Практика в коррекцигнном классе для педагога психолога

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:35, отчет по практике

Краткое описание

Индивидуальный план
Период прохождения практики в школе
Содержание деятельности в рамках прохождения практики в школе Отметка от выполнении

1неделя
Знакомство с администрацией, педагогами и психологом, знакомство с классом.

Ознакомление с кабинетом психолога и документацией.

Наблюдение за диагностической, консультативной, просветительской работой; посещение коррекционно-развивающих занятий.

Посещение занятия (урока), его психологический анализ.

Подготовка беседы для родителей. Выполнено

Оглавление

1. Характеристика школы №57 3

2. Особенности работы психолога в школе 5

3. Особенности работы психолога в школе 9

4. Знакомство с коррекционным классом 15

5. Посещение занятий для ознакомления с формами и методами работы педагога-психолога с детьми. 17

6.Организация и проведение индивидуальных обследований 26

7. Практическая работа с родителями 28

Список литературы 32

Приложение 1. 34

Приложение 2. 39

Приложение 3. 40

Приложение 4. 45

Приложение 5. 47

Приложение 6. 50

Приложение 7. 53

Приложение 8. 57

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 257.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

1. Характеристика школы №57 3

 

2. Особенности работы психолога  в школе 5

 

3. Особенности работы психолога  в школе 9

 

4. Знакомство с коррекционным  классом 15

 

5. Посещение занятий для ознакомления  с формами и методами работы  педагога-психолога с детьми. 17

 

6.Организация и проведение индивидуальных  обследований 26

 

7. Практическая работа с родителями 28

 

Список литературы 32

 

Приложение 1. 34

 

Приложение 2. 39

 

Приложение 3. 40

 

Приложение 4. 45

 

Приложение 5. 47

 

Приложение 6. 50

 

Приложение 7. 53

 

Приложение 8. 57

 

Индивидуальный план

Период прохождения практики в  школе 

Содержание деятельности в рамках прохождения практики в школе Отметка от выполнении

 

1неделя 

Знакомство с администрацией, педагогами и психологом, знакомство с классом.

 

Ознакомление с кабинетом психолога и документацией.

 

Наблюдение за диагностической, консультативной, просветительской работой; посещение  коррекционно-развивающих занятий.

 

Посещение занятия (урока), его психологический  анализ.

 

Подготовка беседы для родителей. Выполнено

 

2неделя 

Составление плана коррекционной  работы.

 

Подготовка к консультативной  деятельности с родителями детей.

 

Посещение занятий, их психологический  анализ.

 

Наблюдение за работой психолога. Выполнено

 

3неделя 

Проведение коррекционной работы.

 

Взаимное посещение мероприятий.

 

Индивидуальное консультирование.

 

Групповая диагностика и оформление характеристики на класс.

 

Проведение беседы с родителями детей. Выполнено

 

4неделя 

. Завершение коррекционной работы. Оформление документации. Написание отчета по практике Выполнено

 

 

Дневник

Основные направления работы педагога психолога 

Наименование мероприятий, которые  провел или посетил 

Дата 

Отметка о выполнении

 

Психологическое просвещение 

1.Наблюдение и анализ бесед  проводимых школьным психологом.

 

2. Подготовить и провести два  информационных сообщения (или  две беседы): одно с воспитателями  и одно с родителями 1 неделя Выполнено

 

Психологическая профилактика 

1. Анализ плана воспитательной  работы, планируемых и проведенных  мероприятий, педагогических воздействий с точки зрения их соответствия возрастным особенностям детей, актуальным задачам их развития.

 

2. Наблюдение за консультациями  психолога. 1 и 2 недели Выполнено

 

Психологическое консультирование 

Проведены две консультации: одна с учащимся и одна с родителями 3 неделя Выполнено

 

Психологическая диагностика 

Проведение индивидуального и  группового диагностическое обследование детей. Подготовка психологического заключения по индивидуальной диагностике. 4 неделя Выполнено

 

Психологическая коррекция и развитие 

1. Проведение психокоррекционных  мероприятий

 

2. Организация психокоррекционных  бесед с детьми. 4 неделя Выполнено

 

1. Характеристика школы №57

 

Школа №57 была построена в 1985 г. Наполняемость  школы в данный момент – более 200 человек. Школа № 57 является бюджетным образовательным учреждением. Представляет из себя 3-х этажное кирпичное здание.

