Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 10:14, контрольная работа
Успехи в обучении и воспитании детей определяются множеством факторов, каждый из которых является достаточно весомым, и пренебрежение этими факторами неизбежно ведет к неудаче. К таким факторам относятся: методика обучения и воспитания, возрастные особенности детей, уровень их развития и другое. Одним из самых важных факторов детского развития является сам педагог, который берет на себя роль учителя и воспитателя.
1. Педагог в современном обществе…………………………….3-4
2. Психологические требования к личности педагога…………4-7
3. Общие и специальные способности педагога………………7-12
4. Индивидуальный стиль деятельности……………………..12-14
5. Совершенствование педагогической деятельности……....14-19
6. Литература………………………………………………………20
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Бийский педагогический государственный университет
имени
В.М.Шукшина»
Педагогический факультет
Кафедра
дошкольных методик и педагогики
Контрольная
работа по педагогической психологии
Тема:
Психология педагога
Проверила:
Гриднева Л.В.
Выполнила: студентка 3 курса ОЗО ДПиП
Колесникова
Е.А.
Бийск-2010 г.
Содержание:
Успехи в обучении и воспитании детей определяются множеством факторов, каждый из которых является достаточно весомым, и пренебрежение этими факторами неизбежно ведет к неудаче. К таким факторам относятся: методика обучения и воспитания, возрастные особенности детей, уровень их развития и другое. Одним из самых важных факторов детского развития является сам педагог, который берет на себя роль учителя и воспитателя.
На современном этапе модернизации образования остро стоит проблема педагогического профессионализма. В современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. Профессиональный педагог — это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Так как родители ребенка зачастую заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами, поэтому не могут много времени уделять детям. Если бы обучением и воспитанием детей не занимались педагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы свое развитие. Новое поколение людей оказалось бы недостаточно подготовленным для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный прогресс.
В современном цивилизованном
обществе педагог являете фигурой, которая
требует особого внимания, и там, где его
место занимают недостаточно профессионально
подготовленные люди, в первую очередь
страдают дети, причем потери, которые
здесь возникают, обычно невосполнимы.
Это требует от общества создания таких
условий, чтобы среди учителей и воспитателей
оказывались люди, которые наиболее подготовлены.
Профессия учителя, педагога – одна из
древнейших. По сути, педагог — это связующее звено
между поколениями, носитель общественно-исторического
опыта. Общественно-культурная целостность
народа, цивилизация в целом, преемственность
поколений во многом обусловлены ролью
учителя и воспитателя. В меняющемся мире
профессий, профессия учителя (педагога,
воспитателя) остается неизменной, хотя
ее содержание, условия труда, количественный
и качественный состав меняются. Выступая
как индивидуальный субъект педагогической
деятельности, педагог в то же время представляет
собой общественный субъект — носитель
общественных знаний и ценностей. Являясь
индивидуальным субъектом, педагог всегда
представляет собой личность во всем многообразии
индивидуально-психологических, поведенческих
и коммуникативных качеств.
Как было отмечено в отечественной педагогической психологии в конце ХIХ в. П.Ф. Каптеревым, одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются «личностные качества» учителя. Отмечаются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность. Специально подчеркивается необходимость остроумия, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важна готовность к эмпатии, т.е. пониманию психического состояния учеников, сопереживанию, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и педагогическому такту, в проявки которого выражается общая культура учителя и высокий профессионализм его педагогической деятельности.
Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника и школьника. Самые передовые теории, оригинальные новации, современные системы и технологии, прекрасно составленные инструкции и разработки сами по себе не сделают педагогический процесс эффективным. Решающую роль в этом играет личность педагога Слова К.Д. Ушинского: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания...» не утратили свою актуальность и сегодня.
Высокий уровень социальной ответственности, уникальность объекта воздействия, каким является развивающаяся личность, неординарность ситуаций и многообразие влияющих на них факторов определяют серьезные требования к эрудиции, общей культуре, творческим возможностям, профессиональной этике работников педагогической сферы.
