Практика в коррекцигнном классе для педагога психолога

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:35, отчет по практике

Краткое описание

Индивидуальный план
Период прохождения практики в школе
Содержание деятельности в рамках прохождения практики в школе Отметка от выполнении

1неделя
Знакомство с администрацией, педагогами и психологом, знакомство с классом.

Ознакомление с кабинетом психолога и документацией.

Наблюдение за диагностической, консультативной, просветительской работой; посещение коррекционно-развивающих занятий.

Посещение занятия (урока), его психологический анализ.

Подготовка беседы для родителей. Выполнено

Оглавление

1. Характеристика школы №57 3

2. Особенности работы психолога в школе 5

3. Особенности работы психолога в школе 9

4. Знакомство с коррекционным классом 15

5. Посещение занятий для ознакомления с формами и методами работы педагога-психолога с детьми. 17

6.Организация и проведение индивидуальных обследований 26

7. Практическая работа с родителями 28

Список литературы 32

Приложение 1. 34

Приложение 2. 39

Приложение 3. 40

Приложение 4. 45

Приложение 5. 47

Приложение 6. 50

Приложение 7. 53

Приложение 8. 57

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 257.50 Кб (Скачать)

 

Рекомендации:

 

Жалобы не невнимательность и детскую рассеянность очень часты в консультативной практике. Существует несколько причин такого отклонения:

 

Несформированностъ функции внимания – необходимо выяснить, нет ли у  ребенка признаков органического  поражения мозга, служащего наиболее распространенной основой первичных нарушений внимания. При наличии таких признаков необходима медицинская помощь невропатолога.

 

Несформированностъ организации  действий – ребенок не владеет  эффективными приемами самоорганизации. Как правило, родители виновны в этом, своевременно не приучили ребенка к элементарной самостоятельности.

 

Уход от деятельности, при котором  ребенок погружен в себя, в свои фантазии и мечты, при этом создается  эффект невнимательности. При этом ребенок может прекрасно справится с заданиями, предлагаемые психологом, находя их привлекательными и интересными. Подобная избирательность внимания указывает на мотивационные причины его отклонения в определенных сферах жизни.

 

Снижение учебной мотивации  – "отключение" внимания или переключение на внешние факторы и раздражители.

 

Тревога, разрушающая деятельность.

 

Гиперактивность – двигательная расторможенность, с неизбежностью нарушает функцию  внимания. Эти нарушения являются весьма стойкими и распространяются на самые различные виды деятельности.

 

Интеллектуализм часто приводит к  бытовой рассеянности: ребенок сосредотачивается  на решении интеллектуальных задач  и искренне забывает "о мелочах  жизни".

 

Из беседы с мамой выяснилось, что, скорее всего, у мальчика не сформированы организаторские действия. Ребенок воспитывается в полной семье, не посещал детский сад. Мама и бабушка не работают, занимаются воспитанием мальчика, уделяя ему много времени, занимаются, играют, гуляют. Егор не приучен родителями к самостоятельности и ответственности. До начала обучения для мальчика и его семьи несамостоятельность не была проблемой. Егора "обслуживали" близкие, мальчик постоянно находился со взрослыми. Но с поступлением в первый класс обнажилась проблема, принося моральные и материальные издержки Егору и его близким. Маме было предложено записать ребенка на индивидуальную диагностическую работу, с целью более точного определения причины рассеянности и невнимательности. И на основании результатов, полученных в ходе психодиагностического исследования, подобрать соответствующие рекомендации для родителей.

 

Для работы с ребенком были подобраны  следующие диагностические методики: тесты "Насколько вы рассеяны?", "Воля и внимание" (О.И.Полянцева); тест "Кодирование", методики "Пиктограмма" и "Сложная фигура" (А.Л.Венгер, А.Цукерман).

5. Психологический анализ урока

 

Урок: арифметика

 

Урок по расписанию: 4 урок

 

Класс: 1 Г

 

Учитель: Санько Ирина Ивановна

 

Тип урока: урок обобщения материала.

 

Тема: Цифры от 1 до 10

 

Психическое состояние класса перед  уроком: дети были заинтересованы, возбуждены перед предстоящим уроком, т.к. наблюдали подготовительную работу педагога: подготовка наглядности, раздаточного материала. Эмоциональный фон начала урока положительный.

 

Урок способствовал развитию познавательных процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления). С этой целью педагогом были использованы разнообразные методы и приемы активизации:

 

Сам урок проходил в игровой форме;

 

Нестандартность заданий (загадки, игра "Лото, зашифрованное послание).

 

Наличие наглядного и раздаточного материала;

 

Задания как групповые, так и  индивидуальные;

 

Соревновательный момент.

