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине «Психологическая служба в образовании»

 

тема: «Направления деятельности педагога-психолога»

 

 

 

Зачетная книжка № 4814

Вариант 4

Рецензия 

 

 

 

Выполнила

студентка 3 курса

группы  № 309Д2

Арабян  К.А.

индекс: 356265

Ставропольский  край

Грачевский  район 

п. Верхняя  Кугульта

ул. Ленина, 2

Рецензент: Долганина В.В.

 

 

 

 

 

Ставрополь, 2012 г.

 

ПЛАН

 

 

 

  1. Задачи психопрофилактической работы и способы ее осуществления
  2. Специфика консультационной работы психолога, работающего в Интернете
  3. Требования к методам, используемым в практической психодиагностике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Задачи психопрофилактической работы и способы ее осуществления

 

Психопрофилактическая работа - малоразработанный вид деятельности практического педагога-психолога, хотя важность ее признается всеми учеными и практиками, имеющими отношение к психологической службе образования.

Задачи психопрофилактической работы:

  • содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, на каждом возрастном этапе развития личности;
  • формирование у обучающихся, воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию;
  • психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;
  • профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся, воспитанников;
  • участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;
  • участие совместно с органами управления образованием и педагогическими коллективами образовательных учреждений в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;
  • создание в контексте дифференцированного обучения психолого-педагогических условий, актуализирующих личностные проявления учащихся;
  • диагностика личностного развития учащихся и мониторинг качества обучения;
  • повышение общей психологической культуры педагогов и учащихся;
  • обеспечение психологического здоровья участников образовательного процесса;
  • повышение социально-психологической компетентности, формирование психологической культуры участников образовательного процесса;
  • создание социально-психологических условий, улучшающих микроклимат в группах; содействие в укреплении межличностных отношений, в создании атмосферы сотрудничества и творчества;
  • оказание помощи учащимся и педагогам, находящимся в кризисных состояниях;
  • содействие личностному и интеллектуальному развитию учеников на каждом возрастном этапе.

 

В психопрофилактике выделяют три  уровня:

I уровень - так называемая первичная профилактика. Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей. На этом уровне в центре внимания психолога находятся все учащиеся школы, как «нормальные», так и с проблемами (т. е. 10 из 10 учащихся). Многие авторы отмечают, что именно школы являются оптимальными системами для профилактики психического здоровья, и рассматривают школьных психологов в качестве основных специалистов, проводящих в жизнь такую первичную профилактику.

II уровень - вторичная профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т. е. на тех детей, у которых проблемы уже начались. Вторичная профилактика подразумевает раннее выявление у детей трудностей в учении и поведении. Основная ее задача - преодолеть эти трудности до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми. Здесь психолог работает уже не со всеми детьми, а примерно с 3 из 10. Вторичная профилактика включает консультацию с родителями и учителями, обучение их стратегии для преодоления различного рода трудностей и т. д.

III уровень - третичная профилактика. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учеными или поведенческими проблемами, его основная задача - коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем. Психолог работает с отдельными учащимися (примерно с 1 из 10), направленными к нему для специального изучения.

От I к III уровню действия психолога становятся менее активны относительно планирования и обеспечения службы. Заботой большинства психологов является обеспечение II и III уровней, причем львиную долю времени занимает III уровень. Иными словами, большинство усилий школьных психологов направлено на работу с учащимися, которые уже испытывают трудности. Основная масса школьников остается без внимания психологов, если не считать прохождения ими традиционного систематического тестирования.

Смысл психопрофилактической деятельности в том, чтобы поддержать и укрепить психическое и психологическое здоровье детей и школьников.

Исходя  из представлений о сущности психологической службы образования, можно дать следующее определение психопрофилактической работы.

Психопрофилактика - это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.

 

 

Психологическая профилактика предполагает:

1)  ответственность за соблюдение в детском образовательном учреждении (детский сад, интернат, детский дом, школа, лицей, колледж, профессиональное училище и пр.) психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе

2) своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях;

3) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень.

Итак, мы говорим о психологической  профилактике в тех случаях, когда психолог на основе своих знаний и опыта проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, по созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития.

Психопрофилактическая работа может  проводиться как с отдельными детьми или группами детей, классами, возрастными параллелями, так и с воспитателями, учителями, родителями, другими взрослыми, которые оказывают влияние на мироощущение и развитие ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Специфика консультационной работы психолога, работающего в Интернете

 

Психологическое консультирование это, прежде всего, работа с эмоциями и чувствами человека. Психологическое консультирование это психологическая работа с  переживаниями человека - с тем, что  психически составляет его внутренний мир.

Интернет-консультирование - это альтернативный источник психологический  помощи в тех случаях, когда традиционное психологическое консультирование недоступно или невозможно. Для некоторых  людей это единственный способ получить консультацию психолога.

Можно выделить отдельные специфические особенности Интернет-консультирования.

Во-первых, процесс Интернет-консультирования имеет двустороннюю содержательную специфику относительно критерия анонимность/публичность личности (личностных проявлений) клиента. С одной стороны, процесс консультирования для клиента анонимен, что обусловлено тем, что в Интернете клиент (в подавляющем большинстве случаев) выступает под вымышленным именем («инком», «ником»). При этом, даже если клиент назовется своим настоящим именем (именно именем, а не ФИО), то, все равно, ему практически гарантирована анонимность, так как людей с одинаковыми именами в одной только нашей стране десятки и сотни тысяч. С другой стороны, процесс Интернет-консультирования для клиента публичен, так как оно происходит, как правило, «в чатах» или «на форумах», где «видны» все вопросы каждого клиента и «видны» все ответы консультанта каждому клиенту. Таким образом, создается публичность процесса Интернет-консультирования, потому что все, кто «сидит в чате» или «находится на форуме», видят, наблюдают на экранах своих мониторов весь «процесс Интернет-консультирования», - наблюдают порядок и последовательность всех вопросов и ответов и оценивают их содержание.

