Практика в коррекцигнном классе для педагога психолога

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:35, отчет по практике

Краткое описание

Индивидуальный план
Период прохождения практики в школе
Содержание деятельности в рамках прохождения практики в школе Отметка от выполнении

1неделя
Знакомство с администрацией, педагогами и психологом, знакомство с классом.

Ознакомление с кабинетом психолога и документацией.

Наблюдение за диагностической, консультативной, просветительской работой; посещение коррекционно-развивающих занятий.

Посещение занятия (урока), его психологический анализ.

Подготовка беседы для родителей. Выполнено

Оглавление

1. Характеристика школы №57 3

2. Особенности работы психолога в школе 5

3. Особенности работы психолога в школе 9

4. Знакомство с коррекционным классом 15

5. Посещение занятий для ознакомления с формами и методами работы педагога-психолога с детьми. 17

6.Организация и проведение индивидуальных обследований 26

7. Практическая работа с родителями 28

Список литературы 32

Приложение 1. 34

Приложение 2. 39

Приложение 3. 40

Приложение 4. 45

Приложение 5. 47

Приложение 6. 50

Приложение 7. 53

Приложение 8. 57

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 257.50 Кб (Скачать)

 

На пятом этапе происходит превращение  привычной формы поведения в  свойство личности. Здесь внешнее  управление и самоуправление нивелируются. Успех формирования личности школьника  определяется соотношением внешнего и внутреннего управления. Самый благоприятный вариант, если внешнее управление и самоуправление смыкаются в одном и том же содержании, то есть цели, приемы воспитания, предлагаемые стимулы (педагогические образцы), виды управления адекватны мотивам, видам самоуправления школьника. Например, воспитывается волевое свойство – настойчивость. При этом используется некоторые педагогические образцы (настойчивый ученик, спортсмен и т.д.), применяются разнообразные виды управления на всех этапах. Все это может сочетаться с мотивом школьника формировать у себя настойчивость, проявлять ее там, где она требуется, может сочетаться с использованием всех видов самоуправления с момента действия стимула до оформления привычки и свойства. Второй вариант соотношения внешнего и внутреннего – антагонистическое противостояние, такой вариант в процессе воспитания нежелателен.

 

Высшая форма самоуправления –  самовоспитание.

 

Самовоспитание – это сознательная, систематическая работа школьников по формированию у себя общественно ценных качеств личности, преодолению недостатков поведения, отрицательных черт и качеств.

 

Список литературы

 

1. Абрамова Г.С. Психологическое  консультирование: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед.  Учеб. заведений. – М.: Академия, 2010. – 240 с.

 

2. Бесова М.А. В школе и на  отдыхе. Познавательные игры для  детей от 6 до 10лет. Популярное  пособие для родителей и педагогов.  – Ярославль: "Академия развития", – 1997, – 240с.

 

3. Венгер А.Л., Г.А. Цукерман. Психологическое  обследование младших школьников. – М.: "Владос – пресс", 2003.- 160с

 

4. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова  Л.М. Возрастная и педагогическая  психология: Учебное пособие для  студентов всех специальностей  педагогических вузов. – М.: Педагогическое  общество России, 2004. -512 с.

 

5. Лебединский В. В. Нарушения  психического развития у детей  – М.: Изд-во Моск. ун- та, 2005. –  С.27 – 34.

 

6. Овчарова Р.В. Практическая  психология в школе. М.,- 1999.

 

7. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студ. высш. Спец. Учеб. заведений. – М.: Сфера, 2000. -330с.

 

8. Основы специальной психологии: Учебное пособие / Л. В. Кузнецова,  Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева  и др. / Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Просвещение, 2009. – 387 с.

 

9. Полянцева О.И. Психология для  средних медицинских учреждений. -Ростов на Дону.: Феникс, 2005. – 415с.

 

10. Психокоррекционная и развивающая  работа с детьми: Учебное пособие  для студентов пед. заведений/Под  редакцией И.В.Дубровиной. – М.: "Академия", 1999. – 160с.

 

11. Романова Е.С., Потёмкина О.Ф.  Графические методы в психологической диагностике.- М.: Дидакт, 1998.- 94с.

 

12. Семаго Н. ПМП обследование  ребенка – М.: Норма, 2000. – 270 с.

 

13. Флэйк – Хобсон К., Робинсон  Б.Е., Скин П. Развитие ребёнка  и его отношений с окружающими.- М.: АСТ- Пресс, 1998.- 314с.

 

14. Хрестоматия по детской психологии / сост. Г.В. Бурменская.- М.: Институт  практической психологии, 1996.- 264с.

 

15. Хухлаева О.В. Основы психологического  консультирования и психологической  коррекции: Учеб. пособие для студ. Вузов / О.В. Хухлаева.- М.: Академия, 2001. – 208 с.

 

Приложение 1.

 

Должностная инструкция педагога-психолога

 

I. Общие положения

 

1. Педагог-психолог относится к  категории специалистов.

 

2. На должность педагога-психолога  назначается лицо, имеющее среднее  психологическое или среднее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Психология" (без предъявления требований к стажу работы, стаж педагогической работы (работы по специальности): от 2 до 4 лет, от 4 до 6 лет, свыше 6 лет) или высшее психологическое (педагогическое) образование с дополнительной специальностью "Психология" (без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогическойработы (работы по специальности): от 2 до 4 лет, от 4 до 6 лет, от 6 до 10 лет, свыше 10 лет) или (II, I, высшую) квалификационную категорию.

 

3. Назначение на должность педагога-психолога  и освобождение от нее производится  приказом директора учреждения  по представлению.

 

4. Педагог-психолог должен знать:

 

4.1. Конституцию РФ.

 

4.2. Законы РФ, постановления и  решения Правительства РФ и федеральных органов управления образованием по вопросам образования.

 

4.3. Декларацию прав и свобод  человека.

 

4.4. Конвенцию о правах ребенка.

 

4.5. Нормативные документы, регулирующие  вопросы охраны труда, здравоохранения,  профориентации, занятости обучающихся (воспитанников) и их социальной защиты.

 

Общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую  и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику.

 

4.7. Основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии  труда, психодиагностики, психологического  консультирования и психопрофилактики.

 

4.8. Методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения.

 

4.9. Современные методы индивидуальной  и групповой профконсультации, диагностики  и коррекции нормального и  аномального развития ребенка.

 

4.10. Правила и нормы охраны  труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

 

5. Педагог-психолог подчиняется  непосредственно директору МДОУ "Детский сад компенсирующего  вида №242".

 

6. На время отсутствия педагога-психолога  (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности  исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

 

II. Должностные обязанности

 

Педагог-психолог:

 

1. Осуществляет профессиональную  деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся (воспитанников) в процессе воспитания и обучения в учреждениях.

 

2. Содействует охране прав личности  в соответствии с Конвенцией  по охране прав ребенка.

 

3. Способствует гармонизации социальной  сферы учреждения и осуществляет  превентивные мероприятия по  профилактике возникновения социальной  дезадаптации.

 

4. Определяет факторы, препятствующие  развитию личности обучающихся  (воспитанников), и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной).

 

5. Оказывает помощь обучающимся  (воспитанникам), родителям (лицам,  их заменяющим), педагогическому  коллективу в решении конкретных  проблем.

 

6. Проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения.

 

7. Составляет психолого-педагогические  заключения по материалам исследовательских  работ с целью ориентации преподавательского  коллектива, а также родителей  (лиц, их заменяющих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся (воспитанников).

 

8. Ведет документацию по установленной  форме и использует ее по  назначению.

 

9. Участвует в планировании и  разработке развивающих и коррекционных  программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности обучающихся (воспитанников), способствует развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.

 

10. Осуществляет психологическую  поддержку творчески одаренных обучающихся (воспитанников), содействует их развитию и поиску.

 

11. Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных)  в развитии обучающихся (воспитанников), а также различного вида нарушений  социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.

 

12. Формирует психологическую культуру  обучающихся (воспитанников), педагогических  работников и родителей (лиц,  их заменяющих), в том числе  и культуру полового воспитания.

 

13. Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся (воспитанников), педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих).

 

III. Права

 

Педагог-психолог вправе:

 

1. Знакомиться с проектами решений  руководства учреждения, касающимися  его деятельности.

 

2. По вопросам, находящимся в  его компетенции, вносить на  рассмотрение руководства учреждения  предложения по улучшению деятельности.

 

В соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой должности педагога-психолога, согласованной с Минтрудом России (постановление Минтруда России от 22 ноября 1995 г. № 65) и утвержденной приказом Минобразования России и Госкомвуза России от 14 декабря 1995 г. № 622/1646, оплата труда педагогов-психологов производится в диапазоне 7-14 разрядов Единой тарифной сетки. При этом 7-12 разряды устанавливаются в зависимости от образования и стажа педагогической работы по специальности (т. е. если, кроме педагогического стажа, имеется стаж по специальности, то учитывается и тот, и другой стаж), а 12-14 разряды – в зависимости от квалификационной категории, полученной по результатам аттестации.

 

Согласно письму Минобразования России от 12 января 1993 г. № 10/32-Т (согласованному с Минтрудом России), за работу в специальных коррекционных образовательных учреждениях для детей, имеющих отклонения в развитии, ставки заработной платы (должностные оклады) педагогов-психологов, как и остальных педагогических работников, повышаются на 15-20%. Кроме того, педагоги-психологи, работающие в детских домах, специальных дошкольных образовательных учреждениях и в психолого-медико-педагогических консультациях, имеют еще одно преимущество: они пользуются отпуском продолжительностью 56 календарных дней, а педагоги-психологи, работающие в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего вида, имеют отпуск 42 календарных дня (основание: постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. № 1052).

 

Вследствие того, что педагог-психолог подчиняется как заведующему  ДОУ, так и руководителю научно-методического  кабинета, то при оформлении на работу, с одной стороны, у него должны быть заранее оговорены присутственные дни в детском саду, с другой стороны, – дни, в которые он отсутствует в ДОУ и посещает заседания научно-методического объединения психологов (например, 1 раз в две недели). Формы отчетности работы педагога-психолога тоже готовятся для обоих руководителей: как по профессиональной, так и по административной линиям подчинения.

 

Для того чтобы урегулировать эти  взаимоотношения, перед поступлением на работу педагог-психолог заключает  с администрацией ДОУ договор (на оговариваемый срок).

 

Приложение 2.

 

График работы педагога-психолога  школы №57

Понедельник 10.00-16.00

 

Экспертная работа 

10.00-12.00

 

Организационная работа 

12.00-13.20

 

Коррекционно-развивающая работа (индивидуальная работа) 

13.20-15.00

 

Консультативная работа (индивидуальные или групповые консультации) 

15.00-16.00

 

Вторник 10.00-16.00

 

Практическая работа (посещение  уроков, наблюдение за детьми) 

10.00-13.20

 

Коррекционно-развивающая работа (индивидуальная работа) 

13.20-15.00

 

Диагностическая работа (индивидуальная работа) 

15.00-16.00

 

Среда 10.00-16.00

 

Практическая работа (посещение уроков, наблюдение за детьми) 

10-00-12.00

 

Консультативная работа (индивидуальные или групповые консультации) 

12.00-13.20

 

Коррекционно0развивающая работа (индивидуальная работа) 

13.20-15.00

 

Экспертная работа 

15.00-16.00

 

Четверг

 

Методический день 

 

Пятница 10.00-16.00

 

Организационная работа 

10.00-13.20

 

Диагностическая работа (индивидуальная работа) 

13.20-15.00

 

Коррекционно-развивающая работа (групповая работа) 

15.00-16.00

 

Суббота

 

Методический день 

 

 

Приложение 3.

 

План – сетка педагога-психолога

Месяц 

Методическое

 

направление 

Диагностическое

 

направление 

Консультативное

 

направление 

Коррекционно-

 

развивающее

 

направление 

Просвещение,

 

профилактика

 

сентябрь 

Подбор диагностического инструментария для проведения диагностического обследования. 

1классы – изучение мотивации  учебной деятельности. 

Индивидуальные консультации для  родителей по вопросам воспитания и  обучения детей. 

Подбор материала для психокоррекционных занятий, составление программ 

Выступление на родительских собраниях "Адаптация к школе"

 

Индивидуальные консультации для  родителей.

 

октябрь 

Составление игровых практикумов  и подбор игрового материала для  корр. занятий. 

9кл – Диагностическое исследование: выявление интересов, способностей, склонностей в рамках предпрофильного сопровождения.

 

Исследование уровня тревожности  учащихся 5-ых классов.

 

4класс -изучение мотивации учебной  деятельности 

Индивидуальные консультации для  родителей.

 

Выступление на родительском собрании 9-ых классов по итогам диагностических  исследований. 

Информация о работе Практика в коррекцигнном классе для педагога психолога