Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 14:48, контрольная работа
Психопрофилактическая работа - малоразработанный вид деятельности практического педагога-психолога, хотя важность ее признается всеми учеными и практиками, имеющими отношение к психологической службе образования.
Задачи психопрофилактической работы:
содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, на каждом возрастном этапе развития личности;
формирование у обучающихся, воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию;
психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;
Задачи психопрофилактической работы и способы ее осуществления
Специфика консультационной работы психолога, работающего в Интернете
Требования к методам, используемым в практической психодиагностике
Работа он-лайн требует любви к слову. Бесполезно приступать к тексту, только как к лечению. Надо уметь найти правильные слова, что бы выразить себя при написании письма. Это своего рода искусство, где требуется особый такт и дипломатия. Недостатками работы в сети является то, что клиент может усилить чувство одиночества терапевта и важно сохранить границы и профессиональное расстояние.
Психотерапевт должен обладать следующими навыками для работы в сети:
- владеть
необходимыми программами (
- уметь
быстро реагировать в случае
необходимости на запрос
- способностью
накапливать, хранить и
- возможностью получать, хранить и защищать переписку с клиентами;
- знать
мультимедийные возможности
- хорошо владеть словом;
- уметь оказывать терапевтическое вмешательство, используя только текст;
- быть
осведомленным о том, как
- иметь профессиональную базу (подготовка по психоанализу, психологии и т.д.);
- возможность
перехода от он-лайн
Виды психологического консультирования:
Проблемно-ориентированное. Акцент здесь делается на модификации поведения, анализе внешних причин проблемы. Цель работы: формирование и укрепление способности клиента к адекватным действиям в ситуации, овладение техниками, позволяющими улучшить самоконтроль. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из поведенческой терапии.
Личностно-ориентированное. Нацелено на анализ индивидуальных, личностных причин проблемы, на процесс складывания деструктивных личностных стереотипов и на предотвращение подобных проблем в будущем. Консультант здесь принципиально воздерживается от советов и организационной помощи, так как это уводит в сторону от внутренних, глубинных причин проблемы. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из многочисленных психоаналитических и постпсихоаналитических течений западной психотерапии. Прежде всего, сюда следует отнести техники гештальтерапии, гуманистической психотерапии.
Решение-ориентированное. Упор здесь делается на активацию собственных ресурсов клиента для решения проблемы. Этот подход обращает внимание на тот факт, что анализ причин проблемы неминуемо приводит к усилению чувства вины у клиента, что является препятствием к сотрудничеству психолога-консультанта и клиента. Много приемов, используемых в рамках этого подхода, взято из краткосрочной позитивной терапии.
Как правило, необходима серия из 4-5 писем.
1. Письмо
всегда оставляет время для
обдуманного и взвешенного
2. Письмо
усиливает рефлексивный анализ
своей проблемы у клиента, ибо
многое надо выразить
3. На
одно письмо клиента ответ
могут дать несколько
Как показывает практика, эта форма консультаций эффективна - в ходе составления письма у клиента есть возможность что-то осмыслить, переформулировать, осознать для себя, да и в ходе обдумывания ответа происходит интенсивная внутренняя работа.
Интернет-консультирование является дистанционной формой психологической помощи. Ценность психологического Интернет-консультирования для клиентов – его быстрота, доступность, конфиденциальность. Данная система отношений помогает клиентам избежать лишних затрат времени.
В нашей
стране культура обращения на очные
консультации к психологу недостаточно
пока сформирована. Тогда, на помощь приходит
психологическое Интернет-
3. Требования к методам, используемым в практической психодиагностике
Практическая психодиагностика направлена, как правило, на выявление психических свойств личности, Существенных для определенных видов социально значимой деятельности и поведения, для выявления критериальных показателей в критериальном поведении. (Так, например, критериальным показателем определенного вида труда является его производительность.) Для этого необходимо установление причинных связей между различными критериями деятельности и психическими свойствами индивида.
Классификация основных психодиагностических методов выглядит следующим образом:
Рассмотрим характеристику основных методов практической психодиагностики и особенности их применения в работе со школьниками.
Диагностика возрастного (психического) развития ребенка осуществляется основными обследовательскими (диагностическими) методами: наблюдением и тестированием. В перечень психодиагностических методов, применяемых в условиях образовательных учреждений, входят так же анкетирование, беседа и анализ продуктов детской деятельности. Обозначим каждый из них в соответствии со спецификой дошкольного возраста.
