Психология педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 10:14, контрольная работа

Краткое описание

Успехи в обучении и воспитании детей определяются множеством факторов, каждый из которых является достаточно весомым, и пренебрежение этими факторами неизбежно ведет к неудаче. К таким факторам относятся: методика обучения и воспитания, возрастные особенности детей, уровень их развития и другое. Одним из самых важных факторов детского развития является сам педагог, который берет на себя роль учителя и воспитателя.

Оглавление

1. Педагог в современном обществе…………………………….3-4
2. Психологические требования к личности педагога…………4-7
3. Общие и специальные способности педагога………………7-12
4. Индивидуальный стиль деятельности……………………..12-14
5. Совершенствование педагогической деятельности……....14-19
6. Литература………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

Контрольная Психология педагога.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский  педагогический государственный университет

 имени В.М.Шукшина» 
 

Педагогический  факультет

Кафедра дошкольных методик и педагогики 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по педагогической психологии 
 

Тема: Психология педагога 
 
 
 

Проверила: Гриднева Л.В.  
 
 

Выполнила: студентка 3 курса ОЗО ДПиП

 Колесникова  Е.А. 
 
 
 
 
 
 
 

Бийск-2010 г.

Содержание:  

  1. Педагог в  современном обществе…………………………….3-4
  2. Психологические требования к личности педагога…………4-7
  3. Общие и специальные способности педагога………………7-12
  4. Индивидуальный стиль деятельности……………………..12-14
  5. Совершенствование педагогической деятельности……....14-19
  6. Литература………………………………………………………20
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Педагог в современном  обществе.

        Успехи в обучении и воспитании детей определяются множеством факторов, каждый из которых является достаточно весомым, и пренебрежение этими факторами неизбежно ведет к неудаче. К таким факторам относятся: методика обучения и воспитания, возрастные особенности детей,  уровень их развития и другое. Одним из самых важных факторов детского развития является сам педагог, который берет на себя роль учителя и воспитателя.

        На современном  этапе модернизации образования  остро стоит проблема педагогического профессионализма. В современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. Профессиональный педагог — это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Так как родители ребенка зачастую заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами, поэтому не могут много времени уделять детям. Если бы обучением и воспитанием детей не занимались педагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы свое развитие. Новое поколение людей оказалось бы недостаточно подготовленным для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный прогресс.

        В современном цивилизованном обществе педагог являете фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказывались люди, которые наиболее подготовлены. Профессия учителя, педагога – одна из древнейших. По сути, педагог — это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта. Общественно-культурная целостность народа, цивилизация в целом, преемственность поколений во многом обусловлены ролью учителя и воспитателя. В меняющемся мире профессий, профессия учителя (педагога, воспитателя) остается неизменной, хотя ее содержание, условия труда, количественный и качественный состав меняются. Выступая как индивидуальный субъект педагогической деятельности, педагог в то же время представляет собой общественный субъект — носитель общественных знаний и ценностей. Являясь индивидуальным субъектом, педагог всегда представляет собой личность во всем многообразии индивидуально-психологических, поведенческих и коммуникативных качеств.  

  1. Психологические требования к личности педагога.

         Как было отмечено в  отечественной педагогической психологии в конце ХIХ в. П.Ф. Каптеревым, одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются «личностные качества» учителя. Отмечаются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность. Специально подчеркивается необходимость остроумия, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важна готовность к эмпатии, т.е. пониманию психического состояния учеников, сопереживанию, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и педагогическому такту, в проявки которого выражается общая культура учителя и высокий профессионализм его педагогической деятельности.

         Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника и школьника. Самые передовые теории, оригинальные новации, современные системы и технологии, прекрасно составленные инструкции и разработки сами по себе не сделают педагогический процесс эффективным. Решающую роль в этом играет личность педагога Слова К.Д. Ушинского: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания...» не утратили свою актуальность и сегодня.

         Высокий уровень  социальной ответственности, уникальность объекта воздействия, каким является развивающаяся личность, неординарность ситуаций и многообразие влияющих на них факторов определяют серьезные  требования к эрудиции, общей культуре, творческим возможностям, профессиональной этике работников педагогической сферы.

         К личности будущего педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них можно выделить главные, без удовлетворения которых невозможно стать высококвалифицированным учителем или воспитателем, и второстепенные, соответствие которым не обязательно для педагога, но делает его личностью, способной наилучшим образом обучить и воспитать другую личность. Как главные, так и второстепенные требования относятся к психологии деятельности и общения педагога, к его способностям, знаниям, умениям и навыкам, полезным для обучения и воспитания детей.