 

Урок проходил в умеренном темпе, без пауз. Учитель максимально  удерживал внимание малышей практически  на протяжении всего урока, что обеспечивалось эмоциональным восприятием происходящего, созданием в ходе урока ситуаций, вызывающих удивление, интерес.

 

Речь педагога выразительная, интонации  четкие и разнообразные. Использовалась стихотворная форма заданий.

 

Широко применялась на уроке  наглядность: таблицы, карточки – лото, задания на доске, красочные рисунки, игрушки, что способствовало развитию образной памяти, запоминанию, закреплению, повторению материала.

 

Создание проблемных ситуаций, соревновательный момент, практические задания стимулировали  мыслительную деятельность детей, побуждая к действию. На уроке использовались приемы развития мыслительных операций.

 

Проявлению воображения детей  способствовали задания в стихотворной форме.

 

Чувства:

 

а) педагогом в течение урока  поддерживался положительный  эмоциональный тон, для чего были использованы следующие приемы: подбадривание, ориентация на успех, эмоциональность и образность заданий, поощрение самостоятельности и творчества;

 

б) урок способствовал развитию самостоятельности, воли, умения преодолевать трудности в учении; содействовал формированию основных мировоззренческих идей через познавательную активность и творческую самостоятельность учащихся.

 

Навыки:

 

а) в ходе урока отрабатывались практические навыки проведения опыта; решения задач; умения обобщать и делать выводы; развивались навыки наблюдения.

 

б) педагогом разнообразно использовались формы сочетания слова, наглядности, самостоятельной работы (задание  – "лото", практическое задание  – опыты, кроссворд, "зашифрованное  послание").

 

Психологические особенности учителя:

 

а) педагог на протяжение всего  урока была спокойна, уверена, требовательна. Жесты и мимика сдержанные, соответствуют  ситуации.

 

б) единичные случаи нарушения дисциплины (ссора двух соперников – капитанов) сразу же пресекались "дополнительным штрафным" заданием.

 

в) речь педагога спокойная, правильная, образная. При ответах детей педагогах  помогала формулировать ответы более  точно и лаконично.

 

г) учитель владеет умением удерживать в поле зрения весь класс, адекватно  реагирует на проявления поведения детей.

 

е) оценки, выставленные учащимся были объективными и четко аргументированы (упростил данный процесс подсчет  баллов по каждому заданию для  каждой команды);

 

ж) учителем были реализованы задачи воспитания доброжелательного отношение друг к другу, готовности к сотрудничеству и взаимопомощи.

 

Общая оценка качества урока:

 

Урок проведен на высоком уровне, в хорошем темпе, были задействованы  учащиеся всего класса, применялись  как индивидуальные так и подгрупповые задания, упражнения носили творческий характер, вызывающий интерес и стимулирующий познавательную активность и творческую самостоятельность детей.

 

Были решены образовательные задачи урока: проверены глубина и прочность  усвоения основных понятий по данной теме, выявлены типичные ошибки в знаниях с целью их последующего устранения, закреплены умения обращаться с химическими веществами и проводить простейшие опыты.

 

Игровая форма проведения и нестандартность  заданий способствовали активизации  познавательной деятельности детей  при решении задач, развитию интереса к предмету.

6. Организация и проведение индивидуальных  обследований

 

Отчет о консультациях проведенных  под руководством психолога Матвеевой  Т.Н.

Дата и время проведения консультации 

Консультируемый 

Повод обращения 

Проблема 

Краткое содержание и результат  консультации 

Консультант педагог- психолог

 

18.9.2011

 

16:00 

Родители

 

Е.Н. и Р.Н 

Ребенок невнимателен, часто хамит  учителю, отказывается выполнять задания  педагога в классе 

Не может сконцентрироваться,.неправильное восприятие роли педагога (образ врага ) 

1.      Знакомство с  родителем

 

2.      Беседа

 

3.      Выявление проблем  внутри семьи, влияющих на развитие  о ребенка с ЗПР. Оказывается  один из родителей постоянно  настраивает ребенка против педагога, чтобы поднять самооценку малыша, когда он приносит слабые оценки.

 

4.      Предложена система  совместных занятий родителей  и ребенка с психологом. 

--------

 

18.9.2011

 

16:00 

Ребенок с  диагно-зом ЗПР

 

К.М. 

 Ребенок  не дружит с другими детьми, очень закомплексо-ван и замкнут 

Замкну-тость  и необщительность 

1.      Диагностирующая беседа в ходе  которой выявлен пониженный интерес  к окружающей действительности. Ребенок боится одноклассников  и ожидает постоянного подкола  или пинка, хотя одноклассники довольно таки дружелюбны.

