Направления деятельности педагога-психолога

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 14:48, контрольная работа

Краткое описание

Психопрофилактическая работа - малоразработанный вид деятельности практического педагога-психолога, хотя важность ее признается всеми учеными и практиками, имеющими отношение к психологической службе образования.
Задачи психопрофилактической работы:
содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, на каждом возрастном этапе развития личности;
формирование у обучающихся, воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию;
психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;

Оглавление

Задачи психопрофилактической работы и способы ее осуществления
Специфика консультационной работы психолога, работающего в Интернете
Требования к методам, используемым в практической психодиагностике

Файлы: 1 файл

Направления деятельности педагога психолога (КР).doc

— 121.50 Кб (Скачать)

Работа  он-лайн требует любви к слову. Бесполезно приступать к тексту, только как к лечению. Надо уметь найти правильные слова, что бы выразить себя при написании письма. Это своего рода искусство, где требуется особый такт и дипломатия. Недостатками работы в сети является то, что клиент может усилить чувство одиночества терапевта и важно сохранить границы и профессиональное расстояние.

Психотерапевт должен обладать следующими навыками для работы в сети:

- владеть  необходимыми программами (например, чат, электронная почта и т.д.);

- уметь  быстро реагировать в случае  необходимости на запрос клиента;

- способностью  накапливать, хранить и использовать  соответствующие веб-ссылки;

- возможностью  получать, хранить и защищать  переписку с клиентами;

- знать  мультимедийные возможности для  усиления экспрессивности речи;

- хорошо  владеть словом;

- уметь  оказывать терапевтическое вмешательство, используя только текст;

- быть  осведомленным о том, как клиент  воспринимает терапевта; 

- иметь  профессиональную базу (подготовка  по психоанализу, психологии и  т.д.);

- возможность  перехода от он-лайн консультирования  в режим работы «лицом к лицу».

Виды  психологического консультирования:

Проблемно-ориентированное. Акцент здесь делается на модификации поведения, анализе внешних причин проблемы. Цель работы: формирование и укрепление способности клиента к адекватным действиям в ситуации, овладение техниками, позволяющими улучшить самоконтроль. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из поведенческой терапии.

Личностно-ориентированное. Нацелено на анализ индивидуальных, личностных причин проблемы, на процесс складывания деструктивных личностных стереотипов и на предотвращение подобных проблем в будущем. Консультант здесь принципиально воздерживается от советов и организационной помощи, так как это уводит в сторону от внутренних, глубинных причин проблемы. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из многочисленных психоаналитических и постпсихоаналитических течений западной психотерапии. Прежде всего, сюда следует отнести техники гештальтерапии, гуманистической психотерапии.

Решение-ориентированное. Упор здесь делается на активацию собственных ресурсов клиента для решения проблемы. Этот подход обращает внимание на тот факт, что анализ причин проблемы неминуемо приводит к усилению чувства вины у клиента, что является препятствием к сотрудничеству психолога-консультанта и клиента. Много приемов, используемых в рамках этого подхода, взято из краткосрочной позитивной терапии.

Как правило, необходима серия из 4-5 писем.

1. Письмо  всегда оставляет время для  обдуманного и взвешенного ответа.

2. Письмо  усиливает рефлексивный анализ  своей проблемы у клиента, ибо  многое надо выразить немногими  словами, лаконично и понятно. 

3. На  одно письмо клиента ответ  могут дать несколько консультантов,  что побуждает клиента к самостоятельному  выбору, делает его более свободным в принятии решения относительно своей жизни.

Как показывает практика, эта форма консультаций эффективна - в ходе составления  письма у клиента есть возможность  что-то осмыслить, переформулировать, осознать для себя, да и в ходе обдумывания ответа происходит интенсивная внутренняя работа.

Интернет-консультирование является дистанционной формой психологической  помощи. Ценность психологического Интернет-консультирования для клиентов – его быстрота, доступность, конфиденциальность. Данная система отношений помогает клиентам избежать лишних затрат времени.

В нашей  стране культура обращения на очные  консультации к психологу недостаточно пока сформирована. Тогда, на помощь приходит психологическое Интернет-консультирование. Человек может получить консультации психолога анонимно: никто не будет знать его фамилию, имя, отчество, он может придумать себе псевдоним, скрыть («изменить») свой пол, возраст, профессию и пр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Требования к методам, используемым в практической психодиагностике

 

Практическая  психодиагностика направлена, как правило, на выявление психических свойств  личности, Существенных для определенных видов социально значимой деятельности и поведения, для выявления критериальных  показателей в критериальном  поведении. (Так, например, критериальным показателем определенного вида труда является его производительность.) Для этого необходимо установление причинных связей между различными критериями деятельности и психическими свойствами индивида.

Классификация основных психодиагностических методов выглядит следующим образом:

 

 

 

Рассмотрим  характеристику основных методов практической психодиагностики и особенности их применения в работе со школьниками.

Диагностика возрастного (психического) развития ребенка  осуществляется основными обследовательскими (диагностическими) методами: наблюдением  и тестированием. В перечень психодиагностических методов, применяемых в условиях образовательных учреждений, входят так же анкетирование, беседа и анализ продуктов детской деятельности. Обозначим каждый из них в соответствии со спецификой дошкольного возраста.

Наблюдение - метод психологической диагностики, «состоящий в преднамеренном и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений при определенных условиях». В контексте детской практической психологии метод наблюдения кроме общих требований к нему (фиксация, планирование и факторизация данных) имеет определенную специфику. Она связана с возрастными особенностями школьников, а так же с условиями их жизнедеятельности в условиях ОУ.