 

В школе имеются кабинеты:

 

физики, химии, биологии, географии

 

русского языка и литературы

 

математики

 

изобразительного искусства, черчения

 

начальных классов

 

индивидуальной работы

 

спортивный зал

 

столярная и слесарная мастерские

 

мастерские по обслуживающему труду

 

библиотека и читальный зал

 

комнаты отдыха и игровые

 

В школе работают как опытные  педагоги со стажем до 30лет, так и  молодые выпускники ПИСГУ. Среди них Ольга Александровна Малева, Светлана Юрьевна Киржнер, Марина Александровна Воробьева, Ирина Володаровна Бурмистрова.

 

Инновации:

 

Развивающее обучение.

 

Уровневое дифференцированное обучение.

 

Интегрированное обучение.

 

Тестирование вновь поступивших учащихся с целью выявления уровня подготовки для определения их дальнейшего перспективного развития с учетом индивидуальных способностей.

 

Общешкольные речевые игры и  речевые конференции.

 

Анкетирование для выявления творческих способностей детей.

 

Разработка диагностических отчетов  для учета развития слуха и  произношения учащихся

 

Профессиональная подготовка учащихся 10-12 классов на базе ПУ- по специальностям: маляр-штукатур, плотник-столяр, швея.

 

В послеурочное время в школе  работают кружки и секции различных направлений: художественный, музыкальный, литературный и спортивные секции и т.д., руководителями которых являются как штатные учителя, так и выпускники школы.

 

С целью повышения уровня преподавания в школе проводятся "открытые уроки", которые посещаются коллегами-учителями. Дается оценка проведенному занятию, отмечаются положительные моменты, а также даются рекомендации по дальнейшему усовершенствованию методики преподавания. Педагогический коллектив школы не стоит на месте и постоянно внедряет новаторские идеи в области форм обучения: чтение факультативов и спецкурсов по дополнительным дисциплинам и т.д., среди учеников ежегодно проводятся учебные олимпиады, конкурсы (творческие и спортивные).

 

Подводя итоги выше сказанного, можно  отметить, что в данной средней школе создана хорошая база для успешного осуществления процесса обучения и его дальнейшего совершенствования.

 

В школе имеются коррекционные  классы для детей с нарушениями  в развитии, такими как ДЦП, ЗПР.

2. Особенности работы психолога в школе

 

Психологическая служба школы –  специализированное подразделение  в системе народного образования, основной задачей которого является обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному  развитию каждого ребенка, нарушение которых мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей учащихся и ведет к необходимости психолого-педагогической коррекции. Деятельность педагогической службы школы осуществляется практическим психологом, работающим в учебно-воспитательном учреждении (детский сад, школа, ПТУ, детский дом, школа-интернат) или в психологическом кабинете при отделе народного образования, оказывающем консультативную помощь всем учебно-воспитательным учреждениям региона. Основные направления деятельности. педагогической службы школы – психопрофилактика, психодиагностика, развитие и психокоррекция, психологическое консультирование. Психодиагностика направлена на углубленное психолого-педагогическое изучение школьника на протяжении дошкольного и школьного детства, выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в учении и поведении. Психопрофилактика направлена на формирование у педагогов и родителей потребности в получении и использовании психологических знаний о психическом развитии детей на каждом возрастном этапе с целью своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и интеллекта. Задачи развивающих и психокоррекционных направлений определяются ориентацией психологической службы на обеспечение соответствия развития ребенка возрастным нормативам, помощь педагогическим коллективам в индивидуализации обучения и воспитания детей, развитии их способностей, становлении личности. Консультативная работа состоит в оказании помощи педагогам, родителям, детям по широкому кругу личностных, профессиональных и других конкретных жизненных проблем.

 

Цель психологической службы –  обеспечение психологических условий, способствующих максимальному психическому и личностному развитию каждого  школьника.

 

Содержание:

 

1. Психологическое просвещение – приобщение педагогов и родителей к психологическим знаниям.

 

2. Психопрофилактика – психолог  должен проводить постоянную  работу по предупреждению возможного  неблагополучия в психическом  и личностном развитии.

 

3. Психоконсультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми приходят учителя, учащиеся и родители.

 

4. Психодиагностика – проникновение  во внутренний мир школьника.  Результаты обследования дают  информацию по необходимости  коррекции или развитии ученика,  об эффективности профилактической или консультационной работы.

 

5. Психокоррекция – устранение  отклонений.

 

Основная идея психологической  службы – идея сопровождения, которое  должно быть направлено на создание психологических  условий для успешного обучения и психологического развития.

