Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 20:29, реферат
Анализ общей ситуации педагогического труда в настоящее время, показывающий подвижническую работу учителя, его включенность в улучшение образования, к сожалению, не дает оснований для оптимизма. Это, в частности связано с тем, что многими из требуемых качеств (тем более их собственностью) обладают не все педагоги и, что очень серьезно, с исходным нежеланием некоторых педагогов работать «учителем» и случайностью выбора этой профессии. Такими же «случайными» они остаются и в профессиональной деятельности.
Это своеобразная форма шефства, индивидуального наставничества. Реальный критерий успешности такого парного взаимодействия-овладение школьниками конкретными знаниями, умениями, навыками, отношения доверительности и товарищества с педагогами в совместном труде.
Внутренняя, собственно педагогическая цель состоит в том, чтобы на основе взаимной приязни, симпатии и эмпатии наладить человеческий доверительный духовно-нравственный контакт, желание и стремление обмениваться в процессе взаимодействия опытом духовной жизни, обсуждать проблему идеалов, потребностей, интересов, давать оценку событиям общественной жизни, анализировать ход личной жизни, многообразные отношения с миром.
В таком
индивидуально-личностном взаимодействии
воспитателю легко изыскать средства
и способы утверждения в
Какие же сферы жизни ребенка, его духовного мира естественно включаются в орбиту парного, детей и взрослых, педагогического осмысления, что является содержанием субъект-объектного и субъект-субъектного взаимодействия? Область проявления детских потребностей, интересов, эмоциональных переживаний, размышлений, перспективных устремлений широка и многообразна. Совместная целесообразная деятельность двух субъектов воспитания и жизни направлена прежде всего на утверждение и самоутверждение статуса ребенка в мире общественных отношений, явлений, предметов, и вещей. Вместе с юным другом педагог осмысливает и помогает ему обрести смысл существования, жизненную перспективу, понимание того, зачем жить и к чему стремиться, как добиться нормального положения в коллективе, защищенности, сознания своих человеческих прав и нравственно-правовой ответственности. Воспитатель содействует школьнику в достижении успеха в учебе, повседневных делах, удовлетворении здоровых интересов, развитии контактности и избежании конформизма. В результате ребенок постепенно обретает чувство свободы, осознание необходимости и желание отстаивать ее.
Парное общение и взаимодействие становятся сегодня едва ли не важнейшим каналом формирования отношения к событиям в обществе. Педагогу и любому гражданину как естественному воспитателю необходимо разбираться во всех актуальных проблемах общественной жизни не только с коллективом, на уровне массового восприятия, но и с каждым ребенком в отдельности. Для эффективного воспитательного воздействия недостаточно просто дать школьнику формальные ответы на злободневные вопросы. Важно выявить разные взгляды, поспорить, побудить высказать свои суждения, эмоционально рассказать о собственных мнениях и убеждениях.
Интимное
парное общение охватывает и область
увлечений, интересов, проявления способностей,
таланта в творческой деятельности.
На почве индивидуально-
Реальную
почву для сближения
Сближение воспитателя и воспитанника на почве реальных деловых увлечений открывает для взрослого детскую душу. Теперь ему позволено приподнять занавес, заглянуть и проникнуть в удивительно хрупкий, неустойчивый, полный туманных миражей, иллюзий и фантазий, решительных намерений и закомплексованности интимный мир ребенка. Сближение с ним требует величайшей осторожности, постоянной оглядки на детские реакции, сознания возможного изгнания или обретения величайшего доверия.
Деловое
сотрудничество ребенка и взрослого
осуществляется в форме ученичества,
индивидуального обучения какому-либо
ремеслу, искусству, навыкам управления
машиной, станком, приборами, аппаратами,
производственными процессами. На селе
добавляется еще и совместная работа на
ферме, в поле, в саду, выпас стада или лошадей
в ночном. Межличностное сближение осуществляется
и в таких формах деятельности, как совместное
участие в охоте, рыбалке, сборе грибов,
ягод, лекарственных трав. Деловые и доверительные
контакты легко налаживаются в совместных,
вдвоем или небольшой группой, походах
по родному краю, памятным местам, связанным
с боями времен войны, с жизнью и деятельностью
выдающихся ученых, писателей, общественных
деятелей. Парное взаимодействие обогащается
в систематических разнообразных, особенно
спортивных играх, в оздоровительных мероприятиях.
Духовно-идейное единение ребенка и взрослого
укрепляется в процессе активного участия
в общественных собраниях, выборных кампаниях,
митингах, манифестациях. Посещения кино,
театра, выставок, спортивных зрелищ дают
ребенку и взрослому богатую пищу для
обсуждения и личных проблем. Особое многообразие
и разнообразие форм индивидуального
взаимодействия придумывается и используется
родителями и детьми в семье. Здесь и совместные
просмотры, прослушивания телепередач,
радиопрограмм, звуковоспроизводящей
аппаратуры; семейные чтения вслух; целевые
прогулки по городу, в лес, в поле; совместная
работа по уборке дома или квартир, уход
за домашними животными, совместные творческие
увлечения.
Рождающиеся в индивидуальном деловом сотрудничестве товарищеские, порой дружеские отношения детей и взрослых требуют специальных форм взаимодействия и общения. Среди них-заинтересованное обсуждение общих и личных проблем, принятие взаимных обязательств, например, по самовоспитанию или индивидуальному совершенствованию в каком-либо мастерстве; дача советов; доверительная беседа, рассказ о себе, исповедь; дружеские споры, дискуссии, обмен критическими замечаниями; взаимные отчеты, взаимоподдержка; доверительный обмен личными тайнами.
Все формы делового индивидуально-личностного взаимодействия и духовного взаимообмена органично, неразрывно связаны между собой. Чем более глубоки по содержанию и разнообразны по формам дела и деловые отношения парного взаимодействия, тем крепче становятся духовные человеческие связи, богаче общение, многообразнее формы и способы эмоционально-интеллектуального обмена.
Таким образом, воспитательное взаимодействие детей и педагогов имеет большое значение в становлении детской личности и индивидуальности. Оно не противостоит и не противоречит воспитанию в коллективе, а, наоборот, обогащает его, является его необходимым дополнением. Индивидуально-личностное взаимодействие обеспечивает индивидуализацию воспитания в целостном педагогическом процессе.