 

2.      В семье ребенка активно настраивают  ребенка против одноклассников, пытаясь подчеркнуть что он  случайно оказался среди умственно  отсталых ребят и они его  не любят, т.к он умный.

 

3.      Для решения проблем ребенка необходимо проведение консультационных бесед с родителями. 

-----------

 

7. Практическая  работа с родителями

 

Тема беседы: "Показатели и критерии воспитанности  школьников.

 

Проблемы  управления воспитанием личности школьника  с ЗПР"

 

Перед психологией воспитания и  обществом в целом стоит вопрос о критериях воспитанности школьника. М.В. Гамезо, например, выделяет 2 критерия воспитанности:

 

Уровень сформированности нравственных потребностей, чувств, привычек (в данном случае имеется в виду содержание нравственной сферы: то чем руководствуется человек).

 

Уровень преднамеренности, произвольности поведения: моральная устойчивость человека, умение преодолевать трудности  невозможны без умения управлять  своими желаниями, своим поведением. Способность человека действовать под влиянием намерения, преодолевать все другие непосредственные побуждения, желания, которые мешают выполнять намерение, говорит о том, что человек сознательно управляет своей мотивационной сферой.

 

Воспитанность ребенка включает:

 

– запас нравственных представлений (то, что оно знает о нормах поведения и отношения к обществу);

 

– нравственные убеждения (как ученик воспринимает нравственные нормы для  себя лично, т.е. личное, пристрастное отношение  к нравственным нормам – личностные смыслы, мотивы, ценности);

 

– реальное нравственное поведение (как  знания и убеждения реализуются  в поведении). Воспитанность есть согласованность знаний, убеждений  и поведения. Воспитуемость –  это возможности ученика к  дальнейшему личностному росту  вместе со взрослыми, восприимчивость к воспитанию, потенциальный уровень воспитанности.

 

"Проблема управления воспитанием  личности"

 

Управление предполагает не только деятельность воспитателя, оно включает все, что может так или иначе  влиять на воспитанника, формировать у него взгляды, убеждения, качества личности, позиции. Управление воспитанием включает в себя такие элементы, как:

 

– проектирование развития личности, планирование необходимых

 

– воспитательных воздействий;

 

– организацию воспитательных воздействий;

 

– регулирование и корректировку  хода воспитательных воздействий на основе текущего сбора информации;

 

– итоговый учет и контроль соответствия конечных воспитательных результатов  проекту развития.

 

Стало общепринятым мнение о том, что  управление извне поведением воспитанника в ходе воспитательного процесса превращается во внутренний механизм саморегуляция, самоуправления и самовоспитания. Различают внешнее (осуществляемое через внешние факторы) и внутреннее управление. Рассмотрим механизм превращения внешнего воспитательного управления во внутреннюю систему самоуправления и самовоспитания.

 

На первом этапе формирования личностного  свойства внешнее управление осуществляется: воспитателем, руководителем, коллективом, которые выбирают "педагогический образец", через организацию продолжительного действия образца, за счет носителя педагогического образца (яркость, популярность, авторитетность и т.д. оказывают большое влияние на принятие образца воспитанником). На этом этапе внутреннее управление – это готовность воспринимать и присваивать образец. Элементом самоуправлением здесь является интерес, обеспечивающей легкость присвоения образца.

 

На втором этапе формирования личностного  свойства (превращение стимула в  мотив) внешнее управление осуществляется в том, что: воспитатель подбирает педагогический образец и тем самым программирует мотивы, актуализируется уже сложившийся мотив, но по каким-то причинам заглушённый, осуществляется коррекция мотивации. Самоуправление мотивационной сферой проявляется в саморегуляции выбора мотивов из уже имеющихся. Внутреннее управление тождественно саморегуляции.

 

На третьем этапе осуществляется выбор формы поведения на основе мотива. Внешнее управление включает в себя, выбор и предложение  приемлемой для школьника формы  поведения, прекращение развертывания мотива в действие, поведение. Саморегуляция проявляется в соотнесении школьником адекватности мотивации и формы поведения, соотносит их друг с другом.

 

На четвертом этапе осуществляется реализация мотива в поведении и  переход последнего в привычку. Внешнее управление создает условия для успешного начала и завершения избранной формы поведения (это делает воспитатель, коллектив), условия для неоднократного выполнения данного действия, положительный эмоциональный настрой по отношению к начатому действию, корректировка действия. Через внутреннее управление (самоуправление): ученик побуждает себя начать и закончить действие, которое уже многократно выполнялось. На этом этапе самоуправление становится внешним по отношению к звеньям-этапам. (1-5 этапы формирования свойства личности).

Информация о работе Практика в коррекцигнном классе для педагога психолога