Во-вторых, содержательной особенностью процесса психологического Интернет-консультирования является его интерактивный характер. «Интеракция» - обмен участников коммуникации какими-либо действиями. Примером может служить интерактивное телевизионное шоу, в процессе которого осуществляется активное взаимодействие между всеми его участниками и телезрителями, могущими одним телефонным звонком изменить течение всего действия. В процессе Интернет-консультирования его участники (в первую очередь клиенты, но, иногда, и консультанты) могут «вмешиваться» в процесс консультирования психологом конкретного клиента, делая (интеракция в полной мере), давая свои комментарии происходящему, оценивая смысловую подоплеку обсуждаемых тем. Это происходит в режиме реального времени. Таким образом, комментарий какого-то участника к, например, совету консультанта может, даже, опередить ответ клиента консультанту. Это, конечно, известный минус Интернет-консультирования, впрочем, имеющий место, в определенной степени, и в классическом групповом психологическом консультировании. Причем, все это может происходить как в произвольном, предумышленном, так и в «как бы» непроизвольном, непредумышленном порядке. Что же касается «непроизвольных» комментариев, то это свобода самовыражения (во всех смыслах, - и «технически» и личностно, - с точки зрения безопасности «самопроявления») участников процесса психологического Интернет-консультирования (еще одна специфическая особенность процесса Интернет-консультирования). Что же касается «произвольных» комментариев участников процесса Интернет-консультирования, то они осуществляются ими в «заданном» порядке, - тогда, когда уже известные друг другу участники (при «фиксированном» групповом варианте Интернет-консультирования) обсуждают, с помощью психолога-консультанта (пожалуй, единственное значимое отличие консультационных чатов и форумов от «обычных» форумов и чатов), общие для них всех проблемы.

В-третьих, содержательной особенностью Интернет-консультирования является его доступность. В понятие доступности Интернет-консультирования включается, прежде всего, психологическое удобство и физический комфорт (клиент, в подавляющем большинстве случаев, сидит дома за своим персональным компьютером) для пользователя Интернет-консультирования. Здесь ярко проявляется возможность для клиента функционально быстро (легкость принятия решения) «войти в чат» - что не обуславливает необходимости участия в обсуждении, так как другим участникам процесса Интернет-консультирования неизвестно, кто именно «находится на чате» (максимум, известно количество человек, в режиме он-лайн «присутствующих» на чате или форуме). Все это приводит к тому, что у любого участника данного процесса, в том числе и анонимно, удовлетворяется потребность в психологической безопасности, что, безусловно, очень важно в процессе любого рода личностной коммуникации.

В-четвертых, смысловую  специфику Интернет-консультирования составляет его обучающий характер, так как множество людей может одновременно участвовать в данном процессе, как просто наблюдая его, так и высказываясь, комментируя и учась на «ошибках» других, - тогда, когда обсуждаются «знаемые» или просто интересные для конкретного человека проблемы. Таким образом, само участие человека («клиента») в процессе Интернет-консультирования, его «присутствие»7 на консультативном Интернет-форуме или в консультативном Интернет-чате, имеет обучающий, познавательный эффект. Это происходит в силу того, что информативность (информационная продуктивность) такого рода взаимодействия, для отдельно взятого человека, сравнима со «знаниевой» продуктивностью (результативностью) участия его в процессе классического группового консультирования. Этот параметр анализируемого явления соотносится с параметром реализации потребности «клиента» в новой информации, что было рассмотрено выше.

В-пятых, еще одна базовая специфическая смысловая содержательная особенность Интернет-консультирования, понимаемого нами в качестве новой технологии психологического консультирования. Имеется в виду сама профессиональная деятельность (как таковая) психолога-консультанта, практикующего «в Интернете». Считаем возможным, сущностно (по основным свойствам) сравнить ее с деятельностью консультанта, осуществляющего «реальное», классическое групповое консультирование.

Осуществляя процесс Интернет-консультирования, психологу достаточно иметь развитую когнитивную личностно-профессиональную составляющую, для того, чтобы быть успешным консультантом. Это существенно облегчает для психолога сам процесс Интернет-консультирования, - снижает его эмоциональные затраты и позволяет концентрироваться на проблеме, а не на человеке. Это же существенно понижает продуктивность Интернет-консультирования, потому что отсутствие эмоционально-чувственной составляющей в социальной перцепции, как доказано, например, Ирвином Яломом, весьма негативно сказывается на психотерапевтическом эффекте консультативного взаимодействия1.

Простота  и популярность Интернет-технологий увеличивают возможности доступа  населения к психологической  помощи. В настоящее время, на наш  взгляд, Интернет-технологии недостаточно полно используются в практике психологического консультирования. Отметим, что психологическое Интернет-консультирование в том или ином виде уже достаточно давно присутствует в Интернете (консультирование он-лайн, дистанционное консультирование).

В основу Интернет-консультирования были положены смысловые коммуникации, осуществляющиеся с помощью текста (в электронном виде). В связи с этим, первоначальной целью Интернет-консультирования является построение диалога между участниками коммуникаций при виртуальном общении. Для Интернет-консультирования выбираются (создаются) «форумы» или «чаты» т.е. специально организованное людьми, общепринятое в Интернете виртуальное пространство для общения.

Информация о работе Направления деятельности педагога-психолога