Организационная специфика метода представлена следующим образом:

- наблюдение  за ребенком в условиях естественной жизнедеятельности (данный вид наблюдения характеризуется отсутствием контактирования с наблюдаемым ребенком и диагностирует индивидуальные особенности его функционирования);

- наблюдение  за ребенком в условиях направленной деятельности (построено на пробах совместной деятельности психолога с ребенком, фиксируются особенности поведения ребенка в контексте взаимодействия со взрослым);

- наблюдение  за ребенком в условиях спец. организованной деятельности (осуществляется на занятиях познавательного, эстетического, оздоровительного цикла, диагностическая направленность этого наблюдения обозначается особенностями поведения ребенка в пространстве различного рода воздействий (объективных и предметных).

В практике педагога-психолога наблюдение может выступать как ориентационный метод (данные наблюдения предваряют и направляют тестирование) и как сопроводительный метод (данные наблюдения подтверждают либо опровергают результаты тестирования). Для обеспечения объективности метода используются специальные методические средства: бланки (схемы) наблюдений и диагност-карты наблюдений.

Тестирование - метод психологической диагностики, «использующий» стандартизированные вопросы и задачи (тесты), с определенной шкалой значений». Целью использования тестов является «измерение уровня развития определенного психологического качества (свойства) личности». Посредством стандартизированных тестов диагностируется в основном развитие познавательных процессов. В настоящее время в практике детского педагога-психолога кроме стандартизированных тестов присутствуют также психодиагностические методики с поуровневой дифференциацией - комплекс стандартизированных заданий содержательно близким к тестам достижений, а процессуально приближенным к «клиническому» типу обследования (т.е. с гибким варьированием структурных частей методики, вводных и сопровождающих инструкций, а так же отсутствием временного регламента и жесткой системой оценок). Следует отметить, что методики с поуровневой дифференциацией более адаптивны для детей младшего возраста.  В качестве психодиагностических средств выступают так же проективные тесты. Они направлены на целостное изучение личности.

Анкетирование - диагностический метод «получения социально-психологической и психолого-педагогической информации на основе вербальной коммуникации». В условиях ОУ проводится преимущественно выборочного типа с использованием устной (интервью) и письменной (анкета) форм. Основной диагностической задачей анкетирования является выяснение биографических сведений, ценностных ориентаций, социальных установок и личностных черт, а так же определение родительских и педагогических позиций опрашиваемых. Анкеты для учеников, родителей и педагогов состоят в основном из вопросов закрытого вида («да»-«нет»), в некоторых случаях предлагается несколько вариантов ответа.

Беседа - диагностический метод «получения информации на основе вербальной коммуникации». От анкетирования отличается исключительно устной формой проведения и отсутствием жесткой заданности и регламентации вопросов. Основной целью использования данного метода является сбор сведений о субъекте диагностического обследования, составление психолого-педагогического анамнеза. Кроме того, в процессе беседы с ребенком решается проблема становления контакта.

В зависимости  от целей использования данного  метода, беседа может быть ознакомительной, диагностической, экспериментальной, профилактической и т.д. Основной задачей ознакомительной беседы психолога с испытуемым является первичное индивидуальное знакомство с ним, как с человеком. В ходе этой беседы, которая, как правило, строится в виде свободного разговора двух собеседников, взаимную информацию получает каждый из них.

Довольно  распространенным видом беседы является диагностическая беседа. При умелом ее проведении психолог может оценить  не только процессы, но и выявить глубоко личные переживания человека. Результаты беседы помогут составить психологический «диагноз», на основе которого строится дальнейшая индивидуальная работа с этим человеком.

Наиболее  сложным видом индивидуальной беседы является экспериментальная беседа, которая может быть заключительным этапом социально-психологического изучения личности, когда психолог уже собрал и обобщил полученную другими методами информацию, выработал несколько рабочих гипотез, характеризующих данную личность, и в беседе подтверждает одну из них. В результате проведения этой беседы создается окончательный психологический портрет личности.

Любая индивидуальная беседа не должна сводиться  к беспредметному разговору. Она  является целенаправленной формой изучения и требует соблюдения определенных условий проведения:

- четкого  определения основной цели, последовательности  вопросов;

- непринужденности, доверительности обстановки, простоты  и понятности вопросов;

- исключения  каких-либо записей во время  беседы;

- позитивного (оптимистического), конструктивного завершения беседы.

Психодиагностический  метод направлен на решение широкого круга задач. Психодиагностическая методика - способ решения частных  задач. Чем выше диагностическая  ценность используемых методов, тем  выше их универсальная значимость.

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М., 2008.
  2. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.М., Васильева И.Л. Работа психолога в начальной школе. - М., 2009.
  3. Быков П.В., Шульга Т.И. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической поддержки детей и подростков: Учеб. пособие. - М.,2009.
  4. Возможности практической психологии в образовании. Вып. 2 / Под ред. Н.В. Пилипко. - М., 2008.
  5. Гордеев В., Александрович Ю. Методы исследования развития ребенка: Качество жизни - новый инструмент оценки развития детей. - СПб., 2010.
  6. Детская практическая психология: Метод, разраб. / Сост. Ю.А. Афонькина. - Мурманск, 2008.
  7. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. Т.Д. Мар-цинковской. - М., 2004.
  8. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2005.
  9. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 2009.
  10. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 2005.
  11. Рубцов В.В., Лебедева С.В. Виртуальная психологическая служба // Психологическая наука и образование. - 2002. - №1.
  12. Ялом И. Лжец на кушетке / Пер. с англ. М. Будыниной. - М., 2006.

 

1 Ялом И. Лжец на кушетке / Пер. с англ. М. Будыниной. – М.: Изд-во Эксмо, 2006.


Информация о работе Направления деятельности педагога-психолога