Наблюдение - метод психологической диагностики, «состоящий в преднамеренном и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений при определенных условиях». В контексте детской практической психологии метод наблюдения кроме общих требований к нему (фиксация, планирование и факторизация данных) имеет определенную специфику. Она связана с возрастными особенностями школьников, а так же с условиями их жизнедеятельности в условиях ОУ.
Организационная специфика метода представлена следующим образом:
- наблюдение
за ребенком в условиях
- наблюдение
за ребенком в условиях
- наблюдение за ребенком в условиях спец. организованной деятельности (осуществляется на занятиях познавательного, эстетического, оздоровительного цикла, диагностическая направленность этого наблюдения обозначается особенностями поведения ребенка в пространстве различного рода воздействий (объективных и предметных).
В практике педагога-психолога наблюдение может выступать как ориентационный метод (данные наблюдения предваряют и направляют тестирование) и как сопроводительный метод (данные наблюдения подтверждают либо опровергают результаты тестирования). Для обеспечения объективности метода используются специальные методические средства: бланки (схемы) наблюдений и диагност-карты наблюдений.
Тестирование - метод психологической диагностики, «использующий» стандартизированные вопросы и задачи (тесты), с определенной шкалой значений». Целью использования тестов является «измерение уровня развития определенного психологического качества (свойства) личности». Посредством стандартизированных тестов диагностируется в основном развитие познавательных процессов. В настоящее время в практике детского педагога-психолога кроме стандартизированных тестов присутствуют также психодиагностические методики с поуровневой дифференциацией - комплекс стандартизированных заданий содержательно близким к тестам достижений, а процессуально приближенным к «клиническому» типу обследования (т.е. с гибким варьированием структурных частей методики, вводных и сопровождающих инструкций, а так же отсутствием временного регламента и жесткой системой оценок). Следует отметить, что методики с поуровневой дифференциацией более адаптивны для детей младшего возраста. В качестве психодиагностических средств выступают так же проективные тесты. Они направлены на целостное изучение личности.
Анкетирование - диагностический метод «получения социально-психологической и психолого-педагогической информации на основе вербальной коммуникации». В условиях ОУ проводится преимущественно выборочного типа с использованием устной (интервью) и письменной (анкета) форм. Основной диагностической задачей анкетирования является выяснение биографических сведений, ценностных ориентаций, социальных установок и личностных черт, а так же определение родительских и педагогических позиций опрашиваемых. Анкеты для учеников, родителей и педагогов состоят в основном из вопросов закрытого вида («да»-«нет»), в некоторых случаях предлагается несколько вариантов ответа.
Беседа - диагностический метод «получения информации на основе вербальной коммуникации». От анкетирования отличается исключительно устной формой проведения и отсутствием жесткой заданности и регламентации вопросов. Основной целью использования данного метода является сбор сведений о субъекте диагностического обследования, составление психолого-педагогического анамнеза. Кроме того, в процессе беседы с ребенком решается проблема становления контакта.
В зависимости от целей использования данного метода, беседа может быть ознакомительной, диагностической, экспериментальной, профилактической и т.д. Основной задачей ознакомительной беседы психолога с испытуемым является первичное индивидуальное знакомство с ним, как с человеком. В ходе этой беседы, которая, как правило, строится в виде свободного разговора двух собеседников, взаимную информацию получает каждый из них.
Довольно распространенным видом беседы является диагностическая беседа. При умелом ее проведении психолог может оценить не только процессы, но и выявить глубоко личные переживания человека. Результаты беседы помогут составить психологический «диагноз», на основе которого строится дальнейшая индивидуальная работа с этим человеком.
Наиболее сложным видом индивидуальной беседы является экспериментальная беседа, которая может быть заключительным этапом социально-психологического изучения личности, когда психолог уже собрал и обобщил полученную другими методами информацию, выработал несколько рабочих гипотез, характеризующих данную личность, и в беседе подтверждает одну из них. В результате проведения этой беседы создается окончательный психологический портрет личности.
Любая индивидуальная беседа не должна сводиться к беспредметному разговору. Она является целенаправленной формой изучения и требует соблюдения определенных условий проведения:
- четкого определения основной цели, последовательности вопросов;
- непринужденности, доверительности обстановки, простоты и понятности вопросов;
- исключения каких-либо записей во время беседы;
- позитивного (оптимистического)
Психодиагностический метод направлен на решение широкого круга задач. Психодиагностическая методика - способ решения частных задач. Чем выше диагностическая ценность используемых методов, тем выше их универсальная значимость.
Список используемой литературы:
1 Ялом И. Лжец на кушетке / Пер. с англ. М. Будыниной. – М.: Изд-во Эксмо, 2006.
Информация о работе Направления деятельности педагога-психолога