 

Главный принцип организации психологической  службы – системность, т.е. психолог должен реализовывать все 5 функции  и делать это систематически (составить  рабочий план)

 

2. Стратегии психологической работы  в школе

 

В самом общем виде задачу психолога в школе можно обозначить как психологическое обеспечение педагогической деятельности. Как, каким образом такое обеспечение может строиться? Мы предлагаем выделить две стратегии, два основных направления психологической деятельности в школе. Их можно обозначить как психологическое консультирование и проектирование (или "конструирование").

 

Проектирование деятельности.

 

Этот вид профессиональной деятельности психолога представляет собой сложное  взаимодействие с представителями  других специальностей (в нашем случае, это в первую очередь педагоги) по прогнозированию будущей ситуации и закладыванию в нее таких психологических условий, которые бы обеспечивали оптимальное протекание определенной социальной деятельности.

 

Консультирование.

 

Под консультированием же мы понимаем решение коррекционных задач (в самом широком смысле) уже сложившейся ситуации, т.е., иными словами, психолог должен помочь клиенту (отдельному человеку, группе, организации) адаптироваться к уже существующим условиям.

 

 

Можно сказать, что если при консультировании цель психолога – максимальное проникновение в особенности конкретного случая и поиск психологических механизмов его коррекции, то при проектировочной деятельности его задачей становится выявление психологического содержания определенного вида ситуаций. Для полноценной проектировочной деятельности необходимо взаимодействие психолога с другими специалистами, только совместно с педагогами возможно провести содержательный анализ педагогической деятельности, вычленить ее психологические составляющие. Можно также говорить о необходимости сотрудничества с социологами, например, для выявления тех социальных тенденций, которые определяют развитие всей системы образования в обществе, или для прогнозирования направления изменений в межпоколенных отношениях, которые, конечно, являются важным фактором сферы воспитания.

 

Проектировочная деятельность.

 

Выделив такой вид активности психолога  в школе, как проектировочная  деятельность, остановимся на ее содержании. Первый аспект этой работы представляет собой психологическое обеспечение организационных решений всей системы образования и отдельных ее элементов. Возрастные границы начала обучения в школе, проблема дифференциации обучения, влияние всеобщности и обязательности обучения на его качество, связь выбора учебного заведения и места жительства, – все эти вопросы требуют комплексного решения с учетом в том числе и психологических аспектов. Причем привычное для психологов внутринаучное деление на "разные психологии" в практической деятельности не проходит. Так, в жизни современной школы тесно переплетены проблемы, которые мы могли бы отнести к психологии педагогической, возрастной, медицинской и, конечно, социальной. Разделить их в реальной деятельности довольно трудно и вряд ли необходимо. Однако при попытке профессиональной рефлексии, которой мы сейчас занимаемся, такое деление необходимо. Поэтому в дальнейшем мы, естественно, большее внимание будем уделять социально-психологической проблематике, которая, с одной стороны, в достаточном объеме представлена в работе школьного психолога, а с другой – является составляющей многих сложных комплексных задач.

 

Ключом к решению многих проблем  этого направления деятельности психолога в системе образования  выступает анализ функционирования школы как института социализации. Одним из аспектов этого анализа будет состояние нынешнего общества и такая его характеристика как нестабильность. Другим аспектом является анализ организации жизни школы.

3. Особенности работы психолога  в школе

 

В средней школе №57 работает заслуженный психолог- Матвеева Т.Н.

 

Образование – высшее

 

Категория: высшая.

 

Кабинет психолога представляет собой  помещение 15 м 2, предназначенное для  приема индивидуальный занятий и  хранения картотеки (инструментария, документации). Кабинет психолога эстетически оформлен. Стены и мебель окрашены в теплые тона.

 

Стандартное помещение класса предполагает разделить на несколько зон, соответствующих  функциональному назначению. Это  зона первичного приема и беседы с  клиентом, консультативная зона, зона игровой терапии, зона релаксации и снятия психолого-эмоционального напряжения.

 

- Зона первичного приема. Она  оснащается рабочим столом и  шкафом (методический материал по  диагностике и коррекционно-развивающий  материал), картотекой с данными  ребенка и результатами их обследования.

 

- Зона консультативной работы. Сюда входит журнальный столик, два кресла, диван, а также в  этой зоне должен быть неяркий  свет.

Информация о работе Практика в коррекцигнном классе для педагога психолога