         Главным и неизменным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Наряду

         П.Ф. Каптерев отметил необходимые личностные нравственно-волевые свойства учителя, к которым были отнесены беспристрастность (объективность), внимательность, чуткость (особенно к слабым ученикам), добросовестность, стойкость, выдержка, справедливость, подлинная любовь к детям. При этом «…любовь к детям и юношеству нужно отличать от любви к учительской профессии: можно очень любить детей, глубоко симпатизировать юношеству и в то же время быть не расположенным к учительской деятельности; можно, наоборот, ничего не иметь собственно против учительской деятельности, предпочитать ее даже другим, но не питать ни малейшего расположения ни к детям, ни к юношеству». Очевидно, что только объединение подлинной любви к учащимся и к педагогической профессии обеспечивает профессионализм учителя.

         Современные исследователи отмечают, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой учителя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность. Все эти свойства приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой.

         Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, являются общительность, артистичность, веселый нрав, хороший вкус и другие. Без каждого из таких качеств в отдельности учитель или воспитатель вполне может обойтись.

         Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность.

         Новая ситуация, складывающаяся в обществе, задает новые цели обучения и воспитания. Они в свою очередь определяют требования, предъявляемые к личности учителя и воспитателя. Для того, чтобы вовремя и точнее установить эти требования, необходимо сделать следующее:

1. Правильно  оценить тенденции политического,  социального и экономического  развития общества.

2. Определить, какими качествами в этом обществе  должен будет обладать человек,  чтобы общество непрерывно развивалось

3. Установить, какими достоинствами должен располагать и от каких недостатков должен быть избавлен современный человек, оканчивающий среднюю школу.

4. Выяснить, каким должен стать современный педагог, обеспечивающий формирование и развитие личности, необходимой обществу.

     Изменение системы экономических отношений  требует расчетливости, деловитости, бережливости, хозяйственной смекалки, предприимчивости, многих других качеств личности, которые совсем еще недавно считались если не отрицательными, то во всяком случае не самыми необходимыми в жизни и сознательно не воспитывались у большинства детей. Новые качества, которым должны обладать представители нового подрастающего поколения: умение жить в условиях расширяющейся демократии, гласности, плюрализма мнений, общаться и взаимодействовать с людьми на правовой и демократической основе. Это предполагает, с одной стороны, способность признавать, понимать, принимать как должное наличие многих различных точек зрения, вести дискуссии и на высококультурной основе разрешать возникающие разногласия; с другой — отказ от диктата и любых способов оказания давления на личность, требует уважения к ней, признания ее достоинств и значимости. Это также отказ от принципа, согласно которому интересы общества преобладают над интересами конкретной личности.

     Гласность требует от человека умения излагать свои мысли в устной или письменной форме, убеждать, доказывать, говорить самому и внимательно слушать  других. Обладателями всех этих качеств  в ближайшее время должны стать  молодые люди, оканчивающие среднюю школу. Для того чтобы сделать учащегося личностью — а сейчас нам как никогда нужны именно личности, соответствующие требованиям времени, — сам педагог должен обладать независимостью, грамотностью, инициативностью, самостоятельностью и многими другими качествами, систематически развивать их у себя.  

  1. Общие и специальные  способности педагога.

         Важной составляющей личности педагога является проблема развития педагогических способностей. Для того чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь общие и специальные способности. В число общих способностей входят те, которые определяют высокие результаты в любой человеческой деятельности, к специальным относятся те, от которых зависит успех педагогической деятельности, обучения и воспитания детей. К специальным способностям относятся:

- способность видеть и чувствовать, понимает ли учащийся изучаемый материал, устанавливать, степень и характер такого понимания;

- способность самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения;

- способность по-разному излагать, доступным образом объяснять одни и тот же учебный материал с тем, чтобы обеспечить его понимание и усвоение всеми учащимися;

- способность строить обучение с учетом индивидуальности учащихся, обеспечивая быстрое и глубокое усвоение ими знаний, умений и навыков;

- способность за сравнительно короткий срок добиваться усвоения значительного объема информации, ускоренного интеллектуального и нравственною развития всех учащихся;

- способность правильно строить урок, совершенствуя свое преподавательское мастерство от занятия к занятию;

- способность передавать свой опыт другим учителям в свою очередь учиться на их примерах;

- способность к самообучению, включая поиск и творческую переработку полезной для обучения информации, а также ее непосредственное использование в педагогической деятельности;

- способность формировать у учащихся нужную мотивацию и структуру учебной деятельности (учения).

     Все эти специальные способности касаются трех взаимосвязанных сторон деятельности по приобретению знаний, и навыков: обучения, учения и научения. Как и всякие другие способности, педагогические способности воспитываются, и их вполне сознательно можно формировать у детей.

     Особый  класс специальных педагогических способностей составляют способности к воспитанию детей. Среди них в качестве главных можно выделить следующие:

Информация о работе Психология педагога