К личности будущего педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них можно выделить главные, без удовлетворения которых невозможно стать высококвалифицированным учителем или воспитателем, и второстепенные, соответствие которым не обязательно для педагога, но делает его личностью, способной наилучшим образом обучить и воспитать другую личность. Как главные, так и второстепенные требования относятся к психологии деятельности и общения педагога, к его способностям, знаниям, умениям и навыкам, полезным для обучения и воспитания детей.
Главным и неизменным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Наряду
П.Ф. Каптерев отметил необходимые личностные нравственно-волевые свойства учителя, к которым были отнесены беспристрастность (объективность), внимательность, чуткость (особенно к слабым ученикам), добросовестность, стойкость, выдержка, справедливость, подлинная любовь к детям. При этом «…любовь к детям и юношеству нужно отличать от любви к учительской профессии: можно очень любить детей, глубоко симпатизировать юношеству и в то же время быть не расположенным к учительской деятельности; можно, наоборот, ничего не иметь собственно против учительской деятельности, предпочитать ее даже другим, но не питать ни малейшего расположения ни к детям, ни к юношеству». Очевидно, что только объединение подлинной любви к учащимся и к педагогической профессии обеспечивает профессионализм учителя.
Современные исследователи отмечают, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой учителя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность. Все эти свойства приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой.
Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, являются общительность, артистичность, веселый нрав, хороший вкус и другие. Без каждого из таких качеств в отдельности учитель или воспитатель вполне может обойтись.
Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность.
Новая ситуация, складывающаяся в обществе, задает новые цели обучения и воспитания. Они в свою очередь определяют требования, предъявляемые к личности учителя и воспитателя. Для того, чтобы вовремя и точнее установить эти требования, необходимо сделать следующее:
1. Правильно
оценить тенденции
2. Определить,
какими качествами в этом
3. Установить, какими достоинствами должен располагать и от каких недостатков должен быть избавлен современный человек, оканчивающий среднюю школу.
4. Выяснить, каким должен стать современный педагог, обеспечивающий формирование и развитие личности, необходимой обществу.
Изменение
системы экономических
Гласность
требует от человека умения излагать
свои мысли в устной или письменной
форме, убеждать, доказывать, говорить
самому и внимательно слушать
других. Обладателями всех этих качеств
в ближайшее время должны стать
молодые люди, оканчивающие среднюю
школу. Для того чтобы сделать учащегося
личностью — а сейчас нам как никогда
нужны именно личности, соответствующие
требованиям времени, — сам педагог должен
обладать независимостью, грамотностью,
инициативностью, самостоятельностью
и многими другими качествами, систематически
развивать их у себя.
Важной составляющей личности педагога является проблема развития педагогических способностей. Для того чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь общие и специальные способности. В число общих способностей входят те, которые определяют высокие результаты в любой человеческой деятельности, к специальным относятся те, от которых зависит успех педагогической деятельности, обучения и воспитания детей. К специальным способностям относятся:
- способность видеть и чувствовать, понимает ли учащийся изучаемый материал, устанавливать, степень и характер такого понимания;
- способность самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения;
- способность по-разному излагать, доступным образом объяснять одни и тот же учебный материал с тем, чтобы обеспечить его понимание и усвоение всеми учащимися;
- способность строить обучение с учетом индивидуальности учащихся, обеспечивая быстрое и глубокое усвоение ими знаний, умений и навыков;
- способность за сравнительно короткий срок добиваться усвоения значительного объема информации, ускоренного интеллектуального и нравственною развития всех учащихся;
- способность правильно строить урок, совершенствуя свое преподавательское мастерство от занятия к занятию;
- способность передавать свой опыт другим учителям в свою очередь учиться на их примерах;
- способность к самообучению, включая поиск и творческую переработку полезной для обучения информации, а также ее непосредственное использование в педагогической деятельности;
- способность формировать у учащихся нужную мотивацию и структуру учебной деятельности (учения).
Все эти специальные способности касаются трех взаимосвязанных сторон деятельности по приобретению знаний, и навыков: обучения, учения и научения. Как и всякие другие способности, педагогические способности воспитываются, и их вполне сознательно можно формировать у детей.
Особый класс специальных педагогических способностей составляют способности к воспитанию детей. Среди них в качестве главных можно выделить следующие: